Упражнение логопедической гимнастики на звук к. Виды упражнений по постановке звука "к" Постановка звука к г х поэтапно

Постановка звука "К"

1-й способ. Звук к следует ставить механическим способом при помощи пальца или шпателя, исходя из звука т. При этом звук т должен быть у ребенка «чистым», т. е. произноситься без призвуков.

Ребенку предлагают произносить слог та. В момент произнесения педагог нажимает пальцем на переднюю часть спинки языка, благодаря чему получается слог тя. Затем педагог продвигает палец несколько глубже, в результате чего получается слог кя. Наконец, третий этап - еще более глубокий нажим на язык - дает твердый звук - ка.

Довольно часто бывают такие случаи: как только педагог приближает свой палец ко рту ребенка, тот сразу же отодвигает язык вглубь рта - прячет язык от педагога. В таких случаях педагог должен приучить ребенка к пальцу. Для этого он просит ребенка произносить слог та, а сам только кладет свой палец на кончик его языка, не нажимая на него. Так следует упражнять ребенка до тех пор, пока он не научится в этом положении не отодвигать кончик языка назад. Тогда педагог начинает выше описанную работу по постановке звука к.
Сначала педагог пользуется для постановки только своим пальцем, но как только звук к получается правильно с его помощью, он учит ребенка пользоваться своим собственным пальцем.

Механическое воздействие на язык не следует прекращать слишком рано, иначе могут легко укорениться различные дефекты произношения к, например, мягкий звук или звук к с горловым оттенком.

2-й способ. Постановка К на вдохе. Беззвучная или шепотная имитация храпа (следить, чтобы не появился горловой звук Р). Похрапеть можно с переливами в свое удовольствие. Как правило, после упражнения слышится звук, похожий на К. Затем произносят КА на вдохе, и наконец, КА на выдохе. Далее автоматизация идет по традиционной методике: КА-КО-КУ-КЫ и группа мягких КИ-КЕ-КЁ.

Недостатки произношения звука "к"

1. Вместо к слышится просто краткий выдох или кашлеобразный звук, вызванный смыканием голосовых связок с последующим взрывом смычки. Язык участия в артикуляции не принимает.

Исправление: ставить звук заново.

2. к заменяется звуком х. Причина: язык неплотно прижимается к нёбу, оставляя щель, через которую с шумом проходит воздух.

Исправление:

А) дать возможность ребенку на тыльной поверхности кисти руки ощутить разницу между резким толчком воздуха при к и плавной струей при х;

Б) если это не поможет, ставить заново механическим способом.

3. Вместо к твердого слышится мягкое (кет место «кот»). Причина: язык смыкается не с задней, а со средней частью нёба. Эта артикуляция является правильной для ке, ки, где звук к смягчается под влиянием следующих гласных.

Исправление: показать перед зеркалом, что язык должен быть оттянут назад. С помощью шпателя, пальца или зонда нажать на спинку языка и отодвинуть язык назад настолько, насколько это окажется необходимым для получения твердого к. Показать ребенку, на какую глубину он должен вводить в рот свой палец (две фаланги).

4. Слышится глубокое, горловое к, свойственное некоторым восточным языкам. Причина: язык смыкается своей корневой частью с нижним краем мягкого нёба и с задней стенкой глотки. Недостаток носит устойчивый характер и возникает обычно потому, что педагог или сам ребенок слишком глубоко нажимают на спинку языка при постановке звука.
Исправление: ставить звук заново, исходя из слога та и нажимая на язык несколько менее глубоко, чем требуется для твердого к (чтобы ребенок вновь не сбился на горловое произношение звука).

5. После звука к в обратном слоге и в сочетании с другими согласными слышится призвук э (ы). Обычно этот недостаток соответствует аналогичному дефекту произношения звуков п и т.

Исправление:

А) проверить произношение звуков п и т, если оно страдает аналогичным дефектом, прежде всего исправить эти звуки;

Б) устранить недостаток произношения звука к путем сопоставления со звуком п или т (ап-ак, ат-ак). Приложить руку ребенка к гортани и показать, что после произнесения звука к она не должна вибрировать. Временно преувеличить силу выдоха после взрыва, дав ее ощутить на тыльной поверхности ладони (или на полоске бумаги, поднесенной ко рту).

6. Вместо к получается г. Причина: в работу включаются голосовые связки. Обычно подобное озвончение звука к соответствует аналогичному дефекту произношения звуков п и т.
Исправление:

А) проверить произношение звуков п и т, если они озвончаются, прежде всего исправить эти звуки;

Б) устранить озвончение к путем сопоставления со звуками п и т (па-ка, та-ка, апа-ака, ап-ак). Обратить внимание ребенка на то, что в момент смычки и взрыва гортань не должна вибрировать (приложить руку к гортани). Временно преувеличить силу выдоха после взрыва.

7. Произношение к, особенно в обратном слоге, напоминает звук, слышимый при откупоривании бутылки. Причина состоит в том, что, как и при аналогичном недостатке произношения звуков п и т, одновременно со смычкой языка и нёба смыкаются и голосовые связки (без вибрации). Взрыв производится за счет воздуха, находящегося в полости рта и глотки.
Исправление:

А) проверить произношение звуков п и т и исправить его (если необходимо);

Б) сопоставлять произношение всех трех звуков (п - т - к; an - ат -ак).
Во избежание возврата к дефектному произношению следует в течение некоторого времени требовать от ребенка, чтобы он произносил звук к с некоторым придыханием.

У нас многонациональная страна, и поэтому в зависимости от принадлежности человека к какой — либо национальности произношение разных звуков может вызывать затруднение. Специфическое строение органов артикуляционного аппарата меняет силу и направление потока воздуха, выходящего из организма. Бывают случаи, когда разговаривая с кем-то, по акценту его речи понимаем, что он из другого региона, области или города. Но это не единственная причина, по которой плохо выговариваются буквы нашего алфавита. Данная статья, независимо от того где человек родился и где живёт, даст необходимый навык в правильном произношении звука, связанного с высоким подъёмом корня языка.

Возможные проблемы

Интересен факт произношения звука «к». Он напрямую связан с корнем нашего главного речевого органа. В ряде случаев звук произносится смазано и нечётко, цепляя другие звуки — «г», «х», «д», «т». Здесь возможна причина, связанная с врождённым отклонением. Могут повлиять на качество произносимого звука стрессовые ситуации, последствия повреждения органов речи и дыхания, после каких либо травм. Самая простая причина — ребёнок просто ленится. Мы должны вовремя, на раннем этапе разобраться с ситуацией и своевременно начать работу по коррекции речи.

Взгляд со стороны

Посмотрим на человека, у которого не всё нормально с дикцией. Общаясь с ним, трудно понять, о чём он говорит. Нередко отпадает желание продолжать разговор или что-то объяснять ему. Над таким человеком смеются, а многие даже злятся на него. У детей такие взаимоотношения очень ярко выражены. И вот поэтому надо править речь с раннего возраста, чтобы дети свободно себя чувствовали в обществе, хотя, конечно, эта проблема не относится к основным в жизни. Но если есть возможность, желательно потренировать речь, чтобы произношение было четким.

На что делаем акцент

Тонкость обучающего процесса в произношении буквы «к» заключается в том, что надо направить внимание малыша на внутреннюю (среднюю и заднюю) часть языка. Но в образовании выговариваемых букв активно участвуют и другие органы нашего речевого аппарата. Это верхняя и нижняя челюсть, губы, мягкое и твёрдое нёбо. Поможет нам в правильном взаимодействии всех этих органов артикуляционная гимнастика для заднеязычных звуков.

Занятие

Занятие артикуляционной гимнастики для звука «к» кроет в себе совокупность работы речевых органов и мозга. Ученик должен осмыслить положение артикуляционных органов и правильно их сориентировать. К тому же он должен, понять какие мышцы нужно напрягать, а какие расслаблять. В этом помогает ему педагог.

Организация занятий

Необходимо тщательно подготовиться к проведению уроков. Составить план тренировок с постепенным увеличением нагрузки. Приготовиться к тому, что понадобятся зеркала – большие и маленькие. Необходимо будет приобрести средства корректировки положения органов во рту – медицинские детские шпателя. Можно использовать ложку или собственный палец, обёрнутый в стерильную салфетку. Плюс ко всему приготовить пузырёк со спиртосодержащей жидкостью, для дезинфекции предметов, которые будут фиксировать положение языка во рту.

Главные этапы обучения

Проводить занятия следует при соблюдении определённых правил.

1.Упражнения выполняем два-три раза в день. Протяжённость тренировки около пяти минут.

2.Движения артикуляционных органов повторяем по 4-5 раз.

3.Усложнять тренировки нужно постепенно, не перегружая напряжение мышц.

4.Вначале отработать статические позиции языка в данных упражнениях. Достаточно 10-15 секунд по времени на каждое положение.

5.Затем эти позиции соединить с движениями других органов артикуляционного аппарата и подключить дыхательный отдел организма.

6.Связать положение или тренировку мышц с каким-либо персонажем из сказки, предметом из жизни (обезьянка, лопаточка, мостик). Ввести ребёнка в игру.

7.Новое упражнение вводить только после закрепления предыдущего.

8.Необходимо, чтобы ребёнок при выполнении данной гимнастики сидел на стуле, чтобы концентрация энергии была в верхней части организма.

9.Малыш должен сидеть перед зеркалом, чтобы видеть свою артикуляцию и запоминать правильные движения.

Подсказки и вмешательства

Качественное выполнение упражнений во многом зависит от педагога. Для того, чтобы понятно объяснить выполняемое движение, необходимо уметь показывать «невидимое». Взрослый перед началом занятий сам поэтапно должен отработать урок, придумать интересную игровую постановку. И уже затем в процессе тренировки учитель аккуратно вмешивается в ход занятия с помощью детского шпателя или собственного пальца, двигая язык в нужную часть полости рта. В достижении необходимой цели поможет комплекс артикуляционной гимнастики заднеязычных звуков.

Шагаем к цели

С помощью данной гимнастики, отрабатывается правильное произношение букв «к», «х» и «г». Нас интересует «к». Его сложнее произнести с точки зрения мышц языка. Перейдём непосредственно к описанию упражнений для постановки данного звука.

«Язычок – борец»

Укрепляем мускулатуру языка.

Взрослый садится перед лицом ребёнка и объясняет ему правила игры, в которой язычок будет бороться с посторонним предметом во рту. Пусть посторонним предметом будет чистая ложечка, к ней малыш уже привык. Предмет упирается в верхнюю часть кончика языка и начинается «борьба». При этом рот должен быть достаточно открыт, чтобы язык был виден. Наш «борец» пытается вытолкнуть «чужака» со своей территории.

Преподаватель старается увидеть выгнутую спинку языка, стремящуюся к нёбу. При этом необходимо добиться того, что бы приподнялся корень языка. Данное упражнение следует делать в несколько ступеней, которые должны быть разделены во времени. Не перегрузите мускулатуру язычка, иначе потом придётся долго отдыхать. Задача взрослого — добиться нужного положения «борца» во рту малыша – подняться должна не только середина, но и корень язычка. В последующих уроках надо закреплять положение языка, чтобы ребёнок запоминал.

«Массаж»

Расслабляем мышцы языка, увеличивая кровоснабжение.

Приоткрыть рот, улыбнуться. Двигать язычок по нижней губе вперёд-назад, покусывая его зубками.

«Самомассаж»

Научится расслаблять распластанный на губе язык.

Улыбнуться, подать язык вперёд, приоткрыть рот. Язик слабо прижать к нижней губе. Пошлёпать язычок губами – на выдохе получится «пя–пя–пя». Данное упражнение ещё называют так — «наказать непослушный язычок».

«Блинчик»

Учимся удерживать язык в расслабленном состоянии.

Рот открыт. Язычок лежит и «отдыхает» на нижней губе. В таком состоянии улыбнуться, затем убрать улыбку с лица. Далее чередуем и меняем мимику лица.

«Мостик»

Учимся выгибать и удерживать язык дугой к твёрдому нёбу, тем самым развиваем мускулатуру язычка.

Открыть рот, упереть язычок остриём в передние нижние зубки и выгнуть горкой. Шпателем помочь малышу сделать дугообразный мостик во рту. Второе название этого упражнения — «горка».

«Мостик смело соберём и очень быстро разберём»

Связываем упражнения напряжения и расслабления.

Приоткрыть рот, упереть язык в нижние передние зубки и выгнуть горкой. Зафиксировать, а затем расслабить его – уронить вниз. Затем попеременно эти движения повторяем.

«Лопаточка»

Расслабляем мышцы языка.

Улыбнуться, приоткрыть рот и положить расслабленный язычок передним краем на нижнюю губу. Отдыхаем несколько секунд.

«Ветер дует с горки»

Учимся гнать воздух по языку. Включаем в работу дыхательный аппарат.

Открыть рот и сделать «горку». Вдохнуть и выдохнуть, направляя воздух по язычку наружу. Сосредоточить внимание малыша на «переход» вдоха к выдоху. В этот момент мягкое нёбо приподнимается и закрывает ход воздуху в полость носа. Получается кряхтящий выдох. Мы начинаем ловить звук «к».

«Катание с горки»

Укрепляем мышцы языка. Активизируем работу мягкого нёба вместе с дыхательными органами.

На ладошку взрослого или ребёнка кладётся шарик, сделанный из ваты или бумаги. Малыш открывает рот и делает «мостик». Но наш язычок на мостике ещё и «борец», край языка отодвигается от передних зубок, язычок готовится к толчку. Затем вдыхаем и резко выдыхаем воздух, так, чтобы подвинуть шарик на ладошке. На «границе» вдоха-выдоха активно начинают работать мышцы мягкого нёба. Звук «к» должен «вылететь» изо рта.

Первые звуки «к» будут «напряжёнными». Если слышимость буквы будет недостаточная, то следует попросить ребёнка покашлять в процессе выполнения таких упражнений, как «мостик» и «язычок – борец». Впоследствии с ходом занятий ребёнок задействует работу своего мозга и поймёт, как ему надо активизировать мышцы во рту и буква «к» будет выговариваться спокойно. Особое внимание следует обратить на чередование упражнений по напряжению и расслаблению мышц. Уважаемые родители, не торопитесь и не ускоряйте процесс. Берегите мышцы языка малыша от перегрузок, и результат не заставит долго ждать.

Зонд для постановки заднеязычных звуков

Заднеязычные звуки (К, Г, Х) в речи ребёнка появляются достаточно рано, обычно до 2х лет, однако в практике не редко встречаются дети, у которых нарушено произношение этих звуков.

О правильной артикуляции и нарушениях произношения заднеязычных звуков (К, Г, Х,) можно прочитать .

Для того, чтобы подготовить мышцы языка к произношению заднеязычных звуков, выполняются определённые . В основном, это упражнения на укрепление мышц задней части языка.

Упражнения для подготовки к постановке заднеязычных звуков

1. Кончик языка упирается в нижнюю десну, задняя часть спинки языка поднимается и опускается. Рот широко открыт. Необходим зрительный контроль в зеркале.

2. Присасывание спинки языка к твёрдому нёбу. Кончик языка у нижних дёсен.

Постановка звука К

1. По подражанию (если звук отсутствует). Имитация выстрела пистолета.

2. Постановка К от переднеязычного Т с помощью шпателя, зонда или других подручных средств.

Ребёнок произносит ТА-ТА-ТА. Логопед нажимает шпателем(зондом) на переднюю часть спинки языка, продвигаясь приблизительно на 1 см. Получается примерно так: ТА-ТЯ-КЯ-КА.

В некоторых случаях, я просто использую палец, обёрнутый стерильной марлевой салфеткой или чистым носовым платком и отодвигаю спинку языка кзади.

3. От сформированного с помощью гимнастики правильного артикуляционного уклада. Кончик языка у нижних дёсен, задняя часть спинки языка плотно прижата к нёбу. Добавляем сильный резкий короткий выдох.

Постановка звука Г

1. Звук Г ставится от звука К путём озвончения.

2. Так же звук Г можно поставить по аналогии со звуком К от слога ДА механическим способом.

ДА-ДЯ-ГЯ-ГА.

Постановка звука Х

1.От звука СЬ механическим способом, продвигая шпатель (зонд) или черенок чайной ложки по спинке языка вглубь полости рта СЬ-Щ-ХЬ-Х или СА-ЩА-ХЯ-ХА

2. От звука К. Произносить звук К с придыханием, т.е. К не резкий, взрывной, а плавный с размыканием смычки и переход её в щель КХХхх.

3. По подражанию (если звук отсутствует). Имитация согревания рук дыханием.

Логопедам!

Добавляйте свои способы постановки заднеязычных звуков в комментариях или напишите, какие способы постановки заднеязычных Вы обычно используете.

Если Вы сочли данную информацию полезной, делитесь с друзьями в социальных сетях. Если есть вопросы по теме, пишите в комментариях. Ваш логопед онлайн, Перфилова Наталья Владимировна.

| | | | |
Трудные гласные буквы: е;ё;ю;я | ё;у;е;ы;а;о;э;я;и;ю |
Постановка согласных звуков и букв: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Трудные согласные буквы: б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

Коррекционная работа должна быть комплексной и систематической. К вашим услугам разнообразные занимательные упражнения на развитие речи (), Речь - высшая психическая функция человека. Она обеспечивается головным мозгом, поэтому, отклонения в ее работе должны быть вовремя замечены и исправлены. Дети с тяжёлыми нарушениями речи нуждаются в систематической помощи логопеда. Лучше всего, если занятия будут проходить попутно. Например, идете в садик и учитесь говорить определенное слово. Или учите песенку. Здесь на сайте вы найдете упражнения на постановки всех звуков русского алфавита, а еще обучите ребенка читать. Чем больше активности вы будете проявлять с детишками, тем быстрее он обучится правильно говорить.

Исправление нарушений произношения звука /Х/.

Если у ребенка нарушено произношение всех твердых задне¬язычных звуков, сначала поставьте ему произношение звука/Х/, затем /К/, после этого /Г/. Если у ребенка получился раньше звук /Х/, приступаю к постановке звука /К/, а затем, опираясь на пра¬вильное произношение этого звука, к постановке звуков /Х/ и /Г/.

Постановка звука /Х/ по подражанию..

а). Звук /Х/ легко вызывается по подражанию с использованием игрового приема: «Открой широко рот и подыши на свои руки, «погрей их». При этом логопед следит, чтобы кончик языка ребенка находился внизу, а задняя часть круто поднималась вверх, но не касалась нёба. Можно, например, сначала предложить ребенку сделать «невысокую горку», а уж потом «пустить ветерок».

б). Можно предложить ребенку смешную картинку или игрушку, чтобы вызвать у него смех, посмеяться вместе с ним, после чего обратить его внимание на смех: мы смеемся «ха-ха-ха». Закрепляем звук /Х/ в сочетании с другими гласными (О, Э, Ы).

Постановка звука /Х/ с механической помощью.

Если по подражанию вызвать звук не удается, его можно ставить с механической помощью, то есть с помощью зонда двигать язык вглубь языка. Просим ребенка произносить слог «са», при правильном положении языка получится «са-са- ха-ха».

Постановка звука /Х/ от правильного /К/..

Ребенку предлагается часто и протяжно произносить звук /К/. В это время получается сочетание «кх». Необходимо обратить внимание ребенка на то, что вслед за звуком слышится звук /Х/, после чего отрываем /К/ от/Х/. Получается /Х/.

Постановка звука /Х’/ по подражанию:

Звук /Х/’ вызывается сразу в слогах. Логопед предлагает ребенку улыбнуться и неоднократно произнести слог «ХИ», подражая смеху маленькой девочки.

Постановка звука /Х’/ с механической помощью:

Звук /Х’/ ставится от опорного звука /С/, Ребенку предлагается произносить слог «СА», логопед с помощью зонда отодвигает язык вглубь рта до тех пор, пока не послышится звукосочетание «хя»: «са-ся-хя».

Приёмы постановки звуков [г, к, х]- [г", к", х"]

Подготовительный этап.

При отсутствии или искажении звука: необходимо добиться подъема задней части спинки языка к небу и дать ребенку почувствовать эти движения. Два основных движения:

  1. «Кто сильнее?» — у ребенка губы в улыбке, рот открыт. Логопед кладет чисто вымытый палец на кончик языка, находящийся за нижними резцами, и отодвигает весь язык назад. Ребенок старается языком вытолкнуть палец логопеда, при этом у него высоко поднимается задняя часть языка (далее ребенок сам нажимает на язык, отодвигая его назад).
  2. «Сделаем горку» — губы в улыбке, рот открыт, кончик языка оттянут от нижних резцов, а задняя часть языка высоко поднята вверх и касается мягкого неба. Держим 2-3 секунды и отпускаем. Повторять несколько раз (по подражанию), тем самым у ребенка воспитывают умение чувствовать, как задняя часть его языка сильно вытягивается вверх глубоко во рту.

Способы постановки:

По подражанию: ребенку предлагается выгнуть язык «горкой», прижать к небу и, не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту => [к]. Если по подражанию не удается, то механически:

  1. [к] от ТА;
  2. [г] от ДА;
  3. [х] от СА.

Логопед нажимает на переднюю часть спинки языка зондом, шпателем или пальцем ребенка, отодвигая язык назад и предлагает говорить слоги.
При заменах: вырабатываем подъем задней части спинки языка к небу; дифференцируем на слух звуки [г, к, х] и их заменители; различаем положение языка при произнесении звуков [г, к, х] и их заменителей; постановка по подражанию или механически.

Постановка звука «Х» при замене на «Т».

Обратить внимание на то, что звуки разные по месту образования и по способу.звук «Т» - взрывной, губно-зубной, а звук «Х» - щелевой, заднеязычный.Эти особенности и обыграть:постановку проводить медленно от сочетания "ХК". Или попросить ребёнка округлить губы,затем завести кончик языка за нижние резцы, сделать язык "горкой" и пустить ветерок.
Из книги В.М. Акименко "Исправление звукопроизношения у детей"

Постановка звука«К»от«Т».

Зондом- рамкой или шпателем от слога «та». Передвигая кончик языка зондом внутрь рта, мы слышим в начале «кя», затем «ка».

Постановка звука«К»на вдохе.

1. Ребенок должен на вдохе как можно дальше в горло «всосать» язык, «как улитку в раковину». Покажите ему как это сделать, при этом вы должны произносить на вдохе слоги, близкие по звучанию к звукосочетанию [ка — ка — ка].
2. Еще это можно сравнить с беззвучной (шепотом) имитацией храпа, только следите, чтобы в вашем произношении не появлялось раскатистого горлового звука, напоминающего грассирующий звук [р] (после [к] может слышаться короткий придыхательный звук, напоминающий [х]). Вы можете произносить звук, максимально близкий по звучанию к звуку [к].
3. В дальнейшем пусть ребенок произносит слог [ка] сначала на вдохе и тут же на выдохе («всосал улитку — теперь выпусти ее» или «всхрапнул внутрь — теперь наружу»). Для того чтобы избежать появления раскатистого произношения, слоги нужно произносить очень тихо, шепотом (чтобы не разбудить своим храпом кого-нибудь спящего рядом).
4. Когда слог [ка] на выдохе ребенок будет произносить свободно, сообщите ему, какой звук он произносит, пусть повторит его за вами изолированно.
5. Затем тренируйте произношение звука [к] в слогах с другими гласными и только на выдохе. Слоги ребенок должен повторять за вами.

Постановка звука«К»от правильного«Х».

1. Обратите внимание ребенка на то, что, когда он тщательно произносит звук [х], корень его языка прикасается к нёбу, пусть ощупает языком это место. Нужно, чтобы во время длительного, протяжного произнесения звука [х] ребенок в том месте, где он ощущает прикосновение языка к нёбу, зажал им щель и перекрыл ток воздуха, как бы «поставил там точку» языком.
2. Под образовавшейся смычкой воздушная струя окажется под некоторым давлением. В этот момент ребенок, слегка кашлянув, должен выдохнуть ее изо рта себе на ладонь, в результате послышится звук [к].
3. В дальнейшем ребенок должен сразу зажимать корнем языка щель в горле и произносить звук [к]. Если звук получается слишком «взрывным» или напряженным, а также, если он имеет придыхательный оттенок, нужно потренировать его шепотное произношение (шепотом — «покашливайте» едва слышно, почти без выдоха, устранив из своего произношения срединный призвук [х]. Ребенок должен повторять за вами. Делать это нужно после полного выдоха).
4. После того как звук у ребенка получается свободно, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.
5. Затем переходите к произношению слогов (по подражанию).

Постановка звука«К»по подражанию.

1. Ребенок должен «покашливать» вслед за вами. Широко откройте рот, чтобы ребенок видел, как расположен ваш язык, и, выдохнув воздух, имитируйте легкое покашливание (такое, какое бывает, когда саднит горло), с ощутимым призвуком [к] ([кхэ]). «Покашливать» нужно тихо с минимальным выдохом, тогда между звуками [к] и [э] не будет выраженного звука [х], а будет слышаться только легкое придыхание. Повторяя за вами упражнение, ребенок должен «покашливать» себе на ладонь.
2. Большим и указательным пальцами руки можно несколько сдавить ему шею в области горла сразу под подбородком. Это сделает звук [к] при «покашливании» более отчетливым.
3. После этого покажите ребенку, как «покашлять» шепотом — «покашливайте» едва слышно, почти без выдоха, устранив из своего произношения срединный призвук [х]. Ребенок должен повторять за вами. Делать это нужно после полного выдоха.
4. Если получится правильный звук [к], то есть ребенок фактически произнесет слог [кэ], потренировав его, переходите к слогам с другими гласными звуками. Можно дать такую инструкцию: «Теперь будем покашливать так: [ка — ка — ка]»
5.
В конце произнесите звук изолированно, пусть ребенок повторит его за вами.

Постановка звука«Х»от правильного мягкого«Хь.»

Чтобы отвлечь внимание ребенка, скажите, что вы с ним учитесь «смеяться».
1. Вслед за вами ребенок должен «хихикать», тщательно и утрированно произнося слоги [хи — хи — хи]. Произносить нужно тихо и отрывисто, иначе упор пойдет на гласный звук и характерное звучание согласного частично утратится. Ребенок должен чувствовать, как воздушная струя «верещит» у него в горле. Можно подставить ко рту ладонь, чтобы чувствовать на ней выдох.
2 . Дальше, произнося эти слоги, нужно открыть рот шире, примерно на ширину пальца. В этом положении ребенок должен «хихикать» вслед за вами следующим образом: [хи — ха — хи — ха] (поскольку рот приоткрыт, вместо [хи] будет выходить почти [хы]). Если в слоге [ха] будет слышаться полноценный твердый звук [х], переходите к слогам с гласными [э, о, у, ы]. Все выполняется по подражанию.
3. Если звук [х] будет сохранять некоторую мягкость (слог [ха] будет звучать близко к [х"я]), нужно произносить слоги [хи — хи — ха — ха — ха] следующим образом. При произнесении слогов [ха — ха — ха] ребенок должен постепенно все шире и шире открывать рот, пока не послышится полноценный звук [х]. Слоги со звуком [х"] нужно произносить, максимально утрируя характерное звучание этого звука. Ребенок выполняет упражнение вслед за вами. Напоминайте ему, чтобы он не отрывал язык от того места в горле, где он произносит свой «хихикающий» звук.
4. Слоги с другими гласными нужно также произносить, пошире открывая рот.
5. В конце произнесите звук изолированно, пусть ребенок повторит его за вами.

Материал взят из книги М. Поляковой "Самоучитель по логопедии. Универсальное пособие"


Постановка звука «Х»от правильного «К».

Вы только даете ребенку инструкции, не используя при этом собственного произношения.
1. Пусть ребенок, не отрывая языка от нёба, длительно и внятно произнесет звук [к]. Получится звукосочетание [кх – х - х]. Укажите ребенку на то, что вслед за [к] слышится другой звук, именно тот, который вам нужен. Пусть ребенок подставит ко рту ладонь и будет «дуть» в нее следующим после [к] звуком.
2. Дальше нужно произносить звукосочетание (фактически слог [кх – х - ха] (используя соответствующую картинку), в середине должен быть длительно звучащий [х], звук [а] на конце должен произноситься кратко и отрывисто — это придаст звуку [х] большую внятность.
3. Затем ребенок должен произносить слоги [кх – х – ха - ха - ха] (скажите ему, чтобы он повторял только второй после [к] звук
4. Сообщите ребенку, какой звук он выговаривает.
5. В дальнейшем следует произносить слоги [ха — ха — ха] и слоги остальными гласными звуками. Это можно делать по подражании

Постановка звука «Х» по подражанию.

Этот способ можно использовать, когда ребенок либо вообще не выговаривает звук «Х»(вместо него может слышаться выдох), либо заменяет его на звук [ф]. Во время работы над звуком следите, чтобы ребенок не открывал широко рот, именно из-за этого чаще всего нарушается произношение заднеязычных звуков (задняя часть спинки языка не дотягивается до нёба). Зубы должны быть в форме правильного прикуса. При нарушенном прикусе рот должен быть максимально прикрыт.
1. Ребенок должен имитировать смех. Делать это нужно после выдоха (плечи должны быть опущены), «смеяться» нужно негромко и низким голосом. Вы должны очень эмоционально (для того чтобы ребенок не догадался, что вы на самом деле произносите звук [х]) произносить слоги [ха — ха — ха] (звук [а] должен звучать, как нечто среднее между [а] и [э]).
2. Пусть ребенок «смеется», подставив ко рту ладонь и «попадая» в нее своими «смешками» (струя воздуха должна ощущаться горячей). Вначале вам не следует произносить звук [х] слишком отчетливо (особенно, если ребенок заменяет его на [ф]), пусть произнесение этих слогов больше напоминает смех.
3. В дальнейшем вы предлагаете ребенку «смеяться» более «внятно», «с нажимом» (он может «похохотать» «насмешливо», даже «издевательски»), «смешки» должны быть короткими и четко «попадать» в ладонь. Вы более внятно произносите звук [х].
4 . После этого под видом смеха ребенок должен повторять за вами слоги [хо — хо — хо], затем — слоги с другими гласными.
5 .Когда ребенок начнет безошибочно произносить звук, сообщите ему, какой звук он на самом деле выговаривает.

Постановка звука «Х» по подражанию.

Способ заключается в имитации смеха.

Смеяться надо после выдоха (плечи опущены), негромко, низким голосом.

Для контроля – ладонь, ощущающая «смешки» - толчки горячего воздуха.

В дальнейшем предлагается ребенку смеяться, произнося ХО-ХО-ХО, ХЭ-ХЭ-ХЭ, ХЫ-ХЫ-ХЫ и мягкие ХИ, ХЕ, ХЁ.


Постановка звука«Г».

Зондом- рамкой или шпателем от слога "ДА", передвигая кончик языка зондом внутрь рта, в начале слышится "ГЯ", а затем "ГА".

Постановка звука «К».
Звук «К» следует ставить механическим способом при помощи пальца или шпателя, исходя из звука «Т». При этом звук «Т» должен быть у ребенка «чистым», т. е. произноситься без призвуков.
Ребенку предлагают произносить слог «ТА». В момент произнесения педагог нажимает пальцем на переднюю часть спинки языка, благодаря чему получается слог «ТЯ». Затем педагог продвигает палец несколько глубже, в результате чего получается слог «КЯ».

Наконец, третий этап — еще более глубокий нажим на язык — дает твердый звук — «КА».
Довольно часто бывают такие случаи: как только педагог приближает свой палец ко рту ребенка, тот сразу же отодвигает язык в глубь рта — прячет язык от педагога. В таких случаях педагог должен приучить ребенка к пальцу. Для этого он просит ребенка произносить слог «ТА», а сам только кладет свой палец на кончик его языка, не нажимая на него. Так следует упражнять ребенка до тех пор, пока он не научится в этом положении не отодвигать кончик языка назад. Тогда педагог начинает выше описанную работу по постановке звука «К».
Сначала педагог пользуется для постановки только своим пальцем, но как только звук «К» получается правильно с его помощью, он учит ребенка пользоваться своим собственным пальцем.
Механическое воздействие на язык не следует прекращать слишком рано, иначе могут легко укорениться различные дефекты произношения к, например, мягкий звук или звук «К» с горловым оттенком.

Недостатки произношения звука «К».
1. Вместо«К»слышится просто краткий выдох или кашлеобразный звук, вызванный смыканием голосовых связок с последующим взрывом смычки. Язык участия в артикуляции не принимает.
Исправление: ставить звук заново.
2. «К»заменяется звуком«Х». Причина: язык неплотно прижимается к нёбу, оставляя щель, через которую с шумом проходит воздух.
Исправление: а) дать возможность ребенку на тыльной поверхности кисти руки ощутить разницу между резким толчком воздуха при «К» и плавной струей при «Х»;б) если это не поможет, ставить заново механическим способом.

3. Вместо«К»твердого слышится мягкое («кет» место «кот»). Причина: язык смыкается не с задней, а со средней частью нёба. Эта артикуляция является правильной для «КЕ»,«КИ», где звук «К»смягчается под влиянием следующих гласных.
Исправление : показать перед зеркалом, что язык должен быть оттянут назад. С помощью шпателя, пальца или зонда нажать на спинку языка и отодвинуть язык назад настолько, насколько это окажется необходимым для получения твердого «К». Показать ребенку, на какую глубину он должен вводить в рот свой палец (две фаланги).

4. Слышится глубокое, горловое «К», свойственное некоторым восточным языкам. Причина: язык смыкается своей корневой частью с нижним краем мягкого нёба и с задней стенкой глотки. Недостаток носит устойчивый характер и возникает обычно потому, что педагог или сам ребенок слишком глубоко нажимают на спинку языка при постановке звука.
Исправление: ставить звук заново, исходя из слога «ТА» и нажимая на язык несколько менее глубоко, чем требуется для твердого «К» (чтобы ребенок вновь не сбился на горловое произношение звука).

5. После звука «К»в обратном слоге и в сочетании с другими согласными слышится призвук «Э» («Ы»). Обычно этот недостаток соответствует аналогичному дефекту произношения звуков «П» и «Т».
Исправление : а) проверить произношение звуков «П» и «Т», если оно страдает аналогичным дефектом, прежде всего исправить эти звуки;
б) устранить недостаток произношения звука к путем сопоставления со звуком «П» или «Т» («ап-ак, ат-ак»). Приложить руку ребенка к гортани и показать, что после произнесения звука «К» она не должна вибрировать. Временно преувеличить силу выдоха после взрыва, дав ее ощутить на тыльной поверхности ладони (или на полоске бумаги, поднесенной ко рту).

6. Вместо «К» получается «Г». Причина:в работу включаются голосовые связки. Обычно подобное озвончение звука «К» соответствует аналогичному дефекту произношения звуков «П» и «Т».
Исправление: а) проверить произношение звуков «П» и «Т», если они озвончаются, прежде всего исправить эти звуки; б) устранить озвончение к путем сопоставления со звуками «П» и «Т» (па-ка, та-ка, апа-ака, ап-ак). Обратить внимание ребенка на то, что в момент смычки и взрыва гортань не должна вибрировать (приложить руку к гортани).
Временно преувеличить силу выдоха после взрыва.

7. Произношение «К», особенно в обратном слоге, напоминает звук, слышимый при откупоривании бутылки. Причина:состоит в том, что, как и при аналогичном недостатке произношения звуков «П» и «Т», одновременно со смычкой языка и нёба смыкаются и голосовые связки (без вибрации). Взрыв производится за счет воздуха, находящегося в полости рта и глотки.
Исправление : а) проверить произношение звуков «П» и «Т»и исправить его (если необходимо); б) сопоставлять произношение всех трех звуков (п — т — к; aп — ат —ак).
Во избежание возврата к дефектному произношению следует в течение некоторого времени требовать от ребенка, чтобы он произносил звук к с некоторым придыханием.