Твердый слог слияние. Общий букварь - введение в методику обучения чтению. Обучение ребенка алфавиту

Знакомство с понятиями «гласные» и «согласные» звуки.

Проводим анализ слова «аист». Выделяем первый звук [а].

- Возьмите зеркало и три раза протяжно произнесите первый звук слова. Как выходит воздух при произнесении звука – свободно или с преградой? Звуки, при произнесении которых воздух проходит свободно, без преград, называют гласными. Они произносятся с помощью голоса, поэтому называются гласными. На схеме гласный звук обозначается красным квадратиком. Давайте произнесём последний звук слова. Возьмите зеркало и три раза протяжно произнесите звук слова. Как выходит воздух при произнесении звука – свободно или с преградой? Звуки, при произнесении которых воздух проходит, встречая преграду, называют согласными. Они произносятся при помощи голоса и шума. На схеме согласный звук будем обозначать синим или зелёным квадратиком .

Упражнения в определении звуков : гласный или согласный звук?

Обобщение : что узнали о звуках? Как отличить гласный звук от согласного?

Работа с предметными картинками и со словом «куры»: слого-звуковой анализ.(с.16-17)

Сколько в слове слогов? Какой слог ударный? Из каких звуков состоит первый слог? Второй слог?

- Давайте ещё раз произнесём первый слог: ку-. Сколько звуков вы слышите? Какие это звуки? Как произносятся эти звуки – слитно или раздельно? Слог, в котором согласный звук сливается с гласным, произносится на одном выдохе, называют слиянием. На схеме слияние обозначают прямоугольником, разделённым на две части: . Анализ слов со страниц 16-17. Знакомство с понятием «алфавит».

- Перед вами буквы русского алфавита. Какие из этих букв вы знаете?

Чтение стихов об алфавите, буквах (материал из книг Волиной «Занимательное азбуковедение», «Учимся, играя»).

- Алфавит – это определённый порядок букв русского языка. У меня в журнале в алфавитном порядке написаны все ваши фамилии. Алфавитный порядок необходим в библиотеке, чтобы быстро найти нужную книгу.

Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. Первая буква греческого алфавита называлась «альфа». Отсюда и название. В древнерусском языке первая буква называлась «аз», вторая – «буки». Отсюда и название нашей книги – «Азбука». Славянскую азбуку нам подарили Кирилл и Мефодий (показ памятника на странице 2, 215). На странице 210 – старославянский алфавит (показ).

Обобщение: Что значит «алфавит»? Для чего он нам нужен?

Тема: Организация уроков чтения и письма в подготовительный период обучения грамоте.

Весь период обучения грамоте делится на:

1. Подготовительный;

2. Основной (азбучный, букварный);



3. Послеазбучный.

Подготовительный период делится на 2 ступени:

1. Безбуквенную;

2. Знакомство с пятью гласными звуками и обозначающими их буквами: А, а - [а]; О, о - [о] ; И, и - [и]; ы - [ы]; У, у - [у].

На данном этапе решаются следующие задачи :

1. Подготовить детей к обучению грамоте;

2. Приучить их к выполнению режима работы школы;

3. Познакомить с понятиями «устная» и «письменная речь», «предложение», «слово», «слог», «ударение», «звуки» и «слияние», «алфавит»..

Центральное место на всех уроках отводится анализу звучащей речи. На второй ступени подготовительного этапа проводится большая работа по слого-звуковому анализу слов. Учитель должен научить детей читать гласные буквы в изолированной позиции.

В период обучения грамоте уроки бывают 3 видов:

1. Уроки обучения грамоте (чтению);

2. Уроки обучения грамоте с внеклассным чтением (17-20 минут);

3. Уроки письма.

2. Структура уроков в подготовительный период (вторая ступень). Сочетание обучения грамоте с занятием внеклассным чтением на уроке в подготовительный период.

План-конспект урока обучения грамоте (чтение)

1 . Орг. момент;

2 . Сообщение темы и целей урока:

Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквами.

3 .Знакомство со звуком (упражнения в выделении, произношении, характеристике и слышании звука):

1. Выделение звука [а] из слов астра и арбуз при помощи слого-звукового анализа:

Как называется цветок, изображенный на картинке? Проанализируем слово «астра». Проводится полный анализ (картинка и схема на доске) . Возьмите зеркало и три раза произнесите первый звук в слове «астра». Какой это звук? (характеристика)

2. Игра «Услышь новый звук»: учитель называет слова, в которых есть звук [а] и в которых его нет. Если звук встречается, дети хлопают в ладоши (аналогично проводится игра «Ворота» - руками закрываем и открываем ворота).

4 . Знакомство с буквой (называние, рассматривание и печатание, упражнение в опознании и чтении):

1.- Звук [а] можно записать буквами (показ заглавной и строчной буквы – А, а) . Найдите у себя в кассах эти буквы и покажите мне. Кто пойдёт и в общей классной кассе найдёт эту букву? Заглавная буква нужна для того, чтобы записывать имена, фамилии, начало предложения.

2.Игра «На что похожа буква А?», конструирование буквы из счётных палочек, из ниточки, мягкой проволочки, пластилина, игра «Полубуковка», выщипывание буквы, печатание в тетради и на доске, нахождение буквы в тексте.

3. Минутки поэзии. (Стихи про букву А – установление ассоциативного сходства) Работа со скороговорками. (У Аграфены и Арины растут герань и георгины.)

4.Сравнение со старославянской буквой.

5 . Физминутка (материал книги Волиной «Занимательное азбуковедение»);

6 . Работа с текстами на с. 24-25 «Русской азбуки». Дифференцированная работа:

чтение пословиц и стихотворений читающими детьми, а остальные водят пальчиком по тексту и ищут букву А . Работа над содержанием текстов Составление предложения по схеме. Воспитательный момент.

7 . Работа по сюжетной картинке:

Посмотрите на картинку. Герои какой сказки здесь изображены? Кто ее автор? Назовите героев, в названии которых есть звук [а], назовите предметы, в названии которых есть звук [а];

8 Работа по развитию речи: беседа и составление рассказов по сюжетным иллюстрациям.

а) «Как зовут доктора? Кто к нему пришёл лечиться? В каких словах встречается звук [а]?»,

б) «Это героиня какой сказки? Почему она плачет? Составьте предложение»;

в) Чтение буквы в изолированной позиции.

«Посмотрите на букву. Узнайте её и назовите. Прочитайте всё предложение»;

г) Рассказывание детьми сказки «Лиса и волк»;

9 . Работа по странице 26 «Русской азбуки»:

анализ, работа по схемам, названия цветов, нахождение звука [а] в словах;

10. Работа по ленте букв.

- В пустых клеточках будут расположены буквы, которые мы узнаем в дальнейшем. Чтобы овладеть письменной речью, надо будет узнать много букв. Букву А мы «поселим» в первом окошке.

11. Итог урока.

С каким звуком мы познакомились? Какими буквами обозначается этот звук?

Вслед за уроками чтения проводят уроки письма.

1 .Образовательные.

Рисование, соединенное со штриховкой, готовит детей к письму. Дети воспринимают форму предмета и расположение его в пространстве, усваивают направление движения руки при изображении предметов. Усваивают понятия: справа, слева, вниз, вверх, посередине. Штриховка рисунков ведется сверху вниз, слева направо. Штрихи должны послужить как бы подготовительным упражнением к изображению элементов букв. Дети рисуют бордюры цветными карандашами, овалы, дугообразные линии в строке. Попутно они усваивают графическую сетку тетради: рабочая строка, междустрочное пространство, верхняя линия рабочей строки, нижняя линия рабочей строки. Левая сторона тетради, правая, поля. Осваивают письменные элементы и буквы.

2. Развивающие.

На протяжении всех уроков письма развивается устная связная речь учащихся, мелкая мускулатура рук, наблюдательность, внимание.

3. Воспитательные.

На уроке воспитываются нравственные качества учащихся: трудолюбие, бережное отношение к вещам, аккуратность и т.д.

В данный период необходимо формировать санитарно- гигиенические навыки: положение прописи на парте, умение правильно держать ручку, правильно сидеть за партой.

Структура урока:

1.Орг.момент.

2.Сообщение темы и целей урока. Связь с уроком чтения. Сравнение печатной и письменной буквы.

3. Подготовка рук к письму. Выполнение узора в полосе.

4. Поэлементное письмо букв.

5. Письмо буквы в целом.

6. Выполнение логических упражнений, упражнений на закрепление изученного.

Как научить ребенка слиянию звуков при чтении слогов

Наибольшую трудность для детей, обучаемых чтению, представляет усвоение слога-слияния. При чтении детьми прямого слога важно сразу же преодолевать у них стремление побуквенно воспроизводить слоговую структуру. Осмыслению принципа слияния помогают различные приемы: протяжное произнесение первого согласного звука с постепенным переходом на последующий гласный, чтение с подготовкой артикуляционного аппарата на произнесение гласного звука, запоминание слога, чтение слога по следам анализа. Раскрыть «секрет» слияния звуков в слоге дети должны сами. Но при этом нельзя командовать их артикуляционными действиями, так как это разрушает их речевые навыки, деавтоматизирует их. Надо лишь организовать наблюдение детей над ихсобственными артикуляционными действиями с должными выводами из них.

Примерный фрагмент занятия.

Учитель: Скажем по слогам слово МУХА. (МУ-ХА.)

Какой первый слог? (МУ.) Какие в нем звуки? (Звуки [м] и [у].)

Как приготовиться к звуку [м]? (Сжать губы.)

Приготовьтесь и скажите [м]. (Дети произносят звук [м].)

А что нужно сделать для звука [y] (Вытянуть губы трубочкой.)

Приготовьтесь и произнесите звук [y] (Дети произносят.)

Как вы произнесли звуки [м] и [у], слитно или по одному? (По одному.)

А как вы к ним готовились, сразу или по очереди? (По очереди.)

Скажите еще раз слог МУ. (Дети произносят.)

Как звучат [м] и [у] в слоге, по одному или слитно? (Слитно.)

Как же они сливаются? Давайте попробуем узнать. Приготовьтесь к чтению слога МУ, но не говорите, а только посмотрите друг на друга и проверьте, хорошо ли вы приготовились к чтению слога МУ. (Дети смотрят.)

Какие у вас губы, разжатые или сжатые? (Сжатые.)

Для какого звука вы их сжали? (Для звука [м]

А что еще вы сделали с губами? (Вытянули их трубочкой.)

Для какого звука вытянули губы трубочкой? (Для звука [у].)

К скольким же звукам вы приготовились, к одному или к двум? (Мы приготовились к двум звукам.)

Хорошенько приготовьтесь еще раз и дайте голос. (МУ)

А сколько звуков сказали? (Два.) Какие? (звуки [м] и [у].)

Как вы их сказали, по одному или слитно? (Слитно.)

А как вы к ним готовились, по очереди или сразу к двум? (Мы готовились сразу к двум звукам.)

Вот потому они и сливаются. После звука [м] не нужно готовиться к звуку [у]: ведь мы его приготовили сразу, вместе с [м]. Поэтому в конце звука [м] начинает звучать уже подготовленный звук [у], и они сливаются, смешиваются конец [м] и начало [у].

Приготовьтесь еще раз к этим двум звукам. Дайте голос! (МУ)

Вот так мы произносим и все другие слоги: приготовимся сразу к произношению двух звуков, а голос даем один раз, ведь звуки сливаются в слог.

А теперь приготовьтесь к поизношению слога МО. К каким звукам надо сразу приготовиться? (К звукам [м] и [о].)

К скольким же звукам сразу надо готовиться, чтобы они сливались? (Сразу к двум звукам.)

(Такая же работа проводится со слогами МЫ, МИ, МА.)

А теперь посмотрите на меня. Угадайте по моим губам, к какому слогу я приготовилась? (К слогу МУ.) А сейчас? (К слогу МЫ.)

А теперь? (К слогу МО.) А это какой слог? (МИ.)

А сейчас повернитесь друг к другу и молча, одними губами загадайте друг другу в любом порядке слоги МИ, МО, МУ. МЫ, МА. (Дети угадывают слоги, подготовленные соседом по парте.)

Вот так мы говорим и все другие слоги: приготовимся сразу к двум звукам, а голос даем один раз. Скажите слог ЛУ. (Дети говорят.) Какие в нем звуки? (Звуки [л] и [у].)

Как приготовиться к [у], мы уже знаем, а как приготовиться к (л](Кончик языка прижать к верхним зубам.)

Приготовьтесь к двум звукам слога ЛУ. Дайте голос! (ЛУ!)

(Так же ведется работа со слогами HУ, НО, НЫ. НИ и др.)

На планке доски выставляются слоги из букв разрезной азбуки, например: МУ, МО, МЫ. МИ, МА, ЛО, ЛЫ, ЛИ. ЛУ, ЛА и др.

Дети хором и индивидуально готовятся сразу к двум звукам по указанию учителя и читают прямые слоги, добавляя к ним недостающие до целого слова.

Так дети под руководством учителя раскрывают способ слияния звуков слога в своей устной речи и переносят усвоенный способ с акта речи на акт чтения.

Далее уже можно переходить к чтению по слогам двухсложных слов типа ЛУ-НА. ЗИ-МА. ЛИ-СА, МА-МА, ПА-ПА, СА-НИ. РО-ЗА и др. со знакомыми и новыми согласными буквами. При этом необходимо добиваться, чтобы дети читали первые двухсложные слова хотя и медленно, по слогам, но уже на одном дыхании, без пауз между слогами и с силовым выделением ударного стога.

Для того чтобы обеспечить плавное и быстрое произнесение двух звуков последовательно, используют планшет, по которому двигаются буквы.

Обыгрывается ситуация прихода одной буквы в гости к другой.На данной схеме –окошко-домик вырезается. В окошко подставляется гласная буква.Читаются открытые слоги.

Для того,чтобы научить детей читать закрытые слоги,можно эту таблицу изменить, дополнив ее еще одним окошечком справа . Чтению слогов со стечением согласных в начале слога поможет эта таблица с окошком слева.Работа с таблицей на этом не заканчивается. По таблице проводятся следующие упражнения:

Поиск слога по заданию (взрослый называет, ребенок находит, показывает, называет);

Чтение цепочек слогов - по гласной (МА - НА - РА - ЛА - ПА -...)

В такой таблице ребенок увидит отсутствие некоторых слогов- ЖЫ, ШЫ, ЧЯ, ЩЯ, ЧЮ, ЩЮ. Возможно, это станет первым шагом в освоении русской орфографии.


Обучение грамоте как особая ступень выступает в качестве введения ученика в систематическое изучение курса русского языка. Именно в этот период ученики обращаются к звуковому, фонетическому устройству слова.

Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты письменной речи.

Д.Б. Эльконин подчеркивал: “От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамотности, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии” .

То, что часто кажется элементарным взрослому, не всегда доступно ребенку. Усвоение новых фонетических понятий осуществляется чаще всего на уровне первичного и общего представления. Поэтому, обучая ребенка грамоте, заметную помощь оказывает применяемая в ходе игровой учебной деятельности опорная наглядность. Это зрительные образы – символы “звуковых человечков”.

Внешний вид каждого их них логически связан с определенными характерными звуковыми свойствами. Зрительные символы “звуковых человечков” быстро запоминаются, однозначно ассоциируются, помогают усвоить необходимые фонетические сведения, легко сопоставляются с буквами – значками русского алфавита, которые могут менять свой облик – одежду “платьица”:

Зрительные образы гласных “звуковых человечков” в первую очередь помогают отрабатывать их артикуляцию, так как в основе письменных форм речи лежит позиционный принцип, и мы, обучая ребенка, учим ориентироваться прежде всего на гласный звук.

Ведь именно на этом в последствии мы будем строить прием орфографического проговаривания артикуляционными единицами:

  1. слияние (согласный + гласный)
  2. примыкание (звуки вне слияния)

Гласные звуки (фонемы) имеют круглую форму – они как “горошки” свободно проходят через все преграды речевого аппарата; они красного цвета – как фундамент (кирпичики) звукобуквенного домика “Азбуки”, ведь их главная роль, как магнитиком, прочно удерживать согласный в слиянии и слоге. Красный цвет - главный! (Красная площадь - главная площадь страны из красных кирпичиков)

(Красный гласный звук – красивый, певучий, притягивает к себе другие звуки).

У каждого гласного “звукового человечка” красный “говорящий рот”, по которому мы легко угадываем его звук – песенку.

Звук “И” - волшебный, у него есть зеленый цвет Волшебника Изумрудного города, он очень добрый, всегда улыбается, в слиянии с согласным возвращает его в детство - волшебный, мир сказки, делает добрым, маленьким, нежным, мягким.

Согласные звуки имеют квадратную форму, потому что своими уголками цепляются за рот, зубы, нёбо, язык, губы – встречают преграду.

Они разного размера и цвета.

Большие – синие (строгие, холодные как льдинки) – твердые ;

Маленькие – зеленые (добрые, нежные, как травка весной) – мягкие ;

С колокольчиками звонкие ;

В шляпке глухие .

Рассказывая детям “Сказку по Й” А. Шибаева знакомим с “йотиком” - который очень хотел быть и гласным - как волшебный “И”, и согласным. Поэтому его круглая форма напоминает форму гласных, а цвет весь зеленый – волшебный, как у согласных, обозначающих мягкие звуки, вверху особые “рожки”, которыми он цепляется при прохождении речевого аппарата, и поэтому мы его все-таки соотносим с группой согласных звуков. Он сильно визжит, хочет протянуть свою песенку. Голос у него звонкий, почти как у гласной “И” -но ничего не получается, он быстро обрывается и поэтому соответствующую ему букву так и назвали И- краткое.

рис. 12 а, б

Буквы, не имеющие звуков “Ъ” и “Ь”, представлены как пустые сосуды – прозрачные, но со вспомогательными рисунками.

Когда звуки отворачиваются, то по их “спинкам” - цвету мы можем рассказать, где гласные – где согласные, где согласные твердые – где согласные мягкие.

По мере знакомства с новыми согласными звуками дети легко сами выбирают и определяют их образы.

Следующие таблицы показывают образование артикуляционных единиц: слияние, примыкание.

Хитрые гласные (двойные) второго разряда представлены особо.

Рассказывая сказку об их хитростях, на “звуковых человечках” наглядно демонстрируем (закрываем), как убегает “Йотик” и остается один звук.

Позже закрепим с детьми, в слиянии хитрые гласные обозначают 1 звук, а в примыкании 2 звука.

Если видим А, О, Э, У, Ы

Звуки слышим твердо мы!

Если вижу Е, Ё, И, Ю, Я

Звуки слышу мягко я.

На место звука ставим ее графический знак – букву и, ориентируясь на букву, и “говорящий ротик” соответствующего знака начинаем читать.

Одновременно по мере изучения все буквы заселяем в звукобуквенный (динамический) домик “Азбуки”.

В фундаменте два этажа. 1 этаж – гласные 1 ряда (они обозначают твердость согласного звука в слиянии). 2 этаж – гласные 2 ряда (они обозначают мягкость согласного звука в слиянии).

Хитрые Е, Ё, Ю, Я, волшебная И имеют особые зеленые пометы, которые помогают детям вспомнить об их “секретах”.

Выше на синих и желтых этажах живут согласные буквы. На синих – звонкие с колокольчиком (такие как сосульки, весенние ручейки, железный дровосек), на желтых – глухие со шляпкой (деревянные, как Буратино, соломенные, как Страшила”).

Особо живут парные согласные по звонкости – глухости. Окна спаренные.

В каждом окне буквы вывесили свои звуковые (цветные) шторы – зеленого, синего цвета, или только зеленые, или только синие (указывающие на характеристические свойства твердости и мягкости).

Буквы не обозначающие звуков Ь, Ъ живут на крыше. У каждого своя труба. У “Ъ” - труба с синей обводкой. У “Ь” - труба с зеленой обводкой.

Познакомив детей со слиянием и примыканием, закрепляем чтение артикуляционных единиц через разнообразные виды работы с кубиками.

Постепенно в курсе изучения русского языка вводи “Сигналы орфографии”.

Эта же цветовая гамма и сигналы орфографии используются в схеме “Ошибкоопасных мест русского языка”

Идея таблицы заимствована из “схемы минного поля” Т.В. Шкляровой “Как научить Вашего ребенка писать без ошибок” (пособие для родителей)

Таблицы из сборника орфограмм уточняют и помогают закреплять в зрительной памяти школьников законы русского правописания.

Использование зрительных символов (знаков), опорных схем и представленной наглядности:

    • улучшает восприятие звуков речи;
    • способствует нормализации произношения;
    • обеспечивает стойкие навыки звукового анализа и синтеза;
    • совершенствует внимание и память; тренирует мышление;
    • повышает готовность к обучению чтения и письма;
    • предупреждает об ошибкоопасных местах в слове;
    • развивает орфографическую зоркость;
    • активизируют умственную деятельность;
    • помогают сделать первый доступный и уверенный шаг на пути к усвоению письменной речи (чтения и письма)
    • предупреждают смешение понятий звуков и букв.
    • помогают усвоить:
  1. что между отличными двумя явлениями – звуками и буквами существуют определенные связи и зависимости;
  2. что звуки не совпадают с их буквенными обозначениями и могут передаваться различными буквами, и в то же время одна и та же буква может служить способом графического обозначения разных звуков;
  3. что многие существенные свойства (характерные качества) отдельных звуков графически передаются не одной, а несколькими буквами, помогают систематизировать фонетические и фонологические знания учащихся

Обучение чтению детей – процесс непростой и не быстрый. Когда начинать, родители решают самостоятельно для своего ребенка, и каким образом это делать – тоже. Но существуют методики и пособия, помогающие в этом вопросе. Слоговые таблицы для быстрого чтения дают возможность ребенку легко перейти от стадии изучения отдельных букв к непосредственному чтению по слогам.

Многие родители и педагоги, попробовавшие занятия с ребенком по слоговым таблицам, довольны результатами. Но чтобы понять, насколько этот инструмент полезен, важно разобраться как его применять, и какие существуют особенности такого обучения.

Что представляет собой слоговая таблица

Слоговая таблица скоростного чтения для детей – это столбцы гласных букв и ряды согласных, которые при пересечении создают слоги. На строчке с согласной буквой «Н» получились слоги со всеми гласными буквами: «на», «но», «ну» и т.д. Ребенку гласные «поющие» буквы даются гораздо легче, чем согласные. Поэтому выучив одну из них, например, букву «Н», малыш легко сможет прочитать все слоги, которые можно с ней составить.

Далее можно переходить к следующей согласной букве и подставлять к ней гласные. Обучение будет проходить легко, ведь табличка наглядная и простая к запоминанию. Для удобства ребенка гласные буквы обозначены красным цветом, а согласные – синим. Ведь цветовое восприятие ребенка тоже будет полезным при изучении слогов и правил чтения.

Во время занятия ребенок обязательно заметит, что в некоторых ячейках стоит прочерк вместо слога. Важно объяснить ему, что такого сочетания букв, как при пересечении столбца и строчки, не бывает. Например, «ЖЫ» никогда не употребляется, после шипящей согласной всегда ставится гласная «И».

Елена, мама шестилетней Вари: «Я принципиально не учила дочь раннему чтению, как это делали многие знакомые. И хотя мне все вокруг говорили, что потом будет сложнее, что надо начинать пораньше, я решила дать ребенку возможность больше играть а не учиться. А в 5 лет мы начали учиться читать по слоговым таблицам. Варя выучила буквы за несколько недель, потом за пару занятий по таблицам научилась проговаривать целые слоги, и сейчас читает на уровне первоклашек совершенно самостоятельно» .

Как правильно и эффективно пользоваться таблицей

Многие родители, решившись попробовать обучение чтению при помощи слоговых таблиц, интересуются, как пользоваться этим инструментом, и сколько раз в день нужно заниматься с ребенком. Обучение делится на этапы:

  1. Изучение букв.
  2. Складывание их в слоги на пересечении строк и столбцов таблицы.
  3. Чтение слогов, образованных от одной согласной, то есть все слоги из одной строчки.
  4. Распечатка таблицы и вырезание отдельных слогов на карточках.
  5. Чтение слогов вразброс с разных карточек.
  6. Соединение нескольких слогов в простые слова.

Периодичность и длительность занятия зависят от возраста ребенка. Некоторые родители предпочитают раннее обучение, когда ребенку исполнилось 3 или 4 года, но делают это больше для себя, чем для него. Оптимальный возраст для обучения чтению 5-6 лет, когда начинается подготовка к школе. Тогда заниматься можно дважды в день по 10-15 минут утром и вечером.

А У О Ы И Е Я Ё Ю Э Ь
Н НА НУ НО НЫ НИ НЕ НЯ НЁ НЮ НЭ НЬ
М МА МУ МО МЫ МИ МЕ МЯ МЁ МЮ МЭ МЬ
Т ТА ТУ ТО ТЫ ТИ ТЕ ТЯ ТЁ ТЮ ТЭ МЬ
К КА КУ КО - КИ КЕ - КЁ - КЭ КЬ
Х ХА ХУ ХО - ХИ ХЕ - - - ХЭ ХЬ
Б БА БУ БО БЫ БИ БЕ БЯ БЁ БЮ БЭ БЬ
В ВА ВУ ВО ВЫ ВИ ВЕ ВЯ ВЁ ВЮ ВЭ ВЬ
Г ГА ГУ ГО - ГИ ГЕ - ГЁ - ГЭ ГЬ
Д ДА ДУ ДО ДЫ ДИ ДЕ ДЯ ДЁ ДЮ ДЭ ДЬ
Ж ЖА ЖУ ЖО - ЖИ ЖЕ - ЖЁ - - ЖЬ
З ЗА ЗУ ЗО ЗЫ ЗИ ЗЕ ЗЯ ЗЁ ЗЮ ЗЭ ЗЬ
Л ЛА ЛУ ЛО ЛЫ ЛИ ЛЕ ЛЯ ЛЁ ЛЮ ЛЭ ЛЬ
П ПА ПУ ПО ПЫ ПИ ПЕ ПЯ ПЁ ПЮ ПЭ ПЬ
Р РА РУ РО РЫ РИ РЕ РЯ РЁ РЮ РЭ РЬ


Польза и результаты обучения

Как сказал однажды выдающийся педагог-новатор и писатель Василий Сухомлинский: «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития».

Таблицы скоростного чтения обладают множеством преимуществ для обучения детей. К ним можно отнести не только умение читать весь слог, а не его отдельные буквы, но и способность ориентироваться в таблице и быстро находить нужные слоги. Самый сложный этап в обучении чтению – преодолеть барьер между изучением всех букв и умением читать их слитно, а не по отдельности. Использование таблицы поможет перескочить этот этап.

С первого дня обучения при помощи таблиц ребенок будет иметь понятие, что такое открытый слог, как он формируется и как читается. Регулярные занятия помогут за короткий период освоить навык, и уже в скором времени можно переходить с ребенком на чтение первых книжек по слогам.

Обучающее видео

Полное описание

В статье и таблицах представлен материал, который может быть использован:

1) для обучения чтению;

2) для выявления пробелов в знаниях и навыках;

3) для корректировки ошибочных навыков;

4) для развития навыка определения мягкости-твердости согласных и правильного подбора гласных;

5) для усвоения некоторых правил русского языка (ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ и др.)

В статье обобщен практический опыт обучения чтению и звуко-буквенному анализу дошкольников педагога-психолога Воробьевой Н.Ф.


Комментарии к использованию таблиц:

1. До использования таблиц взрослый должен помочь ребенку выучить все гласные, структурированные следующим образом (читать по столбцам):

Возможные варианты:

вариант 1: Б, В, Ж

вариант 2: Г, Д, Ш

вариант 3: З, К, Ц

вариант 4: Л, М, Ж

вариант 5: Н, П, Ш

вариант 6: Р, С, Ц

вариант 7: Т, Ф, Ж

вариант 8: Х, Ч, Ш

вариант 9: Щ, Й, Ц

3. Желательно, чтобы узнавание и чтение слогов-слияний доводилось до автоматизма.

4. Редко встречающиеся слоги-слияния выделены мелким шрифтом.

5. Для восполнения пробелов в обучении чтению или корректировки неадекватных навыков может быть достаточно чтения лишь некоторых соответствующих решаемой проблеме таблиц. Например, ребенок пытается смягчить (произносить мягко) те согласные, которые всегда остаются твердыми. Значит ребенку в этом случае достаточно чтения таблиц для букв Ж, Ш, Ц.

6. Привычка читать твердые и мягкие согласные парами (например, ТА-ТЯ, ТО-ТЁ, ТУ-ТЮ и т. д.) может помочь ребенку в дальнейшем делать правильный подбор букв и легко различать мягкие и твердые согласные при переходе от звука к букве.

Таблица 1 (Б).



Таблица 2 (В)


Таблица 3 (Г)


Таблица 4 (Д)


Таблица 5 (Ж)



Таблица 6 (З)


Таблица 7 (Й)


Таблица 8 (К)


Таблица 9 (Л)

Таблица 10 (М)

Таблица 11 (Н)

Таблица 12 (П)

Таблица 13 (Р)

Таблица 14 (С)

Таблица 15 (Т)


Таблица 16 (Ф)


Таблица 17 (Х)


Таблица 18 (Ц)


Таблица 19 (Ч)