Суточный круг православного богослужения схема. Богослужебные круги

А также накануне праздников Рождества Христова и Крещения . В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается — опускаются девятый час , повечерие и полунощница . Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове .

Недельный (седмичный) круг богослужений

Седмичный богослужебный круг — тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели. Каждый день недели особо посвящен определенной теме:

  • Воскресенье — Воскресение Христово.
  • Понедельник — прославление бесплотных сил Ангельских .
  • Вторник — прославление св. Иоанна Предтечи и пророков.
  • Среда — воспоминание предательства Иуды (и, поскольку с этого по сути началось время Страстей Господних, совершается служба Кресту, а день является постным).
  • Четверг — прославление свв. Апостолов и свт. Николая Чудотворца.
  • Пятница — воспоминание крестных страданий и смерти Спасителя; служба Кресту, день постный).
  • Суббота — прославление Божией Матери и всех святых. Также поминаются усопшие.

Восьминедельный осмогласный круг богослужений

Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьми гласов и т.о. образуются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа. Службы — совокупность изменяемых составных частей богослужения седмичного богослужебного круга — содержатся в октоихе . См. также осмогласие .

Годовой круг богослужений (неподвижный)

Годовой богослужебный круг — тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги.

Неподвижный годовой богослужебный круг — связанный с солнечным календарем — включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых.

Подвижный годовой богослужебный круг — связанный с лунным календарем (см. пасхалия) — включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель) и Пятидесятницы .

Службы неподвижного годового богослужебного круга содержатся в минеях, подвижного — в Триоди Постной (Великого поста) и Триоди Цветной (Пятидесятницы).

Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи приводимых в уставе Марковых глав (названных по имени их составителя монаха Марка). Богослужение каждого дня представляет собой соединение почти неменяющейся основы из молитвословий суточного богослужебного круга с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из минеи и октоиха или триоди (Постной или Цветной), причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвословия из октоиха почти не используются.

Одинадцатинедельный круг евангельских чтений и стихир на воскресной утрени

Круг, который обычно «забывают», перечисляя богослужебные круги… Для чтения на воскресных утренях из всех четырех Евангелий выбрано 11 фрагментов , повествующих о событиях после Воскресения Христова. Эти фрагменты читаются поочередно (номер всегда указывается в богослужебном календаре). С каждым из этих 11 фрагментов связана своя особая «евангельская стихира «, котороя должна петься на «славу» после стихир на хвалитех.

Богослужебные круги
Богослужебные круги — определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий.
1. Суточный богослужебный круг — последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов, изобразительных или литургии. Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения.
Богослужебные сутки начинаются с вечера. (По примеру пророка и Боговидца Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в Православной Церкви день начинается с вечера - вечернею.)
Вечерня - служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службою мы благодарим Бога за проходящий день.
Повечерие - служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.
Полунощница - служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи», согласно притчи о десяти девах.
Утреня - служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.
Первый час, соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день.
На третьем часе, соответствующем нашему девятому часу утра, упоминается сошествие Святого Духа на апостолов.
На шестом часе, соответствующем нашему двенадцатому часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.
На девятом часе, соответствующем нашему третьему по полудни, воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа.
Божественная Литургия есть самое главное Богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство святого Причащения, установленное Самим Спасителем на Тайной вечери. Литургия служится утром, перед обедом.
Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства верующих, были они соединены в три Богослужения: вечернее, утреннее и дневное.




В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается — опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове.

Схема суточного круга Богослужения.
Вечер
1. Девятый час - (3 часа дня)
2. Вечерня
3. Повечерие

Утро
1. Полунощница - (12 часов ночи)
2. Утреня
3. Первый час - (7 часов утра)

День
1. Третий час - (9 часов утра)
2. Шестой час - (12 часов дня)
3. Литургия

См также. византийские часы.
***
2. Седмичный богослужебный круг — тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели.
В воскресенье Церковь воспоминает и прославляет Воскресение Христово.
В понедельник (первый день после воскресенья) прославляются бесплотные силы - Ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии.
Во вторник прославляется святый Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных.
В среду воспоминается предательство Господа Иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).
В четверг прославляются святые Апостолы и святитель Николай Чудотворец.
В Пятницу воспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь Креста Господня (день постный).
В субботу - день покоя - прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.

Службы — совокупность изменяемых составных частей богослужения седмичного богослужебного круга — содержатся в октоихе. Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьми гласов и т.о. образуются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа.
Первым днем седмичного богослужебного круга считается воскресение.
***
3. Годовой богослужебный круг — тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги. Неподвижный годовой богослужебный круг — связанный с солнечным календарем — включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых. Подвижный годовой богослужебный круг — связанный с лунным календарем (см. пасхалия) — включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель) и Пятидесятницы.
Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям - праздникам и постам.
Из всех праздников самым большим является праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22 марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25 апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.
Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми.
Есть праздники и в честь великих святых и в честь бесплотных Сил небесных - Ангелов.
Потому все праздники в году по своему содержанию делятся на Господские, Богородичные и святых.
По времени празднования праздники делятся на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи. По торжественности церковной службы праздники делятся на великие, средние и малые.
Великие праздники всегда имеют всенощное бдение; средние же праздники - не всегда.
Богослужебный церковный год начинается 1 сентября старого стиля , а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи.

Службы неподвижного годового богослужебного круга содержатся в минеях, подвижного — в Триоди Постной (Великого поста) и Триоди Цветной (Пятидесятницы). Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи приводимых в уставе Марковых глав (названных по имени их составителя монаха Марка).
Богослужение каждого дня представляет собой соединение почти неменяющейся основы из молитвословий суточного богослужебного круга с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из минеи и октоиха или триоди (Постной или Цветной), причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвословия из октоиха почти не используются.
Суточный богослужебный круг в православии - череда богослужений, совершаемых на протяжении суток.
Согласно Уставу, суточный круг состоит из следующих богослужений:
Вечерня
Повечерие
Полунощница
Утреня
Часы:
Первый час
Третий час
Шестой час
Девятый час
Изобразительные
Междочасия
Междочасие первого часа
Междочасие третьего часа
Междочасие шестого часа
Междочасие девятого часа
Литургия
Сформировался в монастырях Востока к IV веку; первоначально службы в монастырях и у отшельников совершались раздельно, в положенное для каждой из них время. Впоследствии, для удобства верующих, они были объединены в три общественных богослужения: вечернее, утреннее и дневное.
Вечернее Богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.
Утреннее - из полунощницы, утрени и первого часа.
Дневное - из третьего и шестого часов и Литургии.
В современной (с конца XIX) практике Русской Церкви повечерие и полунощница служатся обычно келейно монашествующими; в монастырях полунощница часто соединяется с братским молебном в начале дня. У православных христиан-старообрядцев в практике мирян осталось совершение полунощницы утром и повечерницы - вечером.
Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется всенощным бдением (всенощною), потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит: «бодрствование».
Суточный круг богослужения: нужны ли перемены?

Александра Сопова
«Часослов задуман для того, чтобы вычитываться каждый день. Есть восприятие суток и всего года как священного времени спасения. Освящение времени – это ключевая цель Часослова как книги» – сказал священник Михаил Желтов на круглом столе «Содержание и современная практика совершения служб суточного круга», состоявшемся в Даниловом монастыре под эгидой Общецерковной аспирантуры.

В круглом столе приняли участие насельник Данилова монастыря игумен Петр (Мещеринов), настоятель храма святой Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов, настоятель храма Новомучеников и исповедников российских в Строгино протоиерей Георгий Крылов, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин, преподаватель ПСТГУ Алексей Черкасов и другие.
Участники круглого стола соглашались с мыслью, что Часослов следует редактировать.
Можно редактировать на основе обращения традиции или в стремлении к практической целесообразности. Если ориентироваться на традицию – то непонятно, на практику какого века ориентироваться? Если на удобство – играет роль фактор личного опыта.
В эпоху раннего средневековья устоялись два типа богослужений: была практика кафедральных храмов (не более двух молитвенных собраний в день, небольшое количество ключевых чтений и песнопений), а для усердных – аскетические общины с более полным кругом богослужения и более полным объемом Псалтири. Третий тип – монашеское богослужение. Позднее именно монашеский устав был взят за основу для тех, кто хочет совершать в частной молитве полный богослужебный круг.
Если предпринимать корректировку, то нужно ответить на вопрос, какая эпоха и какой набор богослужебных книг является идеалом для русской традиции; потом посмотреть, вписывается ли этот идеал в то литургическое пространство, которое нужно возрождать; далее, ввести дифференциацию в богослужения по типу: приходское, епископское и монашеское, а может быть, понадобятся и другие.
Настоятель храма св. мц. Татианы протоиерей Максим Козлов отметил, что приходское богослужение с суточным кругом пересекается лишь частично. Многие службы любопытный прихожанин увидит только в часослове. «Можно спасти большой русский лес, издавая часть тиража просто для практического применения, без тех служб, которые не употребляются», – предложил отец Максим.
Смущение оттого, что вечерние молитвы совершаются утром и наоборот, по мнению протоиерея Максима, обычно бывает недолгим. «Проблема в другом: для значительной части нашей паствы вечерня и утреня остаются непонимаемыми». Литургию тот, кто хочет, понимает (благо ее текст издан в том числе с переводом и комментариями), а кто не хочет, того и заставлять не стоит. А с всенощным бдением сложностей больше даже для тех, кто хочет его понимать. И дело тут даже не в структуре службы и не в утомлении от ее продолжительности.
Чтобы сделать богослужение понятным, есть несколько путей. Один путь – издание соответствующих сборников с песнопениями, подобных уже изданным Свято-Тихоновским православным богословским университетом сборников текстов из Цветной и Постной триоди, Октоиха. «У нас на двунадесятые праздники полхрама с книжками стоит и следит за текстом», – поделился наблюдением прот. Максим Козлов.
Второй путь – петь понятно и читать отчетливо. Говорится об этом давно, но видимо, это должно контролировать священноначалие – с наказанием тех, кто читает и поет плохо, и поощрением читающих и поющих хорошо.
Также настоятель университетского храма заметил, что нужно соотнести богослужебный круг и личное молитвенное правило христианина. «Нужно ли мне читать три канона и вечернее правило перед Причастием, если я был на всенощной? А если я причащаюсь два дня подряд?» – такие вопросы часто задают прихожане. По мнению прот. Максима Козлова, общественное богослужение не должно полностью заменять личное келейное правило, как это произошло у католиков. Но можно выработать некий компромисс, чтобы при многочасовых службах сокращение личного правила было регулярным и происходило без укоров совести, не по индивидуальному благословению священника.
При любой корректировке устава прот. Максим Козлов призвал следовать одному правилу: «не колебать того, что твердо стоит».

Правило в метро

Ответственный редактор Журнала Московской Патриархии Сергей Чапнин отметил парадоксальность ситуации, когда личный суточный круг – это вечерние и утренние молитвы, а недельный круг для человека – всенощная и литургия, т.е. фактически настоящий суточный круг.
Ссылаясь на архимандрита Софрония (Сахарова), Сергей Чапнин отметил, что не только для монахов, но и для мирян богословские идеи из утреннего правила не соответствуют «христианским задачам дня»: «Мы изменились психологически по сравнению с авторами этих молитв».
Первое что нужно, по мнению Сергея Чапнина, – осмысление того молитвенного ритма, в котором Церковь советует жить современному человеку. Возникли такие временные промежутки, которые можно использовать для молитвы: например, сорок минут поездки на метро или час на электричке. «Нужно не подстраиваться под структуру времени современного человека полностью, но учитывать ее», – считает он.
По мнению священника Михаила Желтова, плохо в молитвенном правиле то, что оно не включает библейского элемента, тогда как Часослов состоит в основном из псалмов.
Протоиерей Максим Козлов поставил вопрос об авторитетности самого текста утреннего и вечернего правила, о мере его обязательности для мирян. «Идеальная семья мирян эпохи Домостроя не знает вечернего и утреннего правила, она читает вечерню и утреню», – напомнил настоятель университетского храма. Молитвы утреннего и вечернего правила не стыкуются ни с Часословом, ни с приходским богослужением. Они не предполагают изменяемого элемента, словно их составители думали, что у человека нет психологии, у него не возникает привычки и т.п. Сухость при молитве возникает у многих, кто по 15 лет каждый день читает одни и те же страницы.
По мнению отца Максима, нужно искать варианты: можно прочитать повечерие с каноном вместо вечерних молитв; можно составить отдельное келейное правило для двунадесятых праздников, для воскресных и будничных дней. Перед Причастием канон праздника может заменять Покаянный канон. В день Причастия человек вместо покаянного по тематике вечернего правила хотел бы благодарить Бога словами в основном благодарственных молитв. «Конечно, сейчас вариативный молитвослов никто не издаст, – подытожил прот. Максим Козлов, – но хорошо бы, чтобы миряне не сами размышляли, какой тропарь вставить в честь праздника в свое правило, а чтобы Церковь предложила им общие непогрешительные варианты».

Молитва от сердца
Священник Михаил Желтов отметил, что молитвы как жанр – «это вообще самый скучный текст: формульное начало, формульный конец, в середине воспоминание прообразов и какое-либо прошение». Впрочем, участники конференции соглашались с тем, что молитва должна быть не скучной и чужой, напечатанной или написанной, она должна быть личной. Сергей Чапнин предложил побуждать людей выучивать правило наизусть: не вполне правильно, что навык молитвенного настроения связывается с книжкой перед глазами. Тогда личная молитва будет естественно изливаться традиционными словами. Преподаватель ПСТГУ Алексей Черкасов отметил необходимость популяризации Часослова – например, с помощью занятий в воскресных школах. Когда ты представляешь себе ход богослужения, оно становится интереснее, а участие в нем – осознаннее.
На конференции скорее ставились вопросы, чем давались ответы. Для того, чтобы появились общепризнанные варианты решения существующих проблем, нужны многочисленные обсуждения, а в итоге – решения священноначалия.
Интернет-издание «Татьянин день»

Андрей изограф: ИНОЧЕСКОЕ ПРАВИЛО У иноков правило «тысячное»: 3 лестовки поклонами, по уставу дня, 6 лестовок молитв Исусовых, 50 поясных поклонов Богородице, и 50 поклонов Ангелу. Так же вычитывается начало и конец правилу. Прочим, по благословению, либо среднее правило: 2; 4; 50 + 50, либо малое: 1; 3; 50+50. Каноны с акафистом читаются дополнительно к правилу в воскресенье и праздничные дни. В личное время каждый, благословившись у игумена, может заниматься каким ему угодно поделием. Может читать, может идти на рыбалку или составлять экибану. Празднословие, после прощения строго запрещается. Виновные должны быть подвержены епитимье. инок Авив (Туинов) Когда я жил в монастыре в Куничи, мне игуменья покойная инокиня Текуса говорила о правиле так: 1. Если инок не в монастыре а живёт особняком, то должен каждый день отмаливать суточный круг богослужения, и указывала на двенадцать псалмов два раза в день 2. Потом должен каждый день молиться правильные каноны вместе с акафистом (впрочем в монастыре так и молились — каждый день) 3. должен отмольться своё правило, т.е. десять лестовок из которыхъ три земные. 4. Также сказала что если инок живёт вне монастыря, должен ежедневно прочитывать три кафизмы. 5. Ну и ясно что утром (ночью, смотря кто когда встаёт на своё правило, т.к. иноки живущие отдельно от монастыря, встают на правило по разному) полуношницу а перед сном павечерницу В монастыре же ежедневно молились суточный круг богослужения, причём в таком порядке: — правильные каноны в 16:00 — сразу после правильных канонов вечерню и павечерницу — в 3:00 ночи начинали полуношницу затем утреню и молились всё до первого часа включительно — в 09:00 утра молились часы и обедницу лестовки иноки молились по кельям, схимники несли двойное правило, сиреч 20 лестовок
Иноческое правило

Епетимейник иноческий.
Инок аще небрежением ляжет спать в мантие, да сотворит поклонов 200.
И в рясе тоже не спать, аще оскверниши ю, то очистити оную много труда навлечеши.
Инок аще снимет с себя параманд со крестом нарочно или внезапу, по какой-либо ошибке да сотворит поклонов 1000.
Инок аще сходит в куколе или мантии в отходное место, на нужную потребу тела для испражнения, да сотворит поклонов 300.
Аще точию помочится, поклонов 150.
Инок аще пообедает без мантии, да сотворит поклонов 1000.
Аще точию испиет без мантии, да кроме трапезы, да сотворит поклонов 50.
Инок аще трубу откроет без мантии, или в умывальник вольет воды, поклонов 25.
Инок аще в мантии мочалку погану или лохань возмет рукою, да сотворит поклонов 50.
Благословение к епетимии. Благослови р. Б. Госп. Богу помолиться епетимию за мою ошибку.
Инок аще нечто малое возмет в мантии поганое или без мантии чистое сумнительное, да сотворит поклонов 17.
Инок аще дает стрещи власы своей простолюдину, или сам стрижет простолюдина, оба да поклонятся 1000 поклонов.
Инок аще потеряет мантию или параманд, или ино что от иноческаго образа, за что ему епитимия до смерти, поклонов по разсуждению духовника. Аще чин сгорит в пожаре, за это епитимии несть.
Инок аще помолится без мантии вечерню или павечерню, или ино кое моление, надев мантию второе да поет.
Инок в молении опустит соборную мантию на пол, или наступит на ню, или хватит нечистыми руками или за куколь, или за параманд или за камилавку, или на пол уронит, что из вышеписанных, или второпях наденет рясу, или мантию, или куколь, или камилавку без обычных молитв и поклонов, или без мантии благословится, или благословит кого, или простит кого, за сие особой епитимии не полагается, но повседневным каноном заменяется.
Кормчая, гл. 58, пр. 18. Никифор кидар. лист 97 об.: Яко не подобает службу совершати иноку кроме мантии. Гл. 26. пр. 59. Вас. Вел. л. 622: Аще кто без мантии творит дело в какове-либо месте, да будет без благословения. Кормч. гл. 54. Вопр. 15. об. еже глаголет Вас. Вел. в малых запрещениих его, яко да будет без благословения по мере согрешения. Ответ. Иже лишену быти некоему даемаго благословения в церкви рекших.
Анфоры потр. иноч., л. 78 об. 3-го счета. Бол. потреб. Иосиф. патр. 10го лета, л. 436: Иноку не достоит да власы его прост мирянин стрижет, но освящен кто или инок.
Номоканон, сиречь «Законоправильник о иноцех», потр. иноч. л. 29, 2-го счета, завещ. Вас. Вел.: Аще инок не чтет часа перваго, 3-го, 6-го и 9-го, несть ясти достоин. И аще не правит всего правила своего, яко мертва вменяет его Бог и да запретится яко же подобает.
Аще кто презвитер или диакон, или инок ведыи писания, а небрежет си утреню или часы, или вечерню, аще и в пути сыи, но пекиися о житейскии свое правило презирает, да имать запрещение лета два, простыи да сотворит поклонов 800.
Аще кии инок лишится часов, да сотворит поклонов 200.
Лишивыися полунощницы, да сотворит покл. 100.
Лишивыися утрени, да сотворит поклонов 200.
Канон иноком есть сущим убо малого образа покл. – 300, а великаго – 600.
Аще кии инок самовольне смеется или беседует кроме нужды на правиле, запрещение имать поклонов 50.
Аще кии инок на всем соборе церковнем, и при конце же не обрящется, да сотворит поклон 50.
Инок аще на пиру с мирскими, послушая и помогая, паче же благословя им неистовати, запрещается отлучением недель 6, на всяк день поклонов 100 творя и сухоядение.
33. Инок аще сидит в дому своем, яко мирянина сего вменяет Бог.
34. Инок аще оставит ложе свое, и уснет на дружнем без благословения вины, поклонов 50.
35. Инок аще упиется, или оклеветает, или без страха смеется, запрещается недель 5. Аще изблюет от многаго пития, или от чревообъядения, запрещается, якоже ниже в Номоканоне сем о священницех.
37. Инок, аще солжет вольным хотением, имать запрещение 100 поклонов великих. Аще же спасет душу или ближняго, греха не имать.
Инок аще посмеется паче уставления, имать поклонов 50.
100. Инок аще идет с женою поприще едино, да отлучится дней седмь, поклонов 100.
104. Инок простыи бияй кого, прежде да примирится оному, таже да сотворит поклонов 300.
105. Инок после павечерницы ядыи и пия постится едину седмицу сухоядение и покл. 200. Аще повелит нужда ясти и пити, второе павечерницу поет.
106. Инок аще распояшется на ложе своем, да сотворит поклонов 50.
Аще инок без повеления своего игумена сотворит что от нужных не к пользе, но к своей его страсти. – должен бо есть игумен исправити то и тако благословити брата, да начнет другое дело. Сие же сотворити, еже тем пользовати брата, аще не жестосердием, но милосердием да мерится.
Аще же кии инок без вины благословныя и рассуждения прекословит игумену своему, да отлучится от обители. Аще и вельми есть разумен, отгоним есть отнюд.
Аще кии инок вземся на игумена своего и досадит ему, да запретится лето едино, покл. 1000 на всяк день да творит.
Аще кии инок взем в руку свою древо, и уязвит игумена своего, да отсечется рука его. отцеубиица есть.
Аще инок в коем-либо словеси ко спасению его изглаголанным прекословит игумену своему, яко соперник Божии обретается. И да уцеломудрится от общаго запрещения.
Аще кии инок идет в некии путь без повеления игумена своего, да отлучится братства своего седмицу едину, творя поклонов 1000.
Аще кто от инок тайно ест, кроме братства, да творит 1500 поклонов, отлучается на 2 недели.
Инок ядыи от плода новаго без благослвоения игумена, да отлучится дней 8.
Аще кто от инок оглаголет и оклеветает старейшаго, несть далече гнева Божия. Сицевый же да отлучится месяц 6, творя поклонов 2000.
Яко недостоит просту человеку укорити священника или запрещати, или поношати, или клеветати, или обличати в лице, аще негде истина есть. Аще же постигнет сие сотворити простолюдин, сиречь, простый человек, да есть анафема. И да изгнан будет из церкви, отлучен бо есть Св. Троицы и послан будет во июдино место. Писано бо есть: Князю людей своих да не речеши зла, тако же настоятеля бесчествуя.

О иноцех.
Аще кто инок обличает и потязует игумена своего пред миряны, аще и истина суть глаголана от него, и той и верующии ему с ним погибель наследят. Покаявжеся, да запретится лето едино, и поклонов 1800. Пред собором бо братии, аще что имать, должен есть глаголати.
Инок аще ударит каково-либо животно с яростию или разбиет, да отлучится 3 месяца и покл. 300.
Аще кии инок потязует иного инока в коеи-либо главизне или клевете нань изречет и посмеяние, имать запрещение 8 дней и покл. 100 на день.
Имеяй ненависть на кого в доме молитвы, да не входит дондеже примирение сотворит, да сотворят же оба поклонов 50.
Аще кии инок играяи в гусли и с миряны часто сообщаяся, а не с подобными себе, да отлучится 2 месяца, поклонов 150.
И сокровищуяи, и в росты дая, или да престанет, или отлучится. Покаявжеся да запретится лето едино, поклонов 150.
Аще послушник имать вещь кроме воли игумена своего, да отлучится лето едино и покл. 2000.
Аще кии инок имея сребренники и не исповесть я при смерти своей должен есть игумен расточить их над ним, глаголя сице: «Сребро твое с тобою в погибель да будет». И тако без пения погребут, и да молитжеся о нем игумен с братиями дней 40, творяще на всякий день поклонов 40. И минувшим четыредесятим днем, начнут пети над ним уставленыя помины и погребение. А еже утаенная от него, вся требующим и нищим да разделятся.
Инок аще имать вещи и любит я, да отвержет от себя, ибо пакостит душу ему.
Аще кии брат укоризну прият от брата, и молен быв от дружины си, не простит согрешившему, да отлучится седмицу едину.
Аще кии брат буесловит и бесчествует братию и мирян разгалюет, покл. 100. Еще же должен есть перед ним еже оболга и оклевета, славу и честь благую воздати, глаголя, яко он сице оклеветах и ложь рекох, но брат той честен, праведен и свят по св. Златоусту и отечнику.
Аще кии инок речет, яко имать род, да отлучится дней 8 и покл. 40. Отнележе пострижеся и обещася Богу, рода не имать.
Аще кии инок будет мужеложник, имать лет 16, творя всегда поклонов 600.
Аще кии инок пиет вино чрез силу, более ему мясо ясти, а не упиваться вином, в нем же есть блуд.
Крадый иже от вверенныя ему службы, конечное да возвратит и отдаст под анафемою. А зане украде или присвоит, или дадет кому, вящшему запрещению подлежит.
Чти канон 10-й второперваго собора и апостол. 25 пр.: Инок аще лобжет якову жену или отроча спяще, да сотворит покл. 500. Или рещи, яко ниже во святую неделю достоит иноку матерь свою лобызати, а сотворивыи сие имать покл. 300.
Аще кии инок уснет без молитвы игуменовой, да сотворит поклонов 500.
Инок иже не извещает деяния и помыслы своя дух. отцу на всякую седмицу, да запретится дний 15.
Инок в баню отходя и помазуется помазанием, или на всякии день мыяся, разве точию за немощь, аще убо священник есть, да не литоргисает лето едино, покл. 500, аще послушник есть – пол сих.
Иноцы же и понедельник да хранят всего лета, яко же среду и пяток, тако бо от отец прияхом, кое бо прощение есть иноку, аще не преизбыточествует пост его паче мирских. Наипаче же егда и от мирян благоговейнии сие хранят. Глаголет же св. Симеон чудотворец: «Во всем житии да постится инок на всяк день, кроме общих постов, не менее девятаго часа».
Инок, тайноядущии мясо кроме болезни и благословения отца, тот не должен 40 дней вкушати рыбу, яйца и сыр. Ибо написано: плоти угодия не творити в похоти. Рукопис. Зонарь: Иноку не подобает в баню ходить отнюдь никако, кроме немощи, ради великия язи некия. Древле иноч. устав, стр. 116. Баню, говорит, для больных чаще, а для здоровых реже.

Како подобает иноку одеватися.
Свитка т. е. рубашка. – Взять оную невывернутую, передом к себе и ознаменоватися с Исусовой молитвой и поцеловать пуговку и петельку. И потом одевать с молитв. сей: Благодарю Тя Господи Боже мой, яко сподобил мя еси одеятися сею ризою в покров телеси моему. И сподоби мя Господи Боже мой в день сей сохранитися без греха, и творити волю Твою, яко благословен еси во веки, аминь. И покл. в пояс.
К рясе: Взять оную правой стороной к себе и ознаменоваться с Исусовой молитвой однажды и потом пуговку взять в правую руку, а петельку в левую и поцеловать пуговку, затем петельку, надевать с правой стороны и глаголати молитву, что и к свитке: Блгадарю Тя Господи…
К мантии: Все упование мое…
К камилавке: Взять верховкой к себе и ознаменоваться с Исусовой молитвой. И передняго евангелиста край целовать в пушок у правой и левой руки. И надевать с молитвой: Дивен Бог во святых своих, Бог израилев.
К куколю: Взять оный за крыльца верх, верховкой к себе. И ознаменоваться с Исусовой молитвой и поцеловать крыльца у правой и левой руки и надевать с молитвою: Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и землю славы Твоея.
К параманту: Парамант переменять только тогда, когда износится гайтан. Тогда нужно взять новый парамант углами к верху к себе и знаменоватися с Исусовой молитвою, и потом целовать углы, к которым пришит гайтан. Затем сложить старый гайтан с новым в одно место на правом плече и перевернуть оба через голову на левое плече.
Парамант никогда не снимается.
Аще по какой либо ошибке снимется, тогда оный взять углами, к которым пришит гайтан, правой стороной к себе и ознаменоваться с Исусовой молитвой однажды, и поцеловать те углы к которым пришит гайтан, затем надеть на себя.
А снимать чин иноческии, чтобы ни случилось: куколь, мантию, рясу и камилавку – ознаменоватися с Исусовой молитвою, и снявши поцеловать, также как и надевать.
А прочее снимать: Апостольник, полурясок, свитку и пояс не целовать, а просто с Исусовой молитвой снимать.

Подобает ведати, когда следует снимать куколь во время молитвы.
На вечерне: На замолитвовании куколь не снимать. Аще же сам замолитствует, тогда снимать.
Снимать – когда сам кадит, снимать к «Свете тихии», и когда кончится прокимен – тогда надевать. И на всех отпустах непременно снимать.
На павечернице и полунощнице: — снимать на «Верую», а после «Святыи Боже» — надевать.
Примечание: Снимать же и егда поют трипесни в праздник Р. Х. и Богоявления, и на страстной седмице на 9 песне, и на отпусте на павечернице, и повся дни на «Достойно есть».
На утрени: — Снимать на «екса-псалмы», и когда пропоют «Бог Господь», тогда надеть. Снимать перед Евангелием к прокимну, а после Евангелия, когда пропоют «Слава Тебе Господи» надевать. Снимать на катавасию 8-й песни и по окончании 9-й песни после «Достойно» надевать. Снимать на словословии, и по окончании славословия надевать.
На часех: — Снимать к Евангелию, а после «Верую» надевать. К апостолу не снимать; аще ли сам чтет апостол, то снять. И на «Достойно» снимать.
На молебне: — Снимать на «Бог Господь» и пропоют, тогда надевать. Снимать к прокимну на Евангелие, и когда пропоют «Слава Тебе Господи» — надевать. Снимать на 9 песни, и после задостойника надевать.
На правиле: — В чине правильных канонов во время чтения кондаков и икосов, и на «Достойно» и егда прилучится «О тебе радуется».

Толкование образа иноческаго.
Велик убо есть поистине чин иноческии, и блажен инок, иже поживет по образу, его же прият, и сохранит обет свой непорочне. Вся бо яже образа иноческаго суть таинственна же и священна.
Пострижение — убо власов являет всех помышлениии и печалей житейских отъятие. Яко же власы отлагает, тако подобает ветхаго человека отложити со страстьми и похотьми.
Аще же совлещи вся мирская одеяния и облещися во власяницу, яже есть хитон веселия и радования, вместо наготы оноя и студа и последования чрез послушание в нетленную жизнь иноческии образ святой являет, еже от средния жизни на совершенную претворяет.
Парамант – же есть последование крестное Владыце Христу, знаменает щит спасительный.
Пояс же усмен (кожанный) – знамение умерщвения бессловесныя похоти, яко же бо есть от мертва тела пояс, сице и мы да уморим любосластие в нас.
Сандалия – же знаменует, еже обутися во уготование благовествования миру, яко да не к тому от мысленных змиев угрызнется помыслов в пяту, но выше сих да наступит и поперет льва и змия, тайныя злобы и зависти звери, и непревратным да течет путем Евангелия.
Мантия – же есть одежда нетления и чистоты: образует плащаницу погребения и знамения смерти, есть от некиих мофорис, по иному же образу и подобию ангельские криле. Того суть ради и слагаем на ней на правом и на левом боку по 18 складок (потому что у ангела на древней иконе в крылех правом и левом по толику перьев). Без рукав же того ради, аще восхощет что сотворити ветхаго человека, абие воспомянет, яко рукав не имать, сиречь рук не имать неподобная дела творити.
Камилавка – же явдляет образ шлема спасения, знамение же Божественнаго покрова, и еже по духовному покрывало.
Куколь – же знамение незлобия и младенчества, и паки образ есть благодати Спаса нашего Бога, покрывающая нам Ума Владыку, и согревающая еже о Христе младенчествова, противу заушати присно ураняти начинающим демоном.

Иноку не должно работати без мантии.
Кто совершит какую-либо работу без мантии или куколя, тот должен подвергнуться епитимии как презритель. Кормч. гл. 62, пр. 59; Соловецк. челобитная, л. 83 об.

Сказание, в какой чистоте и опасности подобает мантию носити.
Инок должен надевать всякую вещь, перво зря усердно на св. иконы и знаменавшеся крестн. знамен. с прилежанием и целовать в двух местах, с великою любовию, аки ангельское и царское одеяние, и тако надевать со благоговением, занося по солнцу на правое плече, и нося на себе с радостию, яко одея тя Господь в ризу спасения, и отъят от тебе вся грехи твоя, того ради красуйся в ней, паче царския багряницы.
Иноку аще случится с себя снять мантию или куколь, или рясу, то должен снять со страхом Божиим перед св. иконою, а обращает по солнцу на левое плечо, и двукраты целовать по обычаю с крестным знамением, зря на св. иконы с мол. Исус. без поклонов. И сложить искусно на гвоздичек или на ином месте. Почитать святая честно, ибо егда снимает и кладет мантию, то ангелу в руку отдает: а когда надевает, тогда от рук ангеловых приемлет ю, а целование евангелистов и прочих мест – пуговок и петелек купно у всех вещей – являет любовь ко ангельскому образу.
Аще ли случится снять мантию на пути, егда изыти на нужную потребу, где нет иконы, то обратися лицем к востоку и ознаменовашися снимай и положи ю на чистом месте, как должно быть. А когда управится, умыв руки, тогда взять и одевать ю по обычаю.
Иноку подобает быти в мантии на трудах и в келии и на пути.
Иноку новопостриженному подобает закрыватися куколем на пути и за трапезою. Тако св. Пахомию ангел Господень завеща, ядуще же главы покрывают кукольми, да не видят брат брата ядуще.
Сему преподобн. Пахомию прежде всех проявлен бысть великий образ ангельскии, иже есть схимонах, а до того времене в малом образе иноцы были.
Егда бывает гроза или гром и молнии, тогда иноку подобает во всем чину на молитве стояти.
Иноку не подобает камилавку снимать никогда. Аще во время нощнаго почивания спадет с головы, когда пробудится, то паки наденет ю со обычною молитвою: «Дивен Бог…».
Егда же прилучится по какои-либо нужде помыть голову, то свитку спустить до пояса, а парамант блюсти опасно, чтобы не снять его с себя, но мытися в нем. Занеже парамант со крестом не снимается с инока никия ради потребы.
Иноку аще случится когда помыти мантию, то мыти нужно ю без мыла, во особом чистом сосуде или проточной воде, такоже и рясу мыти во отдельном от мантии сосуде с мылом, а воды из сосудов в поганое место не выливать.
Волосы после пострижения и поновления, или мантию или рясу, или ино что от иноческаго образа на огни сжечь, точию пепел в воду отпускать.

О чистоте внешней.
Подобает же тебе, брате и внешнюю чистоту со всяким опасением хранити, да не приимешися нечистыми руками и не умывенными ни за какову святыню, ни за крест, ни за книгу, ни за что ино, иже освящено Богови. Пелены, кадило, фимиам и свещи, и служебные сосуды, и ризы такоже, и ко всяким сосудам и платию. И ко всему надо иметь брежение и хранение. Сапоги или онучи положить на лавку или на ином чистом месте, и то место омой. А лица своего и тела и ног отнюд никакою водою не умывай. Тако бо святии старцы повелевают иноком житие. Ангели убо никогда же спят, ни дремлют, ни водою себя умывают, но безпрестанно день и нощь всегда служат Богу и славят Его. Сице и мниси, восприемшии образ ангельскаго подобия, должни есть мы тако же жити, яко ангели. Глаголю тебе, о сем же святии истово сия сами совершая, нам образ спасения оставиша, дабы вси хотящии жити по Христе, ведали путь спасения.
Четь-минея, маия 3, л. 120, житие преп. Феодосия Печерскаго:
Никогда же его видеша поливающа на свое тело воду, угодия ради: но токмо руце и лице умываше.

О пострижении и поновлении гуменца.
Ведомо же буди о сем, яко по пострижении инока по четыредесятих днех поновляет евангельский отец, сиречь постригатель новопостриженному гуменец, еже в пострижении его во иночество постриженное. Новопостриженый присед, снимает куколь и камилавку со главы и глаголя в тайне псалом 50. Отец же взем ножницы и с молит. Исусовой, постригает гуменце стоя, только елико в пострижении его во иночество постриженное, се же творится на едине в келии, никому же ту сущу, за еже не видетися главе его. Посем читает пред отцем прощение и отходит в келию свою. Сице же творит всегда ежегодно каждый пост, даже до смерти своея. Аще ли преставится отец его, то избирает, некоего старца искусна, и сие творит неизменно. И сице поновляя пострижение свое, поновляет и житие свое.

Богослужение времени, образованное кругом служб связано с Евхаристией. Евхаристию нельзя включить в этот круг, его суть не временная, а вечная. Сопряжение Евхаристии и богослужения времени – это общая и основная форма Устава. Устав регулирует, создает формы вхождения вневременного Таинства во временную, преходящую природу нашего мира. В богослужебном времени мы можем выделить три круга. Первый круг– дневной круг богослужения. Второй круг –седмичный . Третий круг –годовой. Службысуточного круга в порядке их следования:вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый, третий, шестой, девятый часы . Утро время встречи с Мессией. Часы с древнейших времен соотносились с событиями из жизни Христа и апостолов: третий час – это час ниспослания Св. Духа Апостолам, в шестой час Господь был пригвожден ко Кресту, девятый – время крестной смерти Спасителя. Вечер традиционно был временем молитвы, вечером мы должны вспоминать, что Христос заменяет нам солнце, с др. стороны его тема чаяние Израиля, ожидание Спасителя. Богослужебный день начинается с вечера.

Каждая из служб суточного круга имеет несколько видов: вечерня может быть малая, вседневная, великая; повечерие бывает малое, великое; полунощница – вседневная, субботняя, воскресная. Утреня – вседневная, с праздничным окончанием и полиелейная, причем последняя может быть частью всенощного бдения или совершаться отдельно. Часы могут быть «трипсалмными», потому что в их состав входят 3 псалма. Но и трипсалмные часы имеют свои разновидности: часы обычные, часы великопостные и царские (великие) часы («трипсалмные», но состав этих псалмов другой, с особыми тропарями, прокимнами, паримиями, Апостолом, Евангелием), часы пасхальные – «беспсалмные» (не читаются, а поются; 1=3=6=9). Дневной круг богослужения восполняетсяседмичным. Седмичный богослужебный круг не имеет своих отдельных служб, а материал его лишь вставляется в определенные места служб суточного круга. Вечеpнее богослyжение состоит из тpех слyжб: девятого часа, вечеpни и повечеpия. Утpеннее богослyжение – также из тpех слyжб: полyнощницы, yтpени и пеpвого часа. Дневное богослyжение состоит из тpетьего и шестого часов, а также из чина изобpазительных. Если в этот день совеpшается Божественная литypгия, то она также совеpшается после шестого часа.

Неизменяемый материал служб суточного круга (он в основномбиблейский, т.е. взят из книг Ветхого и Нового Завета) находится в книгеЧасослов .

1) Богослужебный день начинается с вечера. «И был вечер и было утро, день един» (Быт. 1)

Вечерня – совершается перед заходом солнца, Повечерие – сразу после заката (примерно через 40 мин, после трапезы), Полунощница – на Афоне совершается в 3 часа ночи, Утреня – начинается с рассветом, 1 час – на рассвете, 3 час – в 9 часов утра, 6 час – за 9-м часом, Литургия или чин изобразительных – завершает суточный круг, до полудня, 9 час – совершается перед вечерней следующего астрономического дня (читается тропарь уходящего дня).

2) Службы суточного круга: Вечерня – великая (всеношн.бд. и при полиелейной утрени), вседневная, малая (будни при полиелее, без бдения), Повечерие – великое (1-4 день 1-ой недели В.П., в Рождество и Богоявление, пн., вт. Страстной) и малое (ср. чв. Страстной), Полунощница – будничная, субботняя, воскресная (при всенощном бдении), Утреня – полиелейная, будничная, славословная, Часы – трехпсалмные (обычные) – 1, 3, 6, 9.а) Цаские (в Рождество и Вел.Пятницу), б) Пасхальные (всю Светлую), в) Великопостные

Евхаристия не является службой суточного круга, она является ее центром, вершиной и даже целью. Литургия может менять местоположение относительно других служб суточного круга.

Снисходя к немощам человеческим, к тому образу жизни, который мы ведем, Церковь сгруппировала девять служб суточного круга в три богослужебных корпуса: вечерний, утренний и дневной.

Вечернее богослужение: 9-час, вечерня, повечерие.

Утреннее: полунощница, утреня, 1-час.

Дневное: 3-час, 6-час, чин изобразительных.

Чаще всего литургия совершается после 6-часа но перед 9-м, но иногда может соединяться с вечерней (например, в Рождественский и Крещенский сочельник и др.)

3) Часослов – название книги может быть объяснено разными способами. В Часослове нахо­дится чинопоследование часов: это одна из служб, вернее, четыре службы дневного круга богослуже­ния. Но можно и шире толковать это название: Часословом регулируется, распределяется молитва по времени суток, по часам дня. Это книга для чтецов и певцов, в ней содержатся неизменяемые службы суточного круга: 1. Полунощница: будничная, воскресная, субботняя. 2. Вечерня: великая, вседневная. 3. Кафизма 17: «Блаженны непорочные». 4. Тропари. 5. Последование общего молебна. 6. Часы: 1, 3, 6, 9, изобразительные

Часослов построен не в соответствии с логикой богослужебного дня, а с логикой дня астрономического, потому первая, указанная служба – полунощница. Приложения, первое из которых – 17-я кафиз­ма – употребляется за богослужением ежедневно: в неделю и субботу на утрени и на вседневной полунощнице, отпустительны воскресные (8-ми гласов), богородичны отпустительные, послед. Общ. Молебна, тропари воскресные по непорочных, тропари по непорочных в субботу, тропари на молебнах, наставления как вести в храме.

Седмичный богослужебный круг. Литургические темы дней седмицы. 11 глава Типикона. Октоих. Система осмогласия. Подобны и самогласны.

Седмичный круг.

В седьмой день Бог почил от дел своих, лунный календарь, седмичный круг ветхозаветного богослужения и др. Первый день седмицы и одновременно ее вершина – это воскресенье или, говоря церковным языком, неделя.

Литургические темы дней седмицы: Воскресенье (неделя, «День Господень») – малая Пасха; Понедельник – служба Бесплотным силам; Вторник – пророку и Предтечи Иоанну; Среда и Пятница – Животворящему Кресту; Четверг – свв. Апостолам и свт. Николаю; Суббота – всех святых; поминовение усопших.

Божия Матерь прославляется во все дни. Каждая группа песнопений заканчивается Богородичным или Крестобогородичным (в среду и пятницу), а в воскресенье, среду и пяток один из канонов посвящен Ей. ВОктоих , заключает­ся материал служб этого круга. Материал этот всецело представ­ляет собой церковное песнотворчество. Тексты распределяются по дням седмицы.

11 гл Типикона – «О пении канонов в седмичные дни». На будничной утрене читаются каноны из Октоиха и канон святого из Минеи. В понедельник в Октоихе на утрени помещены каноны покаянный (умилительный) и бесплотным Силам, во вторник – покаянный и Иоанну Предтече, в среду и пятницу – каноны Кресту и Божьей Матери, в четверг – апостолам и свт. Николаю.

Октоих – «Осьмогласник». Октоих содержит изменяемые молитвословия служб седмичного круга. Октоих состоит из 8 частей по числу гласов; строение всех частей совершенно одинаково, а различаются они напевами и текстами. Октоих заключает в себе песнопения (тропари, кондаки, каноны и проч.), разделенные на восемь напевов или «гласов». Разделение церковного пения на гласы совершено св. Иоанном Дамаскиным (VIII в.). Ему приписывается составление Октоиха, в составлении Октоиха принимали участие св. Митрофан, епископ Смирнский, св. Иосиф песнописец и другие. первый день церковной седмицы – это неделя(малая Пасха). Седмица начинается с недели, а день, начинается с вечера. Каждый глас будет начинаться со службы - «в субботу вечера», а кончается службой «в субботу утра». В субботу вечером, на воскресной всенощной происходит смена гласа.

ТекстыОктоиха полностью соответствуют ли­тургическим темам дней седмицы. Приложения: столпы евангелия, ексапостиларии воскр. и еванг. стихиры, Евангелия воскресные, троичны седмичные, светильны седмичн., светильны седм., ексапостиларии седм., троичны на полуночнице, тропари воскресны по непорочных, апостолы и еванг. по дням седмицы, указ о службе седмичной, о светильнах в седмицу, указ о службе субботней, канон молебный Богородице «Скорбных наведения». Время действия Октоиха. время от Недели Всех святых (первая неделя по Пятидесятнице) до Недели о мытаре и фарисее - Ок­тоих взаимодействует только с системой Миней. Этопериод пения Октоиха. Воскресная служба, может отменяться только при совпадении с двунадесятым Господским праздником. В седмичные и субботние дни – значительней больше праздник по Минее, тем сильнее оттесняется Октоих. Во время действия Триоди Постной и Цветной, вбудние дни Великого поста Октоих используется только в отдельные моменты служ­бы, а в воскресные дни стоит на первом месте. С Лазаревой Субботы до Великой Субботы Октоих не используется вовсе. Во время пения Триоди Цвет­ной Октоих не трогают. все в Цвет­ной Триоди наряду.

Начало пения Октоиха: окончанием пасхального периода является Неделя Всех святых, в этот день оканчивается пение Триоди Цветной. На следующий день в понедельник начинается пение Октоиха. Но поскольку в Неделю Всех святых в Триодь Цветную включены воскресные тексты 8-го гласа, то и следующая седмица, начинающаяся с понедельника, тоже относится к 8-му гласу. Здесь дейст­вует закон о начале седмицы. Начало седмицы – это неделя, она во многом определяет течение бого­служебной седмицы, поэтому поется 8-й глас. А само начало гласового столпа приходится на Неделю Всех русских святых, это всегда воскресенье 1-го гласа.

Подобен, - церковная песнь, которая по содержанию, размеру или тону подобна другой песни Минеи или Октоиха; начальные слова последней пишутся сразу после слова «Подобен». Почти всегда песнь, подобная другой по размеру, подобна и по гласу; в Минее указыватся глас как Подобна, так и той, которая послужила для него образцом.

Самогласны и самоподобны. Так называются песни в Минеях, написанные совершенно самостоятельно относительно размера, тона и содержания. Самогласными они называются потому, что имеют только им принадлежащую мелодию. Гласовые мелодии для стихир Октоиха изобразил музыкальными знаками Иоанн Дамаскин и назвал их самогласными. Над ними часто надписывается и глас Октоиха, на который они должны быть петы. Песни самогласные принадлежат Андрею Критскому, Козьме Маюмскому, Иоанну Дамаскину, Иосифу Песнописцу. Самоподобными - называются песнопения, составленные самостоятельно, так что для них не служила образцом никакая другая песнь ни по размеру, ни по гласу. Различие между самоподобными и самогласными состоит в том, что самоподобны (обыкновенно – две или три песни), не будучи составлены по образцу других песней, сходны между собой по размеру, тону и содержанию, иногда даже буквально, а самогласны несходны между собой.

Минеи служебные и Общая.

Минея – от греч. «месяц». Первый вид – Минея месячная. Минея месячная содержитизменяемые песнопения неподвиж­ных праздников. Минея содержит Бо­городичны. Минея месячная состоит из 12 книг по числу месяцев. Она содержит службы годового круга. Тексты в минеях располагаются согласно богослужениям дневного круга – вечерни, утрени и т.д. В минеях содержатся стихиры, каноны, седальны, кондаки и икосы Господским и Богородичным праздникам и отдельным святым по дням года. Минея праздничная не является необходимой книгой для совершения богослужения. Это удобный богослужебный сборник, из Минеи месячной в неё выбраны праздники: двунадесятые – Господские и Богородичные, некоторых, наиболее чтимых икон Божией Матери, великих святых. Минеей праздничной пользуются чтецы.

Минея общая Основное содержание Минеи об­щей – это изменяемые молитвословия, которые Церковь назначила святым того или иного лика. Службы расположены здесь не по дням месяца, а по разрядам святых или праздников. Богослужебные тексты имеют обобщенный характер и носят соответствующее обобщенное наименование типа «службы праздникам господским», «служба праздникам богородичным», «службы апостолу», и т.д. Тексты состав­лены так, что прославляют подвиг святого в его общих чертах, а в большинстве песнопений оставлены пробелы: имярек – вставляется имя того святого, которому мы служим.

Типикон, его состав.

Книга, называемая теперь Типиконом (от греческого слова типос – образец), носит и другие названия, например: «Устав». По преданию, автором ныне действующего у нас Устава, так называемого Иерусалимского, принято считать св. Савву Освященного (V в.). Представителем другой формы Церковного Устава, долго имевшей гораздо более широкое распространение, является св. Феодор Студит (IX в.). Его Устав был назван «отобраз, очерк». Церковный Устав (типикон) – книга, излагающая порядок совершения богослужения суточного круга (утреня, часы, литургия, вечерня, повечерие), седмичного (Октоих), месячного (Минеи), богослужений св. Четыредесятницы и св. Пятидесятницы, а также различные чины соединения этих служб при их совпадениях.

Типикон – содержит дисциплинарную и богослужебную части.

Причем, первый отдел в свою очередь можно разделить на три части:

I часть (1-46 гл.) – «Общая», содержащая общие указания, о богослужении в воскресные (Тип. 1-8 гл.), седмичные (9-11) и субботние дни (12-15 гл.);

указания о некоторых песнопениях (гл. 16-21), о священнодействиях (22-23), излагаются правила, как стоять в храме (26-31), указывается на образ жизни монашествующих (32-46).

II-я часть (47-51) – «Частная» содержит в себе указания о «знамениях» (знаках) праздников и исследования богослужений (указания) для всех дней в году как неподвижных, так и под­вижных.

III-я часть (52-60) – «Дополнительная» содержит в себе:

1) указания на краткие изменяемые молитвословия, устав которых неодинаков в разные дни оной и той же седмицы;

2) самые молитвословия, на которые в ней есть указания.

Второй отдел Типикона (60 глав) составляет так называемые «Храмовые главы», где указывается, каким образом должно совершать службу в храмовый праздник или святому при совпадении с другими праздниками. Храмовые главы в Типиконе имеют свой счет и расположе­ны так же, как последования во 2-й части Типикона, а именно:

С 1 до 25-й находятся главы о праздниках, какие быва­ют во время пения Минеи с Октоихом, т.е. с 1 сентября до не­дели Мытаря и Фарисея.

С 25 до 48 гл. – о храмовых праздниках, которые случатся во время пения Постной Триоди.

С 48 по 58 гл. - о храмовых праздниках, случившихся во время пения Цветной Триоди.

59 гл . – припевы, которые поются на 9-й песни канона в Гос­подские и Богородичные праздники.

60 гл . – Индиктион, Зрячую пасхалию и Лунник.

А в Типиконе, изд. 1954 г., в 60 гл. содержится Прило­жение с тропарями святых, службы которых содержатся в Допол­нительной Минее.

ПАСХАЛИЯ (краткие сведения)

В Типиконе, Следованной Псалтири, Требнике и в некоторых молитвословах есть таблица, называемая Пасхалией. В Типиконе и Псалтири годы Пасхалии выписаны на весь так называемый великий Индиктион (период времени в 532 года, в котором все календарные вычисления начинаются с 1-го года). Там в 9 столбцах стоят цифры: в 1-й графе – годы от Адама, т.е. от сотворения мира, во 2-й графе – лета от Рождества Христова, далее в графе идет круг солнца, круг луны, вруце – лето, основание и (обозначение уже не цифрами, а буквами) ключ границ.

ВРЕМЯ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ

В продолжение первых двух веков после Рождества Христо­ва Церковью установлено строго определенное время празднова­ния христианской Пасхи. На Вселенском Никейском Соборе, бывшем в 325 г., святыми от­цами было согласовано и постановлено: «Праздновать Пасху пос­ле Пасхи еврейской, в первый воскресный день за полнолунием».

ОСНОВАНИЕ ПАСХАЛИИ

В пасхальных таблицах, помещенных при Уставе (Типиконе) и Следованной Псалтири, встречаются следующие термины: индиктион, индикт, круг солнца, вруцелето, круг луны, основа­ние, эпакта, ключ границы.

Индиктион – это великий пасхальный круг в 532 года. С 1941 г. начался 15-й Индиктион.

Сначала слово «индикт» – это 15-летний период сбора податей у римлян, разделявшийся на 3 срока по 5 лет. В память о Константине Великом даровавшего христианской вере полную свобо­ду, Церковь оставила счет времени по индиктам.

Кругом солнца называется период временив 28 лет, че­рез который все седмичные дни возвращаются на те же числа месяцев.Простой год содержит в себе 52 седмицы и 1 день, а високосный 52 седмицы и 2 дня, поэтому дни седмичные не приходятся в одни и те же числа месяцев, а каждый год переменяются. чтобы все дни седмичные возвратились на те же числа месяцев, надлежит пройти 7 простым годам и 7 високосным, который бывает через 3 года.

Вруцелетными буквами называются 7 начальных букв славянского алфавита: А,В,Г,Д… обозначающие последовательно семь целых чисел от 1 до 7 и соответствующие дням седмицы. Буквы располагаются так, что А соответствует первому воскресенью первого года творения и все воскресные буквы этого года совпадают с тою же самою буквою. Например: в 1957 году в Пасхальной таблице указано вруцелето – 3, это значит, что с марта 1957 года до марта 1958 года все числа месяцеслова, около которых стоит буква З, будут приходиться в воскресные дни.

Основание, есть число, показывающее возраст луны к 1-му, марта, например, 1957 г. имеет основание II, т.е. к 1 марта 1957 года, луна будет иметь возраст 11 дней.

Эпакта - в нашей Пасхалии называется число, дополняющее основание до 21, когда основание меньше этого числа, или до 51, когда основание более 21, это делается для того, чтобы узнать конец ветхозаветной Пасхи.

Ключом границ , или ключевыми буквами, назыв. 35 букв славянской азбуки, соответствующие тридцати пяти дням, которые заключаются между ранним и поздним пределами Пасхи, т.е. меж­ду 22 марта и 25 апреля. Ключевые буквы указывают на сколько дней Пасха удалена от 21 марта и служит как для определения самой Пасхи, так и всех зависящих от нее праздников и постов.

Православную Пасху должно праздновать:

1) после иудейской,

2) в воскресный день,

3) этот воскресный день должен приходиться после первого полнолуния, которое наступит после весеннего равноденствия,

4) если случится, что в то же воскресенье совпадет и иудей­ская пасха, то христианская Пасха должна праздноваться в следующее за ним воскресенье. Эти условия, которым должна удовлетворять Православная Пасха, категорически предписаны следующими правилами. Апостольские 7, 70, определением 1-го Вселенского собора, Антиохийского поместного собора I, Лаодикийского поместного собора 37. Примечание: Чтобы отыскать по пасхальной таблице в Сле­дованной Псалтири или Типиконе день празднования Пасхи, надо в первом отделе (Обращение индиктиона), против данного года, заметить ключевую букву и потом отыскать эту букву во втором отделе (Пасхалия зрячая); под этой буквой и указан день празд­нования Пасхи со всеми, зависящими от него праздниками и вре­менами церковными. При этом необходимо помнить, что церковный год начинается с 1 сентября, т.е. прежде гражданского четырь­мя месяцами, а потому вычисленный под ключевою буквою искомого года седмичный день праздника Рождества Христова в граждан­ском счислении будет относиться не к этому, а к предшествую­щему году.

И еврейскому лунному календарю принято отсчитывать с вечера - примерно с момента захода солнца за горизонт . По византийскому времяисчислению, сутки делятся на 12 дневных часов (от рассвета до заката) и на 12 - ночных (от заката до рассвета) часов, которые группируются в 4 дневные стра́жи и в 4 - ночные стра́жи .

Суточный круг состоит из следующих богослужений:

  • Малая вечерня - первое богослужение наступающего дня, совершаться может перед великой вечерней (незадолго до захода солнца), только когда есть всенощное бдение . В обычной приходской практике РПЦ почти никогда не совершается. В престольный праздник на малой вечерне в некоторых храмах (например, в Храме Живоначальной Троицы в Останкино) совершается акафист храмовому празднику.
  • Вечерня . Обычно начинает череду богослужений каждого дня. Однако отдельные молитвы начала вечерни относятся ещё к предыдущему (уходящему) дню, например, прокимен великий. Во время всенощных бдений к великой вечерни (или к великому повечерию) должна присоединяться особая служба:
  • Повечерие может быть либо великим либо малым. Исключается при совершении всенощного бдения. Иногда вычитывается келейно (в домашних молитвах). На светлой седмице заменяется пасхальным часом . В приходской практике совершается редко после вечерни и ужина.
  • Полунощница бывает вседневной, субботней, праздничной, воскресной и пасхальной. Так же, как и повечерие, исключается при совершении всенощного бдения, иногда вычитывается келейно, и на светлой седмице заменяется пасхальным часом. На приходах обычно совершается только пасхальная полунощница один раз в году (в пасхальную ночь). В монастырях полунощница часто соединяется с братским молебном в начале дня. В нынешнее время полунощница заменяется молитвами на сон грядущим и молитвами утренними . У христиан-старообрядцев в практике мирян осталось совершение полунощницы утром и повечерницы - вечером.
  • Утреня - самая продолжительная служба суточного круга - в эпоху гонений ночное и утреннее богослужение христиан было самым безопасным. В настоящее время утреня может быть вседневной, шестеричной, славословной, полиелейной, бденной, аллилуйной (чаще - великопостной), пасхальной, заупокойной. Несмотря на своё название, утреня в современной богослужебной практике РПЦ значительно чаще совершается не утром, а вечером - непосредственно присоединяясь к вечерне (или к литии), а к утрени примыкает Первый час. В утреннее время утреня служится: 1) если её не получилось отслужить с вечера, 2) Великим постом, 3) в некоторых монастырях регулярно, в соответствии с древней традицией.
  • Часы :
    • Первый час. Соответствует нашим 7 часам утра - освящает молитвой наступивший день, вспоминается ночная молитва Спасителя, непрестанное ангельское славословие и предстояние Господа Иисуса Христа на суде Каиафы .
    • Третий час - 9 часов утра - воспоминается суд Пилата над Христом и сошествие Святого Духа на апостолов .
    • Шестой час - полдень, 12 часов дня - воспоминается грехопадение Адама и Распятие Иисуса Христа .
    • Девятый час - 15 часов дня - вспоминается Крестная смерть Господа Иисуса Христа.
  • Междочасия совершаться могут только в будние дни Петрова , Успенского и Рождественского постов ,
    • Междочасие первого часа,
    • Междочасие третьего часа,
    • Междочасие шестого часа,
    • Междочасие девятого часа.

Литургия так же может совершаться только один раз в сутки, но стоит особняком, как бы вне времени - не входит в суточный круг богослужения, хотя и является его вершиной. Литургия служится либо после Шестого часа, либо в соединении с вечерней (при этом первая часть вечерни заменяет собою первую часть Литургии оглашенных - Изобразительны . Литургия Преждеосвященных Даров всегда соединяется с вечерней. На аллилуйных службах (обычно в Великом посту) изобразительны совершаются отдельно от Литургии (сразу после Девятого часа), а в некоторые дни Литургия совсем не положена. После полной Божественной Литургии по уставу полагается совершать трапезу с Чином о панагии . В дни поста, когда Литургии не полагалось, первая трапеза в древних египетских монастырях совершалась только после Девятого часа (трёх часов дня) и даже после захода солнца.

Суточный богослужебный круг сформировался в монастырях Востока к VI веку . Первоначально каждая из служб суточного круга в монастырях и у отшельников совершались раздельно, в положенное для каждой из них время. Впоследствии, для удобства верующих, они были объединены в три общественных богослужения: вечернее, утреннее и дневное.

  • Вечернее Богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.
  • Утреннее - из полунощницы, утрени и первого часа.
  • Дневное - из третьего и шестого часов и Литургии.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое Богослужение называется

Богослужение началось на Земле со времени сотворения Богом первых людей – Адама и Евы. Их богослужением в Раю было свободное, радостное прославление Бога, Его премудрости и всемогущества. И выражалось оно исполнением благой воли Божией.

После грехопадения людей и изгнания их из Рая, свою молитву к Богу о прощении и спасении от греха они стали соединять с жертвоприношением. Господь принимал эту молитву ради той великой жертвы, которую впоследствии принес за грех всего мира пришедший на землю Сын Божий – Христос Спаситель.

С апостольских и раннехристианских времен в Церкви был установлен порядок православного богослужения. Служба Богу, состоящая из чтения и пения молитв, чтения Священного Писания и священнодействий совершалась священнослужителями по определенному чину, то есть порядку.

Происходят церковные общественные богослужения в храме. Они ставят верующих в присутствие Божие, вводят в общение с Господом и напоминают нам о важнейших событиях Священной истории помогают понять истинное учение Христово.

Через богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Живым Богом. Через участие в церковных Таинствах, а особенно в Таинстве Святого Причащения они получают от Бога благодатные силы для праведной жизни.

Каждый календарный день вспоминаются события Священной истории и истории Церкви. И все церковные богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой.

Богослужения суточного круга совершаются Православной Церковью на протяжении суток. Их девять: Вечерня, Повечерие, Полунощница, Утреня, Первый час, Третий час, Шестой час, Девятый час и Божественная литургия.

Пророк Моисей, описывая творение Богом мира, начинает день с вечера: «И был вечер, и было утро: день один…» Поэтому церковный день начинается с вечера – Вечерней.

Эта первая служба суточного богослужебного круга повествует нам об истории человечества в Ветхозаветное время. Она ясно показывает, что Ветхий Завет имеет свое спасительное завершение в Новом Завете. И мы благодарим Бога за тот день жизни, который Он нам дал.

Вторая служба суточного богослужебного круга – Повечерие – состоит из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения наших грехов, и чтобы Он сохранил нас от козней диавола во время предстоящего сна.

Сон напоминает нам о смерти. Поэтому на Повечерии мы слышим о пробуждении от вечного сна, о воскресении из мертвых.

Третья служба суточного круга – это Полунощница. Она совершается в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда.

Следующая служба суточного богослужебного круга – Утреня. Она совершается перед восходом солнца. Утренний свет, приносящий бодрость, рождает чувство благодарности Богу – Подателю жизни.

Мы благодарим Господа за прошедшую ночь и просим Его милости и благословения на наступающий день. Утреня прославляет пришествие в мир Спасителя, принесшего Новую жизнь и Новый Завет людям.

Следующей службой суточного круга является Первый час. Первый час напоминает нам о суде над Иисусом Христом у первосвященников иудейских. В то время, когда вся природа просыпается для жизни, безбожные, беззаконные судьи отдают Подателя жизни на смерть.

На Третьем часе, соответствующем нашему девятому часу утра, Церковь вспоминает величайшее событие в своей истории – Сошествие Святого Духа на Апостолов.

В виде языков пламени Дух Святой сошел на Апостолов, чтобы освящать и обновлять души людей, чтобы проповедовать учение Христово всем народам мира.

Служба Шестого часа соответствует по времени нашему двенадцатому часу дня. Церковь вспоминает Распятие Господа нашего Иисуса Христа на Голгофе. Самую страшную казнь принял Господь «нас ради человек и нашего ради спасения».

На девятом часе, соответствующем нашему третьему часу пополудни, мы вспоминаем Крестную Смерть Спасителя. Свет померк. Земля поколебалась. Умер Сын Божий, чтобы Своим Воскресением спасти людей от власти греха и смерти.

Самое же главное богослужение суточного круга – это Божественная литургия. Перед нашим духовным взором проходит вся земная жизнь Спасителя от Его рождения до Вознесения на небо.

За литургией совершается величайшее в мире Таинство – хлеб и вино по молитве Церкви становятся Телом и Кровью Господа Иисуса Христа.

И мы, причащаясь Святых Даров – Божественного Тела и Крови Спасителя, «входим в радость Господа своего» и благодарим Сына Божия за спасение человеческого рода от греха и смерти.

Посещая храм Божий и участвуя в церковных службах и Таинствах, мы с верой, надеждой и любовью стремимся к единству со Христом, с Его жизнью, с Его Царством. Мы приникаем к чистому источнику воды живой, воды, текущей в жизнь вечную.

С первых веков христианства святыми отцами был установлен суточный круг богослужения . Его составляют службы, совершаемые в течение суток, которые, согласно церковным правилам, начинаются с вечера. Это счисление перешло в христианскую Церковь из Ветхого Завета, где началом суток считается время солнечного заката, а самими сутками - период между солнечным закатом одного и последующего за ним дня.

Суточный круг чинопоследований богослужения условно делиться на семь частей: вечерня, павечерница, полунощница, утреня, первый час, часы (третий, шестой, девятый) и литургия. Собираться семь раз в храм на молитву - это древняя иноческая традиция. Еще в Ветхом завете царь и пророк Давыд свидетельствовал о себе, что он семь раз в сутки становился на молитву Богу - «Седмицею днем хвалихъ Тя » (Пс. 118; 164). - это самая главная часть православного круга богослужения, божественная и священнейшая из служб.

Все части церковных служб в древности совершались последовательно, отдельно одна от другой. Однако вследствие того, что христиане из-за своих житейских занятий не могут приходить в храм семь раз в сутки, к каждой отдельно совершаемой церковной службе, в настоящее время все семь церковных служб соединены в три богослужения : вечернее , состоящее из вечерни и павечерницы; утреннее , состоящее из полунощницы, утрени и первого часа, и дневное , состоящее из третьего, шестого и девятого часов и Литургии.

Суточный, седмичный, годовой круг богослужения и подвижные дни

Молитвословия и песнопения, входящие в состав богослужения и повторяющиеся через определенный период времени, составляют круг богослужения . Одни молитвословия повторяются в богослужении постоянно, каждый день, составляя его основную часть, - сюда относятся все молитвословия Часослова и Служебника . Другие молитвы изменяются с каждым днем недели и повторяются через такой промежуток времени - это все песнопения Октая . Третьи молитвословия и песнопения изменяются с каждым днем года и повторяются через каждый год, они содержат в себе воспоминания и прославления событий и лиц соответственно каждому дню месяца или года - это все песнопения Минеи . Так как эти молитвословия и песнопения подразделяются на три рода , то и существуют три круга богослужени я.

1) Неизменяемые молитвословия , повторяющиеся ежедневно, составляют суточный круг богослужения или суточное богослужение .

2) Молитвословия и песнопения, изменяемые с каждым днем недели и повторяющиеся через каждую неделю, составляют седмичный (недельный) круг богослужения или седмичное богослужени е.

3) Молитвословия и песнопения, изменяемые с каждым днем года и повторяющиеся через каждый год, составляют годовой круг богослужения . К годовому кругу богослужения относятся молитвословия и песнопения подвижных дней и праздников, содержащиеся в Постной и Цветной Триоди .

Таким образом, в одном и том же богослужении бывают молитвословия и песнопения всех трех кругов: суточного, седмичного и годового .