Рейксмюзеум (Государственный музей). Амстердам и его музеи. Национальный музей Рейксмюзеум (Rijksmuseum) Рейксмузеум в амстердаме история создания

Рейксмузеум (Rijksmuseum) в Амстердаме по ценности своих коллекций по праву приравнивается к Лувру в Париже или Эрмитажу в Санкт – Петербурге.

Коллекция, положившая начало Рейксмузеуму, до 1800 года находилась в Гааге и представляла собой предметы искусства, собранные Статхаудерами, наместниками Габсбургов. В 1808 Луи Бонапарт, брат Наполеона перевез ее в Амстердам и разместил во дворце, пополнив ее ценными экспонатами, принадлежавшими королевской династии.
В 1863 году встает вопрос о строительстве отдельного здания музея. Только в 1876 году из множества представленных на конкурс работ, комиссия выбрала автора проекта — им становится Петрус Куиперс. В стремлении создать новый национальный стиль в архитектуре он смешивает нео – готику и нео – ренессанс, добавляет несколько штрихов и полученный результат восхищает до сих пор.
Но для современников проект оказался достаточно смелым. В конце XIX столетия в Нидерландах царили пуританские нравы, и правящий Вильям III отнесся к нему прохладно.
Музей регулярно перестраивался, достраивался, а его коллекция пополняется до сих пор.
С 2003 до 2013 года в здании были проведены реставрационные работы. Музей преобразился, стал более современным и интересным для посетителей.

Шедевры

Для того чтобы внимательно изучить все шедевры Рейксмузеума одного дня недостаточно. Поэтому необходимо определиться, на что стоит обратить внимание в первую очередь. У каждого есть свои предпочтения, но есть признанные мировые шедевры, которые стоит увидеть хотя бы одни раз в жизни:

  • Знаменитый «Ночной дозор» Рембандта. Подлинное название картины звучит «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока». Картина, соль популярна, что в 1906 году для ее демонстрации пришлось сделать перепланировку. Зал одного шедевра всегда полон посетителей.
  • Уникальная коллекция представителей Золотого (XVII) века Голландской живописи представлена работами Ванмеера, Хальса, Яна Стеена и другими известными авторами.
  • Знаменитый делфтский фарфор, который представлен шикарнейшими королевскими сервизами, изящными миниатюрными статуэтками, вазами и прочей утварью.
  • Модели кораблей, по которым можно проследить историю развития кораблестроения в Голландии. Не стоит забывать, что на протяжении многих веков, Нидерланды наравне с Англией были королями морских просторов.
  • Зал кукольных домиков. Самая старая модель изготовлена в 1676 году.
  • Для ценителей культуры Востока несколько залов представляют экспозицию предметов искусства стран Азии.
  • Стоит обратить внимание на библиотеку. Посетители могут пройтись по смотровой площадке, посмотреть на древнейшие фолианты. Это самый тихий зал музея, поскольку требуется соблюдение тишины, как в любой другой библиотеке.

В музее представлена уникальная экспозиция, посвященная истории Нидерландов, начиная с 1100 года. Вся история разделена на 4 части и представлена в хронологическом порядке и рассматривается в международном контенте. Путешествуя по этажам и залам – Вы плавно переходите из одной эпохи в другую

Полезная информация

Адрес

  • Museumplein/Museumstraat, 1
    1071 CJ Амстердам

Часы работы

  • Ежедневно с 9.00 до 17.00

Цена билета

  • Взрослый = 17,5 евро
  • Детский (до 18 лет) = бесплатно.
  • По карте I Amsterdam действует скидка = 2,5 евро.
  • По музейной карте вход бесплатный, что позволяет миновав очередь быстро пройти в само здание.

Как добраться

  • От центральной станции можно доехать на трамвае № 2 или № 5 (ост. Hobbemastraat)
  • Из гостиницы или других точек города маршруты необходимо уточнить.
  • Недалеко от Рейксмузеума есть остановка для водного такси. Если есть желание воспользоваться столь экзотическим видом транспорта, то можно доехать и на нем.
  • В холле музея (на нулевом этаже) есть круглая стойка, на которой лежит большое количество путеводителей по Рейксмузеуму на разных языках. Они бесплатные и помогут Вам увидеть самые главные достопримечательности и шедевры.
  • У известных работ мастеров тоже размещены стойки с брошюрами на голландском и английском. Они помогут понять и увидеть нюансы шедевра.
  • В музее разрешено фотографировать, Но без фотовспышки, штатива или палки для селфи.
  • Можно воспользоваться аудио — гидом. Цена такой экскурсии = 5 евро.
  • Можно заказать экскурсию по музею. Увы, в официальном реестре экскурсий на русском языке не предусмотрено.
  • Если у Вас разрядился телефон или фотоаппаратура, то на нулевом этаже предусмотрено специальное место для подзарядки.

Дочитали до конца! Поставьте пожалуйста оценку

Одним из самых интересных мест в Амстердаме считается здание Государственного музея, название которого на нидерландском языке звучит как Рейксмюзеум. Он входит в список крупнейших художественных музеев в стране, да и в мировом сообществе пользуется популярностью, так как здесь представлена большая коллекция произведений известного художника Рембрандта. Кроме этого, на обозрение публики выставлены около 5 000 картин и 30 000 скульптур, рисунки и гравюры, которых больше нигде не встретишь, главным собранием являются работы, представляющие современное искусство.

Прежде чем Государственный музей принял современный вид, ему пришлось претерпеть множество изменений: изначально это были 200 произведений, имеющих историческую ценность, которые остались после того, как Нидерланды были разгромлены Францией в 1794 году. Они-то и составили Национальную художественную галерею, которая открылась в 1800 году в пригороде Гааги. Во время правления Луи Бонапарта, в 1808 году, столицей стал Амстердам, а галерею он назвал Королевским музеем и перенес его в ратушу. После музей еще именовался Большим Голландским, а когда французов полностью изгнали из страны, он обрел имя, которое уже никогда не менял- Рейксмюзеум или Государственный музей. Это случилось в 1817 году. А вот здание для музея еще долго не могли подобрать: он размещался в Триппенхаусе, но из-за постоянно увеличивающегося числа экспонатов это стало неудобным, а еще сыграло роль близкое расположение складов с керосином. В результате было возведено здание по проекту Куйперса, а открытие произошло в 1885 году, но и это сооружение до сегодняшнего времени претерпело множество изменений.

Экспонаты музея

В музее собрана богатейшая художественная и историческая коллекция, а также собрание гравюр, рисунков и фотографий, которые разместились в 260 залах.

Художественная коллекция представлена скульптурами, картинами и произведениями декоративного искусства, в том числе и азиатского происхождения. В ее основе лежат работы голландских мастеров, датируемые XV-XIX веками.

Среди самых ценных картин свое почетное место заняли произведения голландских художников: Ремрандта, ван Скорела, Яна Стена, Франса Хальсы, Вермеера, ван дер Гельста.

«Ночной дозор» кисти Ремрандта

Главное место в экспозиции принадлежит картине Ремрандта «Ночной дозор», полное название которой «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга». Полотно написано мастером в 1642 году (во время расцвета голландской живописи) по заказу Стрелкового общества. Картина, изображающая 34 персонажа, которые как будто наступают на зрителя, получилась настолько большой (363*437 сантиметров), что ее часть с тремя персонажами пришлось отрезать.

Сохранившееся наследие Вермеера

Четыре полотна одного из самобытных художников Голландии – Вермеера – представляют собой огромную ценность, ведь их удалось уберечь от распродажи на аукционе за долги, участь которой постигла около 30 других картин великого мастера. Вермеер не зря пользуется славой самого загадочного художника Нидерландов: его картины, отображающие домашний быт горожан, дышат таинственностью и неоднозначностью. Особое внимание привлекают две картины кисти Вермеера – «Уличка» и «Служанка с кувшином молока». Однако «Девушка, читающая письмо» и «Любовное письмо» не менее вышеназванных полотен привлекают внимание посетителей.

Великий портретист Франс Халс

Значимое место в коллекции музея занимают картины известного портретиста XVII века Франса Халса, изображавшего на своих полотнах лица людей из разных слоев общества: от обычных торговок до бюргеров и офицеров. «Веселый собутыльник» — одна из тех картин, ради которой ценители живописи приезжают в Амстердам.

Музей для любознательных

Посетив Государственный музей Амстердама, вы получите уникальную возможность открыть для себя мир искусства, прекрасного и таинственного, как картины Ремрандта, и удивительно точного, как портреты Халса.

График работы:

Понедельник-Воскресение: 9:00-18:00

Rijksmuseum: отзыв + полезная информация

Наверное, сложно представить себе человека, планирующего поездку в Амстердам, который бы не слышал о Национальном музее (он же Rijksmuseum). Большинство путешественников включают его в свой must see список мест и достопримечательностей. И это действительно отличный выбор, в том числе и для людей, не очень близких к искусству.

Наверное, не будет преувеличением сказать, что музей знаменит на весь мир в первую очередь тем, что здесь находится картина Рембрандта «Ночной дозор». Более того, в 1906 году здание музея было перестроено ради того, чтобы достойно разместить здесь эту картину. И по сей день не зарастает к ней народная тропа.

Но пусть вас не пугает толпа на этом фото! Справедливости ради, нужно сказать, что в других залах музея не так многолюдно. А интересных экспонатов (пусть и не насколько знаменитых, как работы Рембрандта) здесь хватает на любой вкус.

С июля 2019 года в Rijksmuseum, за стеной из прозрачного стекла, ведется реставрация картины «Ночной дозор». За ней могут наблюдать все желающие. Смотрите, как это выглядит >> Ожидается, что проект займет несколько лет.

Картины (в т.ч. работы Вермеера, Халса), скульптуры, исторические артефакты, модели кораблей,

…старинные предметы искусства стран Азии, шикарная королевская посуда, вазы, ювелирные украшения. Зеркало для туалетного столика, которое один из голландских королей подарил дочери на свадьбу. Пианино, которое Наполеон купил для жены. Буквальная каждая вещи из экспозиции Национального музея имеет свою впечатляющую историю.

Время работы Rijksmuseum

Ежедневно с 09.00 до 17.00, включая новогодние праздники.

Сколько времени нужно для посещения Rijksmuseum?

По моим ощущениям, там можно ходить целый день, и то не хватит, чтобы внимательно и вдумчиво осмотреть все экспонаты. Не зря его называют одним из самых интересных музеев мира.

Можно ли фотографировать в Rijksmuseum?

Да, в отличие от , в Rijksmuseum официально разрешено фотографировать (при условии, что вы делаете это без штатива, без вспышки и без палки для селфи). Если вы будете делать фото на телефон, и в процессе он разрядится, на нулевом этаже вы можете найти стойку с ячейками для подзарядки мобильников. Наслаждайтесь:)

Приятного визита в Национальный музей! И оставайтесь на связи!

Этот музей часто сравнивают с Лувром, его постоянно перестраивают, здесь собрана самая потрясающая коллекция голландских живописцев Золотого века и только здесь, можно увидеть картину-легенду «Ночной дозор» Рембрандта. Это государственный музей Рейксмузеум в Амстердаме.

История музея началась в 1800 году, именно тогда финансисту Александру Хорелу, пришла идея создать в Амстердаме музей подобный Лувру. В Гааге была создана галерея, которая включала в себя полотна и раритеты, принадлежащие династии Габсбургов. Когда Луи, брат Наполеона Бонапарта, стал королем Нидерландов, он категорично заявил, что национальный музей будет расположен в Амстердаме. Коллекцию первоначально разместили во дворце короля и присоединили к ней ценные экспонаты, принадлежащие королевской династии.

Коллекция расширяется и в 1863 году заходит речь о необходимости отдельного здания под музей. Лучшие архитекторы предлагают свои проекты, но почти шесть лет придирчивая комиссия не может отдать предпочтение тому или иному варианту. Наконец в 1876 году конкурс выигрывает Петрус Куиперс. Архитектор придерживался прогрессивных взглядов, его отличало стремление создать новое направление в архитектуре, Куиперс был одержим идеей нового национального стиля. В результате он строит величественное здание, которое сочетает в себе несколько архитектурных стилей.

Готика, элементы эпохи возрождения, ренессанс… Внутреннюю отделку выполнили лучшие мастера. Стены музея украшены изразцами, расписаны в стиле классического голландского искусства, витражи изображают сцены из истории. В целом здание музея полностью отвечало вкусам католиков. Король Вильям, который в то время занимал нидерландский престол, воспринял новостройку более чем прохладно. И с момента открытия, с 1885 года здание государственного музея не знает покоя. Изменения в его структуру вносили регулярно.

Через пять лет после открытия к зданию музея сделали пристройку. Были собраны обломки старинных зданий, из них сделали целую секцию. По замыслу архитекторов, здание должно было показывать все этапы развития голландской архитектуры. В 1906 году в Рейксмузеуме появился особенный зал. Это крыло Филипс или зал одной картины. Центральное место занимает «Ночной дозор» Рембрандта. Начиная с 1942 года, неоднократно менялся интерьер, само здание уже не тревожили.

В XXI веке музей подвергли масштабной реставрации, удалили перекрытия между дворами, тщательно восстановили внутреннее убранство. Такого собрания живописцев Золотого века нет ни в одном музее страны. Голландия, которой правили в XVII веке протестанты, была олицетворением нравственности и пуританства. Страна процветала, жители богатели. Основные мотивы в изобразительном искусстве: семья, трудолюбивые горожане, пасторальные картины сельского быта, сюжеты из Ветхого завета.

Настоящие шедевры известные всему миру это « Служанка наливающая молоко» Вермеера, «Еврейская невеста» Рембрандта, «Мост в Амстердаме» Брейтнера.Иностранные коллекции музея тоже богаты. Есть художники русской школы авангарда, итальянские, испанские и французские живописцы. В государственном музее Амстердама находиться «Портрет Рамона Сатуэ» Гойи, «Кимон и Перо» Рубенса, «Мадонна с младенцем», принадлежащая кисти Мурильо. Гордость Рейксмузеума в Амстердаме - отделы скульптуры и прикладного искусства.

В музее находится подлинник знаменитой статуи Фальконе « Грозящий Амур». Почти пять тысяч экспонатов, в том числе ювелирные украшения, ткани, оружие, мебель, майсенский фарфор. В музее есть залы, где полностью восстановлена бытовая обстановка времен Средневековья. На весь мир известен кукольный домик Петронеллы Оортман, где в миниатюре и в мельчайших деталях воспроизведен особняк зажиточной голландской семьи. В экспозиции есть даже настоящий боевой корабль, захваченный флибустьерами.

Сегодня Государственный музей в Амстердаме, крупнейший в Нидерландах. Его коллекции бесценны.


Адрес:

Текст: natalya-51

КОММЕНТАРИИ: 26 Написать Ответы

Rijksmuseum

Официальный сайт музея: rijksmuseum.nl
Адрес: Jan Luijkenstraat 1, 1071 CJ Amsterdam

Rijksmuseum (Государственный музей) в Амстердаме существует уже более двухсот лет и на сегодняшний день является одним из самых интересных музеев в мире. Самая первая экспозиция музея была открыта для публики в 1800 году (в то время музей носил имя Nationale Kunstgallerij – Национальная Художественная галерея). С тех пор он несколько раз переезжал, прежде чем в Амстердаме, в 1808 году по указу короля Нидерландов Луи Бонапарта, брата Наполеона, было построено собственное здание музея, в то время называвшегося Королевским музеем. Своё современное название он получил позднее, в 1815 году по специальному указу короля Вильгельма I. В 1885 году Государственный музей переехал в красивое здание, построенное голландским архитектором Петрусом Кейперсом (Petrus Cuypers JH), в модном в то время стиле неоренессанса.

Уникальная коллекция музея, накопленная на протяжении веков, содержит множество шедевров голландского и мирового искусства. Здесь можно увидеть великолепный «Ночной дозор» Рембрандта, несколько картин Вермеера, Ван Дейка и Яна Стена. Музей обладает редкой по своей значимости коллекцией азиатского искусства, обширной коллекцией гравюр, рисунков и классической фотографии.

В настоящее время основное здание музея находится на реконструкции, которая будет завершена весной 2013 года. Все самые важные картины из коллекции музея можно увидеть на экспозиции, открытой в отремонтированном в 1996 году крыле музея, расположенном на углу улиц Jan Luijkenstraat и Hobbemastraat.

Фото и видеосъемка в стенах музея запрещена. Билеты можно приобрести заранее, даже за несколько месяцев, через официальный сайт музея.

Небольшая выставка картин из коллекции Rijksmuseum работает в терминале аэропорта Схипхол (Schiphol), в Амстердаме. Посетить её можно после прохождения паспортного контроля. Вход свободный.

Национальный музей Нидерландов – Рейксмузеум

В знаменитом голландском Рейксмузеуме, в одном зале по соседству находятся работы Скореля и портреты, созданные его учеником Мартеном Ван Хеемскерком. На портрете запечатлен зажиточный купец из Амстердама Питер Биккер вместе со своей 26-летней супругой Анной Кодде.

Это один из наиболее красивых портретов, когда-либо написанных в Голландии. Молодая женщина, одетая по моде тех лет, изображена около прялки и своими нежными пальчиками слегка придерживает тончайшую белую нитку. В первой трети XVI столетия такая прялка, снабженная колесным приводом, была самым последним изобретением и встречалась очень редко и лишь в домах богатых горожан, занимающих довольно высокое общественное положение. Далее запись сообщает, что портрет был выполнен в 1529 г., когда Дирк Якобс и Корнелис Тениссен создавали знаменитые групповые портреты членов стрелковой гильдии. Стоит отметить, что эти портреты были очень характерны в то время.

Между северными и южными провинциями в XVI столетии существовала крепкая культурная связь. Об этом свидетельствует творчество Питера Артсена, родившегося в Амстердаме. Ещё, будучи молодым юношей, он переехал крупный город Фландрии – Антверпен, именно там он получил широкую известность как основоположник бытового жанра в Европе. Позже он вернулся на родину и продолжил работу в реалистическом направлении. В Рейксмузеуме находится фрагмент картины «Поклонение пастухов». В экспозициях музея представлено ещё несколько полотен Артсена, в т.ч. «Танец среди яиц». Это типичная бытовая сценка из сельской жизни. В деревенской корчме перед горящим очагом пустился в пляс худенький паренек. Вокруг разбросана яичная скорлупа, устричные раковины и увядшие полевые цветы. Другой весельчак в одной руке держит бокал с вином, а другую положил на плечо молоденькой служанки. По его виду, можно понять, что он громко поет разудалую песню. Полотно было написано, чтобы прославить радость крестьянской жизни, но скромная обстановка, окружающая посетителей корчмы, скованность в их движениях, не дает нам возможности почувствовать это. В этой веселости присутствует какая-то напряженность. Только девушка, вероятно списанная с натуры, демонстрирует свою непосредственность и естественность.

Работы Артсена были новшеством: в европейских странах ещё никто не пытался написать картину на тему крестьянской жизни и бедных слоев общества, но спустя непродолжительное время у него появились последователи. Одним из них, его ученик Иохим Бейкелар (1543 – 1573) из Антверпена. В Рейксмузеуме есть большое полотно его работы, которое называется «Кухня». В небольшом помещении изображена сценка из Евангелия. Но главной темой является огромный натюрморт, который заполнил почти все полотно. Над столом развешаны колбасы, куры и индейки. Парочка красивых стройных служанок, возможно, написанных с одной модели, напоминают героинь Артсена.

Так, в голландском искусстве XVI столетия зарождались новые, связанные с изображением разнообразных сторон жизни жанры: бытовая сценка, натюрморт, пейзаж. В XVII веке они достигли вершины своего расцвета. И в это время искусство делится на две части. Разное историческое развитие двух частей Нидерландов этой поры приводит к образованию двух разных художественных школ.

В XVII веке было популярно творчество Хендрика Аверкампа, специализирующийся на тонко написанных небольшого размера рисунках зимнего пейзажа с мелкими человеческими фигурками. Тут крестьяне и модные щеголихи. Кто-то отлично держится на голубоватом искрящемся льду, а кто-то упал. Красота зимней природы предстает перед зрителями во всей красе. Полотно сочетает в себе бытовой жанр и пейзаж.

Такие же чувства вызывает и маленькая картинка Эсайаса Ван де Вельде «Общество в парке». Это лишенная каких-то ярких событий обычная жизнь. Радостная, модно одетая молодежь устроила пирушку посреди красивого парка. Вельде уделяет большое внимание воспроизведению посуды, зелени кустарников, все, что делает жизнь красивее. Вельде работал в Гарлеме вместе с самым крупным голландским художником той эпохи Франсом Хальсом.

Для живописи XVII в. характерен своеобразный реализм. Живописцы стремятся опоэтизировать окружающий мир. Они изображают определенные объекты, достигая при этом виртуозности. Одни пишут море, другие просторы полей, третьи домашнюю утварь, здания или сельские посиделки.

Мастера старались постичь своеобразное очарование бытовых предметов. Люди, имеющие представление об истории живописи голландцев, посетив музей, узнают картины.

В основном здесь рисовали море и суда, что вполне естественно для приморского государства, в жизни которого большую роль играют рыбная ловля и путешествия. В начале XVII в. небольшое государство Нидерланды были мощной державой, и его благополучие в огромной степени было основано на торговле с дальними странами.

Родоначальником маринизма был Хендрик Вром. Его большой холст в Рейксмузеуме представляет отправку в Ост-Индию морской эскадры в 1598 г. В центре картины находится «портрет» флагмана эскадры судна «Маврикий», который исполнен с огромной точностью. Возможно, этой точности Вром добился, так как в юности был моряком, а затем принимал многочисленные заказы от моряков и судовладельцев. Художники Голландии не ограничивались точным копированием. Достоверность всегда ценится высоко, но задачи живописи несколько иные. Это не фотография: художник вносит в произведение своё понимание красоты природы, любовь к горам и полям, солоноватому морскому ветерку, к постоянно меняющим своё положением облакам на небосводе.

Ван Гойен известен благодаря небольшой картине «Вид Дордрехта». Над одним из древних городков возвышается собор со строящейся башней и крыльями десятков ветряных мельниц. Сам город словно сдвинут в окутанный туманной дымкой воздух. Это волшебство вечернего освещения на водной глади – просто завораживает. Гайен опускает горизонт, и небосвод занимает около восьмидесяти процентов площади картины, из-за чего представляется бесконечно высоким. На холсте бесподобно передана подвижность облаков. Воздух, который словно окутывает все изображенные объекты – самое замечательное достижение голландских пейзажистов.

Особое место в живописи этого периода занимают изображения животных. Появляются художники-анималисты, которые великолепно писали пейзажи. Самым талантливый из них, ушедший из жизни в 29 лет, Пауль Поттер. В музее представлена его небольшая по размеру картина «Лошади на пастбище», которая вызывает представление о бескрайних просторах полей. В стройном жеребце Поттер увидел совершенство природы.

Ян Асселейн создал большое полотно «Лебедь в опасности». Белоснежный лебедь, защищая свою гнездо и потомство, выгнул свою прекрасную шею и бьет крылами с такой силой, что около него разлетаются перья. Рядом с ним видна голова плывущей собаки. Через несколько лет владелец картины повелел написать на табличке внизу картины пояснение. Многие предполагали, что лебедь олицетворял Яна де Витта, практически стоявшего во главе государства. Так, сценка из жизни птиц, превратилась в злободневную политическую аллегорию. «Лебедь в опасности» – первая картина, приобретенная в 1800 г. для Национальной художественной галереи.

В Рейксмузеуме находится большая коллекция картин великого Рембрандта. В конце XIX в. здесь были такие крупные его произведения, как «Ночной дозор», «Еврейская невеста» и другие. Но общее количество его работ было небольшим. В конце прошлого столетия это собрание было дополнено и расширено. Несколько полотен было приобретено или получено в дар. Некоторые холсты переданы музею для экспонирования. Например, «Слепой Товит и Анна с козленком». Рядом представлены работы учеников Рембрандта.

В Амстердаме недалеко от «Дома Рембрандта» расположен великолепный особняк богача Яна Сикса. Потомки Яна Сикса очень бережно относятся к известному портрету их предка, написанному Рембрандтом в 1654 году. Черная фетровая шляпа великолепно сочетается с рыжеватой шевелюрой, а темный камзол – с ярко-синим плащом. Необыкновенная широта мазка в те времена казалась странной, а произведение незаконченным. Вероятно, у Сикса был широкий взгляд на искусство, чтобы оценить совершенство этого живописного эскиза.

На картине Сикс готовится выйти из дома, он уже накинул плащ. Но все его действия происходят автоматически, так как спокойное лицо выражает задумчивость и некую отрешенность. На этом полотне можно увидеть огромный диапазон разнообразных приемов живописи, которые талантливо использует Рембрандт.