Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы). Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы) Учетная политика в бюджетных учреждениях год

Приложения к учетной политике 2019 - образец обязательных приложений к этому документу вы сможете увидеть в нашей статье. Что влияет на состав приложений и сколько их потребуется оформить? Какие приложения к учетной политике обязательны? Ответы на эти и другие вопросы рассмотрим в материале далее, а также приведем образцы необходимых приложений.

Обязательные приложения к учетной политике (рабочий план счетов, формы первичных документов и другие)

В законодательстве отсутствует понятие «обязательные приложения к учетной политике». Большинство фирм в качестве таких приложений утверждают следующие документы:

Именно они в числе других составных элементов учетной политики названы в п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» , утвержденного приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н.

Вынос именно этих элементов в состав приложений продиктован следующими факторами:

  • форматом информации — к примеру, схема документооборота обычно оформляется в виде таблицы с большим числом строк и столбцов;
  • значительным объемом специфичной информации, представленной в виде одной таблицы, например рабочий план счетов состоит из синтетических счетов бухучета, детализированных счетами аналитического учета;
  • изменчивостью состава — это характерно для утверждаемых в составе учетной политики форм первичной учетной документации (при необходимости компания может разрабатывать новые формы и удалять неприменяемые или утратившие свое практическое значение).

Для придания законной силы приложению, потребуется:

  • разработать его;
  • упомянуть о нем в тексте учетной политики;
  • утвердить приложение (если приложение разработано или изменено позднее даты утверждения учетной политики — отдельным приказом ввести его в работу).

Сколько приложений к учетной политике потребуется?

Количество приложений к учетной политике — величина, устанавливаемая каждой фирмой самостоятельно. Кроме того, число приложений не является величиной постоянной — оно может дополняться новыми или сокращаться в необходимых случаях.

Информация в учетной политике может разными компаниями детализироваться в разном объеме. Именно степень детализации может оказать влияние на схему отражения информации в учетной политике — скрупулезное описание какого-либо учетного нюанса целесообразно оформить в виде отдельного документа (положения, методики, перечня, порядка и др.) и утвердить в составе учетной политики.

Кроме перечисленных в предыдущем разделе общепринятых приложений, компания с учетом специфики своей деятельности может разработать и утвердить следующие приложения (например):

  • методику раздельного учета НДС ;
  • алгоритм расчета резерва по сомнительным долгам;
  • инструкцию по списанию безнадежной задолженности;
  • положение о служебных поездках;
  • положение о внутреннем финансовом контроле.

С особенностями составления приложений к учетной политике знакомьтесь с помощью размещенных на нашем сайте статей:

  • «Положение о служебных командировках — образец 2018» ;
  • «Как ведется раздельный учет по НДС (принципы и методика)?» .

Отдельные приложения к учетной политике могут носить специфичный характер. К примеру, в состав приложений к учетной политике бюджетного учреждения могут входить:

  • порядок определения срока службы хозяйственного инвентаря;
  • состав комиссии по поступлению и выбытию активов;
  • порядок принятия обязательств;
  • иные приложения.

Как могут выглядеть образцы приложений к учетной политике, расскажем в следующем разделе.

Образцы обязательных приложений к учетной политике

Рабочий план счетов

Приведенный в данной статье рабочий план счетов бухучета может послужить основой составления соответствующего приложения к вашей учетной политике.

График документооборота

Разработка графика документооборота — непростое мероприятие, если структура фирмы достаточно разветвленная и в ходе деятельности образуется большое количество разнообразных документов.

При составлении графика необходимо учесть следующие важные аспекты:

  • цикл существования документа (оформление или получение, обработка, хранение, уничтожение) — в графике должны найти отражение все этапы «жизни» документа;
  • форма графика документооборота — традиционно он составляется в виде таблицы, что позволяет в краткой форме наглядно отразить большой объем информации;
  • виды документов, участвующие в документообороте, — здесь требуется комплексный подход, поскольку своевременность отражения информации в учете зависит не только от бухгалтерской и налоговой первички, но и от своевременного получения бухгалтерией иных сопутствующих документов (например, для своевременного признания доходов и расходов при списании долгов требуются выписки из ЕГРЮЛ, судебные решения и др.);
  • лица, ответственные за каждый этап жизненного цикла документа и сроки, в течение которых документ может задержаться на обработке у ответственного лица на каждом из этих этапов.

Образец графика документооборота вы можете увидеть на нашем сайте:

Применяемые формы документов

Совокупность форм первичных документов — одно из приложений к учетной политике, без которого не обходится ни одна компания. Чтобы отразить в бухучете какой-либо факт хозяйственной деятельности, нужен первичный документ, составленный по утвержденной компанией форме. Компания может разработать всю первичку самостоятельно (кроме кассовых документов — их унифицированные формы обязательны при оформлении кассовых операций). В этом случае она вправе предусмотреть в ней любые необходимые компании реквизиты, включая все обязательные — они перечислены в ст. 9 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ о бухучете.

Если компания решит применять в своей работе и унифицированные, и самостоятельно разработанные формы первички, ей необходимо:

  • проверить унифицированную первичку на наличие в ней всех обязательных реквизитов (если нет — добавить их в форму);
  • в учетную политику включить пункт, посвященный применяемой первичке (о его содержании расскажем далее);
  • все применяемые формы утвердить в качестве приложения к учетной политике.

Формулировка пункта учетной политики, посвященного применяемым первичным учетным документам, может быть, например, такой:

«Компания применяет унифицированные формы учетных документов (утвержденные Госкомстатом), а также самостоятельно разработанные нетиповые первичные документы (Приложение № 2)»

Познакомиться с образцом указанного приложения к учетной политике вы можете на нашем сайте:

Итоги

Приложения к учетной политике компания разрабатывает самостоятельно. В форме приложений оформляются важные для организации учетного процесса положения, инструкции и методики.



ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить учетную политику для целей бюджетного учета согласно приложению и ввести ее в действие с 1 января 2016 года .

2. Довести до всех подразделений и служб учреждения соответствующие документы, необходимые для обеспечения реализации учетной политики в учреждении и организации бюджетного учета, документооборота, санкционирования расходов учреждения.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на _______________________________________ . или Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой (нужное оставить).

_____________________________ __________________ ________________
(должность руководителя) (подпись) (расшифровка подписи)

УТВЕРЖДЕНО
Приказом от ________N_____

Учетная политика для целей бюджетного учета

Учетная политика для целей бюджетного учета

Бюджетный учет в учреждении ведется в соответствии с Законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ , Бюджетным кодексом РФ , приказами Минфина России от 1 декабря 2010 года N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкции к Единому плану счетов N 157н), от 6 декабря 2010 года N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 162н), от 1 июля 2013 года N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - приказ N 65н), от 30 марта 2015 года N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - приказ N 52н), иными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы бухгалтерского (бюджетного) учета.

1. Общие положения

1. Общие положения

1.1. Ответственным за организацию бюджетного учета в учреждении и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций является руководитель учреждения (основание: часть 1 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ).

1.2. Бюджетный учет ведется структурным подразделением - бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. Сотрудники бухгалтерии руководствуются в своей деятельности Положением о бухгалтерии, должностными инструкциями (основание: часть 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ).

1.3. Бюджетный учет в обособленных подразделениях учреждения, имеющих лицевые счета в территориальных органах Казначейства, ведут бухгалтерии этих подразделений.

1.4. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю учреждения и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бюджетного учета, своевременное представление полной и достоверной бюджетной, налоговой и статистической отчетности.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерские службы необходимых документов и сведений являются обязательными для всех сотрудников учреждения, включая сотрудников обособленных подразделений учреждения (основание: пункт 8 Инструкции к Единому плану счетов N 157н).

1.5. В учреждении утвержден состав постоянно действующих комиссий:

- комиссии по поступлению и выбытию активов;

- инвентаризационной комиссии;

- комиссии по проверке показаний одометров автотранспорта;

- комиссии для проведения внезапной ревизии кассы.

1.6. Перечень должностей сотрудников, с которыми учреждение заключает договоры о полной материальной ответственности, приведен в приложении 1.

1.7. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается отдельным приказом руководителя.

Частью 2 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете), п. 6 Инструкции № 157н установлено, что экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (Письмо Минфина РФ от 04.05.2018 № 02-06-05/30266). При ведении бухгалтерского учета с 01.01.2019 применяются положения Приказа Минфина РФ от 30.12.2017 № 274н, утвердившего Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (далее – ФСБУ «Учетная политика»). Об установленных этим стандартом требованиях к формированию учетной политики и исправлению ошибок, допущенных в учете, автор рассказывает в статье.

Ни для кого ни секрет, что в 2018 году государственные (муниципальные) учреждения уже начали применять часть федеральных стандартов. Требования, установленные стандартами, были учтены при формировании учетной политики учреждений на 2018 год. Если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не определен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ разрабатывается самим учреждением исходя из требований законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов. Необходимость разработки учетной политики согласно положениям федеральных стандартов отмечена, в частности, в Письме Минфина РФ от 08.05.2018 № 02-06-05/30974. В нем сказано, что Приказ Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н (внес изменения в Инструкцию № 157н) разработан в связи с внедрением с 01.01.2018 отдельных федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. Отметим, что соблюдение указаний данных документов является обязательным для соответствующих субъектов учета, и они применяются при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная, с 2018 года.

Приказами Минфина РФ от 31.03.2018 № 64н, № 65н, № 66н, № 67н были внесены поправки в инструкции № 157н, № 162н , № 174н , № 183н , которые вступили в силу в конце апреля 2018 года. Поскольку изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, служит одним из оснований для корректировки учетной политики (п. 6 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете), после вступления в силу вышеназванных приказов учреждения пересматривали положения своей учетной политики на 2018 год и в случае необходимости вносили соответствующие исправления.

В декабре 2018 года государственные (муниципальные) учреждения должны будут снова сопоставить свою учетную политику и положения нормативно-правовых актов (в том числе федеральных стандартов), вступающих в силу в 2019 году, с тем чтобы учетная политика на 2019 год отвечала нормам действующего законодательства. Кроме того, при формировании и утверждении учетной политики следует руководствоваться федеральным стандартом, о котором идет речь в данной статье.

Что следует принять во внимание при составлении учетной политики на 2019 год?

При формировании учетной политики на 2019 год необходимо соблюдать следующие правила (см. п. 7 – 17 ФСБУ «Учетная политика»):

  1. Субъект учета при составлении учетной политики должен учитывать особенности своей структуры, отраслевые и иные особенности деятельности, выполняемые им в соответствии с законодательством РФ полномочия и (или) функции и руководствоваться:
  • законодательством РФ;
  • ФСБУ «Учетная политика»;
  • иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • четной политикой органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя (п. 7 стандарта). Если положение о том, что учетная политика составляется с учетом особенностей организационной структуры учреждения и исходя из норм действующего законодательства, ранее было установлено Законом о бухгалтерском учете и Инструкцией № 157н, то требование о составлении учетной политики сообразно учетной политике учредителя введено впервые.
  1. Учетная политика формируется главным бухгалтером субъекта учета или иным физическим (юридическим) лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. То есть если ведение бухгалтерского учета передано сторонней организации, то учетную политику составляют работники сторонней организации (централизованной бухгалтерии), при этом в договоре, заключенном между учреждениями, отражаются особенности организации ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения, передающего функции по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности. Утверждается учетная политика руководителем субъекта учета, даже тогда, когда ведение бухгалтерского учета передано сторонней организации (п. 8 стандарта). Как и прежде, учетная политика применяется последовательно из года в год (п. 11 стандарта).
  2. Состав учетной политики должен соответствовать требованиям п. 9 ФСБУ «Учетная политика». Здесь же отметим, что п. 9 стандарта сходен с п. 6 Инструкции № 157н, поэтому состав разделов учетной политики пересматривать не требуется. По-прежнему учетная политика должна содержать:

а) методы оценки объектов бухгалтерского учета;

б) рабочий план счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;

в) порядок проведения инвентаризации активов;

г) иные разделы.

Основные положения учетной политики и (или) копии документов учетной политики подлежат публичному раскрытию на официальном сайте субъекта учета (централизованной бухгалтерии) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 9 ФСБУ «Учетная политика»).

  1. При наступлении случаев, указанных в п. 12 стандарта, в учетную политику, применяющуюся в учреждении, вносятся изменения. Среди случаев, являющихся основанием для корректировки учетной политики, в п. 12 ФСБУ «Учетная политика» названы:

а) изменение законодательства РФ о бухгалтерском учете, нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) формирование или утверждение субъектом учета новых правил (способов) ведения бухгалтерского учета, применение которых позволит представить в бухгалтерской (финансовой) отчетности релевантную и достоверную информацию;

в) существенное изменение условий деятельности субъекта учета, включая его реорганизацию, изменение возложенных на него полномочий и (или) выполняемых им функций.

Под релевантной информацией понимается существенная и достоверная информация, которая собирается для определенной цели.

Вступление в силу новых федеральных стандартов является основанием для внесения поправок в учетную политику учреждения. Как установлено п. 13 ФСБУ «Учетная политика», учетная политика изменяется с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной ее изменения. Изменение учетной политики в течение отчетного года, не связанное с изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, производится субъектом учета по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и с финансовым органом соответствующего публично-правового образования. Здесь же отметим, что стандарт устанавливает случаи, которые не считаются изменением учетной политики (п. 14 ФСБУ «Учетная политика»):

а) применение правил (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые отличны по существу от фактов хозяйственной жизни, имевших место ранее;

б) утверждение нового правила (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности субъекта учета впервые.

Как отражается в учете изменение учетной политики?

Прежде чем приступить к порядку отражения последствий изменения учетной политики в учете и отчетности, укажем, что изменение учетной политики может носить ретроспективный и перспективный характер.

Ретроспективное

Перспективное

Измененная учетная политика применяется к фактам хозяйственной жизни таким образом, как если бы она применялась с момента возникновения соответствующего факта хозяйственной жизни

Измененная учетная политика применяется к фактам хозяйственной жизни, возникающим после даты соответствующего изменения учетной политики

Изменение учетной политики оказывает, способно оказать влияние на показатели деятельности учреждения

Изменение учетной политики не оказывает или не способно оказать существенное влияние на показатели деятельности учреждения

Влияние изменения учетной политики на показатели деятельности субъекта учета покажем в следующей схеме:

Применение измененной учетной политики

Нововведения не влекут существенные изменения показателей, отражающих финансовое положение, финансовые результаты деятельности субъекта учета (субъекта консолидированной отчетности) и (или) движение денежных средств субъекта учета

Нововведения влекут или способны повлечь существенные изменения показателей, отражающих финансовое положение, финансовые результаты деятельности субъекта учета (субъекта консолидированной отчетности) и (или) движение денежных средств субъекта учета

Денежная (стоимостная) оценка изменений не производится

Производится оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) на дату, с которой применяются указанные изменения в случаях, когда такая оценка может быть произведена

Показатели бухгалтерского учета и отчетности не подлежат корректировке, субъект учета применяет измененную учетную политику к фактам хозяйственной жизни, возникающим после изменения учетной политики (п. 18 ФСБУ «Учетная политика»)

Данные бухгалтерского учета и отчетности корректируются по правилам, установленным п. 16, 17 ФСБУ «Учетная политика», в случаях, когда возможна денежная (стоимостная) оценка изменения учетной политики

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлекшие или способные повлечь существенное изменение названных выше показателей, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 16, 17 ФСБУ «Учетная политика»):

  • по правилам, установленным положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • при отсутствии правил отражения таких изменений в нормативном акте – путем ретроспективного применения измененной учетной политики. При этом подлежат корректировке показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности на начало отчетного периода (входящие остатки) по статье «Финансовый результат экономического субъекта» бухгалтерского баланса, а также (в случае возможности корректировки) показатели связанных статей бухгалтерской (финансовой) отчетности за самый ранний год, предшествующий году, для которого в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели. Информация о корректировке сравнительных показателей предшествующего года (годов) раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности отчетного года.

Суммы корректировок сравнительных показателей отражаются в периоде, в котором произошло изменение учетной политики, записями по счетам бухгалтерского учета согласно нормативным правовым актам, регулирующим ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В случае ретроспективного применения измененной учетной политики утвержденная бухгалтерская (финансовая) отчетность за предшествующий год (годы) не подлежит пересмотру, замене и повторному представлению пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Пунктом 19 ФСБУ «Учетная политика» установлено, что ретроспективное применение измененной учетной политики не представляется возможным, если оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий такого изменения:

а) не может быть произведена в связи с недостаточностью (отсутствием) информации за соответствующий предшествующий год;

б) требует использования оценочных значений, основанных на информации, которая не была доступна на дату представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год.

По правилам рассматриваемого стандарта под оценочным значением понимается рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета и (или) отражаемого в бухгалтерской (финансовой) отчетности, при отсутствии точного способа его определения (п. 6 ФСБУ «Учетная политика»).

К оценочным значениям относятся:

а) сроки полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов;

б) величины оценочных резервов;

в) величины амортизационных отчислений;

г) величины стоимости нефинансовых активов в случаях, предусмотренных федеральными и (или) отраслевыми стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора;

д) иные значения показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета и (или) отражаемого в бухгалтерской (финансовой) отчетности, рассчитываемые или приблизительно (оценочно) определяемые на основе экспертных заключений (профессиональных суждений) при отсутствии точного способа его определения.

Отражается ли информация об изменении учетной политики в отчетности?

ФСБУ «Учетная политика» установлено, что субъект учета в пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности (полагаем, что в п. 20 стандарта имеется в виду пояснительная записка (ф. 0503160, 0503760), составляемая к отчетности) приводит следующую информацию:

а) обоснование изменения учетной политики;

в) порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая указание на обстоятельства, в связи с которыми применяется выбранный способ ведения бухгалтерского учета, и дату, с которой он применяется в связи с изменением учетной политики;

г) в случае ретроспективного применения измененной учетной политики:

  • суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской (финансовой) отчетности за каждый из предшествующих годов, для которых в бухгалтерской (финансовой) отчетности раскрываются сравнительные показатели;
  • сумма корректировки, относящаяся к годам, предшествующим тем, для которых в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета раскрываются сравнительные показатели. Указанная сумма корректировки раскрывается в отношении сопоставимых показателей в случае, когда такие корректировки возможно определить.

* * *

В завершение статьи отметим, что в целом порядок формирования учетной политики не претерпел существенных изменений. Новшеством является отражение в учете и отчетности последствий изменения учетной политики. По нашему мнению, далеко не все изменения в учетной политике будут носить ретроспективный характер и требовать стоимостной оценки последствий, которые следует отразить в учете и отчетности. В отношении ретроспективного применения изменений учетной политики и, в частности, определения стоимостного значения последствий изменений у бухгалтеров будет немало вопросов. На страницах нашего журнала мы будем разбирать и рассматривать такие ситуации и давать рекомендации к действиям.

ФСБУ «Учетная политика» содержит раздел, разъясняющий последовательность действия при исправлении ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Представим эту информацию в виде схемы:

Порядок изменения ошибок в отчетных бухгалтерских формах будет рассмотрен нами в рамках отдельной статьи в следующих номерах журнала.


Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение, №8, 2018 год

Учетная политика – это основной внутренний документ для бухгалтерии. В ней должны быть закреплены все особенности ведения бухгалтерского учета экономического субъекта. Для казенных учреждений форма учетной политики законодательно не определена, а вот требования к ее содержанию прописаны в Инструкции № 157н. Оформить свой учетный стандарт на 2016 год вам поможет статья.

Е.А. Кедрова , эксперт журнала «Учет в учреждении»

Нормативная основа

Учетная политика представляет собой принятую учреждением совокупность способов ведения бухгалтерского учета (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, далее – Закон о бухгалтерском учете). Разрабатывают такой документ с учетом законодательства РФ, в частности, для казенных учреждений это:

  • Закон о бухгалтерском учете;
  • Инструкция по применению Единого плана счетов, утвержденная приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н);
  • Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее – Инструкция № 162н);
  • приказ Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н (далее – Приказ № 52н);
  • Инструкция по составлению бюджетной отчетности, утвержденная приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н;
  • приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.

Для учреждений госсектора пунктом 6 Инструкции № 157н определены основные положения учетной политики. К ним относятся:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, который должен содержать применяемые счета для ведения синтетического и аналитического учета;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок отражения в учете событий после отчетной даты;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
  • неунифицированные формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета;
  • порядок организации и осуществления субъектом учета внутреннего финансового контроля;
  • иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Отсутствие важных положений в учетной политике или несоответствие ее законодательству может принести экономический урон учреждению и послужить основанием для замечаний со стороны проверяющих органов. Так, например, в части отсутствия учетной политики по налоговому учету инспекторы могут определить это как грубое нарушение правил учета и наложить штраф в размере от 10 тыс. руб. (ст. 120 Налогового кодекса РФ).

Важно помнить, что в данном случае ответственность несет не только главный бухгалтер, но и руководитель. Ведь именно он согласно части 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете, должен организовать ведение учета в учреждении (апелляционное определение Магаданского областного суда от 22 августа 2012 г. по делу № 2-2332/12, 33-803/12).

T1M14S Учетная политика казенного учреждения

Состав и форма учетной политики

Формы учетной политики законодательно не установлено. Кроме того, на данный момент нет единого стандарта для всех учреждений госсектора. Его планируют ввести в действие в 2020 году (программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденная приказом Минфина России от 10 апреля 2015 г. № 64н). Поэтому пока при составлении своего учетного стандарта можно придерживаться общепризнанных правил.

1. В учетной политике нет необходимости полностью переписывать нормативные акты, регламентирующие ведение бюджетного учета. Ведь согласно ПБУ 1/2008 в ней учреждение осуществляет выбор одного способа ведения учета из нескольких, допускаемых законодательством РФ или нормативными актами. Если же необходимый способ не установлен, его следует разработать, исходя из норм, и закрепить учетной политикой.

2. Применяют учетный стандарт из года в год.

3. Изменяют только при определенных условиях.

При составлении учетной политики ее делят на два раздела: организационный и методологический. Все общие положения по ведению учета учреждением определены в первом разделе. В частности, это могут быть:

  • требования к учету, главному бухгалтеру и работникам бухгалтерии;
  • порядок работы с документами (прием, хранение);
  • списки постоянно действующих комиссий (обычно их прописывают в приложениях и делают на них ссылки в разделе);
  • события после отчетной даты и порядок исправления выявленных ошибок.

Порядок оценки имущества и обязательств, особенности учета указывают во втором разделе. От того, каким образом он будет оформлен, зависит итоговый вид учетной политики.

1. Учетная политика, как единый документ. Такая структура, прежде всего, удобна для небольших учреждений. А также для централизованных бухгалтерий, где бухгалтер ведет в полном объеме учет одного учреждения. Методологический раздел в данном случае содержит по пунктам порядок работы на разных участках бухгалтерского учета.

2. Учетная политика, как система положений. Методологическая часть в данном случае представлена в виде нескольких положений. В каждом описана работа отдельного участка, например, Положение об оплате труда или Положение об учете основных средств. Такая структура полезна для больших учреждений, где обязанности разделены в соответствии с участком бухгалтерского учета (например, бухгалтер по учету основных средств). Поэтому удобно, чтобы у каждого участка было свое положение.

3. Совмещенный вариант. В этом случае часть положений объединяют в тексте методологического раздела, остальные – оформлены как положения. Их прилагают к самой учетной политике.

К учетной политике могут быть оформлены следующие приложения:

  • Постоянно действующие комиссии учреждения;
  • Перечень должностей учреждения, с кем заключают договоры о полной материальной ответственности;
  • Перечень должностных лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов;
  • График документооборота;
  • Рабочий план счетов;
  • Порядок санкционирования расходов;
  • Порядок списания дебиторской задолженности;
  • Номера журналов операций;
  • Порядок выдачи наличных денежных средств и денежных документов под отчет;
  • Порядок оформления служебных командировок и возмещения командировочных расходов;
  • Порядок внутреннего финансового контроля;
  • Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • Порядок отражения в учете и отчетности событий после отчетной даты;
  • Образцы неунифицированных форм первичных документов и регистров.

Кроме того, если учреждение применяет для учета специализированные программные продукты, то информацию об этом следует отразить в отдельном разделе Учетной политики или приложении к ней. Например, «Использование программного продукта Х». Где определяют важные моменты применения программы, в частности, периодичность создания резервных копий, возможность организации электронного документооборота с использованием телекоммуникационных каналов связи и электронной подписи, порядок исправления обнаруженных ошибок в электронных регистрах.

Особенности учетного стандарта на 2016 год

Корректировка утвержденной учетной политики производится при следующих условиях (п. 6 ст.8 Закона о бухгалтерском учете):

  • изменение законодательства РФ;
  • разработка или выбор нового способа ведения учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте учета;
  • существенное изменение условий деятельности экономического субъекта (например, реорганизация).

Для учреждений госсектора наиболее вероятным остается первое условие. В 2015 году таких изменений было достаточно много. Часть из них были внесены приказом Минфина России от 6 августа 2015 г. № 124н и применяются только с 2016 года. Кроме того, изменения структуры бюджетной классификации согласно приказу Федеральному закону от 22 октября 2014 г. № 311-ФЗ также действуют с 2016 года. Наглядно изменения и отражение их в учетной политике представлены в таблице.

Анализ изменений 2015-го и 2016-го годов

Основание для изменений

Учет расчетов

Учет денежных средств

Другие участки

Общие положения ведения учета

Приказ № 52н

Приложить к учетной политике используемые формы документов и регистров, которые были убраны из перечней

Приказ № 124н

Определить порядок перевода документов, составленных на иных языках

Рабочий план счетов

Рабочий план счетов необходимо привести в соответствие с новой структурой классификационных признаков поступлений и выбытий. Она изменится с 2016 года. Так, в классификации расходов бюджетов уберут КОСГУ, а целевая статья будет состоять из 10 знаков (с восьмого по 17 знаки классификации)

Приказ № 124н

Структура рабочего счета изменится. Синтетический счет будет представлен тремя знаками полного счета - с 19 по 21, а аналитический код счета – с 22 по 23 знаки. Кроме того, первые 17 знаков будут соответствовать разрядам с четвертого по 20 кода классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов

Приказ № 124н

Уточнить наименование счета 201 26 «Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитной организации»

Добавлен забалансовый счет 31 «Акции по номинальной стоимости»

Приказ № 127н

Добавлен счет 210 05 000 «Расчеты с прочими дебиторами». Добавлена аналитика к счетам

Добавлены счета 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов», 502 07 000 «Принимаемые обязательства», 502 09 000 «Отложенные обязательства» , 504 00 000 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения», 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения». Добавлена аналитика к счетам

Методика учета

Приказ № 124н

Уточнить порядок учета коммуникаций и сетей внутри здания

Уточнить порядок применения счета 201 26

Привести в соответствие порядок учета объектов, стоимость которых выражена в иностранной валюте

Приказ № 127н

По счетам аналитического учета при формировании остатков на начало года, в 8 - 17 разрядах номеров счетов следует указывать нули

В обновленной Инструкции № 162н приведены корреспонденции счетов при реорганизации учреждения, при расчетах банковскими картами, при перемещении основных средств между группами и их разукомплектации

Новый ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008), который будут применять с 2016 года

Порядок учета на забалансовых счетах

Приказ № 124н

Уточнить порядок учета форменного обмундирования на счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)»

Уточнить порядок применения счета 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

Уточнить порядок применения счетов 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» и 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»

Определить порядок учета на забалансовых счетах 31 и 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет»

Порядок внесения изменений в учетную политику

В приказе о внесении изменений в учетную политику должны быть указаны сроки его действия. Это важно чтобы не было наложений двух разных редакций.

Все поправки оформляют в виде приложения к приказу. Разработка приложения требует анализа действующей учетной политики и всех изменений законодательства, которые действуют на данный момент и планируют вводить с 2016 года. С приказом необходимо ознакомить под подпись всех сотрудников, непосредственно связанных с учетной деятельностью и оформлением первичной документации.

Пример приказа представлен ниже.

ПРИКАЗ № 123
об утверждении изменений в учетную политику по бухгалтерскому (бюджетному) учету

г. Ижевск

31.12.2015

В связи с вступлением в силу положений приказа Минфина России от 6 августа 2015 г. № 124н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» приказываю:

1. Внести в Приказ КУ «Казенное учреждение» от 31 декабря 2012 г. № 99 «Об учетной политике» изменения в соответствии с Приложением к настоящему Приказу.

3. Ознакомить с настоящим Приказом сотрудников отдела бухгалтерского учета и отчетности под подпись.



ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить учетную политику для целей бюджетного учета согласно приложению и ввести ее в действие с 1 января 2016 года .

2. Довести до всех подразделений и служб учреждения соответствующие документы, необходимые для обеспечения реализации учетной политики в учреждении и организации бюджетного учета, документооборота, санкционирования расходов учреждения.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на _______________________________________ . или Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой (нужное оставить).

_____________________________ __________________ ________________
(должность руководителя) (подпись) (расшифровка подписи)

УТВЕРЖДЕНО
Приказом от ________N_____

Учетная политика для целей бюджетного учета

Учетная политика для целей бюджетного учета

Бюджетный учет в учреждении ведется в соответствии с Законом от 6 декабря 2011 года N 402- ФЗ , Бюджетным кодексом РФ , приказами Минфина России от 1 декабря 2010 года N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкции к Единому плану счетов N 157н), от 16 декабря 2010 года N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 174н), от 1 июля 2013 года N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - приказ N 65н), от 30 марта 2015 года N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - приказ N 52н), иными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы бухгалтерского (бюджетного) учета.

1. Общие положения

1. Общие положения

1.1. Ответственным за организацию бюджетного учета в учреждении и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций является руководитель учреждения (основание: часть 1 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ).

1.2. Бюджетный учет ведется структурным подразделением - бухгалтерией, возглавляемой главным бухгалтером. Сотрудники бухгалтерии руководствуются в своей деятельности Положением о бухгалтерии, должностными инструкциями (основание: часть 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ).

1.3. Бюджетный учет в обособленных подразделениях учреждения, имеющих лицевые счета в территориальных органах Казначейства, ведут бухгалтерии этих подразделений.

1.4. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю учреждения и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бюджетного учета, своевременное представление полной и достоверной бюджетной, налоговой и статистической отчетности.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерские службы необходимых документов и сведений являются обязательными для всех сотрудников учреждения, включая сотрудников обособленных подразделений учреждения (основание: пункт 8 Инструкции к Единому плану счетов N 157н).

1.5. В учреждении утвержден состав постоянно действующих комиссий:

- комиссии по поступлению и выбытию активов;

- инвентаризационной комиссии;

- комиссии по проверке показаний одометров автотранспорта;

- комиссии для проведения внезапной ревизии кассы.

1.6. Перечень должностей сотрудников, с которыми учреждение заключает договоры о полной материальной ответственности, приведен в приложении 1.

1.7. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается отдельным приказом руководителя.