Положение о библиотечно-информационном фонде Российской Федерации. Положение о библиотечном фонде учебников Положение о библиотечном фонде цбс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кагальницкая средняя общеобразовательная школа № 1

Положение о библиотечном фонде

(с изменениями: приказ от 02.04.2015 № 105,

протокол управляющего совета от 02.04.2015 № 3)

ст. Кагальницкая

1 . Общие положения

1. Библиотека является структурным подразделением Муниципального бюджетного обще­образовательного учреждения Кагальницкой средней общеобразовательной школы №1 (далее - ОУ), участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

2. Цели библиотеки со­относятся с целями ОУ: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свобо­дам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

3. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом школы, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 п.3, 4-9 статьи 18, Конституцией РФ.

4. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.

5. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники бе­зопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.

2. Основные задачи

2.1. Обеспечение участникам образовательного процесса — обучающимся, педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (да­лее - пользователям) - доступа к информации, зна­ниям, идеям, культурным ценностям посредством ис­пользования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных но­сителях: бумажном (книжный фонд, фонд периоди­ческих изданий), цифровом (CD-диски), коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;

2.2. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;

2.3. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

2.4. Совершенствование предоставляемых библиотекой ус­луг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.

3. Основные функции

3.1. Библиотека формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов ОУ:

комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на книжной основе;

пополняет фонд информационными ресурсами из сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций (МУ «ИМЦ», «Книжный мир»);

аккумулирует фонд документов, создаваемых в школе.

осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;

3.2. Библиотека создает информационную продукцию:

осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;

организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог;

обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;

3.3. Библиотека осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:

Создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию;

Организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;

Оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;

Организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности;

Содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся (про­смотр видеофильмов, CD-дисков);

Руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного дня.

3.4. Библиотека осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:

Выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;

Выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;

Осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование руководства школы по вопросам управления образовательным процессом.

3.5. Библиотека осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:

Удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;

Консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей, консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.

4. Организация деятельности библиотеки

4.1. Наличие укомплектованной библиотеки в школе обязательно.

4.2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы библиотеки.

4.3. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолют­ных размеров финансирования из бюджета общеобразовательного учреждения. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов.

4.4. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, школа обеспечивает библиотеку:

Гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);

Необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуата­ции компьютеров (отсутствие высокой влажности, за­пыленности помещения, коррозионно-активных при­месей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;

Современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной техни­кой и необходимыми программными продуктами;

Ремонтом и сервисным обслуживанием техники и обо­рудования библиотеки;

Библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.

4.5. Образовательное учреждение создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.

4.6. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор ОУ.

4.7. Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:

Двух часов рабочего времени ежедневно на выполне­ние внутрибиблиотечной работы; одного раза в месяц - санитарного дня, в который обслуживание читателей не производится;

Не менее одного раза в месяц - методического дня.

5. Управление. Штаты

5.1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии со штатным расписанием библиотекарем.

5.2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществ­ляет директор ОУ.

5.3. Библиотекарь несет ответственность в пре­делах своей компетенции перед обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором.

5.4. Библиотекарь назначается директором школы, является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета ОУ.

5.5. Библиотекарь разрабатывает и представляет директору ОУ на утверждение следующие документы:

Положение о библиотеке, правила пользования библиотекой;

Планово-отчетную документацию (дневник библиотеки, суммарную книгу учета учебников, суммарную книгу учета художественной литературы).

5.6. Библиотекарь может осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.

6. Права и обязанности библиотекаря

6.1. Библиотекарь имеет право:

6.1.1. Самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответ­ствии с целями и задачами, указанными в Уставе ОУ и Положении о библиотеке;

6.1.2. Проводить в установленном порядке уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;

6.1.3. Определять источники комплектования информацион­ных ресурсов;

6.1.4. Изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;

6.1.5. Определять в соответствии с правилами пользования библиотекой школы, утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским ко­митетом или попечительским советом виды и разме­ры компенсации ущерба, нанесенного пользователя­ми библиотеки;

6.1.6. Иметь ежегодный трудовой оплачиваемый отпуск;

6.1.7. Быть представленным к различным формам поощ­рения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;

6.1.8. Повышать свою квалификацию в установленные сроки.

6.2. Библиотекарь обязан:

6.2.1. Обеспечить пользователям возможность работы с ин­формационными ресурсами библиотеки;

6.2.2. Информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;

6.2.3. Обеспечить научную организацию фондов и каталогов;

6.2.4. Формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;

6.2.5. Совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;

6.2.6. Обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; обеспечивать режим работы в соответствии с потреб­ностями пользователей и работой школы;

6.2.7. Отчитываться в установленном порядке перед директором ОУ.

7. Права и обязанности пользователей библиотеки

7.1. Пользователи библиотеки имеют право:

7.1.1. Получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;

7.1.2. Пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

7.1.3. Получать консультационную помощь в поиске и вы­боре источников информации;

7.1.4. Получать учебники в личное пользование на срок изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

7.1.5. Получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;

7.1.6. Продлевать срок пользования документами;

7.1.7. Получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;

7.1.8. Получать консультационную помощь в работе с ин­формацией на электронных носителях при пользо­вании электронным и иным оборудованием;

7.1.9. Участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;

7.1.10. Обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору ОУ.

7.2. Пользователи библиотеки обязаны:

7.2.1. Соблюдать правила пользования библиотекой;

7.2.2. Бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различ­ных носителях, оборудованию, инвентарю;

7.2.3. Поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;

7.2.4. Пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;

7.2.5. Убедиться при получении документов в отсутствии де­фектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;

7.2.6. Расписываться в читательском формуляре за каж­дый полученный учебник (старшеклассники при подготовке к ЕГЭ);

7.2.7. Возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;

7.2.8. Заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;

7.2.9. Возвращать в библиотеку в конце учебного года, завершающего изучение учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), в случае перехода обучающего в течение учебного года в другую образовательную организацию учебники, учебные пособия, учебно – методические материалы;

7.3. Порядок пользования библиотекой:

7.3.1. Запись обучающихся школы в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогичес­ких и иных работников школы, родителей (иных законных представителей) обучающихся - по паспорту;

7.3.2. Перерегистрация пользователей библиотеки произво­дится ежегодно;

7.3.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;

7.3.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.

7.4.Порядок пользования абонементом:

7.4.1. пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов одновре­менно;

7.4.2. максимальные сроки пользования документами:

Учебники, учебные пособия - учебный год;

Научно-популярная, познавательная, художественная литература - 1 месяц;

Периодические издания, издания повышенного спроса - 15 дней;

7.4.3. пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.

7.5. Порядок пользования читальным залом:

7.5.1. документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;

7.5.2. энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы вы­даются только для работы в читальном зале;

7.6. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке

7.6.1. работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику, утвержденному директором ОУ и в присутствии сотруд­ника библиотеки;

7.6.2. разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно;

7.6.3. работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям.

7.7. Правила пользования школьными учебниками.

7.8. Обучающиеся подписывают каждый учебник, полученный из школьной библиотеки;

7.9. Учебники должны иметь дополнительную съемную обложку;

7.9.1. Обучающиеся обязаны возвращать школьные учебники в опрятном виде. В случае необходимости их ремонтируют (подклеивают, подчищают).

7.9.2. В случае порчи или утери учебников родители (усыновители) или попечители должны возместить их новыми или равноценными по согласованию со школьной библиотекой, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

Из Положения вы узнаете, как формируется школьный фонд учебников, о порядке его учета и выдачи, как обеспечивается сохранность и каковы требования к сохранности библиотечного фонда учебников, а также о правилах пользования учебниками и ответственности всех участников образовательного процесса от директора школы до обучающихся и их родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 605

с углубленным изучением немецкого языка

Выборгского района Санкт-Петербурга

ПОЛОЖЕНИЕ

  1. Общие положения …………………………………………………………………. 3
  2. Формирование фонда учебников…………………………….. 4
  3. Порядок учета фонда учебной литературы…………………. 5
  4. Порядок выдачи учебников…………………………………... 6
  5. Обеспечение сохранности библиотечного

фонда школьных учебников…………………………………. 8

  1. Правила пользования учебниками для учащихся

и родителей…………………………………………………… 9

  1. Требования к использованию и обеспечению

сохранности учебников………………………………………. 9

  1. Ответственность участников образовательного процесса… 10

ПОЛОЖЕНИЕ

О ШКОЛЬНОМ БИБЛИОТЕЧНОМ ФОНДЕ УЧЕБНИКОВ,

ПОРЯДКЕ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ, УЧЕТА, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОХРАННОСТИ

  1. Общие положения .

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. №273– ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 35;
  • Законом Санкт-Петербурга от 17.07.2013г. №461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге», ст.7;
  • Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Инструкцией от 24.08.2000 г. № 2488 «Об учете библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений»;
  • Инструкцией от 23.05.1978 г. «О создании и обновлении библиотечных фондов учебников, порядке их использования и мерах, обеспечивающих сохранность литературы» ;
  • Порядком учета документов, входящих в состав библиотечного фонда от 08.10.2012г. №1077;
  • Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2011г. № МД-1634/03 «Об использовании учебников в образовательном процессе»;
  • Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.01.2013 г. №01-16-23/13-0-1 «О направлении Методических рекомендаций для образовательных учреждений по выбору учебников, обеспечивающих реализацию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;
  • Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.02.2015г. № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
  • Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 06.11.2013г. №2585-р «Об утверждении Порядка предоставления в пользование обучающимся, осваивающим основные образовательные программы в пределах государственных образовательных стандартов, учебников, учебных пособий, а также учебно-методических материалов, средств обучения и воспитания»;
  • Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2016 г. № 820-р «О внесении изменений в распоряжение Комитета по образованию от 06.11.2013 № 2585-р»;
  • Уставом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения общеобразовательной школы №605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района г. Санкт-Петербурга.

1.2. Настоящее Положение определяет порядок и механизм формирования, учета, сохранности и предоставления в пользование учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов обучающимся Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения общеобразовательная школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района г. Санкт-Петербурга (далее – школа), осваивающим основные образовательные программы в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.

1.3. Настоящее Положение является локальным актом школы, рассматривается и принимается на заседании Педагогического совета, утверждается приказом директора школы. Изменения и дополнения в настоящее положение вносятся в таком же порядке.

1.4. Понятия, используемые в Положении:

  • Учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида. Может быть представлен в печатной и электронной форме.
  • Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида.
  • Рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.
  • Учебно-методические материалы – совокупность материалов, в полном объеме обеспечивающих преподавание данной дисциплины (атласы, контурные карты, поурочное планирование, средства контроля знаний, справочные издания, рабочие программы и т.д.).
  • Средства обучения и воспитания – другие источники учебной информации, предоставляемые обучающимся в ходе образовательного процесса.

1.5. Целью настоящего положения является создание условий для максимального обеспечения учебной литературой учащихся школы, повышение ответственности педагогического коллектива и семьи за правильное, рациональное использование школьных учебников, организация работы среди учащихся и их родителей по воспитанию осознанного, бережного отношения к учебнику.

  1. Формирование фонда учебников .
  1. Комплектование учебного фонда библиотеки школы ведется на основе Списка учебников, учебных и учебно-методических пособий, применяемых в образовательном процессе школы № 605. Данный список составляется ежегодно в соответствии с образовательными программами, реализуемыми в школе, учебным планом школы и Федеральным перечнем учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ для использования в образовательном процессе на принципах системного, планового подхода с учетом перспективы и преемственности реализации образовательных программ.
  2. Школа самостоятельна в выборе и определении:
  • комплекта учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов, обеспечивающих преподавание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
  • средств обучения и воспитания. Выбор средств обучения и воспитания определяется спецификой содержания и формой организации образовательного процесса.
  1. Фонд учебной литературы комплектуется на средства бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, а также иных источников, не запрещенных законодательством РФ.
  2. Непосредственное руководство и контроль работы по созданию и своевременному пополнению библиотечного фонда школьных учебников осуществляет руководитель образовательного учреждения.
  3. Допускается использование учебно-методических комплектов, входящих в Федеральный перечень учебников, согласованных на педагогическом совете и утвержденных приказом директора школы.
  4. Для эффективной организации образовательного процесса используется учебно-методическое обеспечение из одной предметно-методической линии.
  5. Процесс работы по формированию фонда учебной литературы включает следующие этапы:
  • работа педагогического коллектива с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях;
  • подготовка списка учебников, планируемых к использованию в новом учебном году;
  • предоставление списка учебников педагогическому совету на согласование и утверждение;
  • диагностика уровня обеспеченности учащихся учебной литературой на следующий учебный год, составление перспективного плана комплектования учебного фонда;
  • оформление заказа учебников и учебных пособий в соответствии с утвержденным списком учебников и планом комплектования;
  • проведение аукциона и заключение договора с поставщиком о закупке учебной литературы;
  • прием и учет вновь поступившей учебной литературы в библиотеке.
  1. Порядок учета фонда учебной литературы.
  1. Библиотечный фонд школьных учебников учитывается и хранится отдельно от основного фонда школьной библиотеки.
  2. К библиотечному фонду учебной литературы относятся учебники, учебные пособия, орфографические словари, математические таблицы, сборники упражнений и задач, практикумы, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, контурные карты.
  3. Учёт библиотечного фонда учебной литературы отражает поступление, выбытие, общую величину фонда учебников, и служит основой его правильного формирования, целевого использования и сохранности, осуществления контроля за наличием и движением учебников.
  4. Учет библиотечного фонда школьных учебников организуется в соответствии с основными положениями Методических рекомендаций по применению «Инструкции об учете библиотечного фонда в библиотеках образовательных учреждений», утвержденных Приказом Министерства образования от 24.08.2000 № 2488.
  5. Процесс учета библиотечного фонда учебников включает: прием, штемпелевание, регистрацию поступления, распределения по классам, выбытия, а также подведение итогов движения фонда и его проверку.
  6. Все операции по учёту производятся заведующей библиотекой, стоимостный учёт ведётся бухгалтерией, обслуживающей школу. Инвентаризация учебного фонда и сверка данных библиотеки и бухгалтерии проводится ежегодно.
  7. Учёт учебной литературы осуществляется групповым способом и ведется в «Книге суммарного учёта» (далее - КСУ). КСУ учебников хранится в библиотеке постоянно.
  8. КСУ состоит из трех частей:

Часть 1. Поступление в фонд. В эту часть записывается общее количество поступивших учебников и их стоимость с обязательным указанием номера и даты сопроводительного документа. Номер записи ежегодно начинается с № 1 и идёт по порядку поступлений.

Часть 2. Выбытие из фонда. В этой части записываются номера актов на списание учебников с указанием даты утверждения акта и общего количества списанных учебников на общую сумму. Нумерация записей о выбывших изданиях из года в год продолжается.

Часть 3. Итоги учёта движения фондов. В третьей части записываются итоги движения фонда учебников:

  • общее количество поступивших учебников за текущий год, на сумму;
  • общее количество выбывших учебников за текущий год, на сумму;
  • общее количество учебников, состоящих на учете на 1 января последующего года, на сумму.

3.5. Индивидуальный (групповой) учёт учебников осуществляется в картотеке учёта учебников на каталожных карточках стандартного размера. На карточке указывается регистрационный номер, библиографическое описание учебника, сведения о количестве поступивших учебников с указанием цены. При неоднократном поступлении учебника, не имеющем отличий, кроме года издания и цены, все поступления заносятся на единую карточку. Если же в учебнике внесены дополнения и изменения, то на него заводится новая карточка. Карточки расставляются в учётную картотеку по классам, а внутри классов − по предметам. После списания всех учебников карточки изымаются из картотеки.

3.6. Учетные карточки учебников регистрируются в «Журнале регистрации учётных карточек библиотечного фонда школьных учебников», который ведется по образцу: номер по порядку, название, класс, № акта выбытия карточки.

3.7. Учёту подлежат все виды учебников и учебных пособий. Рабочие тетради, дидактические материалы, таблицы, прописи, контурные карты, атласы являются документами временного характера. Их учёт производится в «Тетради учёта документов временного характера».

3.8. Учебники, утерянные и принятые взамен, учитываются в «Тетради учёта утерянных и принятых взамен учебников». Взамен утерянных или испорченных учебников принимаются учебники того же названия, автора и издательства.

3.9. Списание учебников проводится не реже одного раза в год. На каждый вид списания («Ветхие», «Устаревшие по содержанию») составляется акт в 2-х экземплярах, который подписывается комиссией и утверждается директором школы. Один экземпляр акта хранится в библиотеке, другой передаётся под расписку в бухгалтерию, которая производит списание с баланса школы указанной в акте стоимости учебников. Списанные по акту учебники сдаются в соответствующие организации по заготовке вторичного сырья. Деньги от сдачи учебников вносятся на расчетный счет школы.

3.10. Часть учебников, находящихся в удовлетворительном состоянии, после списания может выдаваться учащимся для подготовки к экзаменам, передаваться в учебные кабинеты или использованы для ремонта других учебников.

  1. Порядок выдачи учебников.
  1. Порядок пользования учебной литературой определяется Положением о библиотеке, Правилами пользования библиотекой и данным Положением.
  2. К обучающимся, осваивающим основные образовательные программы в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, относятся:
  • обучающиеся, осваивающие программу начального общего образования;
  • обучающиеся, осваивающие программу основного общего образования;
  • обучающиеся, осваивающие программу среднего общего образования.
  1. Школа бесплатно обеспечивает обучающихся учебниками, учебными и учебно-методическими пособиями в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов. Обеспечение обучающихся указанными изданиями осуществляется за счет изданий, имеющихся в фонде школьной библиотеки. Библиотечный фонд ежегодно пополняется необходимыми учебниками, учебными и учебно-методическими пособиями.
  2. Учебная литература используется не менее 5 лет, но при соответствии Федеральному стандарту и Федеральному перечню учебников может использоваться до 10 лет (письмо Министерства образования и науки РФ от 08.12.2011г. № МД-1634/03).
  3. Учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы, необходимые обучающимся для освоения учебных предметов, курсов, дисциплин за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, родители (законные представители) приобретают самостоятельно.
  4. Детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся на дому по основным общеобразовательным программам с использованием дистанционных образовательных технологий на период получения образования учебники предоставляются в пользование бесплатно.
  5. Учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы (рабочие программы, поурочное планирование, методические пособия и т.п.) для личного пользования учителя школы приобретают самостоятельно. Если данные издания имеются в наличии в фонде библиотеки, учителя обеспечиваются ими в единичном экземпляре бесплатно.
  6. Учебники, учебные и учебно-методические пособия предоставляются обучающимся школы в личное пользование по одному комплекту сроком на один год независимо от того, на какой срок обучения они рассчитаны. Второй комплект учебников может быть выдан по заявлению родителей в связи с ухудшением здоровья обучающегося при наличии свободных экземпляров в библиотеке.
  7. Перед началом учебного года библиотекарь выдает учебники на класс классным руководителям 1-11 классов по графику, утвержденному директором школы. Выдача учебной литературы классным руководителям фиксируется в «Книге выдачи учебников» и подтверждается подписью классного руководителя.
  8. Обучающиеся школы получают учебники и учебные пособия из фонда библиотеки у классных руководителей в начале учебного года. Выдача учебников и учебных пособий родителям 1-х классов и обучающимся 2-9 классов фиксируется классными руководителями в «Ведомости выдачи и возврата учебников» и подтверждается личной подписью одного из родителей обучающегося в 1 классе, а во 2-11 классах – личной подписью обучающегося. «Ведомости выдачи и возврата учебников» хранятся в библиотеке. Классные руководители 1-11 классов проводят беседу-инструктаж обучающихся своего класса и их родителей (законных представителей) о правилах пользования учебниками.
  9. В исключительных случаях учащиеся (должники, вновь прибывшие, а также для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, на летнее обучение) получают учебники у библиотекаря. Учебники для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ обучающимся 9-х и 11-х классов и вновь прибывшим выдаются только при наличии их в библиотеке. Выдача необходимых учебников на летний период фиксируется в читательских формулярах под личную подпись учащихся.
  10. Учебники могут быть выданы как новые, так и использованные ранее. В течение одной недели обучающиеся должны просмотреть все учебники и учебные пособия, выданные им в личное пользование. При обнаружении дефектов, мешающих восприятию учебного материала (отсутствия листов, порчи текста) обучающийся или его родители (законные представители) могут обратиться в библиотеку для замены его другим. Учебник может быть заменен при его наличии в фонде библиотеки. По истечении указанного срока претензии по внешнему виду и качеству учебника библиотекой не принимаются, а ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых учебниках несет тот учащийся, который ими пользовался.
  11. В конце учебного года и при переходе обучающегося в течение учебного года из школы в другую образовательную организацию учебники, учебные пособия, рабочие тетради и учебно-методические материалы, предоставленные в личное пользование обучающихся, возвращаются в библиотеку школы. В случае порчи или утери учебника, учебного или учебно-методического пособия, предоставленного обучающемуся в личное пользование, родители (законные представители) обязаны возместить ущерб и вернуть в библиотеку новый учебник.
  12. Учащиеся выпускных классов перед получением документа об окончании школы обязаны полностью рассчитаться с библиотекой (по обходному листу).
  13. Возврат учебнико в в конце учебного года осуществляется по графику, составленному заведующей библиотекой и утвержденному директором школы. Прием учебников производится:
  • от обучающихся 1 – 8, 10 классов - классными руководителями;
  • от обучающихся 9 и 11 классов - заведующей библиотекой совместно с классными руководителями. Классный руководитель обеспечивает 100% явку учащихся со всеми учебниками в соответствии с графиком.
  1. Учащиеся обязаны сдать учебники в школьную библиотеку в состоянии, соответствующем единым требованиям по их использованию и сохранности.
  1. Обеспечение сохранности библиотечного фонда школьных учебников.
  1. Сохранность фонда обеспечивается созданием оптимальных условий хранения и использования учебников, а также охраной их от порчи и хищений.
  2. Хранение учебников осуществляется согласно действующим Инструкциям по охране труда и пожарной безопасности.
  3. Фонд учебников располагается и учитывается отдельно от основного фонда.
  4. Ответственность за организацию сохранности фонда учебников возлагается на директора школы и заведующего библиотекой.
  5. Ответственность за состояние и сохранность выданных учебников в течение учебного года несут обучающиеся, пользующиеся этим фондом. Они же, при необходимости, осуществляют ремонт.
  6. В случае утери или порчи учебника родители (законные представители) возмещают нанесенный ущерб в соответствии с действующим законодательством.
  7. В целях контроля за сохранностью учебников обучающимися 2 раза в год (сентябрь и апрель) библиотекой проводятся выборочные рейды по проверке состояния учебников. Сведения о результатах рейда доводятся до классного руководителя, при необходимости до завуче по УВР. По результатам проверки составляется акт.
  8. Критерии по проверке состояния учебников:
  • Наличие записи о принадлежности учебника учащемуся;
  • Наличие всех учебников на момент проверки (согласно расписанию уроков);
  • Наличие обложек на учебниках;
  • Внешний вид учебника (отсутствие грязи, надписей, помятостей, порезов, рваных страниц, повреждений переплётов в учебниках);
  • Для 1 – 4 классов - наличие закладок.
  1. Правила пользования учебниками для учащихся и родителей:

6.1. Учащиеся имеют право получать учебники, предусмотренные образовательными программами школы, во временное пользование из фонда библиотеки бесплатно.

6.2. Учебники выдаются учащимся сроком на один год, независимо от того, на какой срок обучения они рассчитаны, без права передачи и продажи. Возврат учебников гарантируется родителями (законными представителями).

6.3. Учебники могут быть выданы как новые, так и использованные ранее. Проблемы нехватки учебников решаются через обменно-резервный фонд школ района.

6.4. Учащиеся должны подписать каждый учебник, полученный из фонда школьной библиотеки (учебный год, фамилия, имя, класс).

6.5. Учебник должен иметь дополнительную съёмную обложку.

6.6. В учебниках нельзя писать, рисовать, загибать и вырывать страницы и т.д.

6.7. Учащиеся обязаны возвращать школьные учебники в опрятном виде, по необходимости ремонтировать их.

6.8. Учебники должны возвращаться в библиотеку в установленные сроки в конце учебного года, до летних каникул.

6.9. Выпускники (9,11 классов) обязаны рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения (до получения аттестата).

6.10. Учащиеся, выбывающие в течение учебного года, обязаны сдать учебники перед получением документов.

6.11. В случае порчи или утери учебников учащиеся обязаны возместить их новыми или равноценными по согласованию с заведующей библиотекой.

6.12. Ответственность за сохранность полученных школьных учебников несут как учащиеся, так и их родители.

  1. Требования к использованию и обеспечению сохранности учебников.
  1. Обучающиеся обязаны бережно относиться к учебникам, не допускать их загрязнения и порчи, приводящих к потере информации, ухудшающих удобочитаемость, условия чтения (потеря элементов изображения, пятна, царапины, отсутствие одной или более страниц, склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрытии, деформация, потрепанность блока или переплета).
  2. При использовании учебника 1 год в отличном состоянии : чистым, целым, без повреждений и потертостей корешка, углов переплета, без отрыва переплета от блока.
  3. При использовании учебника 2-3 года , он должен быть сдан в школьную библиотеку в хорошем состоянии : чистым, целым, допускаются незначительные повреждения: могут быть немного потрепаны уголки переплета, корешок (но не порван).
  4. При использовании учебника 4-5 лет , он должен быть сдан в школьную библиотеку , пригодным для дальнейшего использования: чистым, допускается надрыв корешка (не более 1 см. от края) и переплета в месте его соединения с блоком.
  5. При использовании учебника 6 лет и более , он должен быть сдан в школьную библиотеку в удовлетворительном состоянии , пригодным для дальнейшего использования: чистым, допускается надрыв корешка (не более 2-3 см от края) и переплета в месте его соединения с блоком.
  6. Все повреждения должны быть аккуратно склеены прозрачной бумагой , либо широким прозрачным скотчем.
  1. Ответственность участников образовательного процесса.
  1. Директор школы несет ответственность за организацию работы по своевременному пополнению библиотечного фонда школьных учебников, обеспечение обучающихся учебниками, учебными пособиями, учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания.
  2. Заместители директора школы по учебно-воспитательной работе определяют потребность школы в учебниках, соответствующих программам обучения, осуществляют контроль за использованием педагогическими работниками в ходе образовательного процесса учебников, учебных пособий и учебно-методических материалов в соответствии со списком, определенным школой, совместно с учителями и заведующей библиотекой осуществляет контроль за выполнением учащимися единых требований по использованию и сохранности учебников.
  3. Классные руководители несут ответственность за воспитание у учащихся бережного отношения к учебной книге, за состояние учебников и учебных пособий обучающихся своего класса в течение учебного года, своевременную выдачу (сдачу) учебников, ученых и учебно-методических пособий в библиотеку в соответствии с графиком, утвержденным директором школы.
  4. Заведующая библиотекой несет ответственность за достоверность информации об обеспеченности учебниками, учебными пособиями и учебно-методическими материалами обучающихся школы, за организацию работы библиотеки по выдаче и возврату учебников, учебных пособий и учебно-методических материалов обучающимися, за сохранность библиотечного фонда учебной литературы.
  5. Родители (законные представители) обучающихся несут ответственность за сохранность полученных учебников, учебных пособий и учебно-методических материалов и возмещают их утрату или порчу библиотеке школы.
  6. Обучающиеся несут ответственность за сохранность учебников, учебных пособий и учебно-методических материалов, полученных из фонда школьной библиотеки.

Согласовано с Советом родителей ГБОУ школа № 605

Согласовано

Начальник Управления культуры Комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска

__________________

«_______»_____________2008 г.

Утверждаю

Директор МУК «Централизованная библиотечная система г. Иркутска»

__________________

«_______»_____________2008 г.

Положение

о сохранности единого библиотечного фонда

МУК «ЦБС г. Иркутска»

Иркутск

1. Общие положения

1.1. Единый библиотечный фонд (ЕБФ) МУК «Централизованная библиотечная система г. Иркутска» состоит из фонда Центральной городской библиотеки им. , фонда Центральной детской библиотеки им. ; фондов публичных и детских библиотек ЦБС. В состав фонда ЦГБ входит коллекция редкой и ценной книги.

1.2. ЕБФ является культурным достоянием граждан г. Иркутска, памятником истории и культуры, частью совокупного книжного фонда страны.

1.3. ЕБФ находится под охраной государства согласно Конституции Российской Федерации , закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации, Федерального закона «О библиотечном деле», закона «О библиотечном деле в Иркутской области », закона Иркутской области «Об обязательном экземпляре документов».

1.4. Фонды ЦБС организованы во взаимосвязанную систему, позволяющую полно и оперативно вести информационно-библиотечное и библиографическое обслуживание, и делятся на действующие фонды и обменно-резервный фонд.

1.4.1. Действующие фонды предназначены для удовлетворения запросов читателей, в их состав входят фонды читальных залов, абонементов, книгохранений библиотек ЦБС, фонд информационно-библиографического и методического отделов.

1.4.2. Обменно-резервный фонд предназначен для формирования обменного и резервного фондов согласно «Положению об обменно-резервном фонде ЦБС г. Иркутска»

1.5. Учредитель. Иркутска, администрация ЦБС ёта, хранения и сохранности фондов.

1.6. Рабочим органом, осуществляющим контроль над реализацией мер по сохранности фондов, является комиссия по сохранности Единого библиотечного фонда.

2. Обеспечение сохранности фонда в процессе его комплектования и рекомплектования

2.1. Сохранность фондов в процессе комплектования регламентируется и обеспечивается документами суммарного и индивидуального учёта, регистрационно-учётными картотеками периодических изданий, топографическими каталогами, генеральным учётным каталогом, приходными и расходными актами.

2.2. Учёт библиотечного фонда осуществляется в отделе комплектования, учёта и технической обработки (ОКУиТО) на основании «Инструкции об учёте библиотечного фонда» от 02.г. № 000, ГОСТа 7.20-2000 «Библиотечная статистика». В отделе ведется также учет движения библиотечных фондов, осуществляется проверка состояния книг суммарного учета библиотек.

2.3. Допуск сотрудников библиотек к инвентарным книгам, находящимся в отделе комплектования, производится только с разрешения заведующей отделом без права их выноса. Доступ к Генеральному учётному каталогу разрешается только главным специалистам библиотек с разрешения заведующей ОКУиТО.

2.4. В отдел каталогизации допускаются сотрудники библиотек только по разрешению заведующей отделом.

2.5. Исключение (рекомплектование) документов из фондов и замена утраченных читателями документов на равноценные производится согласно Федеральному закону РФ «О библиотечном деле», «Инструкции об учете библиотечного фонда», «Положению об исключении документов из фондов библиотек-филиалов МУК «ЦБС г. Иркутска», «Инструкции о порядке замены утраченных читателями документов из фондов библиотек ЦБС г. Иркутска».

2.6. Библиотеки безвозмездно передают непрофильные и излишне дублетные издания в обменно-резервный фонд. Документы, находящихся в обменном фонде и не востребованные другими библиотеками в течение длительного времени, могут быть реализованы в соответствии с «Положением об организации продажи неиспользуемых книг и других произведений печати из фондов библиотек Министерства культуры Российской Федерации». Не востребованные библиотеками и нереализованные населению издания сдаются заготовительным организациям Вторсырья.

2.7. Контроль над сохранностью изданий в технологическом цикле комплектования, обработки и каталогизации осуществляется заведующими ОКУиТО и отделом каталогизации согласно технологическим инструкциям.

3. Обеспечение сохранности фонда в процессе его использования

3.1. Документы, хранящиеся в фонде библиотеки, предоставляются пользователям в отделах обслуживания библиотек согласно Федеральному закону «О библиотечном деле», закону «О библиотечном деле в Иркутской области», 2Правилами пользования библиотекой МУК «ЦБС г. Ирктуска».

3.2. При выдаче и возврате выданных пользователям документов, библиотекарем отдела обслуживания проверяется наличие иллюстраций, схем, таблиц и т. п. В случае причиненного пользователями ущерба, заведующие библиотеками действуют согласно «Положению о порядке возмещения ущерба, причинённого фонду библиотек МУК «ЦБС г. Иркутска».

3.3. На дом пользователям не выдаются документы из читальных залов, наиболее ценные и редкие издания, издания малых и больших форматов, газеты, справочники, словари, энциклопедии, издания в единственном экземпляре.

3.4. Пользователям предоставляется возможность изготовления копий документов внутри библиотеки согласно «Положению о копировании документов».

3.6. Пользователям предоставляется возможность копирования и сканирования документов на оборудовании библиотеки в соответствии с «Перечнем платных услуг, предоставляемых МУК «ЦБС г. Иркутска»», утвержденным Постановлением мэра г. Иркутска и п.10 «Правил пользования библиотекой МУК «ЦБС г. Иркутска».

3.6.1. В целях сохранности и безопасности фондов не разрешается копировать:

Издания, переплетный корешок которых не позволяет раскрываться на 180 градусов или высота корешка более 4 см;

Издания, физическое состояние которых не позволяет их копировать (в результате копирования может быть нарушена целостность издания, ломкость бумаги и т. д.);

Ломкие или поврежденные документы;

Издания с глухим корешком;

Редкие книг и особо ценные издания;

Ценные книги в единственном экземпляре;

Издания в особо ценных переплетах;

Книги, в которых тетради книжного бока скреплены бесшвейно-клеевым способом;

Экземпляров особо большого формата.

3.7. Редкие книги экспонируются только в витринах и закрытых книжных шкафах вдали от окон и источников тепла.

3.8. В библиотеках систематически проводится работа по ликвидации читательской задолженности (напоминания о возврате изданий, оформление документов для административного воздействия и т. д.). С пользователей, нарушивших сроки возврата, взимается пеня, размер которой устанавливается на основе ««Перечня платных услуг, предоставляемых МУК «ЦБС г. Иркутска»», утвержденным Постановлением мэра г. Иркутска.

4. Организация хранения библиотечного фонда

4.1. Условия хранения библиотечного фонда должны обеспечивать его защиту от физико-химических, биологических и механических повреждений в соответствии с ГОСТом 7.50-84 «Хранение документов в фонде библиотек и органов научно-технической информации».

4.2. Учредитель. Иркутска, администрация ЦБС создаёт необходимые условия для хранения документов:

Обеспечивают бесперебойную и безаварийную работу отопительных, водопроводных и канализационных систем, электросети;

Осуществляют организацию текущих ремонтов помещений ;

Обеспечивают меры по поддержанию температурно-влажностного и санитарно-гигиенического режима во всех книгохранилищах ЦБС (поддерживаются следующие нормы температуры и влажности воздуха: для печатных изданий - +18, 55%; для документов на магнитных носителях: бобинные магнитные ленты со звукозаписями, аудио - и видеозаписи на кассетах, дискеты + 15 ± 3 и относительная влажность 30-40%; для фотодокументов - не выше +15 и относительной влажности воздуха 40-50%; для документов на оптических носителях: лазерные диски, CD-ROM - при температуре ниже +20 при относительной влажности 40%);

Обеспечивают уборку помещений библиотек моющими и санитарными средствами;

Систематически проверяют состояние кровли , надёжность решёток на окнах и дверях книгохранилищ и принимают меры к их ремонту;

Развивают внедрение в библиотеки установок пожарно-охранной сигнализации.

4.3. Заведующие библиотеками и структурными подразделениями отвечают за соблюдение норм, способов и условий размещения и хранения фондов.

4.4 Редкие и особо ценные издания хранятся при стабильной температуре и влажности воздуха в шкафах и сейфах , которые периодически открываются для воздухообмена.

4.5. Фонды печатных изданий размещают на стеллажах в зависимости от их вида и размера в соответствии с ГОСТ 7.50-90 «Консервация документов. Общие требования»: подшивки газет размещаются не более 4-5 комплектов в каждой ячейке стеллажа; листовые издания хранятся в коробках или папках; плакаты и карты держат в папках, тубусах или в горизонтальном положении на стеллажах.

4.6. Транспортировка изданий производится согласно ГОСТ 7.50-90, «Консервация документов. Общие требования». Документы помещают в сумки, баулы, чемоданы, контейнеры, ящики. Печатные издания упаковывают в пачки, затем завертывают в плотную бумагу и перевязывают шпагатом, под который подкладывают полоски картона. Литература перевозится в крытых машинах или укрывается брезентом от дождя и снега.

4.7. Запрещается нахождение в хранилище каких-либо посторонних предметов (пустой тары, материалов для упаковки, макулатуры и т. п.). Не разрешается вносить продукты питания, принимать пищу.

4.8. В помещении библиотеки запрещается выполнение работ , связанных с применением открытого огня, нагревательных электроприборов, агрессивных химических веществ.

4.9. Каждый последний день месяца в библиотеке проводится санитарный день. Этот день используется для уборки помещений, обеспыливания фонда. В книгохранилищах обеспыливание фондов организуется не реже 1-2 раз в год (в фонде открытого доступа - 3-4 раза в год).

4.11. Перевозка изданий внутри библиотеки осуществляется на тележках. При этом необходимо следить за их правильной укладкой.

4.12. Оперативная эвакуация библиотечных фондов в случае аварий и стихийных бедствий предусматривается в соответствии с утвержденным в библиотеке планом.
4.13. Библиотеки систематически производят мелкий текущий ремонт изданий. Издания, предназначенные для постоянного и длительного хранения, реставрируют с применением безвредных материалов согласно ГОСТ 7.50-90 «Консервация документов. Общие требования». Переплётные работы выполняются в соответствии с планом и графиком.

5. Организация сохранности и охраны библиотечного фонда

5.1.Для обеспечения контроля над сохранностью фондов библиотек в ЦБС организована работа Комиссии по сохранности единого библиотечного фонда, действующая на основании «Положения о комиссии по сохранности единого библиотечного фонда МУК «ЦБС г. Иркутска».

5.2. Библиотеки ЦБС регулярно осуществляют плановую проверку фондов согласно «Инструкции по организации проверки библиотечного фонда МУК «ЦБС г. Иркутска». Ежегодная проверка осуществляется в соответствии с годовым планом по утверждённому директором ЦБС графику. До начала плановых проверок комиссия по сохранности производит выезды в библиотеки для оказания методической помощи и контроля подготовленности библиотек к плановым проверкам, в том числе по состоянию учётной документации.

5.3. Вход в помещения, где обрабатывается, учитывается и хранится поступающая литература, строго ограничен. Сотрудники других отделов и библиотек могут находиться только в присутствии сотрудников данного отдела. Не разрешается самостоятельно снимать издания с полок, пользоваться служебными каталогами и картотеками, а также вносить и выносить произведения печати, посторонние предметы и личные вещи. Уборка помещений производится только в присутствии сотрудников данного отдела.

5.4. Во время строительных и ремонтных работ рабочим категорически запрещается самостоятельно подходить к полкам, снимать и переставлять издания.

5.5. В фонды обслуживания запрещается вход пользователей в пальто и головных уборах , с портфелями и сумками размером более 30х40 см.

5.6. Библиотеки, обеспеченные средствами охранно-пожарной сигнализации в нерабочее время закрываются и сдаются на пульт охраны сотрудниками библиотеки, имеющими право доступа к сигнализации.

5.7. Охрану фондов от краж пользователями осуществляют сотрудники библиотек.

6. Ответственность библиотекарей за сохранность фонда

6.1. Работники библиотек обязаны соблюдать правила учета, хранения и использования фондов библиотек и несут ответственность за их нарушение в соответствии с действующим законодательством РФ.

6.2. Полную материальную ответственность за хранение и использование библиотечных фондов несут коллективы библиотек ЦБС в соответствии с Договором о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности.

6.3. Заведующие библиотеками ЦБС обеспечивают правильную организацию учета и хранения фонда в соответствии с действующими инструкциями. В случае отсутствия условий, необходимых для сохранности фонда, руководитель имеет право ограничить доступ пользователей к фонду.

6.4. Заведующие библиотеками несут ответственность за соблюдением норм, способов и условий размещения и хранения имеющихся в их отделе фондов.

6.5. Сотрудники, имеющие доступ к фонду, отвечают за его сохранность. Материальную ответственность при обнаружении недостачи библиотекари несут в случае, если ущерб вызван небрежным отношением к работе или нарушением установленных правил, то есть по вине библиотечных работников. Если при открытом доступе к фонду были предприняты все меры предосторожности против хищения изданий и материалов, то с библиотекаря снимается ответственность за пропавшие книги, так как ущерб относится к категории нормального производственно-хозяйственного риска.

7. Ответственность пользователей за сохранность фонда

7.1. Пользователи библиотек несут ответственность за сохранность фонда в соответствии с законом РФ «О библиотечном деле», законом «Об административной ответственности за правонарушения в сфере библиотечного дела в Иркутской области» (от 01.01.01 г.), «Положением о порядке возмещения ущерба, причинённого фонду библиотек МУК «ЦБС г. Иркутска», другими нормативными правовыми документами административного и уголовного характера.

7.2. В случае причиненного фонду библиотеки пользователем ущерба, выраженного в порче документа или отказе его возвратить, пользователем возмещается рыночная стоимость испорченного или утраченного документа или же производится замена на документ, признанный равноценным. Вопросы по возмещению ущерба, причиненного фонду, решает комиссия по сохранности фондов библиотеки.

«Положение о библиотеке»

1. Общие положения

1.1. Библиотека ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина» (далее - Библиотека) является одним из ведущих структурных подразделений ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина» (Технологии. Дизайн. Искусство) (далее - Университет), обеспечивающих документами и информацией учебно-воспитательный процесс и научные исследования, а также центром распространения знаний, духовного и интеллектуального общения, культуры.
Университет, как учредитель Библиотеки, финансирует ее деятельность и осуществляет контроль за этой деятельностью в соответствии с действующим законодательством.

1.2. Библиотека в своей деятельности руководствуется Федеральными законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О библиотечном деле», «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральным законом от 25 июля 2002г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», постановлениями Правительства РФ, приказами и иными нормативными правовыми актами Министерства образования и науки РФ, Уставом Университета, приказами и распоряжениями ректора, правилами внутреннего распорядка, иными локальными нормативными актами и настоящим Положением.

1.3. Деятельность Библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности; формирования в университетской среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу.

1.4. В соответствии с федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года в Библиотеке запрещено распространение, производство и использование литературы экстремисткой направленности.

1.5. Библиотека подчиняется ректору и проректору по учебно-методической работе.

1.6. Руководство Библиотекой осуществляет директор Библиотеки, который назначается на должность и освобождается от нее приказом ректора Университета по представлению курирующего проректора. Основные функции, права и ответственность директора Библиотеки приводятся в должностной инструкции.

1.7. На должность директора Библиотеки назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

1.8. Штатная численность Библиотеки устанавливается руководством Университета с учетом возложенных на нее задач. Штатное расписание утверждается в установленном в Университете порядке.

1.9. Обязанности, права, ответственность и требования к квалификации работников Библиотеки приводятся в соответствующих должностных инструкциях.

1.10. Порядок доступа к фондам, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются правилами пользования Библиотекой.

1.11. Библиотека вправе иметь штамп со своим наименованием и наименованием Университета, собственную символику, эмблему и другие реквизиты.

1.12. Библиотека решает возложенные на нее задачи во взаимодействии со всеми подразделениями Университета.

1.13. Общее методическое руководство Библиотекой Университета, независимо от ведомственной подчиненности, осуществляет Центральная библиотечно-информационная комиссия Министерства образования Российской Федерации. Головным республиканским методическим центром для библиотек высших учебных заведений является Научная библиотека Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

2. Основные задачи

2.1. Полное и оперативное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание студентов, учащихся, аспирантов, докторантов, научных работников, преподавателей, инженерно-технического персонала и других категорий читателей Университета в соответствии с информационными запросами на основе широкого доступа к фондам.

2.2. Формирование, приобретение и сохранение фонда изданий и документов в соответствии с профессионально-образовательными программами и направлениями научных исследований, реализуемых Университетом, а также информационными потребностями читателей. Развитие электронной библиотеки Университета.

2.3. Организация и ведение справочно-поискового аппарата: каталогов (электронного и традиционного), картотек и баз данных. Обеспечение широкого и оперативного доступа к электронным ресурсам Библиотеки.

2.4. Предоставление информации о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования; консультативная помощь в поиске и выборе источников информации.

2.5. Формирование в университетской среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу. В целях противодействия экстремисткой деятельности, в пределах своей компетентности, Библиотека осуществляет профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремисткой деятельности. Распространение среди читателей Библиотеки информационных материалов, содействующих повышению уровня толерантного сознания. С этой целью наложен запрет на распространение литературы экстремистской направленности и иной информации.

2.6. Воспитание библиотечно-информационной культуры читателей Библиотеки. Формирование у студентов, преподавателей и сотрудников Университета навыков опытных пользователей локальными и мировыми информационными ресурсами.

2.7. Расширение перечня библиотечных услуг, повышение их качества на основе технического оснащения Библиотеки, внедрения современных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов.

2.8. Проведение научных исследований и методической работы по вопросам библиотечного и информационно-библиографического обслуживания.

2.9. Координация работы всех подразделений Библиотеки, взаимодействие с подразделениями и общественными организациями Университета, осуществляющими воспитательную и гуманитарно-просветительскую работу. Способствовать формированию у обучающихся социально-необходимых знаний и навыков, гражданской позиции, профессиональных интересов.

2.10. Координация и кооперация деятельности с библиотеками, органами научно-технической информации и другими учреждениями для более полного удовлетворения потребностей читателей в документах и информации.

2.11. Осуществление хозяйственной деятельности в целях оптимизации библиотечного обслуживания.

3. Основные функции

3.1. Организует дифференцированное обслуживание читателей в читальных залах, на абонементах и других пунктах выдачи по единому читательскому билету, применяя методы индивидуального и группового обслуживания.

3.2. Бесплатно обеспечивает читателей основными библиотечными услугами:

    предоставляет полную информацию о составе библиотечного фонда через систему электронного и традиционных каталогов и картотек, а так же другие формы библиотечного информирования;

    обеспечивает доступ пользователям (читателям) к ресурсам электронного каталога, локальным и удаленным информационным ресурсам Библиотеки;

    оказывает консультационную помощь в поиске и выборе произведений печати и других документов, в том числе электронных;

    выдает во временное пользование документы из библиотечных фондов;

    составляет в помощь научной и учебной работе Университета библиографические списки литературы; выполняет тематические и другие библиографические справки;

    организует обучение навыкам поиска информации в справочно-поисковом аппарате Библиотеки, локальных и удаленных библиографических и полнотекстовых базах данных.

3.3. Обеспечивает комплектование фонда в соответствии с профилем Университета, образовательно-профессиональными программами, учебными планами и тематикой научных исследований. Приобретает учебную, научную, периодическую, справочную, художественную литературу и другие виды документов, учитывая Федеральный список экстремистской литературы, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, утвержденный Федеральным органом исполнительной власти.
Самостоятельно определяет источники комплектования фондов.

3.4. Изучает степень удовлетворения читательского спроса с целью приведения состава и тематики фондов в соответствие с информационными потребностями читателей. Анализирует обеспеченность студентов учебниками и учебными пособиями.

3.5. Осуществляет учет, размещение и проверку фондов, обеспечивает их сохранность.

3.6. Исключает документы из библиотечного фонда в соответствии с действующими нормативными актами.

3.7. Ежеквартально проводит сверку имеющихся в фондах Библиотеки документов и поступающей литературы (на любых носителях) с Федеральным списком запрещенных материалов экстремистского содержания. При обнаружении запрещенных материалов экстремистского содержания изымает их из фонда Библиотеки и составляется акт, ведёт журнал сверок фонда Библиотеки с «Федеральным списком экстремистских материалов».
Отдел автоматизации и компьютеризации проводит регулярно, не реже 1 раза в квартал, работу по блокированию доступа с компьютеров, установленных в Библиотеке, к сайтам и электронным документам, включенным в «Федеральный список экстремистских материалов». Проведенная работа фиксируется в журнале сверки.

3.8. Информирует о деятельности Библиотеки на странице официального сайта Библиотеки . Ссылка на Федеральный список экстремистских материалов (Сайт Министерства юстиции РФ ) размещена в разделе «О Библиотеке» - «Федеральный список» .

3.9. Обеспечивает сохранность редких изданий из фонда Библиотеки, их регистрацию и включение в автоматизированные базы данных.

3.10. Осуществляет размещение в электронной базе методических и учебных пособий, лабораторных работ, монографий, изданных преподавателями Университета.

3.11. Популяризует свои фонды через справочно-информационный аппарат (каталоги, картотеки), а так же путем организации книжно-иллюстративных выставок, дней информации и других мероприятий.

3.12. Осуществляет воспитательную и гуманитарно-просветительскую работу, проводя тематические выставки, беседы, семинары.

3.13. Проводит занятия по основам информационно-библиографической культуры, обучает читателей современным методам поиска информации в традиционных и автоматизированных информационно-библиотечных системах и глобальных информационных сетях.

3.14. Проводит методическую работу (аналитическую, организационную, консультационную) по совершенствованию всех направлений деятельности Библиотеки.

3.15. Внедряет передовые библиотечные технологии.

3.16. Организует обучение и повышение квалификации персонала Библиотеки с целью повышения их профессионального уровня, компьютерной грамотности и информационной культуры.

3.17. Координирует работу с кафедрами и подразделениями Университета.

3.18. Взаимодействует с библиотеками, органами научно-технической информации, другими организациями, в т.ч. международными, имеющими информационные банки данных, в соответствии с действующим законодательством, федеральными государственными программами, а также договорами, заключенными между Университетом и организациями.

3.19. Ведет хозяйственную деятельность в целях расширения перечня предоставляемых услуг и социально-творческого развития библиотеки при условии, что это не наносит ущерба основной деятельности.

3.20. Выполняет другие функции в соответствии с законодательством РФ и Уставом Университета.

4. Управление Библиотекой. Структура и штаты. Материально-техническое обеспечение

4.1. Руководство библиотекой осуществляет директор, который назначается ректором Университета и является членом Ученого совета.

Директор Библиотеки:

    организует деятельность Библиотеки и несет полную ответственность за выполнение возложенных на Библиотеку задач и функций;

    издает, в пределах своей компетенции, распоряжения и указания по Библиотеке, обязательные для всех сотрудников и осуществляет проверку их исполнения;

    организует и контролирует сохранность библиотечных фондов и другого имущества Библиотеки;

    представляет на утверждение ректору Университета структуру и штатное расписание Библиотеки;

    осуществляет в установленном порядке подбор персонала Библиотеки. Работники Библиотеки назначаются на должность и освобождаются от нее ректором Университета по представлению директора Библиотеки;

    вносит предложения о надбавках, доплатах, размерах премирования работников в соответствии с Положением «Об оплате труда»;

    несет ответственность за достоверность отчетных данных Библиотеки;

    представляет Библиотеку в других библиотеках, учреждениях и организациях, в том числе международных;

    ведет в установленном порядке переписку с другими библиотеками, учреждениями, организациями.

4.2. Структура и штаты Библиотеки определяются примерной структурой и штатами библиотек высших учебных заведений.

4.3. Трудовые отношения работников Библиотеки регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации. Работники Библиотеки подлежат периодической аттестации, порядок которой устанавливается Правительством Российской Федерации.

4.4. Руководство Университета обеспечивает гарантированное финансирование комплектования, обеспечивает Библиотеку необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии с действующими нормами, электронно-вычислительной и копировально-множительной техникой, телекоммуникационной техникой и оргтехникой.

4.5. Хозяйственные службы Университета обеспечивают выполнение в Библиотеке необходимых работ по первому ее требованию.

4.6. Библиотека ведет документацию и предоставляет отчеты, планы работы и иную информацию о своей деятельности в установленном порядке.

5. Взаимоотношения и связи с другими структурными подразделениями

Взаимодействие со структурными подразделениями Университета организуется и осуществляется для выполнения возложенных на Библиотеку в соответствии с настоящим Положением задач.

В процессе своей деятельности Библиотека взаимодействует:

5.1. С внешними организациями:

    Министерством культуры РФ – по вопросам предоставления статистических данных о деятельности Библиотеки.

    Центральной библиотечно-информационной комиссией Министерства образования и науки РФ – по вопросам оказания Библиотеке методической и консультационной помощи.

    Книготоргующими и издательскими организациями – по вопросам приобретения литературы.

    Организациями, разрабатывающими и распространяющими программное обеспечение для библиотек – по вопросам приобретения и использования соответствующей продукции.

5.2. Со структурными подразделениями Университета:

    отделом кадров – по вопросам приема на работу и увольнения с нее, оформления листков временной нетрудоспособности;

    учебно-методическим управлением – по вопросам предоставления в Библиотеку рабочих программ учебных дисциплин на электронных носителях, учебных планов для согласования заказа учебной литературы и определении книгообеспеченности профессиональных образовательных программ; выделения часов на проведение библиотечно-библиографических занятий со студентами;

    институтами/факультетами, кафедрами и научными подразделениями – по вопросам комплектования фонда Библиотеки и исключения устаревшей литературы;

    редакционно-издательским отделом – по вопросам предоставления в Библиотеку изданий авторов Университета в печатном и электронном видах;

    центром информационных технологий – по вопросам поддержки и ремонта технических средств Библиотеки;

    управлением бухгалтерского учета и контроля – по финансовым вопросам;

    управлением имущества и развития материально-технической базы – по вопросам материально-технического обеспечения деятельности Библиотеки;

    управлением делами (канцелярией) – по вопросам организации своевременного получения и отправления входящей и исходящей корреспонденции;

    учебными и научными подразделениями Университета, филиалом Университета - по вопросам обмена информацией, необходимой для выполнения Библиотекой своих функций; при комплектовании фондов изданиями (документами);

    отделом по охране труда и технике безопасности – по вопросам проведения инструктажа по охране труда и техники безопасности;

    юридическим отделом – по вопросам согласования и визирования договоров с поставщиками товаров и услуг и регламентирующей документации.

6. Права и обязанности

Библиотека имеет право:

6.1. Самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в Положении.

6.2. Разрабатывать структуру, штатное расписание, правила пользования и другие локальные нормативные документы Библиотеки.

6.3. Распоряжаться предоставленными Библиотеке финансовыми средствами.

6.4. Определять условия доступа к информационным ресурсам, в том числе библиотечному фонду, на основе договоров с юридическими и физическими лицами.

6.5. Вводить ограничения в пользовании особо ценными, редкими и малоэкземплярными документами.

6.6. Определять в соответствии с правилами пользования Библиотекой виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного читателями Библиотеке.

6.7. Знакомиться с образовательными программами, учебными планами, тематикой научно-исследовательских работ, ведущихся в учебных и научных подразделениях Университета для решения поставленных перед Библиотекой задач.

6.8. Представлять Университет в различных учреждениях, организациях, в том числе международных; принимать непосредственное участие в работе научных конференций, совещаний, симпозиумов, семинаров по вопросам библиотечной и информационно-библиографической деятельности.

6.9. Вести в установленном порядке переписку с другими библиотеками, организациями, в том числе зарубежными.

6.10. Входить в библиотечные объединения в установленном действующим законодательством порядке.

6.11. Участвовать на конкурсной или иной основе в реализации федеральных и региональных программ развития библиотечного дела.

6.12. Работники Библиотеки могут повышать свою квалификацию в учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров, в высших учебных заведениях, научно-исследовательских институтах и других ведущих отечественных и зарубежных научных и производственных организациях.

Библиотека обязана:

6.14. Обеспечивать реализацию прав граждан на получение информации, установленных Федеральным законом «О библиотечном деле»; обслуживать пользователей (читателей) в соответствии с настоящим Положением, Правилами пользования Библиотекой и действующим законодательством.

6.15. Ежеквартально проводить сверку имеющихся в фондах Библиотеки документов и поступающей литературы (на любых носителях) с Федеральным списком экстремистских материалов, изымать их из фонда Библиотеки, вести журнал сверок фонда Библиотеки с Федеральным списком экстремистских материалов.
Отделу автоматизации и компьютеризации ежеквартально проводить работу по блокированию доступа с компьютеров, установленных в Библиотеке, к сайтам и электронным документам, включенным в «Федеральный список экстремистских материалов».

6.16. Обеспечивать сохранность книжных фондов и материального имущества.

6.17. Выполнять в полном объеме функции, отнесенные к ее компетенции и перечисленные в настоящем Положении.

6.18. Отчитываться о своей деятельности перед Университетом и органами государственной статистики в установленном порядке.

7. Заключительные положения

7.1. По представлению директора Библиотеки в настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения, вступающие в силу после их утверждения ректором Университета.