Политическое участие граждан. Противоположностью автономному (добровольному) участию выступает ___________ (принудительное) политическое участие Непосредственное участие в политике

По объектам политического воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические . Внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности. Содержание внутриполитических процессов существенно различается во многих странах. Оно зависит от форм правления и форм государственного устройства конкретных государств, существующих там демократических или недемократических политических режимов, качеств правящей элиты и других факторов. Фундаментом внутриполитического процесса любой страны является соотношение социально-экономических укладов, сложившаяся социальная структура общества, степень удовлетворенности населения своим положением.

Можно говорить об эволюционном и революционном политических процессах . При революционном процессе используются как мирные, так и не мирные средства, насилие. Преобразования осуществляются за сравнительно короткое время, имеют часто обвальный характер и далеко не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны.

Основа эволюционного развития – легитимность властей, единые социокультурные ценности элиты и масс, этика согласия, наличие конструктивной оппозиции.

С точки зрения публичности осуществления правящими кругами своих властных полномочий, принятия решений выделяются открытый и скрытый (теневой) политические процессы .

При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, через обсуждение проблем в средствах массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения. Такая практика сложилась в демократических государствах.

Теневые, скрытые политические структуры располагаются на высших и средних уровнях власти. Речь идет о скрытых действиях государственных учреждений, секретных документах, приказах, существовании органов с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.п.). Может возникать противоправная деятельность и коррупция официальных лиц и властей. При определенных условиях формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, черный рынок, организации преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода). Они имеют тенденцию смыкаться с легальными государственными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных регионов. Они проводят своих представителей в депутаты, на должности в госаппарате и т.д.

Такая ситуация может возникать, если государство передает властные функции своим отдельным структурным звеньям, например, органам политического сыска, тайной полиции, партийным формированиям. Так было в СССР в 20-50 годы, когда революционные трибуналы, "тройки", органы госбезопасности имели власть, не контролируемую населением.

С точки зрения устойчивости политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах . Стабильный процесс основывается на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима. Граждане поддерживают правила игры, доверяют власти. Все участники политического процесса настроены на сотрудничество, поиск компромиссных решений, их объединяет приверженность демократическим ценностям. Люди уверены в своих возможностях влиять на власть, ибо правительство учитывает общественное мнение в своих решениях.

Нестабильный политический процесс часто возникает в условиях кризиса власти, утраты ею легитимности. Причины нестабильности могут быть самые разные: спад производства, социальные конфликты, дискриминация тех или иных социальных групп, их неудовлетворенность своим общественным статусом и т.д. Нестабильность проявляется в резком колебании электоральных предпочтений, в активности оппозиции, критике правительства, в перекосах политики. Нестабильный политический процесс характерен для многих стран СНГ, где нестабильность, похоже, становится хронической.

В отечественной политической науке в зависимости от социокультурных и социально-экономических характеристик процесса выделяют технократический, идеократический и харизматический политический процесс .

Политический процесс технократического типа генетически свойственен англосаксонским и романо-германским государствам. Он отличается наличием традиций эволюционизма, непрерывного и постепенного адаптирования политических институтов и механизмов к изменяющимся условиям среды, приоритетом технологического (процессуального) подхода при внесении изменений в политическую систему и ролевые функции, исключением из политической практики радикальной ломки политических структур, складывающихся на протяжении веков.

Политический процесс идеократического типа характерен для большинства государств, переживающих начальные стадии модернизации. Он отличается господством одной идеи (идеологии), в отношении которой имеется (достигается или декларируется) общенациональный консенсус.

Политический процесс харизматического тина характеризуется всевластием лидера-харизмы, под политические цели которого подстраиваются идеологические доктрины и политические институты. Он во многом сам определяет цели, содержание и направленность политического процесса.

По масштабу пространственно-временных параметров политические процессы можно подразделить на глобальные и локально-региональные. Первые оказывают свое воздействие на общий ход мировой политики. Вторые затрагивают интересы локального сообщества и составляющих его групп. Но, следует учитывать, что нередко результат того или иного локального процесса может иметь воздействие на мировую политику. Например, региональный процесс распада СССР на рубеже 80-90-х годов, перерос в глобальный политический процесс трансформации всей системы международных отношений.

Политические процессы бывают системные (глобальные) и частные . Системный процесс предполагает совокупные действия субъектов политики, обеспечивающие формирование, функционирование и развитие всей политической системы. Частные процессы представляют собой деятельность политических субъектов, воплощающуюся в развитии отдельных элементов и сторон политической системы: политико-идеологической, политико-правовой и т.д.

Также политические процессы можно классифицировать и по следующим основаниям:

1. По значимости для общества - базовые и периферийные.

2. По видам политических режимов - демократические и недемократические.

3. По степени вовлеченности масс - ангажирующие и неангажирующие.

4. По масштабам, в соответствии с уровнями политики, можно выделить процессы от микроуровневых (межличностные и внутригрупповые) до мегауровневых (процессы мирового масштаба).

5. По специфике организации можно выделить вертикально организованные и горизонтально организованные политические процессы. Горизонтально организованные политические процессы образуют равноправные независимые субъекты. Вертикально организованные политические процессы протекают в рамках отношений «господство - подчинение».

6. По степени подконтрольности политических процессов их участникам можно выделить управляемые и стихийные (спонтанные) процессы. Специфика управляемых политических процессов состоит в том, что они подконтрольны субъектам политики и направляются ими. Стихийные политические процессы имеют собственную логику развития, не зависящую от намерений каких-либо отдельных субъектов.

7. По месту в политической системе можно выделить:

1. Процессы «входа»:

а) артикуляция интересов - выражение и обсуждение нужд граждан и их требований к правительству;

б) агрегация интересов - деятельность, в ходе которой интересы превращаются в политические программы.

2. Процессы конверсии - принятие политических решений.

3. Процессы «выхода» - управление, контроль.

Неотъемлемой частью политического процесса является деятельность как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, связанная с его целенаправленным изменением.

1. Понятие политического участия

2. Избирательные права:

а) активное

б) пассивное

3. Формы политического участия:

а) законные (участие в избирательных кампаниях, митингах, шествиях, пикетах, членство в полит.партиях и т.д.)

б) незаконные (формы протеста, голодовка, самосожжение и т.п.)

4. Участие в деятельности в органах местного самоуправления:

а) участие в выборах в органы местного самоуправления

б) участие в референдумах по местным вопросам

в) обращение в органы местного самоуправления и др.

Важность политического участия граждан в демократическом гос-ве

6. Проблема политического абсентеизма

Политическое поведение

1. Понятие о политическом поведении

2. Виды (форма) политического поведения:

А) конструктивные и деструктивные

Б) индивидуальные, групповые, массовые

В). традиционные и инновационные

Г). выборы – массовая форма политического участия

3. Нормативные и отклоняющиеся формы политического поведения:

А). нормативные

Б). экстремальные

В). протестные

4. Регулирование политического поведения:

А). через призму правовых норм

Б). роль морали в политических действиях

В). политическое образование граждан и роль политических лидеров

Субъекты политического процесса

1. Понятие о субъектах политического субъекты

2. Основные субъекты полит.процесса:

а). государств

б). полит.партии

в). общественно-полит.движения

г). политическая элита и полит.лидеры

д). граждане как избиратели

Е). СМИ

3. Государство:

а). признаки государства

б). функции государства

в). ресурсы власти, используемые государством

4. Полит.партии:

а). признаки полит.партий

б) функции полит.партий

в) типы полит.партий

5. Общественно-полит.движения:

а) функции общественно-полит.движений

б) типы общественно-полит.движений

6. Полит.элита:

а). функции полит.элиты

б). состав

в). система рекрутирования

СМИ как важный субъект в полит.жизни общества

8. Граждане как избиратели:

а). политические права и свободы

б). формы политического участия граждан

Роль выборов в политическом процессе

1. Понятие о выборах

2. Избирательные права:

а). пассивное избирательное право

б). активное избирательное право

3. Демократическая процедура выборов:

а). всеобщность

б). равные

в). прямые

4. Типы избирательных систем:

а). Мажоритарная

б). Пропорциональная

в). Смешанная

Формирование представительных органов власти



Избирательная система

1. Понятие об избирательной системе

2. Структура избирательной системы:

а). избирательное право

б). избирательный процесс

3. Характеристика избирательного права:

а). принципы избирательного права (всеобщность, равные, прямые, тайное голосование)

б). активное и пассивное избирательное право

в). источники избирательного права

4. Стадии избирательного процесса:

а). подготовительная

б). выдвижение и регистрация кандидатов

в). предвыборная агитация и финансирование выборов

г). итоги выборов

5. Типы избирательных систем:

а). Мажоритарная

б). Пропорциональная

в). Смешанная

6. Особенности избирательной системы в РФ

Власть (политическая власть) в обществе (как соц.феномен)

1. Понятие о (политической) власти

2. Характеристика (политической) власти:

а). легальность

б). легитимность

3. Типы власти:

а). традиционный

б). рационально-легальный

в). харизматический

4. Ресурсы власти:

а) принудительные

б). нормативные

в). утилитарные

Функции политической власти

Политическое сознание

1. Понятие о политическом сознании

2. Компоненты политического сознания:

а). знания

б). идеи

в). убеждения

г). стереотипы

3. Уровни полит.сознания:

а). обыденный

б). эмпирический

в). теоретический

4. Функции полит.сознания:

а). регулятивная

б). оценочная

в). познавательная и др.

5. Форма полит.сознания:

а) полит.психология

б). полит.идеология

6. Роль СМИ в формировании полит.сознания

Политическое лидерство

1. Понятие о политическом лидерстве

2. Типы политического лидерства:

а). правящие и оппозиционные

б) традиционный, рационально-легальные, харизматические

3. Функции политического лидера:

а). определение направления и программы деятельнос­ти, служащей решению общественной проблемы



б). мобили­зация исполнителей (должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей

в). нахождение и принятие оптимальных политических реше­ний

г). социальный арбитраж и патронаж

д). анализ и оценка ситуации в стране

4. Концепции политического лидерства

Политические режимы

1. Понятие о политическом режиме

2. Типы политических режимов:

а). демократический

в). тоталитарный

3. Особенности демократического режима:

а). реальное разделение властей

б). многопартийность и выборность

в) идеологический плюрализм

г) верховенство права и др.

4. Особенности тоталитарного режима:

а). единственная партия

б). отсутствие оппозиционных партий

в). единая идеология и др.

Термин «политическое участие» в политологии используется для обозначения преимущественно рациональных, осознанных форм политического поведения. Под политическим участием понимается участие граждан в формировании органов власти, в признании легитимности власти, в формировании проводимой правящей группой политики и в контроле за ее осуществлением. Основанием для подобного понимания политического участия является как наличие отношений власти и подчинения, так и тот факт, что посредством этого участия управляемые массы в рамках данных отношений могут заставить власти считаться со своими интересами.

К политическому участию можно отнести действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистскую деятельность, направленную на поддержание кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов.

Наиболее подробную классификацию типов политического участия предложил английский ученый А.Марш. Он выделяет три основных типа политического участия:

  • - ортодоксальное;
  • - неортодоксальное;
  • - политическое преступление. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. - М.: Знание 2001. - С.358

К ортодоксальному относится участие, обеспечивающее устойчивость и функционирование политической системы, а также требования, предъявляемые к ней, выраженные в законных формах (петиции, лозунги, законные демонстрации).

К неортодоксальному отнесены несанкционированные действия, связанные с выражением требований или направлений (бойкоты, неофициальные забастовки).

В отдельный тип выделяются политические преступления, т.е. политическая деятельность с использованием нелегитимного насилия (незаконные демонстрации, захват помещений, захват заложников, насилие, саботаж, революции, войны).

Сходную позицию занимает американский ученый У. Милбрайт, подразделяющий политическое участие на конвенциональное (легальное и регулируемое законом) и неконвенциональное (незаконное, отвергаемое большей частью общества по моральным, религиозным и иным соображениям). К первому типу он относит голосование; участие в работе партий и избирательных кампаний; участие в политической жизни общества; контакты с официальными лицами. Ко второму типу - участие в демонстрациях, бунты, решительные действия против безнравственных действий власти, участие в митингах, протесты, отказ повиноваться несправедливым законам и политическим решениям. Неконвенциональное участие подразделяется на ненасильственные активные формы (демонстрации, пикеты, митинги и т.п.) и насильственные формы политического участия (терроризм, бунт и т.п).

Политическое участие можно классифицировать по степени или уровню активности:

  • - формы активного участия;
  • - пассивные, или иммобильные, формы участия. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. - М.: Знание 2001. - С. 359

Политическое участие зачастую подразделяют на автономное и мобилизованное. Автономное участие - это свободная добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы. Такое участие предполагает достаточную политическую компетентность граждан и является необходимым условием реальной демократии. Мобилизационное участие имеет принудительный характер. Стимулами политической активности становится страх, административное принуждение, традиции и т.п. Как правило, мобилизованное участие направляется исключительно на поддержание политической системы и его целью является демонстрация преданности правящей элите, всенародного единства и одобрения проводимой политики. Мобилизованное политическое участие характерно в большей степени для традиционных обществ (когда люди участвуют в политических акциях под воздействием руководства клана, национального комитета и т.п.), а также использующих угрозу различных санкций тоталитарных политических режимов. Однако нередко оно используется в специфических, преимущественно манипулятивных формах и в демократиях либерального типа, особенно в периоды избирательных кампаний, когда граждане привлекаются к избирательным урнам или кабинам с помощью различного рода развлекательных шоу, сладких посулов и обещаний, о которых быстро забывают после выборов. Мельник В.А. Политология. - М.: Высшая школа, 1999. - С. 89

Манипулятивное участие - разновидность мобилизованного участия. Оно имеет место при внушении массам с помощью пропаганды, дезинформации и других способов чуждых их интересам политических целей. Такого рода участие широко проявляется в националистических и сепаратистских движениях, например, когда их рядовые члены становятся средством реализации корыстных интересов и честолюбивых замыслов политических лидеров, использующих для этого различного рода мифы и утопические идеи.

В зависимости от степени вовлеченности гражданина в политику все типы политического участия делятся на акты низкой и высокой вовлеченности. Первые предполагают минимальную активность и основываются на соблюдении людьми своих гражданских обязанностей, голосовании и пассивном выражении мнения, например посредством социологического опроса. Вторые, акты с высокой вовлеченностью, включают поведение, требующее значительных экономических, психологических, физических и иных усилий. Они проявляются в участии в избирательных кампаниях, демонстрациях, партийно-политической работе и т.д. Мельник В.А. Политология. - М.: Высшая школа, 1999. - С. 90

В политологии выделяют следующие теории политического участия:

  • 1. Теория рационального выбора. Основное положение данной теории сводится к утверждению, согласно которому главным субъектом политического участия является свободный индивид, стремящийся к максимальной реализации своих интересов и эффективно действующий во имя достижения собственных целей. При этом под интересом индивида понимается стремление обеспечить личное благополучие. Отсюда следует, что участие индивида в политике возможно при том условии, что возможные доходы от участия будут превышать издержки. Этот принцип получил название «максимизация выгоды». Политология. Учебное пособие/Под ред. Н.П. Денисюк. - М.: ТетраСистемс, 1997. - С. 380
  • 2. Мотивационные теории политического участия. К наиболее общим мотивам относят идеологический, нормативный и ролевой. Преобладание идеологического мотива означает, что личность участвует в политической жизни, разделяя и поддерживая официальную идеологию общества. Такой мотив обеспечивает идентификацию личных политических ценностей с политическими ценностями государства. Последние фактически входят в структуру личности. Однако расхождение личных и политических установок может вызвать резко негативную и даже враждебную реакцию против государства и политической системы.

Нормативный мотив обуславливает политическое поведение человека по правилам, диктуемым политической системой, без их соотнесения с личностными ценностями и установками. Поведение индивида основывается на признании силы власти, выработанном в процессе политической социализации. Подчинение политической системе рассматривается как исключительно правильная и ценная ориентация. Ролевые мотивы предопределяются той социальной ролью индивида в существующей политической системе.

Поведение человека с доминирующим ролевым мотивом напрямую связано с его социальным положением и собственной самооценкой. Чем ниже социальное положение, тем более вероятным становится радикальный настрой личности против существующей власти. Политология. Учебное пособие/Под ред. Н.П. Денисюк. - М.: ТетраСистемс, 1997. - С. 395

3. Теории социальных факторов политического участия. В рамках этих теорий исследуются взаимосвязь и влияние на политическое участие таких факторов, как институализация, уровень социально-экономического равенства и возможности социальной мобильности, стабильности и др. Так, С. Липсет и Д. Лернер предложили две модели взаимосвязи политического участия с другими факторами: либеральную и популистскую. Согласно либеральной модели, динамичное социально-экономическое развитие обуславливает сглаживание социального неравенства, а, следовательно, обеспечивает укрепление политической стабильности. Оба фактора оказывают влияние на демократический характер политического участия (направленность на укрепление, развитие демократической системы; институализация политической деятельности и т.п.) Политология. Учебное пособие/Под ред. Н.П. Денисюк. - М.: ТетраСистемс, 1997. - С. 397

При построении популистской модели исходят преимущественно из форм прямого участия, направленных на перераспределение имущественных благ и собственности. Усиление подобного участия препятствует экономической модернизации, ухудшает социальные условия экономического развития, ведет к подрыву политической стабильности. Нерешенные проблемы накапливаются, увеличивая количество требований (и требующих), предъявляемых к политической системе, а значит возрастает и политическое участие. В результате политическое участие не ведет к укреплению политической системы, удовлетворяющей интересы различных социальных групп, а лишь дестабилизируют общество и политическую систему, препятствуя социальной и экономической модернизации. Популистская модель тесно связана с такими явлениями, как кризис участия в модернизирующихся обществах.

Люди, интересующиеся политикой и активно участвующие в ней, составляют, как правило, меньшинство. Большинство же проявляет апатию и безразличие, что является характерным признаком многих политических систем. Такое участие называется иммобильным. Существуют различные причины этого положения. Так, многие люди выключены из политической жизни из-за низкого уровня личного развития, образованности. Они потеряли веру в собственные возможности, не верят, что могут повлиять на политические процессы. Выделяется группа апатичных граждан, которые не интересуются политикой. Они занимаются собственными проблемами и увлечениями, профессиональной карьерой. Некоторые из них считают политику скучной, непривлекательной, непонятной. Наблюдается отчужденность от политической жизни как результат заорганизованности политической системы. Люди разочаровываются в политике, так как не видят существенной разницы между политическими партиями и их программами. Они считают, что политические решения все равно будут принимать немногие, независимо от их участия в голосовании и других политических акциях. Они не ощущают личной выгоды от политики, считая, что она обслуживает лишь интересы элиты. Есть группы людей, настроенных враждебно к политической системе и ее институтам. Они занимают позицию бойкота, неучастия. На уровень политического участия влияют такие социальные факторы, как образование, социально-экономический статус, возраст, пол, место жительства, профессия, доступ к политической информации, социально-экономическая ситуация. Пол существенно влияет на политическую активность человека. Женщины значительно меньше мужчин участвуют в политике. Это объясняется их в среднем более низким социально-экономическим статусом, большей обремененностью семейными делами, ориентацией политических культур на преимущественно мужское политическое участие и затрудненность политической карьеры и другими причинами. В то же время отрыв женщин от мужчин в неконвенциальном политическом участии значительно меньше, что объясняется стремлением женщин оказывать политическое влияние преимущественно через неконституционные, неофициальные каналы. Дегтярев А. А. Основы политической теории. - М.: Проспект, 1998. - С. 192

С определенным типом личности связано не только участие в политике, но и неучастие в ней и, в частности, такое явление, как абсентеизм. Он представляет собой уклонение граждан от участия в голосовании на выборах парламента, президента, местных органов власти и т.п., а также их сознательное неучастие в деятельности политических организаций (например, профсоюзов), если они формально являются их членами. Абсентеизм может быть обусловлен разными причинами: аполитичностью граждан, их равнодушием к политике, уходом в личную жизнь; разочарованием людей в политике, утратой доверия в ней, к претендентам на власть, к политическим институтам; низким уровнем политической компетентности избирателей, неуверенностью в правильности своего выбора; сомнениями в возможностях серьезно влиять на политику; низкой значимостью результатов выборов для граждан и т.д. Абсентеизм возникает на основе негативного или равнодушного отношения к власти. Он не охватывает факты неучастия в политике из-за доверия к государственному устройству, правительству, политическим лидерам. Часть граждан мотивирует свое неучастие в политике именно этими причинами, считая, что органы власти будут нормально функционировать и без их помощи. Такие люди обычно включаются в политическую жизнь в случае кризиса власти и обострения политических конфликтов.

В политической науке абсентеизм оценивается неоднозначно. Одни рассматривают его как свидетельство кризиса представительной демократии, угрозу политической стабильности общества, как негативное для государства явление, снижающее легитимность власти и свидетельствующее об отчуждении от нее граждан; другие, напротив, видят в абсентеизме проявление развитости независимого от государства гражданского общества, частной жизни, а также свидетельство наличия у населения возможностей свободно, самостоятельно определять свое поведение по отношению к политике. Абсентеизм нередко трактуется как нормальное для современных западных демократий явление, повышающее компетентность политического выбора за счет того, что в голосовании участвуют те, кто далек от нее. В целом же массовое уклонение граждан от участия в выборах плохо совместимо с демократией как властью народа.

Именно активное участие населения наполняет политический процесс демократическим содержание, предотвращает узурпацию власти узкой группой лиц и злоупотребления ею, позволяет представлять в политике разнообразные общественные интересы.

Политическое участие является также одним из важнейших источников политических измерений, перехода политической системы из одного качественного состояния к другому.

Лекция:


Политическое поведение и участие


Действия или бездействия субъектов политики формируют политическое поведение. Оно бывает:

    индивидуальным, групповым и массовым;

    конструктивным и деструктивным;

    организованным и стихийным.

Формами отклоняющегося политического поведения являются протест, экстремизм и поведение в толпе. Политическое поведение регулируется государством и обществом. Способами регулирования со стороны государства являются законные ограничения прав, к примеру, запрет собираться на митинги с оружием. Общество регулирует политическое поведение с помощью устоявшихся демократических и моральных ценностей.

Политическое поведение включает в себя политическое участие – деятельность граждан, оказывающих влияние на политические процессы. Оно необходимо для того, чтобы органы государственного управления согласовывали принимаемые решения с желаниями и интересами населения. Существует две формы участия рядовых граждан в политике:

  • прямое (непосредственное) – личное обращение гражданина в органы государственной или местной власти; вступление в партию; участие на выборах и референдумах; участие на митингах, демонстрациях, шествиях;
  • опосредованное – выдвижение своего представителя для обращения в органы государственной или местной власти.
Политическое участие может быть индивидуальным или групповым, поддерживающим или оппозиционным, легальным или нелегальным. Характер политического участия зависит от господствующего в стране политического режима. Как вам известно, тоталитарное государство полностью держит под контролем такое участие, в авторитарных оно ограничено, а в демократических создаются все условия для вовлечения людей в политику. Постоянно участвуют в политике те, чья профессиональная деятельность связана с политикой. Некоторые участвуют эпизодически, например, посещают собрания, выходят на митинги, обращаются в органы государственной власти лично или через письма. Политическое участие может быть и разовым. Названы примеры активного политического участия. Есть ещё и пассивное участие – это нейтральное или негативное отношение к политике, связанное с низким образовательным уровнем человека, разочарованием, апатией (неприятием политики) и другими причинами.

Одним из важных форм политического поведения является электоральное – участие или отказ от участия на выборах. Последнее называется абсентеизмом и бывает двух видов: активный и пассивный. Активный заключается в отказе от участия на выборах, а пассивный характерен для безразличных к политическим процессам людей. Примеры : активный абсентеизм – гражданина Н. призывают прийти на выборы и проголосовать за кандидата Р., но он протестует и говорит, что не будет голосовать ни за одного кандидата, т.к. никто из них не вызывает доверия. Пассивный абсентеизм - гражданин Н. сказал, что придёт на выборы, но не пришёл, подумав, что его голос ничего не решит (низкий уровень политической и правовой культуры).


Политическая социализация и культура

Степень политического участия граждан зависит от уровня их политической социализации и культуры.

Политическая социализация – это процесс приобщения человека к политическим процессам, происходящим в обществе и формирования его политических позиций.


В политологии выделяются два этапа политической социализации:

  • Первичная социализация – на данном этапе происходит приобщение подрастающего поколения к политической информации. Велика роль семьи, школы, СМИ, а также друзей, которые влияют на формирование определённого отношения молодых людей к политике.
  • Вторичная социализация – этап приобретения самостоятельного политического опыта, когда человек меньше поддаётся чужому влиянию и самостоятельно формулирует мнения о политике, участвует в партиях, общественных объединениях. На данном этапе агентами социализации являются органы власти, профсоюзы, СМИ.

Политическая культура – комплекс представлений человека о политике, политических ценностей, ориентиров и навыков, влияющих на его политическое поведение.

Элементами политической культуры являются политические знания, ценности и способы действий. Как важный социальный институт политическая культура выполняет ряд функций:

  • Функция социализации – усвоение индивидом политических знаний и норм и освоение политических форм поведения.
  • Интегративная функция – объединение индивидов и групп на основе общих идеологических взглядов.
  • Функция преемственности – сохранение, воспроизводство и передача молодым поколениям ценностей и норм политической культуры.
  • Регулятивная функция – координация поведение субъектов политики.
  • Контролирующая функция – осуществление контроля за выполнением политических норм, а также соблюдением ценностей и другие функции.

Существует три типа политической культуры:

  • традиционный (патриархальный) тип – человек не имеет политических знаний, мало воспринимает происходящие вокруг политические события и не выполняет своих политических ролей;
  • подданический тип – человек пассивно относится к политическим процессам, ожидая от государства благ или опасаясь наказаний;
  • активистский (демократический или гражданский) тип – человек активно участвует в политических процессах и выполняет политические роли.

Признаками развитой политической культуры человека являются осознание людьми необходимости защиты своих прав и интересов, т.е. высокая правовая культура; высокий уровень включённости в политическую жизнь общества; законопослушность, сотрудничество, толерантность.

а) мобилизованное;*

б) нелегитимное;

в) институционализированное;

г) коллективное.

Решение:

Противоположностью автономному, добровольному участию, свойственному демократической системе, выступает мобилизованное, принудительное политическое участие, присущее тоталитаризму. Автономное участие – это свободная добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы (например, свобода выборов). Тоталитарным режимам свойственна принудительная мобилизация граждан на решение «великих задач» в процессе переустройства мира. Стимулами политической активности становится страх, административное принуждение, традиции и т.д. (Политология: Учеб. / А.Ю. Мельвиль [и др.]. – М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2008. – С.411.)

19. Этические (нормативные, ценностные) трактовки политики рассматривают ее как деятельность, направленную на достижение…

а) общего блага;*

б) всеобщего благосостояния;

в) теократического господства;

г) культурного многообразия.

Решение:

Этические (нормативные, ценностные) трактовки политики рассматривают ее как деятельность, направленную на достижение общего блага. Так, Аристотель полагал, что государственная жизнь есть общение ради благой жизни, в целях совершенного и самодовлеющего существования. Нормативные трактовки задают обществу гуманистические ценности, к которым должна стремиться политика. (Теория политики: Учеб. пособие / Под. ред. Б.Д. Исаева. – СПб.: Питер, 2008. – С.25.)

20. Согласно теории рационального выбора, человек в политической жизни ориентируется на рациональные соображения и …

а) выгоду;*

б) чувства;

в) эмоции;

г) интуицию.

Решение:

Согласно теории рационального выбора, человек в политической жизни ориентируется на рациональные соображения и выгоду. Поведение человека определяется его материальными интересами, эгоистичными целями и стремлением к пользе. (Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учеб. для студентов вузов/ А.И. Соловьев. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2008. – С.24.)

21. Стадия применения научного метода, заключающаяся в проверке фактов, вытекающих из гипотезы, называется стадией …

а) верификации;*

б) индукции;

в) дедукции;

г) наблюдения.

Решение:

Третья стадия применения научного метода заключается в проверке фактов, которые выводятся из гипотезы. Эта стадия называется стадией верификации. Она призвана окончательно установить правильность гипотезы. (Политология: учеб. / под. ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М.: Высшее образование, 2009. – С.36.)

22. К приему, не используемому сторонниками бихевиоризма для изучения политических явлений, относится (-ятся) …

а) оценочные суждения;*

б) верификация;

в) квантификация;

г) операционализация.

Решение:

Приемом, который не используется сторонниками бихевиоризма для изучения политических явлений, являются оценочные суждения. Приемы верификации, квантификации и операционализации предполагали исключить субъективный фактор при анализе политики, сделать так, чтобы ценностные суждения ученого не могли повлиять на результаты исследования. (Соловьев, А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учеб. для студентов вузов / А. И. Соловьев. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Аспект Пресс, 2008. – С. 21-22.)

23. По мнению Макса Вебера, изучение политики – это «призвание», _________, то есть род занятий человека, владеющего совокупностью особых теоретических знаний, практических навыков и обладающего опытом известной деятельности.

а) профессия;*

б) искусство;

в) религия;

г) творчество.

Решение:

По мнению Макса Вебера, изучение политики – это «призвание», профессия, то есть род занятий человека, владеющего совокупностью особых теоретических знаний, практических навыков и обладающего опытом известной деятельности. По отношению к политике известный социолог выделял «политиков по случаю» (например, участвующих на выборах в качестве рядового избирателя); «политиков по совместительству» (например, партийные активисты, для которых политика не основной вид деятельности); «профессиональных политиков» (например, государственные деятели, чиновники, партийные функционеры, освобожденные от другой деятельности). (Политология: учеб. / А. Ю. Мельвиль [и др.]. – М. : Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России. Велби: Проспект, 2008. – С. 25, 39.)

24. Приход гражданина на политический митинг будет являться примером политического участия в случае, если это …

а) сознательное действие;*

б) случайное появление;

в) освещается в СМИ;

г) разрешено законом.

Решение:

Приход гражданина на политический митинг будет являться примером политического участия в случае, если это сознательное действие. Политическим участием могут быть признаны только целенаправленные поступки человека, который сознательно и специально выбирает определенную собственную стратегию политического поведения. Для понимания политического участия значение имеет сам факт поступков людей в политике, тогда как степень известности или легальности политического события являются вторичными. (Соловьев, А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учеб. для студентов вузов / А. И. Соловьев. – 2-е изд. перераб. и доп.-М. : Аспект Пресс, 2008. – С. 97.)