Основные недостатки произношения и приемы постановки гласных звуков. Комплекс индивидуальных логопедических занятий по формированию звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Постановка и автоматизация звука К Постановка гласных звуков у детей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №32«Лесная сказка»

г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области

Принята

на Педагогическом совете

1 от 26.08.2017г

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ №32 «Лесная сказка»_А. В. Коденко

Приказ от 26.08.2017г №

Перспективный план индивидуальных занятий по постановке и автоматизации, дифференциации звуков /Ш/,/Ж/.

Учитель-логопед: Полянина Е.И.

Ф.И.ребёнка ___________________________________________________________________________________________

ЗАНЯТИЕ №1.

Цель:

    Упражнение на дыхание «Погрей ладошки» (выработка теплой воздушной струи)

    Артикуляционная гимнастика:

Улыбка- трубочка

Удивление

Язычок ищет щелочку в заборе

Лопаточка

Качели

    Развитие фонематического восприятия «Подними флажок, если услышишь звук «Ш»»

    Игра на развитие памяти, внимания

    Зеркала.

Зонд № .

ЗАНЯТИЕ №2. Подготовительный этап постановки звука «Ш».

Цель:

Развивать пространственное восприятие. Развивать моторику пальцев рук. Развивать правильное диафрагмальное дыхание, ротовой выдох. Подготовить артикуляционные органы к постановке звука.

    Упражнения на дыхание «Погаси свечу», «Футбол» (с ваткой)

    Артикуляционная гимнастика:

Трубочка широкая

Вкусное варенье

Язычок идет в гости к носику

Прятки язычка

3. Развитие фонематического восприятия «Поймай звук «Ш» в словах»

    Зеркала.

    Набор фотографий артикуляционных упр-ий;.

    Предметные картинки со звуком [ш].

Зонд №

ЗАНЯТИЕ № 3. Подготовительный этап постановки звука «Ш».

Цель:

Развивать пространственное восприятие. Развивать моторику пальцев рук. Развивать правильное диафрагмальное дыхание, ротовой выдох. Подготовить артикуляционные органы к постановке звука.

    Упражнение на дыхание «Фокус»

«Самолет гудит У-У-У» (со сменой высоты и силы голоса)

    Артикуляционная гимнастика:

Улыбка- трубочка

Качели

Лопаточка

Приклей конфетку

3. Анализ и синтез. «Определи место звука «Ш» в словах

ШАРИК, МИШКА, МАЛЫШ

    Игра «Угадай, чего не стало?»

    Д/И «Что перепутал художник?»

    Зеркала.

    Набор фотографий артикуляционных упр-ий;.

    Предметные картинки со звуком [ш].

Зонд №

ЗАНЯТИЕ №4 Подготовительный этап постановки звука «Ш».

Цель:

Развивать пространственное восприятие. Развивать моторику пальцев рук. Развивать правильное диафрагмальное дыхание, ротовой выдох. Подготовить артикуляционные органы к постановке звука.

    Упражнения на дыхание «Фокус», «Погреем ручки»

    Артикуляционная гимнастика:

Широкая трубочка

Качели

Чашечка

Горячий чай

3. Д/И « Расставь картинки по позиции звука «Ш» в словах

ШАПКА, ШАРФ, РУБАШКА, ШТАНЫ, ДУШ

    Игра

    Зеркала.

    Набор фотографий артикуляционных упр-ий;.

    Предметные картинки со звуком [ш].

Зонд №

ЗАНЯТИЕ №5 Постановка звука «Ш».

Цель:

Закреплять четкое произношение звука «Ш». Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух.

    Упражнение на дыхание «Сильный ветер гонит листочки»

    Артикуляционная гимнастика:

Улыбка- трубочка

Качели

Лошадка

Чашечка

Горячий чай

3. Постановка звука «Ш»

4. Анализ и синтез «Определи место звука «Ш» в слове»

ШУРА, МАША, КРЕПЫШ, ГЛУПЫШ

    Игра

    Зеркала.

    Набор фотографий артикуляционных упр-ий;.

    Предметные картинки со звуком [ш].

Зонд №

ЗАНЯТИЕ №6. Автоматизация звука «Ш» в открытых слогах.

Цель:

Развивать умение правильно произносить звук «Ш» в открытых слогах, интервокальной позиции, слогах со стечением согласных.

    Артикуляционная гимнастика:

Широкая трубочка

Лопаточка

Чашечка

Горячий чай

2. Упражнение «Пальчики шагают по столу»

Ша- ша- ша….. ши- ши- ши…… шу- шу- шу……

    Упражнение «Разговор мыши и мышонка» (с разной интонацией)

Шо-шо-шо? Ша-ша-ша.

Ши-ши-ши? Ше-ше-ше.

Шу-шу-шу! Ши-ши-ши (ругая)

Ша-ша-ша (утверждая)

    Игра «Придумай имена куклам» Ма- ша, Да- ша и т.д.

    Анализ и синтез «В гости к «Ш» пришел звук «У»» что получилось? Какой звук первый?

Коноваленко В.В.

Занятие № 1

Комарова Л.А

    Зеркала;

3.Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №7. Автоматизация звука «Ш» в обратных слогах.

Цель:

Развивать умение правильно произносить звук «Ш» в обратных слога.

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. Упражнять в умении делить слова на слоги.

1. Артикуляционная гимнастика:

Широкая трубочка

Качели

Чашечка

Горячий чай

2. Упражнение «Маша и медведь» (интонация)

Иш, аш, ош, уш. И т.д.

    Д/И «4 лишний»

Аш, ош, уш, ши

    Анализ и синтез «Назови 1-й и последний звук в слоге»

    Игра.

Коноваленко В.В.

Занятие № 2

Комарова Л.А

«Автоматизация Ш в игровых упражнениях»

    Зеркала;

    Карточки со звукосочетаниями и слогами;

3.Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №8. Автоматизация «Ш» в слогах со стечением согласных.

Цель:

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. Упражнять в умении делить слова на слоги.

    Упражнение «Мышата шушукаются» (интонация)

Уша-уша, оши-оши

Аши-аши ашу-ашу

    Упражнений «Повтори за мной»

ШТА, ШТО, ШТУ, ШТЫ

ШМА, ШМО, ШМУ, ШМЫ

Шина, мышка, ковш

    Развитие фонематического восприятия «Найди картинки, в названии которых есть звук «Ш»»

Коноваленко В.В.

Занятие № 3

Комарова Л.А

    Зеркала;

    Карточки со звукосочетаниями и слогами;

3.Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №9. Автоматизация «Ш» в слогах и словах со стечением согласных.

Цель:

Развивать умение правильно произносить звук «Ш» в слогах со стечением согласных.

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. Упражнять в умении делить слова на слоги.

ШМА – ШМО ШНА- ШНО И Т.Д.

«Обезьянки чистят бананы» (С движением рук)

ШВА- ШВО- ШВУ

    Упражнение «Повтори за мной»

Швея, школа, штука, штаны, шмыг и т.д.

    Анализ и синтез «Определи место звука в слове»

    Игра

Коноваленко В.В.

Занятие № 4

Комарова Л.А

«Автоматизация Ш в игровых упражнениях».

    Зеркала;

    Карточки со звукосочетаниями и слогами;

3.Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №10. Автоматизация «Ш» в словах и словосочетаниях. Постановка «Ж».

Цель:

Учить правильно произносить звук «Ж» в словах и словосочетаниях.

Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ.

упражнять в умении делить слова на слоги.

    Д/И «Подбери нужное слово»

Иголкой- шьют задачки- решают

Носом-….. музыку-……..

    Упражнение «Повтори правильно» (по картинкам)

    Чистоговорки и стихи со звуком «Ш»

    Постановка звука «Ж»

    Д/И «Подбери пару»

Шерстяной…., пушистый…, большой…, душистый…., широкий…, хороший…. .

Коноваленко В.В.

Занятие № 5

1.Зеркала;

3.Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №19. Автоматизация «Ш» в предложениях и связной речи.

Цель:

Закреплять чёткое произношение звука « Ш» в предложениях и связной речи.

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух.

Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ.

    Д/И «Кто что делает?» (по картинкам)

Шьет, вышивает, пришивает, кашляет, крошит, шагает, и т.д.

    Упражнение «Дополни предложение»

У зайчика длинные ….

Лягушка чешет ….

У Миши синие ….

Малыш везет ….

    Постановка звука «Ж»

    Упражнение «Повтори за мной правильно»

Коноваленко В.В.

Занятие № 6,№7.

1.Зеркала;

2.Карточки со звукосочетаниями и слогами;

3.Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №20. Автоматизация звука «Ж» в прямых и обратных слогах.

Цель:

Закреплять чёткое произношение звуков «Ж» в в прямых и обратных слогах.

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух.

Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ.

Упражнять в умении делить слова на слоги

    Развитие фонематического восприятия «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «Ж»»

    Упражнение «Повтори правильно» (по разрезной азбуке)

ЖА, ЖО, ЖУ, АЖ, ОЖ, УЖ

    Д/И «Закончи слово»

ЖИ: эта…, гара…, мор…

    Игра

Коноваленко В.В.

Занятие № 8

Комарова Л.А

    Зеркала;

    Карточки со звукосочетаниями и слогами;

3.Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №21. Автоматизация «Ж» в словах и словосочетаниях.

Цель:

Закреплять чёткое произношение звука «Ж» в словах и словосочетаниях.

Учить образованию притяжательных прилагательных.

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух.

Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ.

Упражнять в умении делить слова на слоги

    Д/И «Большой – маленький»

Флаг- флажок, друг -…, пирог-…., берег-…., рог-…., круг-…

    Отгадай загадки и определи 1-й звук в слове, найди самое длинное слово.

(загадки по жука и желуди)

    Д/И «Замени 1-й звук в слове на звук «Ж»»

Лук- жук, баба-….., мир-…, мало-…., билет-…., пучок-…., Веня-

    Чистоговорки со звуком «Ж»

Коноваленко В.В.

Занятие № 9

Комарова Л.А

«Автоматизация Ж в игровых упражнениях».

    Зеркала;

    Карточки со звукосочетаниями и слогами;

3.Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №22.

Цель:

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой анализ. Упражнять в умении делить слова на слоги.

Женя жует. Женя жует жвачку. Девочка женя жует жвачку.

    Постановка «Ч»

    Упражнение «Составь из двух слов предложение»

Желтый жилет, жук жужжит, и т.д.

    Чтение короткого рассказа.

Коноваленко В.В.

Занятие № 10

Комарова Л.А

«Автоматизация Ж в игровых упражнениях».

    Зеркала;

    Карточки со звукосочетаниями и слогами;

3.Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №23 Автоматизация «Ж» в предложениях и связной речи.

Цель: Закреплять чёткое произношение звука «Ж» в речи.

Учить образованию форм мн.числа родительного падежа имен существительных, форм прошедшего времени глаголов

Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. Корректировать грамматическую сторону речи, развивать звуковой

    Упражнение «Повтори правильно; В каком слове нет звука «Ж»?»

    Упражнение «Сосчитай», « Один –много».

    Чтение короткого рассказа.

Коноваленко В.В.

Занятие № 11

Комарова Л.А

«Автоматизация Ж в игровых упражнениях».

    Зеркала;

    Карточки со звукосочетаниями и слогами;

3.Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №23,№ 24

Цель:

Развивать чувство языка.

    Развитие фонематического восприятия «На звук «С» - хлопни, а на «Ш» - присядь».

    Анализ и синтез «Выдели 1-й и последний звук в слове», «Придумай слова со звуками «С» и «Ш»».

ШУБА, ШАПКА, ШТАНЫ, НОС, ЛЕС, ПОЯС.

    Д/И «Повтори, не ошибись»

Шило- сила, сапер- шофер, миска- мишка, каска- кашка.

    Д/И «Исправь ошибку»

Мама положила манную кассу. Купили новое вешло. И т.п.

    Д/И « Кто это?»

Играет в шахматы- шахматист

Ведет поезд- ……., поднимает штангу-……

Коноваленко В.В.

Занятие № 12,13

.

Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №25,№ 26 Дифференциация звуков «С» - «Ш».

Цель:

Учить различать звуки [ш] и [с] изолированно в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

Развивать память, мышление, воображение.

Развивать чувство языка.

Азова Е.А., Чернова О.О., Учим звуки С-Ш, З-Ж. Домашняя логопедическая тетрадь для 5-7 лет .

Картотека (С-Ш)

Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №27,№ 28 Дифференциация звуков «С» - «Ш».

Цель:

Учить различать звуки [ш] и [с] изолированно в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

Развивать память, мышление, воображение.

Развивать чувство языка.

Азова Е.А., Чернова О.О., Учим звуки С-Ш, З-Ж. Домашняя логопедическая тетрадь для 5-7 лет .

Картотека (С-Ш)

Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №29,№ 30

Цель:

Развивать память, мышление, воображение.

Развивать чувство языка.

    Д/И «4-й лишний»

ЖАРА, ЗАБОР, ЖЕЛУДЬ, ЖЕЛЕЗО

    Упражнение «Скажи наоборот»

ЗА- ЖА ЗИ- …… ЖА-…ЗУ-….

ЗО-…… ЖУ- …….

    Д/И «Закончи слово нужным слогом»

Неве…, бере…., мимо…., лы…., кра…..

    Д/И «Разложи картинки по домикам «Ж» и «З»».

    Скороговорки

У Зины много забот, заболел у зайки живот.

У маленькой Зины медвежонок в корзине.

Заржавел железный замок.

Коноваленко В.В.

Занятие № 14,15,16

Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №31,№ 32 Дифференциация звуков «З» - «Ж».

Цель:

Учить различать звуки [з] и [ж] изолированно в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

Развивать память, мышление, воображение.

Развивать чувство языка.

Азова Е.А., Чернова О.О., Учим звуки С-Ш, З-Ж. Домашняя логопедическая тетрадь для 5-7 лет .

Картотека (З-Ж)

Дидактический материал.

ЗАНЯТИЕ №33

Цель:

Пересказ рассказов:

«Бабушкины пышки»

«Подарки для Алёши»

« Пушок шалун»

Зеркала;

Сюжетные картинки;

ЗАНЯТИЕ №34 Автоматизация «Ш» «Ж» в речи.

Цель:

Закреплять четкое произношение звука «Л» в предложениях, рассказах.

Развивать внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. Корректировать грамматическую сторону речи.

Пересказ рассказов:

« Пушок шалун»

« Обручальное кольцо»

« Жук и сороконожка»

Ткаченко Т.А. «Фонопедические рассказы с картинками».

Зеркала;

Сюжетные картинки;

ЗАНЯТИЕ №35 Автоматизация «Ш» «Ж» в речи.

Цель:

Закреплять четкое произношение звука «Л» в предложениях, рассказах.

Развивать внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. Корректировать грамматическую сторону речи.

Пересказ рассказов:

«Журавли»

« На рыбалке»

« Уж и ужиха»

Ткаченко Т.А. «Фонопедические рассказы с картинками».

Зеркала;

Сюжетные картинки;

ЗАНЯТИЕ №36 Автоматизация «Ш» «Ж» в речи.

Цель:

Закреплять четкое произношение звука «Л» в предложениях, рассказах.

Развивать внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. Корректировать грамматическую сторону речи.

Пересказ рассказов:

«Злая шутка»

« Ёжик»

« Пожар»

Ткаченко Т.А. «Фонопедические рассказы с картинками».

Зеркала;

Сюжетные картинки;

ЗАНЯТИЕ №37 Автоматизация «Ш» «Ж» в речи.

Цель:

Закреплять четкое произношение звука «Л» в предложениях, рассказах.

Развивать внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, фонематический слух. Корректировать грамматическую сторону речи.

Пересказ рассказов:

« Живая шляпа»

«Антошкина мечта»

« Попугай Петрушка»

Ткаченко Т.А. «Фонопедические рассказы с картинками».

Зеркала;

Сюжетные картинки;

Памятка логопеду

Виды дислалии.

Постановка звуков.

Приемы коррекционной работы .

пособие

Архиповой Е.Ф.
Внимание!

1. Логопедическая работа проводится в единстве с работой по развитию речи и мышления.

2. При постановке звука следует широко использовать опору на различные анализаторы (слуховой, зрительный, кожный, двигательный).

3. Содержание речевого материала должно быть доступным и понятным ребенку.

4. На протяжении всех занятий необходимо использовать приёмы, вызывающие у детей положительные эмоции: одобрение, похвалу, поощрение.

Последовательность этапов логопедической работы:

1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Постановка звука.

4. Автоматизация звука.

5. Дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произношении.

Последовательность автоматизации поставленного звука:

1. Автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных).

2. Автоматизация звука в словах (в начале, в середине и в конце слова).

3. Автоматизация звука в предложениях.

4. Автоматизация звука в чистоговорках и стихах.

5. Автоматизация звука в коротких, а затем в длинных рассказах.

6. Автоматизация звука в разговорной речи.



Виды сигматизма. Их исправление.

Сигматизм - недостатки произношения свистящих и шипящих звуков.

Парасигматизм - замены свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка.

1 . Межзубный сигматизм - при произнесении свистящих или шипящих звуков (иногда и тех и других) кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами, отчего получается шепелявый звук.

С - Логопед предлагает сблизить зубы и в этом положении произнести звук С . Если звук не четкий, логопед зондом или концом шпателя нажимает на кончик языка, опустив его за нижние резцы. Придерживая язык в таком положении, изолированно произносится звук С , затем в сочетании с согласными А , О , У , Ы в прямых и обратных словах.

З - Логопед предлагает логопату произнести звук С и при этом подключить голос.

Профили артикуляции

Профили артикуляции [ З , З ’]

Рис. 2 Профиль артикуляции звуков С

C в норме

Рис. 3 Профиль артикуляции звуков З

З’ в норме

Профиль артикуляции [ Ц ]

Рис. 4 Профиль артикуляции звука Ц в норме Ц= Т + С

Ц - Медленно произносятся подряд звуки Т - С , затем с ускоренным темпом. Добиваемся слитного перехода от звука Т к звуку С (ТС ). Произнесение обратных слогов АЦ , ОЦ , УЦ поможет логопату понять, что первичен звук Т (взрыв), а затем идет С - Ц является составным звуком.

Дифференцируем простой звук С и составной Ц с помощью многократного сопоставления слогов АЦ - АС .

2. Губно-зубной сигматизм - свистящие или шипящие звуки (иногда и те и другие) произносятся подобно звукам Ф (С ) и В (З ). Нижняя губа поднята к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха, а язык находится в положении звука С .

Логопед предлагает логопату произносить звук С при раздвинутых губах и обнаженных краях резцов (показ в зеркале). Возможна помощь логопеда - он придерживает нижнюю губу, обнажая резцы.

Затем звук С произносится в сочетании с гласными с помощью логопеда, затем - без.

3. Призубный сигматизм (парасигматизм) – при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затор и мешая проходу воздуха через зубную щель. Поэтому вместо звуков С и З слышатся Т и Д (суп - туп, зима - дима).



Рис. 6 Призубный сигматизм


2 приёма коррекции

Легким нажимом шпателя или кончиком зонда на передний край языка опустить его на нижние резцы. Даём спокойно выйти воздуху через зубную щель.

Логопат держит передний край языка между нижними и верхними резцами, широко его распластав. Вдыхает воздух, ощущает его струю на кончике языка, воспроизводит звук, похожий на шепелявое С .

Логопед слегка нажимает шпателем на распластанный передний край языка, постепенно отодвигая его за нижние резцы.

После верного изолированного произнесения звука С без помощи логопеда, С включается в слоги, идет дифференциация С ,З и Ц .

4. Шипящий сигматизм - кончик языка оттянут от нижних резов в глубь ротовой полости, спинка языка резко выгнута по направлению к твердому нёбу. Вместо свиста слышится смягченное Ш или Ж (собака - шябака, замок - жямок).

Логопат держит передний край языка между нижними и верхними резцами, широко его распластав. Вдыхает воздух, ощущает его струю на кончике языка, воспроизводит звук, похожий на шепелявое С .

Отучиваем логопата от привычки напрягать язык и оттягивать его в глубь рта - задерживаемся на стадии межзубного произношения С в слогах, словах, фразах.

После окончательного закрепления кончика языка в таком положении, переводим его за нижние резцы.

5. Боковой сигматизм (односторонний/двусторонний) - свистящие и шипящие произносятся:

а)кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов, пропуская выдыхаемый воздух по боковым краям языка («хлюпающий» звук);

б)кончик языка упирается в верхние альвеолы, пропуская воздух по бокам, как при звуке Л .

Приучаем логопата дуть с просунутым между губами широко распластанным передним краем языка - первоначальное упражнение.

Дутьё при межзубном положении переднего края языка.

Введение слоговых упражнений, слов, фраз со звуком С . Постепенное переведение языка за нижние резцы (по показу логопеда, с помощью механической помощи). Закрепление верного произношения в кинестетическом ощущении логопата, в его слуховом представлении.

6. Носовой сигматизм - свистящие и/или шипящие произносятся в неверном положении языка: корень поднимается и примыкает к мягкому нёбу, которое опускается и образует проход для выдыхаемого воздуха через нос (слышится звук, похожий на X с гнусавым оттенком).

С - Предварительная работа над формированием правильного выдоха воздушной струи через середину ротовой полости (Упр: «задувание свечи, спички», «подуть на бумажку») -проводятся при межгубном, затем при межзубном положении языка.

Достигнув временного шепелявого произношения С , логопату даются упражнения на этот звук в слогах, словах, фразах.

Переводим кончик языка за нижние резцы.

З - прием осязания вибрации гортани.

Проводить четкую (устную и письменную) дифференциацию звонкого З и глухого С .

7.Свистящий сигматизм – шипящие звуки произносятся как свистящие (шапка=сапка, жук=зук и т.п.). Язык находится в нижнем положении. Для исправления необходимы упражнения, направленные на выработку правильноговерхнего (у альвеол) в форме чашечки положения языка.



Постановка шипящих звуков.

· Логопед предлагает логопату произносить звук С , подводит шпатель или зонд под кончик языка, поднимает его за верхние альвеолы. С меняется на Ш , З - на Ж .

Профиль артикуляции [ Ш ]

Профиль артикуляции [ Ж ]

Рис. 10 Профиль артикуляции звука Ш

Рис. 11 Профиль артикуляции звука Ж

· Логопед приучает логопата удерживать язык в таком положении. Обеспечивает необходимое выдвижение губ - нажимает на углы его рта.

· Ш и Ж закрепляется в слогах, словах и фразах, контроль над положением губ и языка в зеркале.

· Выполнение устных и письменных упражнений на дифференциацию Ш и Ж , З и С .

· Постановка Ч - логопат произносить слог АТЬ , логопед подкладывает шпатель или зонд под передний край языка, поднимает его к альвеолам верхних резцов + нажатие пальцами на уголки рта, выдвижение их вперед. АТЬ - АЧ .

· Закрепление звука в кинестетическом и слуховом представлении, самостоятельное произнесение звуков в обратных и прямых слогах, словах, фразах.

· Устные и письменные упражнения на дифференциацию звука С , Ц , Ч .

· Постановка Ш - логопат произносит длительно смягченный Ш (ШЫНЬ) или слог АСЬ , логопед поднимает зондом или шпателя кончик языка к верхним альвеолам. ШЫНЬ-Ш .

Профиль артикуляции [ Щ ]

Профиль артикуляции [ Ч ]

Рис. 12 Профиль артикуляции звука Щ в норме

Рис. 13 Профиль артикуляции звука Ч в норме.Ч= Т ’+Ш ’

· Закрепление звука в прямых слогах в обратных, словах, фразах.

· Устные и письменные упражнения на дифференциацию звуков Щ , С , Ш .

Дифференциация звуков при сигматизме:

1) С-3

2) С-Ц

3) С-З-Ц

4) Ш-Ж

5) С-Ш

6) З-Ж

7) С-Ч

8) Ц-Ч

9) С-Щ



Ротацизм. Его исправление.

Ротацизм - недостатки произношения фонем Р и Р*, которые выражаются в искажениях этих фонем

Параротацизм - произношения фонем Р и Р*, которые выражаются в заменах их другими звуками.

Профиль артикуляции [ Р ]

Профиль артикуляции [ Р ’]

Рис. 14 Профиль артикуляции звука Р

Рис. 15 Профиль артикуляции звука Р’

1. Велярное Р - корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого неба и образует с ним щель; выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает мелкую беспорядочную вибрацию мягкого нёба; возникает шум, который примешиваясь к тону голоса, сообщает ему специфическое дефектное звучание.

2. Увулярное Р - вибрирует только язычок, при этом слышится отчётливый рокот.

3. Одноударное Р - передний край языка лишь 1 раз прикасается к альвеолам, вибрация отсутствует. Длительный рокочущий звук не удается.

Боковое Р - вместо вибрации переднего края языка взрывается смычка между его боковым краем и коренными зубами.

4. Щёчное Р - резкое искажение звука обусловлено тем, что струя выдыхаемого воздуха проходит через щель, образуемую между боковым краем языка и верхними коренными зубами, приводя в колебание щеку.

Параротацизм - замена звука Р звуками:

ü Р *

ü Л

ü Л *

ü Й ( i )

ü Г

ü Д

Параротацизмы

Рис. 20 . Р=Л

Рис. 21 . Р= j [ Й ]

Рис. 2 2 . Р=В

Рис. 2 3 . Р=Ы

Причины ротацизма:

1) короткая подъязычная связка

2) узкое и высокое нёбо

3) чрезмерно узкий или массивный, либо недостаточно пластичный язык



Исправление ротацизма.

Подготовительные упражнения

Упражнения, направленные на получение фрикативного Р (артикулируется как нормальный Р, но без вибрации), добившись правильного расположения языка.

Упражнения, направленные на выработку вибрации языка.

1. Предлагаем ребенку произнести протяжно фонему Ж (если он правильно произносит верхние Ш и Ж) при несколько открытом рте, без округления губ и переместить передний край языка немного вперед к дёснам верхних резцов. Закрепляем фрикативный Р в слогах, словах и фразах, не ожидаясь усвоения вибрации. Полученный звук должен произноситься с достаточным напором выдыхаемого воздуха (ясно слышен голос и шум воздуха) при минимальной щели между передним краем языка и дёснами.

2. Для выработки вибрации - быстрое повторение на одном выдохе звука Д, артикулируемого особым образом при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а с дёснами верхних резцов (или с альвеолами).

Сначала - 2,Зкратного равномерного повторения звука Д (дд, дд, дд, ддд, ддд, ддд). Затем из тех же повторений, но с усилением последнего звука (дД, дД, ддД, ддД). Далее из много кратного повторения звука Д, как равномерного (ддддддддд...), так и с ритмическим выделением: например, каждого 3-его звука серий (ддД ддД ддД ддД...).

Работает только язык при неподвижном положении челюсти. Затем присоединяем к раду звуков Д гласный в конце: ддддА, дддЫ.

3. Для выработки вибрации (приём №2) - во время длительного произнесения фрикативного Р, под язык подкладывают зонд с шариком на конце. Шарик приводят в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями зонда вправо-влево вызывается механическое колебание языка, попеременно смыкания и размыкания его переднего края с альвеолами, (вместо зонда - палец ребенка).

4. После достижения вибрации, добиваемся автоматизации усвоенной артикуляции и избавляемся от излишне раскатистого произношения Р с помощью упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых в постепенно убыстряющимся темпе.

5. После твёрдого Р, добиваемся появления Р*, если сначала появляется Р* - работаем над Р.

Ламбдацизм.

Его исправление.

Ламбдацизм - недостатки произношения звуков Л и Л*.

Ламбдацизм

Рис. 2 4 . Межзубный

Рис. 2 5 . Носовой

Параламбдацизм - разновидность дефекта, которая выражается в замене звуков Л и Л* какими-либо другими.

Обычно неверно произносится лишь твердый Л.

Параламбдацизмы

Рис. 2 6 . Л=В

Рис. 2 7 . Л=У

Рис. 2 8 . Л= j [Й]

Рис. 2 9 . Л=Ы

Разновидности недостатков произношения Л:

1. Удлинение смежных гласных (аампа - лампа, паака - палка, стоо - стол)

2. Произнесение Л в виде краткого гласного звука типа Ы (ыампа - лампа, паыка - палка, стоы - стол)

3. Замена Л фонемой Й (йампа - лампа, пайка - палка, стой -стол)

4. Замена Л фонемой Н (нампа, панка, стон)

5. Произнесение Л в виде заднеязычного носового звука НГ (нгампа, нгапа - лапа).

6. Произнесение в качестве Л звука В или краткого У , при этом язык оттянут в глубь рта, как при гласном У.

Основная причина - укороченная подъязычная уздечка.

Исправление ламбдацизма.

1. смотрясь в зеркало, свободно высунуть язык и зажать его между зубами.

2. не меняя положение языка протянуть А или Ы.

3. логопед формулирует инструкцию, показывает - при таком же положении органов должен получиться звук Л.

4. произнесение звука в слогах с гласным А: в закрытом слоге АЛ, между гласными - АЛА, в закрытом слоге- АЛ.

5. вводим слоги с гласными Ы, О, У

6. Л* ставится от Л с помощью слогов с гласными И, Е.

7. сопоставление слогов с Л и Л* (ла - ля, ло - лё)

8. в случае параламбдацизма проводим упражнения на выработку дифференциации нового звука и того, которым о заменялся.

Дефект нёбных звуков (К-К*, Г-Г*, Х-Х*, Й).

Их исправление.

I. Каппацизм - недостатки произношении звуков К и К*.

Профиль артикуляции [ К ]

Рис. 30 Профиль артикуляции звука К в норме

Виды:

А) вместо К слышится характерный негромкий гортанный щелчок,

Нормальная артикуляция гласных звуков
Губы свободно раздвинуты. Расстояние между верхними и нижними резцами - приблизительно с большой палец ребенка, поставленный ребром. Широкий язык плашмя лежит на дне рта, кончиком почти касаясь нижних зубов.
Артикуляция звука о . Зубы слегка округло выдвинуты вперед. Расстояние между резцами меньше, чем при а (ширина указательного пальца ребенка). Язык широкий, несколько оттянут назад, задняя часть его немного приподнята.
Артикуляция звука у . Губы значительно выдвинуты вперед, образуют небольшое овальное отверстие. Расстояние между зубами небольшое. Язык еще более, чем при о , оттянут назад, кончик его далеко отодвинут от нижних резцов, а задняя часть языка значительно поднята.
Артикуляция звука э . Губы слегка раскрыты и растянуты в стороны. Вертикальное расстояние между зубами несколько меньше, чем при а . Язык широкий, кончик языка касается нижних зубов, а средняя часть заметно выгнута вверх.
Артикуляция звука и . Губы раскрыты в форме легкой улыбки и прижаты к зубам. Расстояние между резцами маленькое. Широкий язык круто выгорблен к середине нёба, образуя с ним щель; кончик языка упирается в нижние резцы.
Артикуляция звука ы . Губы свободно раскрыты в соответствии с раскрытием рта. Расстояние между резцами почти такое же, как при и . Кончик языка значительно оттянут назад, а весь язык, особенно его задняя часть, поднят к нёбу (но не касается его). Мягкое нёбо при произношении всех гласных поднято.

Недостатки произношения гласных звуков.Гласные звуки, как более простые по артикуляции, усваиваются детьми сравнительно рано и легко. Недостатки произношения их редки. Звук и иногда произносится почти как э или е (эгла - игла, пела - пила); звук ы уподобляется звуку и . Дети на слух различают гласные и и э (е) на таком примерно речевом материале: петь - пить, бел - бил, пил - пел, села - сила, дитя - дети, тени - тина.
Для слуховой дифференцировки ы - и : был - бил, пил - пыль, Дима - дым, выл - вил, лыжи - лижи, мыло - мила, мышка - миска, пила - пыль.
Встречается неточное произношение губного гласного о . При правильной артикуляции звука о губы принимают овальную форму. При неточном произношении о губы несколько растянуты и форма рта близка к форме, характерной для артикуляции а .Для исправления указанного недостатка в произношении гласного о , произнесите вслух несколько раз звукосочетание ао и внимательно следите (с помощью зеркала) за артикуляцией губ. Некоторым будет полезно «протянуть» звук о: ооо , удерживая рот в овальном положении, чтобы зафиксировать правильную артикуляцию губ.

Коррекция гласных звуков.При постановке гласных звуков начинать работу нужно со звука –А–. Затем переходим к звукам –Э–О–У–И. Они легко произносятся по подражанию. Основная задача при их постановке – устранение назального оттенка, продвижение языка к нижним зубам. Вначале все звуки отрабатываются в отрывистом изолированном произнесении с постепенным увеличением числа повторений на одном выдохе, например.

При наличии функционального глоточного обтуратора возможна полная нормализация фонетической стороны речи еще до операции.

Остается заметить, что к началу постановки согласных звуков должны быть закончены занятия лечебной физкультурой по постановке диафрагмально-реберного дыхания. Иначе дети путают усиленный выдох с подачей направленной воздушной струи, что очень мешает им заниматься.

Послеоперационный этап. Постановка гласных звуков. Устранение избыточного носового резонанса

Послеоперационный этап длится очень недолго, всего две-три недели, но важность его велика. Именно на II этапе, после пластической операции, обеспечивается анатомо-физиологическая база нормальной речи. Главной целью логопедических занятий становится развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания. Только в первые недели после пластической операции может быть растянута нёбная занавеска и развита максимальная ее подвижность. Включение же только что сформированного нёба в фонацию значительно облегчает и убыстряет введение навыка ротового резонанса гласных в спонтанную речь. Происходит как бы «опознание» ребенком функции нёбной занавески, и новый орган обретает свое целевое предназначение.

К коррекционно-педагогической работе на этом этапе приступают после наложения функционального глоточного обтуратора или на 15-20-е сутки после операции. В этот период из-за длительного режима молчания и охранительного торможения речь больных ухудшается. Мягкое нёбо бывает отечным, практически неподвижным, чувствительность его отсутствует, а некоторые движения причиняют боль. Дети избегают артикуляции. Носовой оттенок речи усиливается, поэтому основной задачей становится растормаживание сформированной нёбной занавески и развитие ее подвижности или стимуляция плотного контакта стенок глотки с обтуратором.

Через полгода после пластики процесс рубцевания заканчивается, что необратимо уменьшает эффективность упражнений для активизации мягкого нёба. Поэтому в первые месяцы после пластики нёба логопедические занятия должны проводиться регулярно - 3 раза в неделю, а дома с ребенком должны ежедневно заниматься родители.

В логопедии звуки разделены по времени своего появления на звуки раннего и позднего онтогенеза. В норме гласные относятся к первой группе, и их нарушения наблюдаются довольно редко. Однако встречаются такие состояния, при которых артикуляция гласных фонем становится затруднительной.

Нормальная артикуляция гласных звуков

Для нормальной артикуляции гласных присущи общие признаки: мягкое нёбо находится наверху и прижато к задней стенке глотки. Как результат – проход в носовую полость оказывается закрытым, и воздушная струя направляется через рот. При этом голосовые складки находятся в напряженном состоянии, они сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
  1. Губы вытягиваются вперед трубочкой.
  2. Зубы верхнего и нижнего рядов не соприкасаются, они полностью закрыты губами.
  3. Корень язык отведен назад, вглубь ротовой полости. Спинка органа поднята высоко к нёбу.
  1. Губы чуть-чуть вытянуты вперед и принимают округлую форму, но меньше, чем в случае с фонемой У.
  2. Зубы прикрыты губами.
  3. Язык отведен назад: задняя часть его спинки поднимается комком к мягкому небу.
  1. Нижняя челюсть опущена, между резцами верхней и нижней челюсти сохраняется расстояние примерно в 2 пальца (1-1,5 см).
  2. Передние зубы немного видны.
  3. Язык широкий, плоский, находится у нижних зубов, кончик его касается нижних зубов, боковые края опущены к нижним жевательным зубам.
  1. Рот растянут так, что напоминает улыбку.
  2. Зубы слегка обнажены.
  3. Язык смещается вперед и вверх.
  1. Рот растянут в улыбке, но раскрытие шире, чем при проговаривании фонемы И.
  2. Зубы обнажены.
  3. До нижних резцов дотрагивается кончик языка, верхних коренных зубов касаются его боковые стороны, спинка приподнята, приближена к твердому нёбу.
  1. Губы свободно раскрыты.
  2. Есть зазор между резцами, который сколько шире, чем при проговаривании фонемы И.
  3. Кончик языка сильно отведен назад, а задняя часть органа поднята к нёбу, но не касается его.

Недостатки произношения гласных звуков

Среди недостатков произношения гласных звуков есть такие, которые характерны для всего гласного ряда или для нескольких звуков из него.

  • Назализация, когда носовой резонатор неправильно участвует в артикуляции: вход в носовую полость остается открытым. Считается грубым дефектом.
  • Расширенная артикуляция. Рот раскрывается более широко, чем требуется для правильного произношения. Из-за этого округление губ при выговаривании лабиализованных звуков становится меньше. Подъем языка при таком широком растворе снижается.
  • Суженная артикуляция. Механизм действия противоположен описанному выше. Считается грубым дефектом.
  • Передняя артикуляция. Характерна для О, У. Происходит из-за того, что язык мало отведен назад вглубь рта. При этом кончик его находится близко от нижних резцов, спинка стоит комком.
  • Повышение голоса. Грубый дефект произношения У, И.
  • Ы-образное произношение, когда гласный звучит близко к Ы. Характерно для А, О, Э, И.

Существуют ошибки в произношении, характерные для конкретных звуков.

  • И звучит похожим на ЛЬ. В речи это будет выглядеть так: вместо писать – пльсать, вместо кидает – кльдает.
  • При выговаривании фонемы Э язык выглядывает изо рта и ложится на нижнюю губу.

Чаще всего это происходит, когда ребенку слишком старательно показывают образец артикуляции.

  • Ы. Более сильное выдвижение нижней челюсти, чем это необходимо. Как следствие, положение челюстей становится похожим на прогенический прикус.

Как правило, появляется, когда преподаватель неверно показывает отличия Ы и И.

Методика постановки гласных звуков

Среди наиболее распространенных методик постановки гласных звуков выделяют методику Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной и методику К.А. Волковой.

Первая из них предусматривает:

  1. Длительно произносить гласный в составе слогов и изолированно.
  2. Отрабатывать гласный в слогах и изолированно отрывисто, кратко.
  3. Изменять громкость звука при его выговаривании.
  4. Проговаривать гласную фонему, делая на нее ударение, а также безударно в слогах и словах.
  5. Различение гласных в слогах.

К.А. Волкова предлагает выполнять следующие виды упражнений:

  1. Проговаривать звук изолированно.
  2. Произносить гласный при напряжении артикуляционных органов: позиции под ударением; и в начале слова; в начале слога.
  3. Отрабатывать под ударением и в безударной позиции.
  4. Проговаривать в начале слова, слога, в конце, между согласными, т.е. изменять позицию звука.
  5. Различать гласные в слогах и словах.

Артикуляционная гимнастика

Залог правильной артикуляции звуков, в том числе и гласных, состоит в достаточно развитой подвижности и переключаемости органов речевого аппарата, а также в развитом речевом дыхании. Работу органов речи можно улучшить благодаря артикуляционной гимнастике. Существуют различные упражнения для для губ, щек, нижней челюсти и языка. Задания хорошо давать в игровой форме, чтобы они вызывали у малыша интерес и желание их повторять.

Упражнение “Гаражик”. Представляем, что ротик – это гараж, в который въезжают машинки. Раз – раскрыть ротик широко и держать его в этом положении до 5 секунд, пока все машинки не заедут. Два – закрыть гараж. Язык спокойно лежит на дне рта. Повторить не менее 3 раз.

“Хомячок”. Логопед демонстрирует картинку хомячка, обращая внимание на то, как у него надуты щечки. Затем предлагает ребенку тоже надуть щечки. При выполнении задания рот должен быть закрыт. Через 5 секунд нужно выпустить воздух через губы.

Если у ребенка это упражнение не получается, то можно предложить ему просто подуть, сжав в этот момент губы пальцами, в результате чего воздух изнутри надует щеки. Повторить 3 раза.

“Щенок”. Логопед показывает картинку собачки (она скалит зубы) и мальчика (он улыбается). Педагог обращает внимание ребенка на то, как показывают зубки щенок и мальчик и предлагает так же показать свои зубки. Упражнение выполняется перед зеркалом 2-3 раза. Можно при этом читать несложные веселые стихи по теме картинки.

Несколько упражнений артикуляционной гимнастики можно объединять общим сюжетом. Например, предложить ребенку посадить в веселый поезд животных из разны упражнений. В первый вагончик посадим хомячка (дети надувают щечки), в следующий щенка (улыбаются) и т.д.

Также к эффективным упражнениям относятся «Иголочка», «Качели», «Заборчик», «Лошадка».

Индивидуальные занятия в трудных случаях

Логичнее отдавать предпочтение индивидуальным занятиям в трудных случаях, когда нарушено произношение гласных звуков (например, у слабослышащих и глухих детей или при ринолалии, дизартрии). Для этого в арсенале педагога имеются различные способы .

Например, для устранения Ы-образной артикуляции, кроме подражательных упражнений, хороший эффект дает механический способ, когда логопед нажимает шпателем на спинку языка. Этот же способ подходит и при сужении артикуляции гласных О, У.

Если у ребенка наблюдается переднее артикулирование звуков, механически это можно устранить следующим образом: шпателем прижать переднюю часть языка и отодвинуть назад.

Чтобы закрыть проход в носовую полость и устранить назальный оттенок, шпателем нужно слегка нажать на корень языка.

Звук А обычно ставится по подражанию, в игре. Например, ребенку дают куклу и предлагают показать, как ее укачивать: а-а-а.

Звук О хорошо ставится механически, отталкиваясь от А. Логопед просит ребенка произнести звук А, а сам тем временем сближает губы ребенка, придавая им округлую форму. Также можно использовать различные колечки или баранки.

Похожие действия совершает логопед при постановке У. Только теперь здесь нужно отталкиваться от поставленного О и еще сильнее сближать губы ребенка.

Звук Э. Ставится по подражанию, отталкиваясь от гласного А в сравнении.

При постановке Ы можно отталкиваться от артикулирования И. Используется шпатель, т.к. ротовая щель при произнесении фонемы И узкая. Логопед должен немного надавить шпателем на переднюю долю языка и чуть-чуть отодвинуть его вглубь рта. Нужно предложить ребенку сопоставить звучание звуков И-Ы в слогах. Например, Пи – Пы. Также необходимо контролировать положение нижней челюсти – она не должна выдвигаться вперед.

Заключение

Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте – одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Однако занятий только с логопедом для выработки прочных навыков звукопроизношения недостаточно. Необходимо постоянно закреплять пройденный материал в детском саду и дома.