Нил Столобе́нский. Нил столобенский

Нило — Столобенская пустынь. Селигер.

http://www.youtube.com/watch?v=kxXoJXRIi20

Преподобный Нил Столбенский

Преподобный Нил Столобенский родился в конце XV века в Новгородской области Деревской Пятины Жабенского погоста. Какое имя носил он в миру — неизвестно. О родителях преподобного известно только то, что они были крестьянами и людьми благочестивыми. Оставив родительский дом, преподобный удалился в Псковскую область в Крыпецкий монастырь, где и принял постриг с именем Нил в честь преподобного Нила Постника.

В 1515 году преподобный Нил, решившись на отшельническую жизнь, по благословению игумена оставил Крыпецкий монастырь и удалился в лесную пустыню близ реки Серемхи в Ржевском уезде. 13 лет подвизался преподобный в дремучем лесу в непрерывной брани с кознями дьявола. Облачаясь в страшных зверей, змеев и гадов, бесы устремлялись на святого с диким свистом и воплем. Святой же, как мечом, отражал демонские нападения крестным знамением и усердными молитвами.

Спустя несколько лет слух о богоугодной жизни преподобного распространился по окрестным селениям, и многие стали приходить к святому за молитвой и наставлением. Все приходившие получали от него, как от неоскудевающего источника премудрости и благочестия, великое утешение, и преподобного Нила превозносили похвалами за его дивные подвиги и милосердие. Тяжело было смиренному подвижнику от похвал людских. Он считал себя не утвердившимся в добре, а известность свою — опасной для души.

Сильно возжелал он безмолвия и начал днем и ночью молиться Богу и Пречистой Его Матери о том, чтобы наставили его на путь спасения.
Однажды во время отдыха после молитвы преподобный услышал голос: «Нил! Иди на озеро Селигер, там на острове Столобенском можешь спастись». Святой подвижник стал расспрашивать приходивших к нему людей об этом острове. Узнав, что остров этот находится в семи верстах от города Осташкова, что место это пустынно, и никто там не живет, преподобный в 1528 году оставил Серемхскую пустынь и с радостью отправился в путь. Придя на остров, преподобный Нил увидел, что место это весьма удобно для уединенного безмолвного жития, и поселился там.
Столобенский остров очень невелик. На нем рос вековой лес, где вызревало множество ягод. Преподобный Нил возлюбил это красивое место, окруженное со всех сторон водами Селигера. Святой подвижник выкопал в горе небольшую пещеру, в которой прожил зиму. С наступлением весны, он построил себе на той же горе небольшую келейку и часовню. В строгом уединении преподобный начал свои труды и подвиги, радуясь духом, вознося ум свой к небесному, помышляя всегда о часе смертном и о праведном воздаянии в будущей жизни. Отдыхал преподобный стоя, опершись на вбитые в стену «крюки». Пищу он добывал своими трудами: он возделывал землю мотыгой, сеял хлеб и сажал овощи. Но диавол и здесь не переставал вооружаться на святого и устрашал его всевозможными видениями. Так, однажды дьявол явился с целым полчищем бесов и окружил келию преподобного, когда тот совершал в ней свою молитву; оцепив келию веревками, диавол с неистовым криком грозил стащить ее в озеро, но святой молитвой отогнал бесовское полчище. За свои подвиги и терпение напастей преподобный Нил Столобенский приял дар прозревать тайные дела людей и согрешающих направлять на путь истины. Богобоязненные жители, занимавшиеся близ острова рыболовством, почитая святого, посылали ему для пропитания рыбу.

Преподобный подвизался на острове Столобенском 27 лет и еще до кончины своей вскопал в часовне себе могилу и поставил там гроб. Приходя туда всякий день, он плакал над гробом о грехах своих. Когда, наконец, святой почувствовал приближение смерти, то молил Господа удостоить его причастия Святых Тайн. По молитве святого, желание его исполнилось. На остров прибыл игумен Никольского монастыря Сергий и причастил подвижника Святых Тайн. После причастия преподобный Нил вошел в келию, сотворил обычные молитвы и, взяв кадильницу, окадил святые иконы и всю келию. Потом, опершись руками на деревянные крюки, на которых он обычно отдыхал от телесной усталости, преставился к Господу. Было это 7 декабря (20 декабря по новому стилю) 1554 года.

На месте подвигов преподобного Нила Столобенского в 1594 году, иеромонахом Германом был основан Богоявленский Нило-Столобенский монастырь, известный как Нилова пустынь. Обретение мощей преподобного Нила совершилось 27 мая (9 июня) 1667 года. В этот день было установлено ежегодное празднование. Ныне святые мощи преподобного Нила Столобенского почивают в Богоявленском соборе монастыря


Энциклопедия людей и идей: Нил Столобенский. Нило-Столобенская пустынь. Житие Нила Столобенского. Молива Нилу Столобенского http://www.abc-people.com/shop/neil_stolobensky.htm

Житие преподобного отца нашего
Нила Столобенского

Преподобный Нил Столобенский родился в конце 15 века в одном из сёл Новгородской области, Деревской пятины, Жабенского погоста. Кто были родители преподобного и какое имя они носили в мире, неизвестно. Известно только, что отец и мать его вели благочестивую жизнь и воспитали сына в страхе Божием.

Начало монашеской жизни преподобного Нила

С ранних лет отрок воспламенился любовью к Богу, и, оставив родительский дом, удалился в Псковскую область, в монастырь святого Иоанна Богослова, именуемый Крынецкий. Здесь он принял пострижение в монашество, и назван Нилом, во имя Нила Постника, подвижника Синайской горы. Приняв на себя ангельский образ, преподобный Нил начал проводить высокую подвижническую жизнь, удручая плоть свою строгим воздержанием. Сколько лет подвизался преподобный в обители, неизвестно. Оставив Крыпецкий монастырь, преподобный около 1515 года ушел в лесную пустыню и остановился в Ржевском узде, в дремучем лесу, близ реки Серемхи. Подвижник питался здесь лесными травами и желудями. Измождая плоть свою, он укреплял душу непрестанным богомыслием, постом, бдением и молитвою.

Видя высокую жизнь пустынника, исконный враг нашего спасения, диавол, восстал на него со всею злобою. Первоначально он старался устрашить святого и изгнать его из пустыни разными привидениями. Принимая на себя вид страшных зверей, змиев и гадов, бесы устремлялись на преподобного с диким свистом и воплем. Святой же, как мечем, отражал демонские нападения крестным знамением и усердными молитвами. Посрамленный твердостью пустынника, диавол внушил разбойникам замысел убить святого Нила. Но преподобный, принесши молитву Богу о помощи, бестрепетно вышел к ним навстречу с своею келейною иконою Пресвятой Богородицы,- и сила Небесной Заступницы превратила злодеев в боязливых и кротких людей.


Василий Нестеренко

Разбойникам показалось, что святого сопровождает целый полк вооруженных воинов; в ужасе они упали на землю к ногам преподобного Нила, и, открыв ему свое злое намерение, просили прощения в грехе. Кроткий и незлобивый подвижник сказал им:
— Не ваше это дело, чада, но общего вашего врага, диавола, ненавистника всего доброго в роде человеческом.

И преподав им наставление бросить злодейства, преподобный с миром отпустил разбойников. По прежнему он прилагал труды к трудам и подвиги к подвигам, воссылая и день и ночь благодарственные молитвы к Богу.

Прошло несколько лет ‚со времени поселения преподобного Нила в пустыни Серемхской. По окрестным селениям прошел слух об его богоугодной жизни, и многие из благочестивых жителей этих селений стали приходить к святому за молитвою и наставлениями. И все они получали от него; как от неоскудевающего источника премудрости и благочестия, великое утешение; — и преподобного Нила превозносили похвалами за его дивные подвиги и милосердие. Тяжело было смиренному подвижнику от похвал людских. Боясь потерять награду от Бога за свои труды, он сказал сам себе:
— Что мне делать? За грехи свои я несу подвиг пустыни. Сам Владыка мой Христос дал нам образ смирения, и не велел добрые дела творить напоказ людям, но совершать их в тайне, чтобы Отец Небесный, видя в тайне, воздал явно. Лучше мне отойти от места сего, ибо, принимая честь от людей, могу сделать тщетными труды свои и, изнурив свою плоть, боюсь лишиться награды.

И с того времени преподобный Нил начал днем и ночью молиться Богу и Пречистой Его Матери, взывая к Ней:
— Пресвятая Владычица, Мати Христа Бога нашего! Ты знаешь, что всю мою надежду по Боге я на Тебя возлагаю. Ты же Сама, как ведаешь, наставь меня на путь, которым я должен идти, чтобы спастись.
Матерь Божия исполнила его прошение: однажды преподобный на молитве немного задремал и вдруг слышит голос, говорящий ему:

— Нил! Выйди отсюда и иди на остров Столобное; на нем ты можешь спастись.
Преподобный исполнился радости, слыша небесный глас, благодаря Пречистую Богородицу, что не презрела моления его. С тех пор подвижник стал расспрашивать об этом острове своих посетителей. Ему сказали, что остров Столобное находится на озере Селигер, в 7 верстах от города Осташкова, что место то пустынно и никто не живёт на нём. Получив нужные сведения об острове, преподобный оставил Серемхскую пустынь, в которой подвизался 13 лет (с 1515 по 1528 год), и с радостью отправился в путь, возложив надежду на Бога, спасителя человеков.

Пришедши на остров Столобное, преподобный Нил обошел его, увидел, что он весьма удобен для уединенного, безмолвного жития, и поселился там. Остров этот очень невелик; на нем рос вековой лес, а в лесу вызревало множество всяких ягод. Преподобный возлюбило то красивое место, окруженное со всех сторон водами Селигера. На острове Столобном возвышается гора, тогда покрытая сосновым бором. Поднявшись на гору, преподобный молитвой благодарил Бога за то, что не презрел моление его, но привел на место сие.
— Се, Господи, покой мой, — говорил пустьнник,- се жилище мое во веки веков.

После слезных молитв, подвижник начал устраивать себе жилище. Он выкопал в горе небольшую пещеру, в которой находил кратковременный покой от трудов своих. В ней он прожил одну зиму; с наступлением весны, из леса, росшего на острове, построил себе на той же горе небольшую келейку и часовню. В строгом уединении преподобный начал свои труды и подвиги, радуясь духом, вознося ум свой к небесному, помышляя всегда о часе смертном и о праведном воздаянии в будущей жизни. Тело и душу он упражнял во всенощных стояниях и молитвах, беспрестанно поучался в законе Господнем в псалмах и песнях духовных, поя и воспевая в сердце своем Господа. Ибо на Него,- говорил святой,- уповала душа моя и Он был мне Помощником.

Пищу преподобный приобретал своими трудами: он возделывал землю мотыгой,сеял хлеб и сажал овощи, и таким образом ел хлеб, по слову Писания, в поте лица своего. Ненавистник добра – диавол, воздвиг брань на преподобного и здесь, на острове Столобном, как прежде в пустыни Серемхской. Однажды он явился подвижнику видимым образом и обратился к нему с такими словами:
-Выйди отсюда, монах! Зачем ты пришел на это место? Сам видишь, что место это пусто и ни к чему непригодно, а окрестные жители злы. Зачем ты хочешь трудиться здесь без пользы?
Преподобный же, оградив себя крестным знамением, произнес псалом: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его» , тогда Диавол исчез, как дым, и стал невидим.

В другой раз, когда Нил оканчивал в келье своей всенощное бдение, диавол пришел к нему в видении с целым полчищем бесов; они принесли с собой веревки и, окружив келью святого, как будто оцепили ее веревками и неистово кричали:
— Потащим келью и бросим ее в озеро!
Но блаженный не устрашился; он вознес пламенную молитву к Богу об избавлении от напасти и говорил:
— Внуши, Боже, молитву мою, и не презри моления моего. Господи, Защитниче мой! Обыдоша мя беси, яко пчелы сот и разгорешася яко огнь в тернии, и именем Господним противляхся им.

Услышав слова молитвы, сатана со всем воинством возопил:
— Не знаю что мне и делать теперь? Вот ты совершенно победил меня и все воинство моё. Но знай, что я не отступлю от тебя, пока не одолею и не смирю тебя!
Преподобный, с твердым упованием на Бога, дерзновенно ответил диаволу:
— Будь ты проклят, нечистый, и все дела твои. Слава же и честь и поклонение Единому Истинному Богу нашему, попирающему и повергающему тебя под ноги любящим Его. Знай ныне, окаянный и бесстыдный, что я и все уповающие на имя Господне не убоимся тебя и всех привидений твоих.

Так, при всех ухищрениях своих, дух злобы не мог отвлечь преподобного от любви Христовой, удалить его с пустынного острова и, побежденный крепким дерзновением к Богу, оставил святого.

Ненависть людей также осталась бессильной против подвижника, одинокого и безоружного, но сильного надеждой на Господа.
Так, в одно время, жившие против Столобного острова поселяне, завидуя святому, что он — дальний и чуждый пришлец — один владеет и пользуется островом, а они, соседние жители, не извлекают из него никаких выгод, пришли на остров рубить лес, чтобы потом сжечь его здесь же и распахать землю для посева. Преподобный умолял их:

— Оставьте мне бор по крайней мере на одной горе.
На этой горе была келья его. Но они не послушали подвижника. Возбуждаемые бесовским внушением и завистью, крестьяне хотели совсем прогнать преподобного с уединенного острова или предать его смерти. Они вырубили весь лес, оставив одну только сосну близ жилища преподобного. Затем зажгли срубленные деревья, надеясь, что огонь дойдет до кельи святого и она сгорит. Действительно, огонь разлился по острову, с шумом и треском сжигая срубленные деревья, угрожая сосне, стоявшей близ кельи преподобного, и самой келье, и её обитателю. Тогда святой Нил слезно молился к Богу об избавлении от напасти, воспевая псалом Давида:
— Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися. Да постыдятся и посрамятся ищущие душу мою: да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая.
И милосердный Господь не оставил Своего раба, уповающего на Него, но услышал молитву его вскоре и избавил от напасти. Когда огненное пламя, с яростью потреблявшее деревья, дошло до горы, где стояла келья святого, то вдруг, по мановению Божию, угасло, как бы залитое водой. Увидев скорую милость Божию, преподобный возрадовался духом и возблагодарил Господа, а его недоброжелатели со стыдом и страхом возвратились домой.

Но диавол чем более терпел поражений от святого, тем с большею яростью нападал на него. Он возбудил против святого разбойников. Пришли однажды на остров к преподобному разбойники, называемые «Кочененки» . Они думали, что у преподобного много сокровищ и хотели воспользоваться ими. Преподобный в то время трудился вне кельи. С угрозой они кричали пустыннику:
— Старик, сказывай где твое сокровище?
Святой, ничего не имея у себя, кроме ветхого рубища и одной келейной иконы Пресвятой Богородицы, которая уже раз спасла его от разбойников, сказал им:
— Чада! Все мое сокровище — в углу кельи.
Они бросились в келью святого; но как только посмотрели в передний угол, где стояла икона, внезапно ослепли, пораженные её чудным сиянием. Объятые страхом, они пали ниц на помост келейный и плакали. Преподобный вошел в келью и, увидев разбойников в таком положении, сказал им:
— За чем пришли, чада, то и собирайте.
Разбойники просили у святого прощения в своих согрешениях и открыли ему все бывшие у них злые помышления на него. Преподобный увещевал их удаляться от худых дел; они же с горькими слезами умоляли святого:
— Прости нас, отче, Бога ради прости, в чем мы согрешили пред Богом и пред тобою, и молись о нас.
Видя, что разбойники с сердечным сокрушением каются в своих грехах, преподобный сжалился над ними, встал на молитву и долго со слезами молился о них Богу. И Господь, милостиво поклоняющийся на молитвы рабов Своих, скоро даровал прощение покаявшимся разбойникам. После того они припали к ногам святого и воздали ему благодарение. Он отпустил их с миром, заповедав при этом никому не рассказывать о случившемся. Разбойники при жизни молчали, но по преставлении же его подробно рассказали о том.

Чудеса преподобного Нила

Очистившись от страстей пустынными подвигами и терпением, преподобный Нил удостоился особых даров Святого Духа, которые проявлялись в дивных знамениях и чудесах. Преподобный сподобился дара прозрения. Наиболее богобоязненные из селигерских рыболовов посещали пустынника, когда ловили на озере рыбу и приносили ему часть своего улова. Преподобный принимал от них рыбу с благодарением, как посланную Богом, и питался ею во славу Божию. Один раз, окончив свою ловлю на озере, рыболовы пристали к Столобному острову и одного товарища послали с рыбой к преподобному Нилу. Увидев его еще издалека,- святой закрыл оконце кельи и не отзывался на стук и зов посетителя. Рыболов возвратился к товарищам своим и рассказал о происшедшем. Товарищи спросили его:
— Не сделал ли ты, брат, какого греха, что святой отвернулся от тебя?
Он сознался и в плотском грехе. Тогда рыболовы послали с рыбой к преподобному другого товарища. Святой охотно
принял дар усердия и, благословив принесшего, отпустил его с миром. Придя к своим, он рассказал, как охотно принял дар от него пустынник, как благословил его. И рыболовы дивились дару прозрения, которым обладал преподобный Нил.

Много лет подвизался преподобный на указанном ему от Бога острове. На месте вырубленного и сожженного прежде селигерцами леса поднялся новый, — и вот опять нашелся дерзкий человек, который приехал ночью на остров и стал рубить вновь выросший лес на дрова.

Имя этого поселянина было Стефан, прозвание Шамъ. Он или забыл, что было прежде при порубке леса на острове, или не верил рассказам о знамениях благодати Божий, ограждавшей преподобного, и не считал его святым. И вот когда Стефан нарубил целый воз дров и хотел уже ехать, вдруг, как страшный гром, раздался голос, говоривший:
— Человече, перестань делать неприятности рабу Божию!
Крестьянин упал на землю и долго лежал как мертвый. Когда он очнулся, как-бы от крепкого сна, то опять пытался уехать с нарубленным лесом домой, но лошадь его не могла двинуться с места. Долго трудился Стефан, но все без успеха, и отсюда понял, что сила Божия не попускает ему съехать с острова с возом дров, ради молитв преподобного Нила. Поэтому, сложив с воза нарубленные дрова и обещаясь впредь никогда не рубить леса на Столобном острове, он отправился домой, но рассказал о чуде только после преставления святого. Преподобный Нил обладал также даром совета и разума духовного. Поселянин Федор Харитонов живший нерадиво, пришел к нему, оскверненный плотским грехом. Преподобный, хотя и допустил его к себе, но обличил в грехе и дал ему наставление и увещание вести чистую жизнь. Слушая со вниманием наставления святого, Феодор пришел в страх Божий, начал часто посещать преподобного для душеполезных наставлений, провел остальное время жизни в целомудрии и чистоте и скончался добрым христианином. Для простого народа, косневшего во тьме невежества, преподобный Нил был поистине светильником всесветлым. На уединенный Столобный остров, как прежде в пустыню Серемхскую, к подвижнику приходило множество народа, жаждавшего получить от него наставление, совет, утешение, или молитвенную помощь. Особенно почитали святого и часто бывали на острове Осташковские жители. Видя, какие чудеса творит Бог по молитвам угодника Своего — преподобного Нила, благочестивые Осташковцы с верою начали призывать угодника Божия на помощь и прибегать к его молитвам. Замечая на озере обуреваемых волнами пловцов, святой Нил своими молитвами укрощал ветры и избавлял плавающих от опасности потопления; и во всяких скорбях и напастях он был скорым помощником и утешителем для всех призывавших его имя в подкрепление молитв своих .


Геррит Доу

Старость и кончина преподобного Нила, Столобенского чудотворца

Проводя дни и ночи в молитве и помышлении о Боге, преподобный Нил не позволял себе и на краткое время ложиться на одр. Когда же доходил до крайнего изнеможения, то стоя на коленах, для отдыха он опирался руками на два больших деревянных крюка, вбитые в стене его кельи. Преподобный Нил живо содержал всегда смерть в памяти своей. Но чтобы еще более усилить память смертную, подвижник еще за много лет до кончины, выкопал в часовне могилу и, поставил в ней вытесанный своими руками гроб, приходил к нему каждый день плакать о грехах своих.

Среди неослабных подвигов поста, бдения и молитв, преподобный приблизился к исходу из сей временной жизни, и Господь даровал ему извещение об этом. Теперь подвижник усердно молил Бога, да сподобит его причаститься Святых Христовых Таин, и молитва его была услышана.
Вскоре после того, по устроению Божию, прибыл на остров Столобное, для посещения преподобного, настоятель Никольского Рожковского монастыря игумен Сергий, духовный отец подвижника, и принес с собою святые Дары. Увидев отца духовного, преподобный исполнился великой радости. По его просьбе, игумен Сергий исповедал его и приобщил святых Таин. После того, беседуя с Сергием, преподобный Нил исполнился пророческого вдохновения и сказал своему духовному отцу:
— Отче святой! По моем отшествии к Богу, на сем острове Бог воздвигнет храм в прославление Своего Имени и место
сие будет жилищем иноков.
Когда же игумен расставался с подвижником, то преподобный сказал ему:
— Отче святый! Приди опять, посети меня грешного, приди Господа ради, приди.

Игумен обещался опять посетить преподобного и отправился в свой монастырь. Оставшись один, преподобный Нил всю наступившую ночь провел в своей келье на молитве. По окончании её, почувствовав крайнее изнеможение, он опёрся подмышками на крюки и, в таком положении, предстоя пред Богом на молитве, уснул вечным сном. Кончина преподобного Нила последовала 7-го декабря 1554 года. На другой день игумен Сергий и братия пришли посетить подвижника и нашли его уже почившим. Лицо святого было светло, как у живого; вся келья наполнилась благоуханием. Опрятав честное тело преподобного и совершив надгробное пение, игумен Сергий с братией положили его во гроб, который сам угодник приготовил для себя в часовне. Всего преподобный прожил в пустыни 40 лет: у реки Серемхи 13 лет и 27 — на Столобном острове все это время он неисходно пребывал в пустыне: не выходил ни в город, ни в села, непрестанно молился Богу, Которого возлюбил от утробы матери своей и от Которого восприял за то блага, уготованные любящим Его.

Спустя немного лет по преставлении преподобного Нила, на Столобенский остров пришел иеромонах Герман, из братии близ лежащего Николаевского Рожковского монастыря. Много слыша о жизни и подвигах преподобного Нила, он питал к нему в душе великое благоговениие и любовь и желал, пополнив сведения о святом, написать его житие. Поэтому несколько раз он посещал Столобенский остров, как для мысленного общения с преподобным, так и для того, чтобы слышанное о нем поверить и пополнить на месте свидетельствами лиц, знавших преподобного. В то время пустынный остров стали посещать любители уединения, и некоторые проживали в келье преподобного Нила довольно долгое время.
Первым поселился здесь игумен одного из Новгородских монастырей Антоний, с которым Герман прожил вместе на острове три года; пустынники возобновили над могилой преподобного Нила часовню, а поверх могилы устроили гробницу и накрыли ее покровом. Прожив три года, Антоний и Герман оставили остров. В это время над мощами преподобного, время от времени, начали совершаться чудеса и знамения.

Приходящие ко гробу угодника Божия, с теплою верою, больные и немощные получали исцеление от своих недугов. Но те, которые не почитали почившего святого, не берегли места его подвигов, получали грозное вразумление. Проезжал раз озером в Осташков Иоанн Куров. Онъ завернул к острову Столобному, потом пошел в часовню на гроб преподобного Нила. Здесь Куров прельстился покровом, лежавшим на гробе святого, и думал присвоить его себе. Когда он начал поднимать покров, то увидел, что вместе с ним поднимается и гробница. Иоанн так испугался, что помешался умом, проболел полгода и исцелился только тогда, когда покаялся пред гробом чудотворца.

Один житель Осташкова хотел срубить большую сосну близ кельи преподобного Нила, но неведомой силой был откинут далеко от неё, вразумился и просил прощения у гроба святого. Другой, рубя это дерево, сломал три топора и также с раскаянием вернулся домой. И долго, после кончины преподобного Нила, на горе пустынного острова стояла эта сосна, видимая со всех сторон издалека, напоминавшая проезжавшим о месте подвигов пустынника.

Около 1590 года Герман снова пришел в пустыню преподобного, которая уже славилась чудесами. В то время здесь жиль странник Борис Холмогорец. При помощи многих боголюбивых окрестных жителей, Герман и Борис построили на Столобном острове первую деревянную церковь во имя Богоявления Господня с приделом во имя блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца.
Вскоре после устроения храма, написан лик преподобного Нила двумя иноками Вознесенского Оршина монастыря. Лик преподобного писан был по рассказам тех, кто знал его при жизни и хорошо его помнил.

Вслед за этим, через сорок лет по преставлении преподобного Нила, при содействии Божием, собрались на острове иноки, построили кельи, обнесли все строения оградой и начали здесь жить. Таким образом, устроился на Столобном острове, в честь и память преподобного Нила, общежительный монастырь. Обитель эта приняла название по имени преподобного Нила и называется с того времени и поныне Ниловой Пустынью. Первым настоятелем (строителем) монастыря поставлен был иеромонах Герман. После устроения обители на Столобенском острове, чудеса при гробе преподобного Нила не переставали совершаться. Упомянем два из них.


Франсуа Буше

В праздник Василя Блаженного (2 августа), когда в пустыни собирались богомольцы — миряне с женщинами и детьми два мальчика зашли в часовню, где гроб преподобного, и по неразумию начали играть, бросать один в другого рябиной. Внезапно загремел страшный гром, дети обмерли и упали на землю. Когда народ увидел мальчиков, лежавших без движения, стали служить угоднику молебен и призывать его на помощь. Дети пришли в себя и рассказали, что когда они бросали рябину, то увидели старца, который велел им перестать; они не послушали его и от страшного грома упали на землю. По усердной молитве родителей, дети возвратились домой здоровыми. Исайя Травков, слуга боярина Бельского, проезжая раз озером Селигер мимо Столобного острова, кощунственно говорил
пред своими спутниками:
— Хотя ты, Нил, и свят, а я все-таки проеду мимо.
Когда Исайя вернулся домой, он внезапно захворал каменной болезнью. Едучи в другой раз по озеру, Исайя почувствовал себя особенно плохо, еле дышал и говорил едущим с ним, что он умирает. Тут он вспомнил о своем кощунстве, понял, что наказан преподобным и просил привести его на остров Столобное. Как только вынесли Исайю на остров, ему стало лучше; он сам дошел до часовни, пред гробом угодника Божия покаялся в своем безумии и получил исцеление. После того преподобный Нил явился Исайе во сне и сказал:
— Почему ты не заезжаешь к Нилу и говоришь, что он не творит чудес? А это разве не чудеса?И потом по книге начал читать сказание о чудесах своих. После этого вразумленный Исайя почитал преподобного Нила великим чудотворцем. Однако, не смотря на многочисленные чудеса, более ста лет святые мощи преподобного Нила пролежали в земле. Они были обретены при таких обстоятельствах:

В августе 1665 года в Ниловой пустыни произошел пожар: церковь и все другие деревянные здания монастыря сгорели. Архиепископу Нектарию, управлявшему тогда Ниловым монастырем, пришла мысль построить в обители каменную церковь.

Он испросил на это разрешения у царя Алексия Михайловича; но до но до начала строительства не дожил (скончался 15 января 1668 г.). Строение каменной церкви пришлось начинать его преемнику по управлению монастырем, игумену Герману Второму. По грамоте патриаршего местоблюстителя, Новгородского митрополита Питирима в мае месяце 1667 года, приступили к работам. Разобрана была деревянная часовня, временно устроенная после пожара над гробницею преподобного Нила, и 24 мая начали копать рвы под фундамент нового храма по составленному заранее чертежу; на другой день ров довели до того места, где по чертежу линия его проходила в полутора аршинах от гробницы преподобного.

Копали в этом месте братия монастыря, под наблюдением игумена, чтобы не потревожить святые мощи; но 27 мая земля, закрывавшая их, сама собой внезапно осыпалась, и мощи преподобного обнаружились: гроб и тело истлели, а кости все оказались целы.

Обретение мощей святого Нила предуказано было монастырю некоторыми чудесными знамениями и явлениями самого преподобного. С 17 на 18 мая, в третьем часу ночи, иеромонах Ниловой Пустыни Леонтий и монастырские работники ловили рыбу на озере, в 6 верстах от монастыря и видели над ним столп огненный, который стоял от земли до неба и потом спустился на землю. За два дня до обретения мощей, на восходе солнца, когда братия начинали копать ров близ гробницы преподобного, работники монастыря, ловившие рыбу в 2 верстах от обители, видели над гробницею большую горящую свечу и подумали, что пред гробом чудотворца совершают молебен. В самый день обретения мощей явился преподобный Нил иеромонаху пустыни Александру, во время дневного отдыха его, повелевая ему воспрянуть от сна. В тот же день преподобный явился, лежа на одре, и самому игумену Герману, как бы живой и повелевая поднять себя с одра.

Игумен Герман с братьею монастыря, воздав благодарение Богу, с глубоким благоговением вынули святые мощи из земли, положили их в новый деревянный гроб и, накрыв их, поставили поверх земли. Потом отправили донесение об этом царю Алексею Михайловичу и митрополиту Питириму. В июне месяце от митрополита отправлена была в Нилову пустынь грамота, которою поручалось самому игумену с братиею совершить открытие святых мощей. При этом предписывалось, переложив святые мощи в новую раку, поставить их до окончания каменного соборного храма — в построенной на время деревянной Покровской церкви, а обретение святых мощей ежегодно праздновать 27 мая. Когда постройка каменного храма была окончена, святые мощи торжественно перенесли сначала в придел (в 1669 г.) святого Иоанна Богослова, а затем, в 1671 году, когда каменный храм был освящен, поставлены здесь на правой стороне, повыше правого клироса. Со времени открытия мощей, как и до него, при гробе преподобного Нила совершались многочисленные чудеса. Неиссякаемо изливаются они для всех истинно верующих и доныне.

Каждый год в день обретения мощей преподобного Нила, 27 мая, совершается особенное торжество в Столобенской пустыни:
обнесение святых мощей вокруг монастыря и крестный ход из города Осташкова. Крестный ход отправляется в Нилову пустынь по озеру Селигеру на особо устроенной барке, на которой помещаются хоругви и иконы с духовенством; барку эту сопровождает множество богомольцев на лодках.
«Жития Святых», Москва, Синодальная Типография 1908 год

Все слышали о святых, способных исцелять одним прикосновением, заглядывать в будущее, сражаться с нечистой силой. Думаете, подобные деяния — удел избранных, особо одаренных? А ведь когда-то большинство чудотворцев ничем не отличались от простых смертных. Это относится и к легендарному Нилу Столобенскому, основателю монастыря на острове Столобном недалеко от города Осташкова.

Житие Столобенского

О жизни Нила в миру известно не многое, даже нет сведений о дате его рождения и настоящем имени. Еще в юности он потерял родителей и, оставив дом и все земные помыслы, принял монашество в Иоанно-Богословском Крыпецком монастыре. Там получил свое новое имя — в честь знаменитого подвижника первых веков христианства Нила Синайского.

Благодаря праведности и послушанию молодой монах быстро снискал расположение настоятеля и монастырской братии. Однако радости ему это не принесло. Опасаясь, что похвала разбудит в нем гордыню, Нил стал просить игумена позволить служить Богу в одиночестве. В 1515 году преподобный покинул монастырь и в лесу, на берегу реки Серемхи, срубил себе небольшую келью. Вот тут, как ни странно, начались проблемы.

Как и полагается истинному подвижнику, отшельник питался только плодами земли и большую часть времени проводил в посте и молитве. Но столь откровенное служение Всевышнему не понравилось врагу рода человеческого. Да и кого искушать дьяволу, как не молодого монаха? Ведь он скорее, чем старец, поддастся бесовским наваждениям. По ночам к келье преподобного со всей округи стали сползаться змеи и прочие жуткие гады, но Нил изгонял их молитвой и крестным знамением.

Сатана не отступал. Он решил воздействовать на отшельника через людей — алчных и слабых духом. Однажды к преподобному явились разбойника. Что они надеялись украсть у нищего монаха — не ясно: не иначе как бес попутал. Сила молитвы к Пресвятой Богородице и на этот раз спасла Нила. Злодеям почудилось, будто преподобного окружает небесное воинство — ангелы с пламенными мечами. Разбойники в ужасе пали на колени, каясь в своих грехах и моля о прощении. И Нил, наказав впредь воздерживаться от дурных дел, отпустил их с миром.

Прошло несколько лет. Молва о святом отшельнике распространилась по окрестным селениями. К Нилу приходили люди — исповедаться, получить духовное наставление. Но монах, как и прежде, старался избегать общества, поскольку чувствовал, что любые мирские заботы отвлекают его от служения Богу.

И вот однажды Нил увидел во сне совершенно безлюдную землю: ни построек, ни угодий. А затем услышал голос, сообщавший, что это остров Столобный, который находится на озере Селигер: именно там следует искать спасение. Разумеется, он воспринял видение как знак Божий и вскоре перебрался на остров. Дни и ночи проводил в молитвах и посте, не позволяя себе даже прилечь. Но долгожданное уединение было нарушено: отшельнику начал являться дьявол, угрожая немыслимыми бедами. Запугать святого не удалось, и тогда лукавый задумал выжить его с острова.

Крестьяне, населявшие ближайшие деревни, были язычниками, поэтому Сатана легко внушил им, что нужно прогнать незваного гостя, который молится чужому богу. Они явились на остров и потребовали освободить его под пахотные земли (раньше почему-то ни у кого подобных идей не возникало). Преподобный просил оставить ему хотя бы гору, на которой он мог бы молиться. Но люди слышать ничего не желали и решили выкурить святого с острова. Вырубили лес, подожгли, надеясь, что сгорит и келья монаха, и стали наблюдать. Каково же было их изумление, когда бушующее пламя, дойдя до жилища отшельника, вмиг погасло. Перепуганные захватчики тут же бежали с острова.

Через некоторое время к Нилу пожаловали разбойники. Дьявол нашептал им, будто монах прячет в своей келье несметные богатства. Они потребовали отдать сокровища. «Чада! — кротко ответил Нил. — Единственное мое сокровище находится в углу кельи». Повторять дважды не пришлось: разбойники ворвались в келью, а там в переднем углу — икона Пресвятой Богородицы, от которой исходило необычайно яркое сияние. Лишь взглянув на икону, бедняги ослепли. Прося пощады, они пали на землю. Увидев их искреннее раскаяние, святой принялся молить Господа простить несчастных. И они прозрели! Покидали остров уже совершенно другие люди — исцеленные и физически, и духовно.

Смерть Нила Столобенского

В конце концов дьявол отчаялся испытывать преподобного, и монах смог полностью посвятить себя служению Богу. Благодаря своей стойкости и невероятной силе духа Нил обрел чудесные способности. Научился предвидеть, исцелять, глядя в глаза человеку, понимал, что у того на сердце, какие беды и грехи терзают душу. Силой молитвы святой укрощал волны на Селигере, и рыбаки, попавшие в шторм, благополучно возвращались домой. Однажды Господь сообщил монаху, что близок его смертный час. И тогда преподобный попросил Бога дать ему возможность перед смертью приобщиться Святых Тайн. На остров прибыл духовный отец Нила — игумен Николо-Рожковского монастыря отец Сергий. Нил исповедался, причастился и сказал, что ему было видение: на этом острове построят храм и монастырь во славу Божию.

Наутро Нил скончался. Но чудеса, всю жизнь сопровождавшие отшельника, продолжались и после его смерти. У могилы Нила Столобенского исцелялись больные, слабые верой обретали силу духа. Но не был милостив дух праведника к нечестивцам. Так, в 1568 году некий Иван Куров зашел в гробницу Нила, как говорится, полюбопытствовать. На гробнице был богатый покров, который господин Куров захотел «позаимствовать». Стоило ему лишь потянуть за край, как оказалось, что он тащит на себя всю каменную гробницу. Перепугавшись не на шутку, Иван выбежал из часовни. В тот же день, не в силах объяснить увиденное, он лишился рассудка. Только через полгода, когда Куров вернулся к гробнице и принес покаяние, его разум прояснился.

А монастырь и храм на острове Столобном действительно воздвигли. Сначала деревянную церковь, потом — каменный собор, куда решили перенести останки преподобного Нила. До сих пор мощи святого обладают силой исцелять больных и немощных, а предавшихся пороку — наставлять на путь истинный.

Молитва Нилу Столобенскому чудотворцу

О великий угодниче, преславный чудотворче, собраннаго зде о тебе стада Христова бодрый пастырю, и обители сея Богом данный начальниче, Ниле всеблаженне! Душею на Небеси престолу Божию предстояй и Троичны славы наслаждаяйся, телом же на земли в божественнем храме сем почивайяй и от него данною ти свыше благодатию различная источаяй чудеса, призри милостивым оком на предстоящия честней твоей раце люди, и просящия сильныя твоей помощи. Се бо мы в безмерных согрешении их осквернившиися, и в тине страстей присно валяющиися, праведный гнев Божий на себе наведохом, и всякия милости недостойны сотворихомся: темже и не смеюще возвести очес наших к высоте Небесней, ниже вознести молебный глас, сердцем сокрушенным и духом смиренным тебе в ходатайство и пособие призываем. Ты убо, яко стяжавый дерзновение, воздвигни горе преподобныя твоя руце, якоже иногда чудный оный Моисей Боговидец Амалика повеждаяй, и простри ко Господу Творцу всех и Богу теплую свою молитву о народе нашем, и спроси непреоборимую на невидимыя и видимыя враги поведу, здравие нерушимое, лет долготу, мир во днех их, Церкви благостояние, воздуха благорастворение, земли плодоносие. Избави же всех верою несумненною к Богу приходящих и многоцелебныя мощи твоя благоговейно почитающих, от всяких бед душевных и телесных, от всех томлений и прилогов диавольских. Буди печальным утешитель, недугующим врач, напаствуемым помощник, нагоим покровитель, вдовицам заступник, сирым защитник, младенцем питатель, старым укрепитель, странствующим путевождь, плавающим кормчий, и исходатайствуй всем крепкия помощи твоея усердне требующим вся яже ко спасению полезная. Яко да твоими молитвами наставляеми, путь на земли маловременнаго жития нашего безбедне совершим, улучим же на Небеси нескончаемый покой, и прославим купно с тобою всех благих Дателя Единаго в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4:

Яко светильник всесветел, /
явился еси во острове Селигера озера, /
преподобне отче Ниле, /
ты бо, крест Христов от юности своея на рамо взем, /
усердно Тому последовал еси, /
чистотою Богови привлижився, /
отонудуже и чудес дарованием обогатился еси. /
Тем и мы, притекающе к раце мощей твоих, умильно глаголем: /
отче преподобне, /
моли Христа Бога //
спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:

Отечества, преподобне, удалився, /
в пустыню вселился еси, /
и, на остров Селигера озера возшед, /
жестоко житие показал еси, /
и, многих добродетельми удивив, /
дарования чудес от Христа приял еси. /
Поминай нас, чтущих память твою, /
да зовем ти: //
радуйся, Ниле, отче наш.

В 2015 году здесь отметили 530 лет со дня рождения основателя нынешнего монастыря – преподобного Нила. И 510 лет с того дня, как он стал монахом.

Будущий святой родился в Новгородской земле. С детских лет родители воспитывали сына в страхе Божием и привили ему любовь к молитве и чтению душеполезных книг. После их кончины он принял монашеский постриг в обители прп. Саввы Крыпецкого с именем Нил, в честь святого Нила Синайского. В монастыре Нил проявил себя как усердный монах, смиренный, кроткий и незлобивый. За десять лет, проведенных в обители, он добился немалых духовных дарований, однако, чтобы избежать мирской славы, по благословению настоятеля покинул Крыпецкий монастырь и отправился на поиски пустынного места для уединенной молитвы. Пройдя много необитаемых мест, он нашел, наконец, одно около реки Серемхи в Ржевской земле. Построил в лесу келью и стал подвизаться в непрестанной молитве и воздержании.

В 2015 году исполнилось 530 лет со дня рождения преподобного Нила.

Однажды пришли к нему разбойники, надеясь найти сокровища. Святой помолился, взял в руки единственное свое сокровище – икону Божией Матери – и вышел навстречу банде. Грабители испугались, им показалось, что с Нилом идет много вооруженных людей, и стали просить прощения. Нил с любовью отпустил их.

На Селигере

Прошло тринадцать лет. Имя лесного отшельника стало известно во многих селениях, и люди начали приходить к нему. Мирская слава огорчала подвижника, ночами он молил со слезами Божию Матерь о возможности уединенных подвигов. И однажды услышал повеление идти на остров Столобный, что на Селигере.

В 1528 году Нил переселился на этот пустынный остров. Первую зиму прожил в пещере, потом построил деревянную келью и часовню. По бесовскому наущению окрестные селяне вырубили на острове лес и подожгли его в надежде, что сгорит и келья преподобного. Но по его молитве бушевавший огонь, приблизившись к келье, погас. На этом испытания не закончились. Опять к Нилу пожаловали разбойники: «Отдавай нам свои сокровища!» «Мое сокровище в углу кельи», – смиренно ответил старец, указывая на икону Богородицы. Разбойники бросились туда и ослепли. Поняв свою неправоту, раскаялись, и по молитве св. Нила прозрели.

До революции над ракой с мощами прп. Нила в Богоявленском соборе находилась чудотворная икона Божией Матери – Селигерская-Владимирская. Именно перед ней молился прп. Нил, и ее хотели забрать разбойники, упоминаемые в житии святого.
После революции монастырь был полностью разграблен, не осталось ни одного крестика, икона также считалась утраченной.
Но, как сообщили редакции «Православного паломника» в Ниловой пустыни, 20 декабря 2013 года эта икона впервые была выставлена во время праздничной службы прп. Нилу Столобенскому. Оказывается, все эти годы она находилась в Воскресенской (Знаменской) церкви г. Осташкова.
При изучении архива почившего наместника, архимандрита Вассиана, были найдены записи 20–30-х годов XX столетия, где он описал события, связанные с изъятием церковных ценностей, и указал местоположение этой святыни.
В настоящее время для иконы готовится специальный киот, как только он будет изготовлен, чудотворный образ поместят рядом с мощами прп. Нила. Пока же икону выносят во время Богослужения из алтаря для поклонения верующим.

На острове Столобный преподобный прожил 27 лет. Особым его подвигом было то, что он никогда не позволял себе ложиться, в случае крайней усталости лишь опирался на деревянные крюки, вбитые в стену, и в таком положении немного отдыхал.

Святой удостоился от Господа духовных даров – прозрения и рассуждения.

По молитвам прп. Нила люди получали помощь от Бога, многие исправляли свою жизнь. Даже волны на Селигере укрощались, а рыбаки, застигнутые бурей, спасались от смерти.

За несколько лет до кончины Нил выкопал себе могилу в часовне, поставил в ней гроб и каждый день приходил сюда оплакивать грехи. Ему был открыт день смерти – 7 декабря 1554 года. Незадолго до этого Нила посетил духовник – отец Сергий, игумен Раковского Николаевского монастыря, который причастил свое духовное чадо. Перед кончиной прп. Нил окадил келью ладаном и, опершись на деревянные крюки, мирно отошел к Господу. Когда пришли монахи соседней обители, они почувствовали в келье благоухание и увидели, что лик умершего сияет необыкновенным светом.

Обитель

Нил Столобенский предсказывал появление на месте своих подвигов монастыря. Так и случилось. После его кончины на остров приходили иноки из разных обителей, совершавшие паломничество по святым местам. Какое-то время они жили в келье святого. Около 1590 года поселился на острове и монах Герман. Здесь он застал странника Бориса Холмогорца. Вдвоем они построили деревянный храм в честь Богоявления, и очень скоро здесь возникла обитель с общежительным уставом, получившая название Нилова пустынь. Иеромонах Герман стал ее первым настоятелем.

Монастырь имел большое значение для развития всего края, на протяжении всей своей истории это был культурно-просветительский центр Верхневолжья. В описи обители за 1614 год среди прочего имущества значилось 32 книги, почти все рукописные. Постепенно в монастыре сформировалась богатейшая библиотека – первая в этом крае.

В 1665 году в монастыре случился пожар, все деревянные строения вместе с храмом сгорели. Для совершения богослужений была построена временная деревянная церковь, а 27 мая 1667 года над гробницей прп. Нила заложили новый каменный храм, когда копали ров, земля осыпалась, показался гроб – так были обретены нетленные мощи св. Нила. С тех пор это событие празднуется каждый год. С 17 мая 1756 года святые мощи стали ежегодно обносить вокруг монастыря, а позднее начали устраивать крестный ход из города Осташкова, куда на празднование приезжали до 90 тысяч человек.

Ныне мощи прп. Нила почивают в Богоявленском соборе обители. Сохранилось описание многочисленных исцелений, совершившихся у гробницы преподобного.

До своего закрытия в 20-х годах прошлого века Нилова пустынь была одним из самых посещаемых монастырей России. Обитель имела подворья в Осташкове, Москве, Новгороде и даже Бурятии.

После революции

Уже в 1919 году мощи прп. Нила вынесли из монастыря и выставили как музейный экспонат для антирелигиозной пропаганды. Начались аресты монахов. Их судили, пытали, высылали, расстреливали. За время советской власти на территории обители размещались и трудовая коммуна, и колония малолетних преступников, одному из которых, жестоко избитому, явился сам прп. Нил, чтобы утешить.

Во время Великой Отечественной войны на острове размещался госпиталь. Как-то в монастырь приехал один из ветеранов Великой Отечественной и рассказал, что, когда он лежал в госпитале, его исцелил прп. Нил. Сильнейшее ранение в брюшную полость не давало врачам надежды на то, что больной выживет. А ему очень хотелось жить, и солдат стал молиться. К нему пришел монах, поводил рукой по животу, погладил его, ничего не сказал и ушел. Все сочли это за бред больного, но он выздоровел!

В 60-е годы государство взяло комплекс монастыря под охрану как памятник архитектуры. С 1971-го обитель перешла в ведение Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС, здесь открылась турбаза «Рассвет».

К концу 80-х монастырь стоял брошенный – здания использовать было уже невозможно. От храмов и других построек остались голые стены с пустыми глазницами окон и груды кирпича.

Церковная утварь, покровы, ризы священнослужителей — все это собиралось музеем по крупицам

Что могут 20 человек, или «Это не наше»

Как только безбожные времена стали уходить, в разные инстанции посыпались требования вернуть Нилову пустынь Православной Церкви и возродить монастырь. Такую же задачу поставил перед собой внештатный экологический отдел, созданный при редакции местной газеты «Заря коммунизма» (с 1990 года – «Селигер»). Он объединил двадцать энтузиастов защиты культурного и природного наследия края – представителей интеллигенции и рабочих местных предприятий. Ниловой пустынью к тому времени завладел «Мострансгаз». Активисты начали с писем в различные инстанции – центральные газеты, Московскую Патриархию. Были привлечены депутаты Верховного Совета страны, которые направили запросы в соответствующие органы. По просьбе экологов в защиту Ниловой пустыни выступил в центральной прессе известный писатель Владимир Солоухин. Поддержал инициативу и народный депутат, священник Алексей Злобин. Несколько членов экологического отдела были выдвинуты в депутаты местного Совета. Оказал содействие и тогдашний глава «Газпрома» Виктор Черномырдин. Посетив Нилову пустынь, он сказал: «Это не наше». И тогда «Мострансгазу» было выделено несколько гектаров земли под базу отдыха на противоположной стороне озера.

Экологи на этом не успокоились, они продолжили борьбу за сохранение прилегающих к Ниловой пустыни ландшафтов. И это им тоже удалось.

В блокнот паломнику:

Нило-Столобенская пустынь

Адрес:172757, Россия, Тверская обл., Осташковский р-н, п/о Светлица

Тел. (8-48235) 5-08-04 – канцелярия

Тел. +7-909-267-24-73 – монастырская гостиница

E-mail: [email protected]

Сайт: http://nilostolobenskaja-pustyn.ru/

Как добраться: Поездом с Ленинградского вокзала Москвы до Осташкова. Далее автобусом по маршруту «Город Осташков (автовокзал) – деревня Светлица (Нило-Столобенская пустынь)»

Галина Дигтяренко,

фото Михаила Игнатьева и Олега Серебрянского

П реподобный Нил Столобенский (XV-XVI вв.) родился в Новгородской земле, в Жабенском погосте Деревской пятины. Иноческий путь святой подвижник начал в 1505 году в обители преподобного Саввы Крыпецкого (+1495; память 28 августа) близ Пскова. Постническим подвигом и послушанием он снискал благоговейное отношение братии. Но, чтобы не принять почтение от подобных себе человек, преподобный Нил пожелал уйти в уединение. Получив благословение игумена, он нашел безлюдное место близ реки Черемхи Ржевского уезда. Там преподобный Нил прожил 13 лет, питаясь травами и желудями. Все время он проводил в непрестанной молитве. Пришедшие к нему однажды со злым умыслом разбойники были устрашены видением множества воинов позади святого, вышедшего к ним навстречу с Владимирской иконой Божией Матери. Слава о подвижнике постепенно распространилась в окрестных селениях. Он стал усердно молить Пресвятую Богородицу указать ему иное место для пустынных подвигов.

Однажды в полусне он услышал голос, повелевавший ему идти на остров Столобное, что на озере Селигере, недалеко от г. Осташкова. Преподобный нашел указанное место, выкопал себе пещеру, а затем срубил келлию, в которой и подвизался 27 лет, пребывая в борениях с нечистой силой. Здесь он усилил подвиги поста и молитвы. Святой никогда не ложился для сна, но отдыхал, оперевшись на деревянные крюки, вбитые в стену.

На Столобном острове, по молитвам преподобного Нила, вновь совершилось чудо от иконы Богоматери, находившейся в его келлии и являвшейся для святого главным сокровищем. Разбойники, напавшие на него, были ослеплены исходившим от образа сиянием. И только после чистосердечного раскаяния и молитвенного предстательства чудотворца они вновь обрели зрение.

Неутомимый воитель с миром страстей, преподобный Нил был очень чуток к красоте Божьего мира. Житие повествует, что, придя на остров Столобное, покрытый сосновым бором и «всяким лесом и ягодичием», святой нашел его «велми красным» и возрадовался «о обретении таковаго места и возлюби е зело». Неслучайно многие чудеса, совершенные преподобным Нилом как при жизни, так и по преставлении, связаны с «прещением» лиходеям из дровосеков, покушавшимся на заповедный лес. Многие годы резной образ подвижника стоял святым стражем истока великой русской реки Волги в деревянной часовне на краю деревни Волговерховье.

Незадолго до преставления преподобный Нил вырыл в устроенной им часовне могилу, «и гроб истеса, и в землю постави, и прихождаше и плакате над ним умильно». Промыслом Божиим и по молитвам Преподобного перед его блаженной кончиной к нему прибыл игумен близлежащего Николо-Рожковского монастыря Сергий со Святыми Дарами. Ему преподобный Нил предсказал, что на острове будет устроена обитель. По преставлении преподобного Нила (+7 декабря 1554) его святые мощи были положены в гробницу игуменом одного из новгородских монастырей Антонием и иноком Николо-Рожковского монастыря Германом. Последний совместно со странником Борисом Холмогорцем воздвиг над ними церковь Богоявления с приделом во имя святого Василия Блаженного и положил начало обители, украсившейся впоследствии многими храмами и гранитными набережными.

Почитание преподобного Нила постепенно распространилось за пределы Селигерского края по всей России. В 1845 году пустынь его имени была основана даже в Саянских горах, в долине реки Ихе-Угун.

27 мая 1667 года мощи преподобного Нила были обретены нетленными. После революции мощи угодника почивали в церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» в городе Осташкове. 9 мая 1995 год они были перенесены в Богоявленский собор Ниловой пустыни.

Будущий подвижник родился во второй половине XV века в одном из селений Новгородской земли. Кем были его родители – неизвестно. В житии святого упоминается об их благочестии – только такие родители смогли бы воспитать сына в страхе Божием и в любви к молитве. Поэтому, когда в 1505 году мать с отцом умерли и настало время выбирать жизненный путь, сомнений не было. Юноша отправился в псковский Савво-Крыпецкий мужской монастырь и принял там монашеский постриг с именем в честь преподобного Нила Синайского. В этой обители монах Нил подвизался около десяти лет. О первых годах монашеской жизни житие святого повествует так: «После принятия иночества святой Нил мужественно вооружился против внутренних страстей диавола. С усердием исполняя все возложенные на него послушания, он беспрекословно повиновался игумену. Во всех поступках преподобный Нил проявлял смирение, кротость и незлобие. Укротив страсти, смирив плоть постом и бдением и омыв душу слезами, он сделался избранным сосудом Святого Духа».

В 1515 году, «чтобы избежать мирской славы», преподобный по благословению настоятеля покидает монастырь и отправляется на поиски места для пустынножительства.

Нелегкий путь пришлось пройти святому, пока он не остановился в пустынном лесистом месте в Ржевской земле близ реки Серемхи. Здесь преподобный выстроил себе келью и «предался подвигам непрестанной молитвы и воздержания». Питался святой лишь теми дарами, которыми был богат лес.

«Бесы, чтобы устрашить святого и прогнать его из пустыни, являлись ему в виде свирепых зверей и гадов. Они с пронзительным свистом и шипением устремлялись на него, но святой подвижник отгонял их молитвой и крестным знамением. Не имея возможности изгнать преподобного из пустыни, бесы научали злых людей причинять ему вред».

Несмотря на сокрытость кельи монаха от посторонних глаз, через некоторое время весть о его безмолвном подвиге достигла людей. Первыми пришли разбойники – в надежде найти какие-либо сокровища. «Узнав об их приходе, преподобный Нил сотворил молитву и вышел навстречу с иконой Божией Матери в руках. Разбойникам показалось, что с преподобным идет множество вооруженных людей. Они испугались и стали просить у святого прощения. Святой Нил с любовью принял их покаяние и отпустил с миром».

Вскоре уже в поисках других – духовных – сокровищ к подвижнику стали стекаться жители окрестных селений. «Многие стали приходить к нему за благословением, наставлениями и советами. Подвижническая жизнь святого отшельника вызвала мирскую хвалу, и это крайне огорчало смиренного инока. В ночных молитвах он со слезами просил Пресвятую Богородицу наставить его на путь уединенных подвигов».

Тринадцать лет подвизался святой на берегу реки Серемхи.

«Здесь покой мой»

Однажды, после долгой молитвы, Нил в полусне услышал голос, повелевавший ему:

– Нил! Выйди отсюда и иди на остров Столобенский; там ты можешь спастись.

Ощутив несомненную близость Господа, монах исполнился великой радости и стал готовиться к новому подвигу. В 1528 году он впервые ступил на землю Столобенского острова на озере Селигер, где ему предстояло прожить до конца дней. Преподобный был поражен красотой и гармонией местности. Обойдя весь остров, он выбрал место для своей кельи в небольшой горе. Со словами «Здесь покой мой, здесь вселюсь во век века» он возблагодарил Бога и выкопал пещеру, в которой и прожил всю зиму. На второй год жизни на острове святой построил небольшую деревянную келью и часовню.

Святитель Димитрий Ростовский повествует: «Нил проводил на острове жизнь в великих подвигах и молитвах, в посте и трудах; пищею ему служили злаки и ягоды, росшие на острове, а также овощи и плоды от земли, которую он возделывал своими руками. Но диавол и здесь не переставал вооружаться на святого и устрашал его всевозможными видениями. Так, однажды диавол явился с целым полчищем бесов и окружил келию преподобного, когда тот совершал в ней молитву свою; оцепив келию веревками, диавол с неистовым криком грозил стащить ее в озеро, но святой молитвою своею отогнал бесовское полчище».

Враг рода человеческого обрушивался на святого и через людей. Так, он научил и окрестных поселян вредить подвижнику. Никому ранее не нужный остров вдруг стал необходим жителям соседних с ним селений, и они решили вырубить на нем лес и распахать пашню. Срубленный же лес подожгли, надеясь, что вместе с ним сгорит и келия святого. «Видя сие, святой стал на молитву и со многими слезами молился об избавлении от напасти. Милосердый Господь не оставил моление раба Своего, уповающего на Него, и сохранил его по благодати Своей: пламень внезапно погас, как только дошел до горы. Преподобный же, увидев скорую милость Божию, возрадовался духом, а враги его со стыдом возвратились домой».

Еще об одном удивительном случае рассказывает святитель Димитрий Ростовский:

«Однажды, когда преподобный находился на работе вне келии, разбойники напали на святого и с угрозою требовали от него, чтобы он отдал им свое сокровище; святой же сказал им:

– Всё мое сокровище – в углу келии; войдите туда и возьмите его.

В углу же том была икона Богородицы с Предвечным Младенцем. Разбойники вошли в келию и внезапно ослепли; тогда они со слезами стали умолять святого о прощении; преподобный помолился Богу, и разбойники прозрели. После сего святой обратился к ним с наставлением о душевном спасении и повелел им никому не передавать о случившемся с ними; они тогда умолчали, но после кончины святого Нила рассказали обо всем».

Сколько всего козней и напастей пришлось претерпеть преподобному, ведомо одному лишь Господу. Нам же дано зреть плоды святости подвижника – дар проникать в тайные дела людей и согрешающих направлять на путь истины. По молитвам святого укрощались волны на Селигере и застигнутые бурей рыбаки спасались от смерти.

«Богобоязненные жители, занимавшиеся близ острова рыболовством, почитая святого, посылали ему на пропитание рыбу от своего улова. Однажды они послали к нему с рыбою одного из своих товарищей. Святой, провидя духом своим, что рыбарь осквернил себя прелюбодеянием, закрыл пред ним оконце келии и не принял от него рыбу. Рыбарь, возвратясь к товарищам, поведал им о случившемся. Они послали другого к преподобному с рыбою, и преподобный с радостью принял от него рыбу и, благословив, отпустил.

В другое время один человек хотел было на острове нарубить лесу для постройки дома, но вдруг загремел страшный гром и послышался голос, воспрещавший рубить лес. Однако тот не убоялся сего и стал нагружать деревьями воз, но лошадь не могла сдвинуть его с места. Увидя сие чудо, человек тот со страхом ушел, обещаясь никогда более не делать того».

Двадцать семь лет подвизался преподобный на Столобенском острове. Святому было открыто время его кончины. За несколько лет до своего преставления ко Господу он выкопал в часовне могилу и поставил в ней гроб. Приходя туда на всякий день, он плакал над тем гробом, говоря себе:

– Се покой мой, се жилище мое!

Когда время кончины приблизилось, преподобный стал молить Бога быть удостоенным принятия Святых Таин. Тогда на остров прибыл игумен Никольского монастыря Сергий и причастил монаха Нила. Беседуя с игуменом, Нил исполнился пророческого вдохновения и сказал: «Отче святый! По моем отшествии к Богу на сем острове Бог воздвигнет храм в прославление Своего имени, и место сие будет жилищем иноков».

«После сего преподобный, войдя в келию, сотворил обычные молитвы и, взяв кадильницу, окадил святые иконы и всю келию; потом (…) преставился ко Господу в 1554 году, декабря в седьмой день». Над могилой преподобного была устроена гробница, у которой совершались исцеления болящих.


«А это разве не чудеса?»

После кончины преподобного Нила остров Столобный привлекал многих иноков, искавших уединения. Они приходили, жили в келье святого – и отправлялись дальше в поисках своего места, пока, наконец, не пришел сюда около 1590 года инок Герман, который поселился на острове. Вместе с проживавшим здесь же странником Борисом Холмогорцем по благословению митрополита Новгородского Александра и при помощи многих боголюбивых окрестных жителей они построили деревянный храм в честь Богоявления с приделом во имя блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Вокруг храма стали собираться иноки. Постепенно были построены кельи и обнесены оградой. Так и возникла обитель с общежительным уставом, получившая название Ниловой пустыни. Иеромонах Герман стал ее первым настоятелем. В 1595 году монахи-иконописцы Тверского Оршина Вознесенского монастыря Иов и Нифонт написали образ преподобного Нила – по рассказам тех, кто знал святого при жизни и хорошо его помнил. Образ был возложен на гробницу преподобного. Вслед за написанием иконы возникло местное почитание святого. В 1598–1600 годах Филофей Пирогов, инок Гефсиманского скита Троице-Сергиевого монастыря, составил стихиры и канон святому и написал его житие.

На гробе преподобного Нила не переставали совершаться чудеса.

В праздник Василия Блаженного (2/15 августа), когда в пустынь собирались богомольцы, два мальчика зашли в часовню, где находился гроб преподобного, и по неразумию начали играть, бросать один в другого рябиной. Внезапно загремел страшный гром, дети обмерли и упали на землю. Когда народ увидел мальчиков, лежавших без движения, стали служить угоднику молебен и призывать его на помощь. Дети пришли в себя и рассказали, что когда они бросали рябину, то увидели старца, который велел им перестать; они не послушали его и от страшного грома упали на землю. По усердной молитве родителей дети возвратились домой здоровыми.

Исаия Травков, слуга боярина Бельского, проезжая раз озером Селигер мимо Столобного острова, кощунственно говорил перед своими спутниками: «Хотя ты, Нил, и свят, а все-таки я проеду мимо». Когда Исаия вернулся домой, он внезапно захворал каменной болезнью. Едучи в другой раз по озеру, Исаия почувствовал себя особенно плохо, еле дышал и говорил едущим с ним, что он умирает. Тут он вспомнил о своем кощунстве, понял, что наказан преподобным, и просил привезти его на остров Столобный. Как только вынесли Исаию на остров, ему стало лучше; он сам дошел до часовни, перед гробом угодника Божия покаялся в своем безумии и получил исцеление. После того преподобный Нил явился Исаии во сне и сказал: «Почему ты не заезжаешь к Нилу и говоришь, что он не творит чудес? А это разве не чудеса?» И потом по книге начал читать сказание о чудесах своих. После этого вразумленный Исаия почитал святого Нила великим чудотворцем.

В 1665 году в монастыре произошел пожар, все деревянные строения сгорели. Была построена временная деревянная церковь, а 27 мая 1667 года при закладке нового каменного храма земля над гробницей преподобного обрушилась и обнажились нетленные и благоуханные мощи святого Нила. Чудотворные мощи его были переложены в новую гробницу и поставлены в деревянном Покровском храме. 9 апреля 1671 года перенесли их в главный Богоявленский храм обители, где святые мощи покоятся и сегодня.

Особым подвигом святого Нила было то, что он не ложился для сна, но спал сидя, опершись на два больших деревянных крюка, вбитых в стену кельи. Именно в этой позе святой мирно отошел ко Господу. И хотя православной традиции, в отличие от католической, не свойственно изображение святых в виде скульптуры или барельефа, иконографический образ преподобного чудотворца Нила Столобенского более известен именно в виде деревянной резной скульптуры, изображающей согбенного полусидящего старца с опущенной головой и мерно покоящимися на коленях руками. Вся его фигура свидетельствует о молитвенной сосредоточенности и отрешенности от всего внешнего и временного. Доподлинно не известно, когда впервые появилась на свет подобная деревянная фигура, но в XIX веке в Нило-Столобенской пустыни сложилась благочестивая традиция: паломникам, посещавшим обитель, дарили статуэтки, изображавшие святого.

Более двух столетий спустя после смерти преподобного Нила Столобенского другой святой Русской Православной Церкви – Серафим Саровский – скажет: «Спаси себя – и вокруг тебя спасутся тысячи». Казалось бы, святой Нил ничем другим не занимался: более 40 лет проведя в пустынях, он молился, подвизался, боролся со страстями – был полностью сосредоточен на внутреннем делании, на своем спасении. Но и по сей день вокруг него – приступая к его святым мощам, проходя по местам, где он подвизался, взывая к нему в молитвах, спасаются тысячи людей, находящих отраду и утешение в обращении к великому подвижнику.