Национальное правовое регулирование отношений в сети интернет. Правовое регулирование правоотношений в сети интернет. Особенности правового регулирования общественных отношений в сети «Интернет»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

По данным на декабрь 2010 г. существует более 250 млн. действующих веб-сайтов, число пользователей сети Интернет по всему миру приближается к 2 млрд. Интернет дает уникальные возможности для общения и перемещения больших объемов информации, копирования и т.д. Сегодня любой человек чувствует себя некомфортно, если на некоторое время лишается доступа в Интернет. Создание глобальной сети Интернета величайшее изобретение человечества, позволившее каждому человеку быть сопричастным к событиям в любой точке планеты, объединившим человечество.

В настоящее время ни в одной из стран мира нет кодифицированного законодательства, регулирующего правоотношения в сети Интернет. Существующие нормативно-правовые акты регулируют частные аспекты функционирования Сети, к ним относятся, прежде всего, вопросы подключения к ней через поставщиков, предоставления соответствующих линий связи и отдельных услуг и т.д . Практика правоприменения в этой области недостаточно развита, усложняется отсутствием федерального закона о российском сегменте, экстерриториальным характером сети Интернет и другими факторами.

Конституция РФ устанавливает, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24). Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается (ст. 29). Информация и связь находятся в ведении РФ (ст. 71).

В соответствии с п. 1 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.

Реализация указанных прав может быть сопряжена с ограничениями, установленными законом и необходимыми в демократическом обществе для уважения прав и репутации других лиц, охраны государственной безопасности и общественного порядка, предотвращения беспорядков и преступлений, охраны здоровья и нравственности, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, п. 3 ст. 19, ст. 20 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 29, 55 Конституции РФ).

Согласно ст. 34 Устава международного союза электросвязи государство вправе прервать любую частную электросвязь, которая могла бы представлять угрозу безопасности государства или противоречить его законам, общественному порядку или правилам приличия.

Выработку и реализацию единой государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России), в том числе по вопросам развития сети Интернет, системы цифрового вещания и радиовещания, новых технологий в этих областях, обработки персональных данных, оказания государственных услуг в сфере информационных технологий.

Уполномоченным государственным органом, осуществляющим контроль и надзор за соблюдением требований законодательства РФ в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, связи, информационных технологий, обработки персональных данных является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) .

В настоящее время Минкомсвязь России совместно с Роскомнадзором разрабатывают методику контроля качества предоставления Интернет-услуг, прорабатывается вопрос использования свободных лицензий в авторском праве в условиях развития Интернета . Это станет существенным шагом вперед на пути эффективной защиты прав пользователей Интернета.

В числе полномочий Роскомнадзора - выдача лицензий операторам Интернет-связи, регистрация СМИ, а также применение мер профилактического и пресекательного характера, направленных на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в указанной сфере и (или) ликвидацию последствий таких нарушений.

В силу ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов Роскомнадзора вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями КоАП РФ: 5.5 (нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов); 5.10 (проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах); 5.11 (проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом); 5.13 (непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации); 5.51 (нарушение организацией, индивидуальным предпринимателем, выполняющими работы или оказывающими услуги по изготовлению агитационных печатных материалов, правил изготовления агитационных печатных материалов); 6.13 (пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры); 7.12(за совершение нарушений авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав в сфере массовых коммуникаций); ч. 1 и 2 ст. 13.5 (нарушение правил охраны линий или сооружений связи), ч. 5 ст. 13.12 (грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации), ст. 13.15 (злоупотребление свободой массовой информации), 13.16 (воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации); 13.20 (нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов), 13.21 (нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации), 13.23 (нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров); ч. 1 ст. 19.4 (неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)); ч. 1 ст. 19.5 (невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства); ст. 19.6 (непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения); 19.7 (непредставление сведений (информации).

Роскомнадзор ведет реестры операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования; операторов, осуществляющих обработку персональных данных; реестры лицензий; единые общероссийские реестры средств массовой информации.

В современный период средства массовой информации являются активными участниками Интернет-отношений.

Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 09.02.2009) «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ) не содержит понятия «электронное средство массовой информации».

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 № 16 (ред. от 16.09.2010) «О практике применения судами Закона РФ «О средствах массовой информации» подчеркивается, что периодическое распространение массовой информации может осуществляться через информационно-телекоммуникационные сети, в том числе через сеть Интернет.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о СМИ правила, установленные данным Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством РФ не установлено иное.

Положения Закона о СМИ могут применяться к этим отношениям только с учетом особенностей распространения информации через такие сети.

В силу норм ст. 8, 10, 11 Закона о СМИ вопросы государственной регистрации средства массовой информации поставлены в зависимость от распространения продукции средства массовой информации. Поскольку при распространении массовой информации через сайты в сети Интернет отсутствует продукция средства массовой информации, то по действующему законодательству сайты в сети Интернет не подлежат обязательной регистрации как средства массовой информации. Это означает невозможность привлечения лиц, осуществляющих распространение массовой информации через сайты в сети Интернет, к ответственности за изготовление или распространение продукции незарегистрированного средства массовой информации.

Лица, допустившие нарушения законодательства при распространении массовой информации через сайты в сети Интернет, не зарегистрированные в качестве средств массовой информации, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ без учета особенностей, предусмотренных о средствах массовой информации.

Ст. 1 Закона о СМИ устанавливает свободу массовой информации, которая включает в себя и право любого лица учредить средство массовой информации в любой не запрещенной законом форме.

Создание сайтов в сети Интернет и использование их для периодического распространения массовой информации законодательством не запрещено.

Верховный Суд РФ подчеркнул, что регистрирующий орган не вправе отказать в регистрации сайта в сети Интернет в качестве средства массовой информации, если его учредитель выразит желание получить такую регистрацию. В выходных данных сайта в сети Интернет, зарегистрированного в качестве средства массовой информации, должны указываться зарегистрировавший его орган и регистрационный номер. Отсутствие этих данных может служить основанием для привлечения лиц, осуществляющих периодическое распространение массовой информации через сайты в сети Интернет, зарегистрированные в качестве средств массовой информации, к ответственности за нарушение порядка объявления выходных данных средства массовой информации.

Поскольку при распространении массовой информации через сайты в сети Интернет не используются технические средства эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания, то получение лицензии на вещание лицом, осуществляющим распространение массовой информации через сайт в сети Интернет, не требуется.

Регистрирующий орган (Роскомнадзор) вправе направить письменное предупреждение учредителю, редакции в случаях злоупотребления свободой массовой информации (ст. 4 Закона о СМИ, ст. 8 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»), которое может быть обжаловано в судебном порядке.

Деятельность СМИ подлежит прекращению в установленном законом порядке (ст. 16 Закона о СМИ), если указанное предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный срок не приняты меры по устранению допущенных нарушений, послуживших основанием для его вынесения, либо если повторно в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков нарушений закона в деятельности СМИ.

Злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований ст. 4 Закона о СМИ влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ст. 59 Закона о СМИ).

Например, не допускается распространять в СМИ, в том числе в электронных СМИ, материалы, пропагандирующие порнографию, культ насилия и жестокости, экстремистских материалов.

Запрещается распространение в СМИ и в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами (ст. 4 Закона о СМИ).

В связи со спецификой Интернет-пространства, возможностью читателей публично высказывать свое мнение о размещаемых материалах, в 2010 г. Роскомнадзор утвердил порядок направления в адрес Интернет-СМИ обращений о недопустимости злоупотреблений свободой СМИ в комментариях читателей .

В соответствии с утвержденным Порядком, Роскомнадзор, в случае установления факта публикации комментариев читателей Интернет-СМИ с признаками злоупотребления свободой массовой информации, направляет в адрес данного СМИ обращение, в котором предлагает незамедлительно удалить с сайта противоправные комментарии, либо отредактировать их, руководствуясь ст. 42 Закона о СМИ.

В случае неисполнения требований Роскомнадзора, в адрес Интернет-СМИ направляется предупреждение, которые впоследствии могут служить основанием для прекращения деятельности СМИ в судебном порядке.

Роскомнадзор осуществляет целый ряд полномочий и в отношении операторов Интернет-связи. Он осуществляет проверки деятельности операторов и вправе выдать предписание об устранении выявленных правонарушений, предупреждение о приостановлении деятельности лицензии, составить протоколы об административных правонарушениях, подготовить и направить материалы проверки в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении или уголовного дела, в соответствии с подведомственностью .

Услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием коллективного доступа относятся к универсальным услугам связи (Ст. 57 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ред. от 23.02.2011) «О связи», далее - Закон о связи).

Порядок оказания универсальных услуг связи определяется Правилами оказания услуг связи (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2007 № 815), Постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 № 32 (ред. от 16.02.2008) «Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных».

Защита прав пользователей, гарантии получения услуг связи надлежащего качества, право на получение необходимой и достоверной информации об услугах связи и об операторах связи, основания, размер и порядок возмещения ущерба в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, возникающих из договора об оказании услуг связи, а также механизм реализации прав пользователей услугами связи определяется Законом о связи, гражданским законодательством, законодательством РФ о защите прав потребителей и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 62 Закона о связи).

Исходя из нормы ст. 63 Закона о связи Интернет-операторы связи обязаны соблюдать тайну связи. Вместе с тем ст. 64 закрепляет их обязанность предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.

При этом требование конфиденциальности информации является вторичным по отношению к обеспечению физического и нравственного благополучия человека. Этот подход прослеживается и в практике Европейского Суда по правам человека.

Использование информационно-телекоммуникационных сетей регулируется Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 06.04.2011) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации).

Ст. 15 Закона установлено, что регулирование использования информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, осуществляется в РФ с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области. Порядок использования иных информационно-телекоммуникационных сетей определяется владельцами таких сетей с учетом требований, установленных Законом об информации.

Развивая положения Конституции РФ, Закон об информации конкретизирует право на доступ к информации и ограничение доступа к информации федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 9).

Положения Закона об информации не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, которые подробно урегулированы в четвертой части ГК РФ .

Закон об информации устанавливает виды ответственности за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации: дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную (ст. 17).

Немало дискуссий вызывает положение об освобождении оператора Интернет-связи от гражданско-правовой ответственности за распространение незаконной информации другим лицом, ее хранение и предоставление доступа к ней, при условии передачи такой информации без изменений и исправлений и если лицо не могло знать о незаконности распространения информации (п. 3 ст. 17 Закона об информации).

Представляется, что указанные нормы не снимают гражданско-правовой ответственности с оператора Интернет-связи, в случае, если он предостережен прокурором о недопустимости нарушения закона при размещении конкретной информации. С этого момента можно считать, что он осведомлен о незаконности распространения этой информации и в дальнейшем подлежит установленной законом ответственности.

Подход о возможности привлечении оператора Интернет-связи к ответственности за размещенные с его помощью в сети Интернет материалы только в случае наличия его вины (т.е. в случае знания провайдера о существовании нарушения прав правообладателей) практикуется и в европейских странах. Согласно ст. 15 Директивы Европейского союза № 2000/31/EC «Директива об электронной информации» государства - члены Союза не вправе устанавливать в отношении Интернет-провайдеров каких-либо обязательств по активному повседневному отслеживанию фактов, свидетельствующих о незаконной деятельности в сети Интернет.

Отдельного внимания заслуживают вопросы правового регулирования статуса органов государственной власти в сети Интернет.

Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» введено понятие «официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления» (ст. 1). Закон определяет содержание информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет (ст. 13).

В развитие норм указанного Закона издано Постановление Правительства РФ от 24.11.2009 № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти».

Вопросы обеспечения информационной безопасности РФ при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена урегулированы Указом Президента РФ от 17.03.2008 № 351 (ред. от 14.01.2011).

Распоряжением Правительства РФ от 15.04.2011 № 654-р утвержден перечень базовых государственных информационных ресурсов, используемых при предоставлении государственных или муниципальных услуг.

До 1 мая 2011 г. ПФ России, ФНС России, Росреестр, ФМС России обязаны разместить на своих официальных сайтах в сети Интернет информацию о базовых ресурсах, в том числе их наименование, состав содержащихся в них сведений о лицах и (или) об объектах, информацию об идентификаторах, условия и порядок получения этих сведений и идентификаторов заинтересованными органами и организациями.

С 1 июля 2011 года федеральные органы исполнительной власти предоставляют заинтересованным органам и организациям по их запросам в электронном виде сведения о лицах или объектах и идентификаторы.

Постепенно формируется система «электронного правительства» в российском сегменте сети Интернет. Открыт портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru . Распоряжением Правительства РФ от 17.10.2009 № 1555-р (ред. от 08.09.2010) утвержден план перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти. Портал «Государственные услуги» доступен любому пользователю сети Интернет, обеспечивает простой и эффективный поиск информации и ее предоставление.

Ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 06.04.2011) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусматривает предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе с использованием портала государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров, универсальной электронной карты и других средств, включая осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.

Указанный Закон определяет понятие портала государственных и муниципальных услуг как государственную информационную систему, обеспечивающую предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям об этих услугах, предназначенным для распространения с использованием сети Интернет и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг.

Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 21.04.2011) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусмотрено функционирование официального сайта РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг - www.zakupki.gov.ru (ст. 16).

За нарушение порядка размещения информации о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на официальном сайте в сети Интернет предусмотрена административная ответственность (ст. 7.30 КоАП РФ).

Кроме того, административная ответственность предусмотрена за опубликование в сети Интернет недостоверной информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков (ст. 7.31 КоАП РФ).

Органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.30, 7.31 КоАП РФ являются ФАС России и Рособоронзаказ.

При размещении информации в сети Интернет органы государственной власти, как и другие субъекты Интернет-отношений, обязаны соблюдать требования Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «О персональных данных» (далее - Закон о персональных данных). Органами прокуратуры наработана определенная практика применения мер прокурорского реагирования на нарушения Закона о защите персональных данных граждан в сети Интернет , в том числе в связи с нарушениями, допускаемыми органами государственной власти.

Многочисленные нарушения в сети Интернет обусловливают необходимость ограничения доступа к некоторым сайтам, содержащим незаконную информацию.

Оператор Интернет-связи имеет технические возможности для ограничения доступа к незаконной и вредоносной информации с помощью применения специальных программных фильтров.

Как правило, доступ к незаконному контенту закрывается по требованию правоохранительных органов, органов прокуратуры или по решению суда.

Глобальный масштаб приобрела проблема распространения детской порнографии в Интернете. Для ее решения консолидированы усилия государственных органов, бизнеса и гражданского общества. Более 2-х лет успешно действует Горячая линия на базе фонда «Дружественный Рунет», работающая в партнерстве с Управлением «К» МВД России. В результате закрыты тысячи противоправных сетевых ресурсов, возбуждены сотни уголовных дел по ст. 242.1 УК РФ в отношении создателей и распространителей детской порнографии. В 2010 г. регистраторы доменных имен сняли делегирование 29 доменам с детской порнографией. При запуске нового национального кириллистического домена.РФ был сформирован стоп-лист доменных имен, которые могут быть использованы для распространения детской порнографии. По состоянию на 1 января 2011 г. в 99 % случаев контент был удален, либо сайты полностью заблокированы .

Постепенно нарабатывается определенная судебная практика в области правоотношений, возникающих в сети Интернет.

Например, в 2010 г. в г. Екатеринбурге по иску прокурора к оператору Интернет-связи в защиту неопределенного круга лиц от распространения курительных смесей через Интернет судом вынесено решение об ограничении использования содержащего незаконную информацию сайта путем фильтрации его IP-адресов. В 2011 г. в г. Волгограде в ходе рассмотрения судом иска прокурора, провайдер добровольно закрыл доступ к сайту Сергея Мавроди «МММ-2011».

В целом, судебные прецеденты в рассматриваемой сфере крайне редки и сосредоточены в основном вокруг института интеллектуальной собственности, ограничения доступа к сайтам, содержащим экстремистские материалы, привлечения к ответственности лиц, распространяющих детскую порнографию в сети Интернет. Вместе с тем все чаще именно Интернет-пространство становится местом, где совершаются миллионы незаконных сделок, продаются наркотики, человеческие органы, дети, рекламируется педофилия и происходит растление малолетних, на сайтах свободно предоставляются персональные данные граждан, адреса нелегальных казино.

В этой связи наряду с общей поддержкой свободного функционирования Интернета, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что Интернет - это сила, которая может быть конструктивной, полезной, а может быть деструктивной и способной разрушить общественные системы, нанести прямой вред здоровью и жизни людей.

Несмотря на отсутствие специального акта об Интернете, субъекты отношений в российском сегменте сети Интернет, имеют права и несут обязанности, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, а также подзаконными нормативными правовыми актами и в случае совершения правонарушений подлежат установленной законом ответственности.

А.В. Паламарчук,
начальник Главного управления
по надзору за исполнением
федерального законодательства
Генеральной прокуратуры
Российской Федерации


Танимов О.В., Кудашкин Я.В. Перспективы правового регулирования отношений в сети Интернет. Информационное право. 2010. №4.

См.: Постановление Правительства РФ от 02.06.2008 № 418 (ред. от 24.03.2011) «О Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 (ред. от 24.03.2011) «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций».

Российская газета. 11.05.2011.

См., например: Приказ Роскомнадзора от 06.07.2010 № 420 «Об утверждении порядка направления обращений о недопустимости злоупотреблений свободой массовой информации к средствам массовой информации, распространение которых осуществляется в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет».

Приказ Роскомнадзора от 01.12.2009 № 630 «Об утверждении Административного регламента проведения проверок Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных».

См.: Паламарчук А.В. Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в сети Интернет // Законность. 2010. № 7. С. 16 - 18.

См.: Паламарчук А.В. Надзор за исполнением законодательства о персональных данных в сети Интернет // Законность. 2010. № 12. С. 3 - 5.

Отчет о работе Горячей линии по приему сообщений о детской порнографии в сети Интернет в 2010 году.

В настоящее время в России существует целый ряд нормативных актов, регулирующих отношения в сфере информации и соответственно затрагивающих вопросы использования глобальной компьютерной сети Интернет. В то же время сама всемирная паутина пока еще мало исследована с точки зрения юридической специфики отношений, возникающих в связи с ее существованием и практическим применением.

Во-первых, нет достаточной определенности в решении вопроса о юридической природе самого Интернета.

Во-вторых, нет четкости в понимании вопроса о праве, применимом к этим правоотношениям.

В конечном итоге вопросы, связанные с функционированием Интернета, затрагивают огромные технические, информационные, людские ресурсы и денежные средства.

Ни в одной стране мира не существует организационной структуры, выступающей в качестве единоличного собственника или владельца данной компьютерной сети. Не является владельцем Интернета и федеральное Правительство США, практически прекратившее финансирование даже отдельных сетей на территории государства. Не имеет уже отношения к Интернету и Министерство обороны США, у которого имеется собственная засекреченная компьютерная сеть.

Для обычного клиента представителем того, что он называет Интернет, выступает поставщик, предоставляющий ему канал связи с соответствующим программным обеспечением. В тех случаях, когда клиент совершает возмездную сделку во время сеанса связи в Интернете (например, подписывается на заинтересовавший его журнал в электронной версии), он знает, что его контрагентом выступает не поставщик, а организация.

Для фирмы - производителя сетевых услуг представителем Интернета являются специализированные компании, способные разместить предлагаемую производителем информацию на своих компьютерах (серверах) и сделать ее доступной для других пользователей сети (на условиях фирмы-производителя). Такая специализированная компания (владелец сервера) часто одновременно является и поставщиком, но так бывает не всегда, и в этом случае владелец сервера входит в Интернет на общих основаниях.

Для поставщика представителем Интернета выступают более крупные сети, предоставляющие ему возможность соединения с ними. У каждой из таких сетей есть собственный владелец. Однако каждый владелец ни технически, ни юридически контролировать Интернет не может.

Представители наиболее крупных сетей Интернета объединены в несколько организаций так называемого сообщества Интернет. Однако эти организации не являются органами управления сетью. Они занимаются в первую очередь согласованием технических стандартов (обмена данными, соединения сетей и т.д.), а также регистрацией так называемых узловых компьютеров (соединенных между собой точками встречи) и доменных адресов или имен (идентификационных названий таких компьютеров). Само по себе это очень важно для технического функционирования сети, но недостаточно для управления организацией.


Подключение компьютера клиента к локальной сети поставщика осуществляется путем совершения нескольких юридически значимых действий, природа которых хорошо известна и не является чем-то исключительным - продажа программного (программы входа в Интернет) и аппаратного обеспечения (модем); аренда канала связи (можно провести аналогию с продажей машинного времени на ЭВМ или с использованием телефонной линии при междугородном разговоре).

Правовые отношения порождает не "Интернет" как компьютерная сеть, а сами объекты, которые тем или иным образом связаны с такой сетью. Это легко объяснимо: Интернет как компьютерная сеть не создает каких-либо новых объектов и товаров, а лишь предоставляет возможности для их создания, размещения и реализации между пользователями сети.

Если Интернет не является ни объектом, ни субъектом права, разговор о какой-либо юридической специфике его функционирования является вообще беспредметным.

Но это не так. Специфика отношений, связанных с работой в сети Интернет, безусловно, имеется. Его появление и развитие вносит много принципиально нового в характер взаимоотношений между людьми и организациями, связывающимися между собой через сеть, а также влечет возникновение новых деятельных субъектов - производителей сетевых услуг. Скорее всего, юридическая особенность отношений между пользователями Интернета (как и отношений по поводу производимых в сети действий) заключается в специфическом способе реализации прав и обязанностей лиц - пользователей сети.

Специфика заключения договора при помощи Интернета заключается в существенно больших технических возможностях для совершения юридически значимых действий, чем это возможно по телефону или факсу; в способе направления оферты и акцепта; в числе возможных адресатов оферты; в возможностях обсуждения и изменения условий договора; в способе фиксации условий договора в какой-либо материальной форме; в способе исполнения договора лицом, получающим услугу (например, оплачивающим ее производителю). Чаще всего такие вопросы до сих пор остаются не урегулированными национальными правовыми системами.

К тому же подавляющее большинство сделок в сети Интернет осуществляется между лицами, физически находящимися в разных странах, что еще более усложняет ситуацию с определением подлежащего применению права.

Следовательно, уже сейчас можно говорить об особом способе возникновения правоотношений между физическими и юридическими лицами, связывающимися между собой посредством компьютерной сети Интернет.

Интернет представляет собой яркий пример того, насколько эффективно может развиваться столь сложная техническая система практически в отсутствие формального правового регулирования.

В самом деле, до сих пор нормативное регулирование отношений между пользователями, поставщиками и иными участниками Интернета не носит правового характера. Помимо многочисленных регламентов и стандартов технического характера к Интернету применимы нормы, которые относятся к обычным, корпоративным или даже этическим отношениям, разумеется, с соответствующей интернетовской спецификой. Это связано с историей возникновения и развития данной сети. По мере развития Интернета стихийно выработанные, часто нигде не зафиксированные правила "сетевого этикета" (netiquette) становились стандартом поведения и для новых пользователей Сети. Сейчас эти правила можно найти в Интернете в подробном изложении с комментариями. Конечно, речь не идет об их принудительном применении. В лучшем случае на отступление от правил другие пользователи не обратят внимания, в худшем случае нарушитель будет частично лишен возможности продолжать общение с другими клиентами.

Таким образом, отношения между участниками сетевого общения в Интернете, в том числе и по поводу действий, имеющих юридическое значение, регулируются нормативными и иными правилами. Последние не были установлены в порядке, характерном для принятия правовых актов, и не могут быть принудительно исполнены с использованием возможностей публичной власти. Тем не менее недостаток собственно правовых методов регулирования не помешал стремительному развитию сети в последние годы. Этот феномен еще будет предметом самого внимательного изучения. Уже сейчас развитие в сети отношений, связанных с куплей-продажей товаров и услуг, потребовало разработки и применения чисто юридических способов регулирования отношений, защиты интересов пользователей сети (потребителей), пресечения возможности злоупотреблений и правонарушений.

В то же время существует реальная угроза утраты Интернетом своего сегодняшнего положения глобальной информационной сети, к чему может привести дальнейшее развитие киберпреступности.

Несмотря на успешное развитие Интернета, и интернет-отношений в частности, необходима законодательная база, регулирующая отношения в Интернете. Необходимо принятие международного законопроекта, посвященного Интернету. В данном законе должны быть указаны общие принципы регулирования интернет-отношений. И уже исходя из этого закона можно будет вносить дополнения в национальное законодательство.

Танимов Олег Владимирович, заместитель директора Средне-Волжского филиала Российской правовой академии Минюста РФ по учебной, научной и воспитательной работе, кандидат юридических наук, доцент.

Кудашкин Ярослав Владимирович, преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Средне-Волжского филиала Российской правовой академии Минюста РФ.

В статье рассматриваются перспективы развития правового регулирования сети Интернет в Российской Федерации, обозначены основные тенденции развития нормотворчества в сфере государственного регулирования сети Интернет.

Ключевые слова: сеть Интернет, государственное регулирование, общественное регулирование, саморегулирование, законодательная инициатива.

Perspectives of legal regulation of relations in Internet

O.V. Tanimov, Ya.V. Kudashkin

In article prospects the development of law regulation the network Internet in the Russian Federation are considered, and the basic tendencies of development areation of laws in sphere a state regulation of a network Internet are designated.

Key words: a network the Internet, state regulation, public regulation, self-regulation, the legislative initiative.

За последние годы интернет-технологии получили стремительное развитие. На конец лета 2010 г. в России 43 млн. человек, что составляет 30% от общей численности населения, имеют выход в Интернет и являются его пользователями <1>. В России выросло целое поколение людей, которые привыкли использовать Интернет для общения и развлечения. Резкое падение стоимости услуг Интернета и персональных компьютеров во всех регионах России привело к росту интернет-аудитории. В ближайшее время можно выделить две тенденции: с одной стороны, ожидается рост количества пользователей Интернета, с другой стороны, в ближайшие годы, скорее всего, произойдет качественное улучшение интернет-аудитории. Несмотря на миллионы пользователей, Россия еще очень сильно уступает ведущим странам по процентному отношению количества пользователей Интернета к общей доле населения. Так, например, Россия уступает в 2,2 раза Великобритании, в которой 83% населения активно используют Интернет <2>.

<1> Тридцатый выпуск регулярного бюллетеня "Интернет в России". Вып. 30. Лето 2010 г. URL: http:// bd.fom.ru/ pdf/ kratkaya_ versiya_ otcheta_ leto2010.pdf.
<2> См.: Там же.

В настоящее время правовое регулирование в этой области отстает от реальных потребностей государства. Учитывая общедоступность сети Интернет и стремительный рост количества ее пользователей, сегодня актуальными являются вопросы, решение которых будет направлено на регулирование интернет-отношений, в особенности связанных с возможностями Сети.

Существующие нормативные акты регулируют лишь отдельные аспекты функционирования Сети. Правовые проблемы закрепления интернет-отношений включают в себя широкий круг вопросов, например, такие как авторское право, защита чести и достоинства, вторжение в частную жизнь, регулирование лицензируемых рынков товаров и услуг, рекламы, образования и так далее. Использование Интернета дает широкие возможности пользователю Сети, но действия его необходимо регламентировать в определенном законе.

В настоящее время ни в одной из стран мира нет кодифицированного законодательства, регулирующего правоотношения в сети Интернет. Существующие нормативно-правовые акты регулируют частные аспекты функционирования Сети, к ним относятся прежде всего вопросы подключения к ней через поставщиков, предоставления соответствующих линий связи и отдельных услуг и т.д.

Нормы, которые можно было бы применить к отношениям по поводу Интернета, "разбросаны" по законодательным актам иных отраслей права. В первую очередь они содержатся в нормах об интеллектуальной и промышленной собственности, гражданском и уголовном законодательстве, а также в разделе, условно именуемом "компьютерным правом" <3>.

<3> Защита прав создателей и пользователей программ для ЭВМ и баз данных (комментарий российского законодательства). М.: Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, 1996. С. 12.

Вопрос о необходимости государственного регулирования сети имеет две стороны. С одной стороны, сеть Интернет - это техническая система, и как таковая уже регулируется существующим на сегодня "Согласием по основным вопросам", документированным в RFC <4>. С другой стороны, содержимое сети Интернет есть явление социальное, и, как его регулировать, общество решает самостоятельно. Тем не менее Интернет представляет собой яркий пример того, насколько удачно и эффективно может развиваться столь сложная техническая система практически в отсутствие государственного регулирования, основываясь только на выработанных внутри Сети правилах. Это порождает важный вопрос о том, как скоро уровень развития социальных отношений, связанный с существованием подобной системы, потребует разработки и применения соответствующего правового регулирования. Следующим, очевидно, будет вопрос о том, насколько эффективным окажется такое регулирование для развития самой технической системы.

<4> Request for comments (Запросы комментариев) - документы из серии пронумерованных информационных документов, содержащих технические спецификации и стандарты, широко применяемые в сети Интернет. Их число приближается к четырем тысячам, и большинство этих документов имеют сугубо технический характер.

В юридической литературе выделяют четыре регулятора правоотношений в сети Интернет (поведения участников сети) <5>. Поведение в данной сфере может быть урегулировано следующими типами регуляторов:

<5> Рассолов И.М. Интернет и право. Теоретические проблемы. М.: Норма, 2009. С. 122.

  • напрямую законом;
  • социальными (корпоративными) нормами;
  • законами рынка и конкуренции;
  • техническими нормами.

Исходя из этого нормы, регулирующие поведение участников Сети, можно сгруппировать следующим образом: во-первых, это деловые обычаи (обычное право), т.е. практика, сложившаяся в результате действий социальных норм и правил в соответствии с условиями конкуренции и т.д., во-вторых, это международное право, в связи с тем, что сеть Интернет носит международный характер согласно техническим условиям своего существования и, в-третьих, - позитивное право (национальное законодательство), так как условия существования сети Интернет в различных странах имеют свои правовые особенности.

В странах с англосаксонской системой права подобные пробелы в регулировании Сети заполняют судебные прецеденты. Решения принимаются на основании действующего законодательства и "традиционных" правовых норм. Исходя из того, что новых правовых норм, таким образом, создано не было, подтверждена принципиальная возможность применения "несетевого", общеприменяемого законодательства к спорным вопросам, связанным с Интернетом.

В России практика судебных споров, связанных с Интернетом, отсутствует. Провайдеры самостоятельно начинают предпринимать меры регулирования, блокируя доступ к определенным ресурсам Сети или же, наоборот, добавляя в договор на поставку услуг пункт о том, что не несут ответственности за предоставляемую информацию.

В связи с этим законодательная деятельность в отношении сети Интернет постепенно активизируется. В особенности это касается стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития, где информационные технологии широко распространены и оказывают огромное влияние на экономические и социальные отношения. На сегодняшний день приоритетными областями законодательной деятельности являются защита частной жизни, защита данных о пользователях, защита интеллектуальной собственности, противодействие киберпреступности, электронная коммерция. Однако социальные отношения слишком многогранны и не могут регулироваться исключительно законодательными способами. Это особенно заметно в наши дни, когда технологическое развитие меняет социальную реальность намного быстрее, чем законодатели могут отреагировать на эти изменения. Иногда законы устаревают до того, как их принимают. Об опасности такого устаревания правовых норм необходимо всегда помнить в процессе регулирования сети Интернет <6>.

<6> Калинин А.П. Проблемы совершенствования законодательства в сфере регулирования сети Интернет. СПб., 2004. С. 25.

В связи с тем, что законодатель не успевает создавать законодательные акты, которые закрепляли бы отношения в рамках сети Интернет, в настоящее время регулирование основной части отношений построено на применении деловых обычаев. Кроме того, различные соглашения между участниками сети Интернет и сетевой этикет также регулируют поведение участников.

Для практического использования самоуправления в таком неоднозначном, пространственно распределенном сообществе, как пользователи Интернета, требуется хотя бы минимальная степень самоорганизации. Иначе соответствующие организационные механизмы рано или поздно будут вводиться извне, в частности контролирующими государственными органами. Пока что самоорганизация в российском сегменте Интернета находится на стадии первоначального зарождения. Самоорганизация существует в специфически "сетевых" формах - имеются многочисленные группы по интересам, объединяемые группами новостей, списками рассылки, телеконференциями, гостевыми страницами специализированных сайтов и т.д. <7>. Однако такие формы самоорганизации мало что дают с точки зрения обеспечения эффективного регулирования (в том числе и саморегулирования), поскольку их объединяющим признаком являются, как правило, только определенные обсуждаемые темы и сам процесс обсуждения.

<7> Кривошеенко Ю.В. Некоторые проблемы нормативного регулирования в Интернете: Мат-лы X Всероссийской объединенной конференции "Интернет и современное общество". М., 2007. С. 110.

Следовательно, самоорганизация должна обязательно выйти на иной уровень, чтобы общность интересов различных сообществ и групп привела бы к согласованию применяемых ими правил поведения, которые стали бы общими для всех правилами.

На сегодняшний момент признаки самоорганизации более высокого уровня уже есть, например РАЭК (Российская ассоциация электронных коммуникаций) - некоммерческая организация, созданная в 2006 г. для консолидации и отстаивания интересов российской интернет-отрасли. РАЭК подготовила при поддержке отраслевых экспертов, а также членов общественных организаций и представила на суд участникам круглого стола "Законность и законотворчество в Интернете: роль интернет-бизнеса", прошедшего 22 октября 2010 г. в рамках недели российского Интернета (Russian Internet Week, RIW-2010), Кодекс профессиональной деятельности в сети Интернет <8>. Данный кодекс, по мнению самих разработчиков, будет способствовать формированию цивилизованного рынка информационных, коммуникационных и интернет-технологий в Российской Федерации <9>. Кроме того, документ призван "закрыть" существующие пробелы в законодательстве, создающие сложности в правоприменительной деятельности и работе судов при разрешении спорных ситуаций. Механизм разрешения спорных ситуаций изложен в дополняющем Кодекс документе под названием "Регламент разрешения споров по "Кодексу профессиональной деятельности в сети Интернет", разработанный на основе Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г., "Регламент разрешения споров по "Кодексу профессиональной деятельности в сети Интернет" в настоящее время находится в стадии согласования <10>.

<8> На RIW-2010 представили кодекс профессиональной деятельности в сети Интернет. URL: http:// raec.ru/ alpha/ ?uri= news&id= 20101025.
<9> Кодекс профессиональной деятельности в сети Интернет. URL: http:// raec.ru/ alpha/ files/ raec-kodeks.pdf.
<10> РАЭК: разработан кодекс профессиональной деятельности в сети Интернет. URL: http:// raec.ru/ alpha/ files/ digest/ 20101025.pdf.

Желательно и необходимо, чтобы аналогичные РАЭК объединения были бы созданы провайдерами доступа к Сети, поставщиками информации, сетевыми информационными агентствами, представленными в Интернете средствами массовой информации, правозащитными организациями и т.д.

В самом деле до сих пор нормативное регулирование сетевых отношений не носит специального правового характера. Помимо многочисленных регламентов и стандартов технического характера к сети Интернет применимы нормы, которые относятся к обычным (традиционным), корпоративным или даже этическим отношениям, разумеется с соответствующей спецификой. Это связано с историей возникновения и развития данной сети. На протяжении многих лет она объединяла сравнительно ограниченный круг пользователей из университетских исследовательских центров США. Их сетевые отношения характеризовались высокой степенью доверительности, уважением к мнению собеседника, определенными правилами вежливости, а также использованием терминологии, хорошо известной собеседникам, но мало понятной людям "со стороны". По мере развития сети Интернет стихийно выработанные, часто нигде не зафиксированные правила "сетевого этикета" (netiquette) становились стандартом поведения и для новых пользователей Сети. Сейчас эти правила можно найти в Интернете в подробном изложении с комментариями. Конечно, речь не идет об их принудительном применении. В лучшем случае при отступлении от указанных правил другие пользователи не обратят на это внимания или, наоборот, пошлют замечание, в худшем случае нарушитель будет частично лишен возможности продолжать общение с другими клиентами <11>.

<11> Войниканис Е.А., Якушев М.В. Информация. Собственность. Интернет: традиция и новеллы в современном праве. М., 2004. С. 56.

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить два подхода к вопросам взаимодействия права и сети Интернет. Первый - по аналогии с конструкцией теории государства и права можно назвать естественносетевым, второй - нормативистским <12>. Смысл естественносетевого подхода заключается в провозглашении принципиальной нерегулируемости Сети, так как уже существует декларация виртуального независимого пространства <13>, существует этика, существует система единогласного принятия решений, соответственно, право здесь бесполезно и, возможно, даже вредно. Governments, go out! - это стандартная формулировка, используемая сторонниками этого подхода. Нормативистский же подход предполагает создание правовых норм с целью четкого упорядочения отношений, складывающихся в сети Интернет. Поэтому сторонники этого подхода утверждают, что необходимо издать огромное количество каких-либо актов, чтобы как можно быстрее урегулировать этот вопрос и чтобы в дальнейшем данная проблема никоим образом не выходила из-под контроля организаций, государств и мирового сообщества <14>.

<12> Наумов В.Б. Регулирование российского Интернета: реальность и перспективы. URL: http:// www.russianlaw.net/ law/ doc/ a14.htm.
<13> Барлоу Д.П. Декларация независимости кибер-пространства. URL: http:// www.computerra.ru/ of-fline/ 1997/ 206/ 678/.
<14> Степанов О.А. Перспективы правового регулирования отношений в условиях развития высоких технологий // Государство и право. 2003. N 1. С. 89.

Что касается естественносетевого подхода, то в настоящее время он наиболее популярен и выражается в поддержании и развитии саморегулирования сети Интернет. Саморегулирование предполагает наличие определенных правил, принимаемых на основе общего согласия участниками (членами) того или иного сообщества, социальной группы, коллектива. Механизмы контроля за соблюдением таких правил также разрабатываются и применяются участниками сообщества без привлечения каких-либо методов воздействия "извне". Внедрение в динамичную и комплексную сферу, как сеть Интернет, механизмов саморегулирования, с учетом положений законодательства, является приоритетным. Это в полной мере отвечает интересам субъектов соответствующих отношений, ликвидируют часть существующих пробелов в сфере законодательного регулирования использования сети Интернет и способствуют оперативному разрешению конфликтов между организациями, гражданами и государственными органами в связи с использованием сети Интернет <15>.

<15> Лебедева Н.Н. Право. Личность. Интернет. М., 2004. С. 158 - 159.

В настоящее время ведутся разработки очередного проекта закона об Интернете, в котором не будут решаться проблемы настоящего, а должны решаться проблемы, которые возникнут в будущем. По мнению М.А. Федотова: "Проект, представленный для обсуждения, - это первый шаг к созданию закона о регулировании в Интернете. Депутату Госдумы Ольге Носковой было поручено создать рабочую группу по подготовке этого проекта. Это должна быть группа открытого состава, она может пополняться новыми участниками дискуссии.

Сначала появилась концепция этого законопроекта. Состоялась большая дискуссия о том, нужно ли создавать этот закон, или ограничиться лишь внесением изменений в серию разных законов. Когда мы пришли к выводу о том, что необходимо законодательное регулирование Интернета, мы сразу разработали проект и вывесили его в Интернете для обсуждения. Касательно самого проекта могу сказать, что данный проект является проектом-основой, проектом-площадкой. Мы сделали некоторый фундамент, некоторый нулевой цикл.

В рамках Министерства связи и массовых коммуникаций также работает рабочая группа. И это хорошо, поскольку чем более разнообразной будет система, тем более она устойчивой она получится. Проект Минкомсвязи исходит из более прагматичных задач, мы же хотим внести изменения на более высоком уровне обобщения. Для того чтобы предвосхитить будущие угрозы, я хотел бы, чтобы проект, над которым мы сейчас работаем, продолжал работать и через двадцать лет. Мы не должны решать проблемы сегодняшнего дня, мы должны решать проблемы, которые возникнут завтра" <16>.

<16> Интернет - территория закона. URL: http:// www.edinros.ru/ text.shtml?14/ 5189,100056.

При развитии современного законодательства надо исходить из того, что Интернет является публичной средой, публичным пространством, а его используют и для информации, экономической деятельности, и для создания складов, и для сбора информации. Интернет изменяет наше пространство, делая его виртуальным. Но в этом виртуальном пространстве должны действовать не виртуальные законы, а те же нормативные акты, которым подчиняется обычное пространство. В этой ситуации необходимы новые подходы к решению правовых проблем, обусловливающие оптимальное регулирование отношений, возникающих на стыке виртуального и реального пространства. Одним из таких подходов, на наш взгляд, является активно-разумное применение соответствующих приемов юридической техники, в том числе юридических фикций.

С учетом перехода к информационному обществу необходимо правовое закрепление основных его элементов. Интернет здесь является базисом для развития и закрепления основных направлений. Любое вмешательство со стороны государства в Сеть воспринимается интернет-сообществом как нарушение их прав, так как в настоящее время регулирование происходит при помощи общественного контроля. Для того чтобы регулировать Сеть, необходимо проанализировать те тенденции, которые возникают в интернет-сообществе, закрепляя аспекты, которые оно признало. В то же самое время в современном обществе идет тенденция опроса населения о новых законах, примером служит закон о полиции, поэтому закон об Интернете необходимо провести по такому же пути, проанализировав пожелания сообщества, на которое оно и будет направлено.

В этой связи мы видим следующие перспективы развития государственного регулирования сети Интернет:

  • активизация процессов информатизации общества, что приведет к увеличению и качественному улучшению интернет-аудитории;
  • дальнейшая проработка и закрепление в законодательстве отдельных норм функционирования Сети;
  • выработка сетевого этикета, деловых обычаев для регулирования отношений в виртуальном пространстве;
  • появление практики судебных споров, связанных с Интернетом;
  • создание основополагающего закона об Интернете;
  • адаптация применения технико-юридических средств, необходимых для оптимизации регулирования отношений в Сети (например, юридических фикций, символов и пр.).

Мы предлагаем частичное решение проблемы законодательного регулирования сети Интернет введением Закона "О правовом регулировании сети Интернет", основные моменты которого попытаемся осветить на страницах последующих номеров данного журнала.

Кроме развития законодательной базы регулирования Сети, следует разработать и внедрить в учебный процесс юридических вузов и факультетов учебные программы для преподавания специального курса, изучающего правовые основы регулирования сети Интернет.

Целью указанного спецкурса будет являться изучение студентами правовых основ регулирования сети Интернет, правоотношений субъектов в области осуществления информационных процессов, т.е. создания, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и потребления информации (информационных ресурсов) в виртуальном пространстве <17>.

<17> Сегодня написан ряд учебно-методических комплексов (См.: Учебно-методический комплекс "Компьютерные технологии в юридической деятельности и практической реальности". М.: ГОУ ВПО РГИИС, 2010; Учебно-методический комплекс "Использование средств индивидуализации в доменных именах". М.: ГОУ ВПО РГИИС, 2010 и др.), предназначенных для студентов вузов. На юридическом факультете Мордовского государственного университета с 2008 г. читается курс "Правовые проблемы регулирования отношений в сети Интернет".

Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ на 36 пленарном заседании, состоявшемся 16 мая 2011 года, приняла модельный закон "Об основах регулирования Интернета", который был разработан силами Российской Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) .

Закон, принятый Постановлением № 36-10 от 16 мая 2011 года, содержит три главы и тринадцать статей. Он устанавливает принципы и определяет основные направления регулирования отношений, связанных с использованием Интернета, устанавливает порядок государственной поддержки развития Интернета, определяет отношения между участниками процесса регулирования Интернета и их функции при осуществлении регулирования, устанавливает правила определения места и времени совершения юридически значимых действий при использовании Интернета .

В Законе впервые были даны юридические определения таких основных понятий, как "Интернет", "Регулирование Интернета", "Доменное имя", "Сайт", "Оператор услуг Интернета", "Уполномоченный орган (в области Интернета)", "Доменное имя (домен)" и т.д.

Документ устанавливает порядок государственной поддержки интернета, регламентирует процесс его регулирования, отношения между участниками этого процесса, их функции, а также устанавливает правила определения места и времени совершения юридически значимых действий при использовании Сети .

Регулирование отношений, связанных с использованием Интернета, осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:

обеспечение прав и свобод граждан, включая право на использование Интернета и доступ к размещенной в нем информации;

учет особенностей построения и развития Интернета, включая установленные на международном уровне и действующие на момент принятия настоящего Закона применимые организационные правила и технические процедуры;

ограничение сферы регулирования Интернета только теми предметными областями, в отношении которых отсутствуют либо не могут быть применены в силу требований действующего законодательства нормы и правила, установленные на международном уровне либо принятые саморегулируемыми организациями пользователей и операторов услуг Интернета;

нераспространение регулирования на отношения, связанные с развитием Интернета и не затрагивающие установленные законодательством права и интересы личности, общества и государства.

Международное сотрудничество в области регулирования Интернета осуществляется на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, а также устоявшихся в международной практике обычаев и деловых обыкновений.

Уполномоченный орган в пределах своих полномочий представляет и защищает интересы государства в области Интернета, взаимодействует с уполномоченными органами иностранных государств, межправительственными и международными неправительственными организациями, а также координирует вопросы международного сотрудничества в области Интернета, осуществляемого государством, его гражданами и организациями, обеспечивает выполнение обязательств государства, вытекающих из международных договоров в области Интернета.

Взаимодействие и разрешение споров государств - участников СНГ по вопросам регулирования Интернета осуществляется через Координационный совет государств - участников СНГ по информатизации при Региональном содружестве в области связи, созданный решением Совета глав правительств СНГ .

В некоторых экономически развитых государств, доступ в Интернет был признан правом. Например, парламент Эстонии принял закон, в 2000 году, объявив доступ к сети Интернет к основным правам человека. Массивная программа по расширению доступа к сети Интернет в сельской местности, где экономическое развитие сдерживается отсутствием достойных дорог и других транспортных связей. Как правительство утверждает, Интернет имеет важнейшее значение для жизни в 21 веке .

Конституционный совет Франции объявил о том, что доступ в Интернет является одним из основных прав человека . Парламент в своем Законе "о дальнейшем распространении и защиты творения в сети Интернет" говорит о том, что в соответствии со статьей 11 Декларации прав человека 1789 года, свободное выражение мыслей и мнений есть одно из самых драгоценных прав человека, каждый гражданин может так говорить, писать и публиковать свободно, за исключением, когда такой свободой, злоупотребляют в случаях, предусмотренных законом, и это право включает в себя доступ к сети Интернет.

С нынешними средствами связи и с учетом общественного развития, интернет услуги являются важнейшим инструментом для участия в демократии и выражения идей и мнений, это право подразумевает свободу доступа к таким услугам.

Также Совет отметил, что подрывается презумпция невиновности и право на справедливое судебное разбирательство. Он писал: "в соответствии со статьей 9 Декларации 1789 года, каждый человек считается невиновным, пока виновность не будет доказана. Поэтому Парламент не может ввести принцип презумпции виновности в уголовных делах" .

Финляндия является страной с наиболее свободным доступом к сети Интернет. Около 95 процентов населения имеет доступ к сети Интернет.14 октября 2009 года в финском Министерстве транспорта и связи был принят Закон о минимальной скорости доступа к сети Интернет. В соответствии с законом, минимальная скорость исходящего трафика функциональный доступ в Интернет 1 Мбит. Тем не менее, средняя скорость не менее 750 Кбит в измерении в течение 24 часов и 500 Kbps в любом 4-часовом периоде измерительного времени. Каждому гражданину Финляндии должно быть гарантировано данное право до 1 июля 2010 года. Правовые последствия заключаются в том, что операторы интернет-услуг обязаны обеспечить определенный уровень услуг для всех потребителей по разумным ценам. Этот шаг со стороны Финляндии, направленный на обеспечение доступа в Интернет в сельских районах, где географические проблемы имеют ограниченный доступ до сих пор 1 Мбит, однако, это просто промежуточный шаг. Страна стремится к скорости 100 Mbps для всех к 2015 году .

В соответствии с исследованиями, проведенными Британской вещательной корпорацией в марте 2010 года, 79% опрошенных в 26 странах считают, что Интернет является одним из основных прав человека.

В Южной Корее, Мексике и Китае наиболее высокий процент населения, считают право на доступ в Интернет базовым правом. Согласно опросу, так думают в Южной Корее (96%), Мексике (94%) и Китае (87%).

Опрос также показал, что большинство интернет-пользователей считают, что Интернет не должен регулироваться правительством. Более половины (53%) интернет-пользователей согласились, что "сеть Интернет не должна регулироваться ни на каком уровне государством" - значительное большинство в Южной Корее (83%), Нигерии (77%) и Мексике (72%).

Сорок четыре процента граждан различных стран признались, что они не смогут жить без использования сети Интернет: Япония (84%), Мексика (81%) и Россия (71%), Пакистан (19%), Филиппины (21%), Турция (27%), Бразилия и Индия (29%).

В общей сложности 27 973 граждан, в Австралии, Бразилии, Канаде, Чили, Китае, Коста-Рике, Египте, Сальвадоре, Франции, Германии, Гана, Гватемала, Гондурасе, Индии, Индонезии, Японии, Кении, Мексики, Никарагуа, Нигерии, Пакистане, Панаме, в Филиппинах, Португалии, России, Южной Корее, Испании, Таиланде, Турции, Соединенном Королевстве и Соединенных Штатах Америки были опрошены лицом к лицу или по телефону в период с 30 ноября 2009 года и 7 февраля 2010 .

Таким образом, правовое регулирование сети Интернет должно осуществляться всеми субъектами международного сообщества, привлекая заинтересованных участников этой виртуальной среды. Основной движущей силой в процессе регулирования должны выступать именно пользователи сети.

Мозолина О.В. Публично-правовые аспекты международного регулирования отношений в Интернете: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2008. - С. 3.

Опросы «Интернет в России/Россия в Интернете». Выпуск 16, 2006. #"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">

Макарова Е.М. Проблемы правового регулирования использования интернета в предпринимательской деятельности: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2007. - С. 3.

Самигулина А.В. Особенности купли-продажи готового бизнеса и нормативного урегулирования купли-продажи предприятия в сфере компьютерной сети "Интернет" // Право и экономика, 2009. - № 5.

Васильева Н.М. Правовое регулирование налогообложения электронной коммерции: опыт зарубежных стран и России // Публично-правовые исследования, 2006. - Т. 1.

Горшкова Л.В. Правовые проблемы регулирования частноправовых отношений международного характера в сети Интернет: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2005. - С. 8.

Гулемин А.Н. Интеграция информационного законодательства в условиях глобализации: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – Екатеринбург, 2008. - С. 8.

Мозолина О.В. Публично-правовые аспекты международного регулирования отношений в Интернете: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2008. - С. 10; Мозолина О.В. Вопросы международно-правового регулирования Интернета // Московский журнал международного права, 2004. - № 4.