Конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы. В. Катаев Грибы Катаева грибы

«Грибы в природе» - Как и для чего собирают грибы. Какие бывают грибы. Шляпка. Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть, нет головы. Сыроежка. Строение гриба. Молочай. Растения. Одноклеточные. Маслёнок. Отгадайте загадки. Ножка. Поганки. Грибы. Лесная физкультминутка. Боровик. Перечный гриб. Подосиновик. Животные. На какие группы можно разбить грибы?

«Грибы 2 класс» - Так что же такое грибы? Какие еще вы знаете загадки о грибах? Грибы. Стоит Антошка на одной ножке. Образовательные технологии на основе ИОС в практике учителя начального образования. А грибы похожи на животных? 1 группа «Растениеводы». Животные? Где живут грибы? Сыроежка, подберезовик, белый, лисички, опята, мухомор.

«Шляпочные грибы» - В быстром вальсе на опушке кружатся, смеясь, волнушки. Никогда не употребляйте в пищу перезрелые, дряблые, червивые и испорченные грибы. Какие грибы вы положите в лукошко? Углубить и расширить знания о шляпочных грибах. Шляпочные грибы. Ядовитые грибы. Кто там в солнечном наряде шествует как на параде?

«Биология 6 класс грибы» - Многообразие грибов. Нити грибницы способны разрастаться, образуя сплошную сеть. Дрожжи пекарские ДРОЖЖИ - одноклеточные сумчатые грибы. Попав в тесто, клетки пекарских дрожжей начинают размножаться. Грибы-редуценты. Красно-бурый подосиновик. Грибы-хищники. Распространение спор грибов. Выполнила: учитель МОУ Кунашакской средней школы Носаченко Ольга Борисовна.

«Грибы в лесу» - Ежовик коралловидный. Растет на лесных полянах, по опушкам леса, в оврагах и канавах. Роль грибов в хозяйственной жизни человека. Не берите переросшие грибы, такие грибы содержат больше токсичных веществ. Начинает плодоносить в конце мая и до начала заморозков. Подосиновик. Встречается преимущественно колониями в сосновых борах.

«Грибы и их виды» - Частями мицелий осуществляется вегетативное размножение грибов. Шляпка зеленая или зеленоватая до белой, с белыми пластинками. Микология. Ок. 100 видов, распространены широко. ШАМПИНЬОНЫ, род шляпочных грибов из порядка агариковых. Оомицеты. Америки. Мицелий. Растут группами, преимущественно в березовых лесах; несъедобны.

Тема: развитие связной речи. Пересказ рассказа «Грибы» (по В.Катаеву).

Цели:

коррекционно-образовательные:

Обучать детей составлению пересказа с опорой на картинный план;

коррекционно-развивающие:

Развивать умение составлять пересказ с опорой на картинный план;

Развивать умение устанавливать логическую связь событий, изображенных на картине;

Расширять словарный запас детей за счет слов-синонимов;

Закреплять умение устанавливать последовательность в событиях;

Закрепить правильное использование в речи понятий «до», «после» («раньше», «позже»);

Развивать слуховую память, внимание.

Оборудование: сюжетные картины - иллюстрации к рассказу, предметные картины для словарной работы.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

1. Отгадывание загадок.

1)Под сосною у дорожки кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть - нет головы? (гриб)

2)Я родился в день дождливый под осинкой молодой.

Круглый, гладенький, красивый с ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)

3)На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята называются... (опята)

4)Возле леса на опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый как Петрушка, ядовитый … (мухомор)

5)Вдоль лесных дорожек много белых ножек,

В шляпках разноцветных, издали заметных. Собирай, не мешкай! Это..(сыроежки)

6)Он родился в день дождливый под березкой молодой,

Круглый, гладенький, красивый, с ножкой тонкой и прямой. (подберезовик).

7)В мягкой травке на опушке всюду рыженькие ушки.

Золотистые сестрички называются... (лисички).

8)На грибы она сердита и от злости ядовита.

Вот лесная хулиганка! Это - бледная... (поганка)

Ребята, вспомните названия съедобных/несъедобных грибов.

2. Чтение рассказа Катаева В. П. «Грибы».

3. Словарная работа.

Объяснение смысла незнакомых слов, словосочетаний, выражений.

Лукошко, кузовок, боровик, мухомор, двоюродная сестра, «нечего вам без дела сидеть».

4. Подбор слов-синонимов к глаголам, прилагательным и существительным, используемым при составлении рассказа.

II. Построение плана рассказа по сюжетной картине.

1. Рассматривание картин.

2. Установление временных и пространственных ориентиров:

Где происходит действие в городе, в деревне, в доме, на улице;

Когда установление времени года, части суток;

Что изображено на переднем плане, вверху, внизу, слева, справа?

3. Составление фраз-подписей к отдельным фрагментам картины.

4. Установление последовательности в изображенных событиях.

5. Чтение рассказа – построение картинного плана.

III . Физминутка.

На поляне толстячок Правая рука сжата в кулак.

Это-гриб-боровичок Ладонь левой руки накрывает кулачок.

А, под ним, собрав пожитки, Левая рука остается (как шляпка гриба)

В дождик прячутся …улитки Правая рука – «улитка» (под шляпкой)

IV. Составление пересказ по «цепочке» с опорой на картинный план.

V. Развитие воображения. Придумай, что было до изображенных событий? А после них? Придумай другой конец рассказа.

VI. Подведение итога занятия.

Галина Иванченко
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Обучение рассказыванию по произведению В. П. Катаева «Грибы»

Описание материала: данный конспект занятия предназначен для детей в старшей группе по теме: «Обучение рассказыванию по произведению В. П. Катаева «Грибы». Ребята учатся распознавать съедобные и несъедобные грибы, делить слова на слоги, составлять предложения из 3-4 слов.

Конспект комплексного занятия с детьми в старшей группе по теме: «Новогодний подарок».

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы.

Планируемые результаты: проявляет эмоциональную отзывчивость при прочтении рассказа В. П. Катаева «Грибы»; с интересом рассматривает картинки с нарисованными грибами и сюжетной картинки «Летний лес»; по просьбе взрослого рассказывает об изображенном; отвечает на поставленные вопросы; правильно произносит звуки, составляет предложения из 3-4 слов; может дать правильную оценку ответа товарища, быть сдержанным.

Оборудование: две корзиночки, изображение грибов, сюжетная картинка «Летний лес».

Цели:

1. Учить детей рассказывать не торопясь, находить нужные слова, выражения говорить достаточно громко.

2. Упражнять в правильном произношении всех звуков. 3акрепить умение составлять предложения из трех, четырех слов и членить слова на слоги.

3. Воспитывать скромность, наблюдательность и доброжелательность к ответам и рассказам других детей, воспитывать сдержанность.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель. Ребята, назовите какое сейчас время года у нас идет? (Весна). Скажите, а какое время года будет после весны? (Лето).

Какие месяца относятся к лету? (Июнь, июль, август).

Лето - это прекрасная пора! Многие из вас поедут отдыхать к бабушке в деревню. Будете ходить на речку – купаться, в лес – собирать цветы, ягоды. Что еще можно собирать в лесу? (Грибы).

Особенно хорошо собирать грибы после проливного дождя, в лесу пахнет грибами. В траве у тропинки, обычно прячутся крепкие боровики,

сыроежки, краснеют нарядные мухоморы. Между стволами берез густо разросся молодой ельник, а под ним прячутся грузди, подосиновики, волнушки, желтеют золотые лисички.

Какие из названных грибов относятся к съедобным? (Ответы детей).

Какие к ядовитым? (Ответы детей).

А сейчас я прочитаю вам рассказ о грибах, который написал писатель Валентин Петрович Катаев, он так и называется «Грибы».

Вы хотите узнать, о каких грибах написал автор, тогда слушайте внимательно, чтобы после чтения правильно ответить на мои вопросы.

(Чтение рассказа).

Грибы. Валентин Катаев.

К Жене и Павлику приехала из города двоюродная сестра Инночка.

– Ну, дети, – сказала мама, – нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.

– Я лучше всех собираю, – сказал Павлик.

– Нет, я лучше, – сказала Женя.

А Инночка промолчала. Она вообще любила помалкивать.

Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час возвращаются.

– Я лучше всех собрал! – кричит Павлик издали. – У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!

Посмотрела мама и улыбнулась:

– Неудивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба. Одни только поганки. Неважно ты собираешь грибы, друг мой Павлик.

– Ага! – кричит Женя. – Я же говорила, что я лучше всех собираю. Глядите: у меня самые большие и самые красивые грибы – красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!

Посмотрела мама и засмеялась:

– Глупенькая, это же мухоморы. Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ими отравиться можно. В общем, ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка.

А Инночка стоит в сторонке и помалкивает.

– А ты, Инночка, что молчишь? Показывай, что насобирала.

– У меня совсем мало, – говорит Инночка застенчиво.

Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных грибов. Две прехорошенькие сыроежки, похожие на розовые цветочки; две лисички в жёлтых китайских шапочках; два двоюродных братца – подосиновик и подберёзовик; груздь, рыжик, волнушка. Да большой, крепкий, пузатый боровик в бархатном берете. А сверх того ещё целое гнездо опят – удалых ребят.

Вопросы по рассказу:

Кто приехал к Жене и Павлику?

Как вы думаете, в какое время года приехала Инночка?

Что предложила мама детям?

Что ответили дети?

Кто из детей был самым сдержанным?

Что собрал Павлик?

Что собрала Женя?

Что делала Инночка, когда дети хвалились?

Как вы понимаете слово – кузовок?

Что было в кузовочке у Инночки?

Кто из ребят лучше, знал какие грибы можно собирать?

Сравните Инну с Павликом и Женей, какие черты характера присущи им?

ФИ3КУЛЬТМИНУТКА:

У тропинки, y тропы. Дети сидят на корточках

3а ночь выросли грибы. Постепенно встают

Подосиновик – с осинку. Качаются

Подберезовик – с березку. Прыгают

А маслята – как ребята.

Повторное чтение рассказа.

Пересказ детей (5-7 детей).

А теперь мы с вами будем составлять предложения со словом гриб, можно использовать название грибов. После составления предложения вы должны назвать сколько слов в вашем предложении, но сначала разобьем вас на 2 команды: 1– лисички , 2 – волнушки .

У нас есть две корзиночки и за правильный ответ команда будет

получать грибок, посмотрим – кто больше соберет в корзиночку грибов.

Предлагаю назвать сколько слогов в словах: маслята, опята, боровик, лисички, мухомор, волнушки.

Сегодня вы много узнали о грибах, и если придется их собирать, то вы сможете отличить ядовитый гриб от съедобного. Хорошо отвечали на вопросы, активно работали, играли. Закрепили умение составлять предложение, делить слова на слоги. Внимательно слушали ответы товарищей, помогали в ответах, не выкрикивали, а ждали своей очереди,

К Жене и Павлику приехала из города двоюродная сестра Инночка.

— Ну, дети, — сказала мама, — нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.

— Я лучше всех собираю, — сказал Павлик.

— Нет, я лучше, — сказала Женя.

А Инночка промолчала. Она вообще любила помалкивать.

Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час возвращаются.

— Я лучше всех собрал! — кричит Павлик издали. — У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!

Посмотрела мама и улыбнулась:

— Неудивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба. Одни только поганки. Неважно ты собираешь грибы, друг мой Павлик.

— Ага! — кричит Женя. — Я же говорила, что я лучше всех собираю. Глядите: у меня самые большие и самые красивые грибы — красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!

Посмотрела мама и засмеялась:

— Глупенькая, это же мухоморы. Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ими отравиться можно. В общем, ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка.

А Инночка стоит в сторонке и помалкивает.

— А ты, Инночка, что молчишь? Показывай, что насобирала.

— У меня совсем мало, — говорит Инночка застенчиво.

Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных грибов. Две прехорошенькие сыроежки, похожие на розовые цветочки; две лисички в жёлтых китайских шапочках; два двоюродных братца — подосиновик и подберёзовик; груздь, рыжик, волнушка. Да большой, крепкий, пузатый боровик в бархатном берете.

А сверх того ещё целое гнездо опят — удалых ребят.
Мой сайт:


Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области коммуникации в подготовительной группе (развитие речи)
Тема: Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы»
Цели:
Коррекционно - образовательные:
- обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту, пользуясь мнемоквадратами;
Коррекционно - развивающие:
- обобщить и систематизировать представления об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о лесных грибах, местах их произрастания,
- активизация словаря по теме,
- развивать связную речь, употребление в речи прилагательных, согласование их с существительными,
- развивать мышление,
- координацию речи с движением, развитие мелкой моторики
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе,
- воспитывать и прививать интерес к художественному слову,
- развивать способность откликаться на музыку.
Оборудование: оформление зала «Осенний лес», мультимедиа-проектор, шапочки-грибы для детей, костюм для персонажа «Гриб-боровик, костюм «Осень», листики из цветной бумаги, мнемоквадраты, предметные картинки с изображением грибов, фонограмма П. И. Чайковского «Осенняя песня» («Времена года»)
Предварительная работа: Отгадывание загадок по теме, чтение и беседа по произведению Я. Тайца «По грибы», рассматривание иллюстраций.
Ход:
Орг. момент.
Воспитатель: Здравствуйте, дети. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте мы с вами подарим им улыбки и наше приветствие.
Дети: Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Воздушный поцелуй»
Загадка. Воспитатель: Ребята, каждое время года нас радует чем-то особенным, неповторимым. Вот сейчас я загадаю вам загадку о времени года, а вы попробуете её разгадать.
Приходит по луже, уходит по стуже (осень). Чем нас радует осень?
Игра «Расскажи про осень». На проекторе появляются изображения примет осени. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы.
- Листья на деревьях осенью какие? (желтые, красные)
- Деревья осенью какие? (печальные, разноцветные)
- Трава какая осенью? (сухая, коричневая, желтая)
- Небо какое? (ясное или хмурое)
- Тучи какие? (серые, большие)
- Дождик осенью какой? (проливной, холодный)
- Осень какая (красивая, печальная)
Сюрпризный момент. Воспитатель: к нам пришло письмо. Давайте его прочитаем.
«Дорогие ребята, я приглашаю вас ко мне в гости, в осенний лес. Но, чтобы попасть в лес, вам нужно отгадать загадку.
С уважением, гриб(какой угадайте)»
Воспитатель загадывает загадку.
1.Этот гриб живёт под елью, под её огромной тенью.
Мудрый бородач – старик,
Житель бора – (боровик). Появляется гриб-боровик.
«Нас ведет тропа лесная
Прямо в чудный, светлый бор.
Где-то рядом осторожный
Слышу тихий разговор.
Присмотритесь: из-за кочки
Прям на нас глядят грибочки!»
- Давайте отгадаем, как они называются?
Выходят дети-грибы и загадывают о себе загадки.
2. Это не секрет для вас:
Нет грибов дружнее нас!
На пеньках растет в лесу,
Как веснушки на носу (опята). Они растут около пней, потому так и называются.
3.Я – грибок нарядный,
Расту с осиной рядом.
На голове ярко-красный берет
Вы узнали меня или нет? (подосиновик)
4.Я коричневого цвета
На пятнистом корешке.
И расту я под берёзой
Во тенёчке, в холодке (подберёзовик)
5.Я лесная краса,
Рыжая, словно лиса.
И со мной мои сестрички
Золотистые … (лисички)
4. Речь с движением «Грибные дожди». Гриб – боровик приглашает детей пойти в лес и поиграть (звучит музыка).
Долго шли дожди грибные
И грибницу всю полили … (дети совершают ритмичные движения кистями и пальцами рук – дождь идет)
Взяли грибники корзинки,
В лес грибной пошли тропинкой (дети ходят)
Подошли к грибной опушке, там грибные вьются мушки (машут руками)
И съедобные грибочки выросли на каждой кочке (присаживаются на корточки, поднимаются на ноги)
Сыроежка и масленок,
Груздь, лисичка и опенок,
Подосиновик, волнушка,
Подберёзовик, горькушкаИ большой красивый гриб,
Что зовется боровик (дети поочередно сгибают и разгибают пальцы на руке, перечисляя грибы)
Из грибов красивых, чистых
Сварим суп грибной, душистый (одной рукой изображают кастрюлю, другой помешивают суп)
5. Дыхательная гимнастика «Осенний ветер». Предлагается детям подуть на листочки (дети прощаются с грибом и возвращаются в детский сад)
6. Чтение педагогом рассказа В. Катаева «Грибы»
К Жене и Павлику приехала из города погостить двоюродная сестра Инночка.
- Ну, дети, - сказала мама, - нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.
- Я лучше всех собираю, - сказал Павлик.
- Нет, я лучше, - сказала Женя.
А Инночка промолчала.
Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час возвращаются.
- Я лучше всех собрал! – кричит Павлик издали. – У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!
Посмотрела мама и улыбнулась:
- Не удивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба, одни только поганки. Неважно ты собираешь грибы, Павлик.
- Ага! – кричит Женя. – Я ж говорила, что я лучше всех собираю: глядите у меня самые большие и самые красивые грибы – красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!
Посмотрела мама и засмеялась:
- Глупенькая, это же мухоморы! Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка.
А Инночка стоит в стороне и помалкивает.
- А ты, Инночка, что же молчишь? Показывай, что насобирала.
- У меня совсем мало, говорит Инночка.
Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных, крепких, пузатых боровиков в бархатных шапочках.
7. Беседа по содержанию.
- Кто приехал в гости к Жене и Павлику?
- Почему мама решила отправить детей в лес за грибами?
- Как повели себя Женя и Павлик? А Инночка?
- Как вы оцениваете их поступки?
- Кто больше насобирал грибов?
Какие грибы оказались у Павлика и Жени?
- Почему Инночка стояла в стороне?
- Что увидела мама в её корзине?
- Кто из героев рассказа вам понравился больше? Почему?
8. Физминутка. «По грибы»
Мы шли, шли, шли (маршируют, руки на поясе)
Боровик нашли (наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги и наоборот)
Раз, два, три, четыре, пять, (маршируют)
Мы идем искать опять (наклоны вперед, руки касаются носков)
9. Повторное чтение с установкой на пересказ.
10. Пересказ рассказа детьми с помощью мнемоквадратов.
11. Итог. Воспитатель оценивает рассказы детей. Входит осень, приносит угощение «Дары осени».


Приложенные файлы