Феминизм – что это такое простыми словами. Феминистка — что это такое и кто такие феминистки Кто такие феминистки

· Права молодёжи (англ.) · Права инвалидов (англ.) (Стратегия включения (англ.)) · Права аутизма (англ.) · Equalism · Права животных

Линии поведения

Антидискриминационные
Эмансипация · Гражданские права · Десегрегация · Интеграция · Равные возможности

Противодискриминационные
Позитивная дискриминация · Расовая квота · Резервация (Индия) · Репарация · Forced busing · Равенство в трудоустройстве (Канада)

Законодательство

Дискриминационные законы
Антимиссегенация · Антииммиграция · Законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу (англ.) · Законы Джима Кроу · «Чёрные кодексы» · Законы об апартеиде · Ketuanan Melayu · Нюрнбергские законы

Антидискриминационные законы
Антидискриминационные действия · Антидискриминационный закон · 14-я поправка · КДО · КЛРД · КЛДЖ · МКПНПА · Конвенция МОТ № 111 (англ.) · Конвенция МОТ № 100 (англ.)

Портал Дискриминация

Зарождение и предтечи феминизма

Основная статья : Протофеминизм

Истоки феминизма принято датировать концом 18-го - началом XIX-го века, когда мнение о том, что женщина занимает угнетённое положение в обществе, в центре которого стоит мужчина (см. патриархат), стало получать более широкое распространение. Феминистское движение берёт начало в реформаторском движении западного общества XIX-го века.

Впервые требования равноправия были выдвинуты женщинами во время Войны за независимость в США ( -). Первой американской феминисткой считают Абигейл Смит Адамс ( -). Она вошла в историю феминизма благодаря своей знаменитой фразе: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» ().

Важной фигурой в женском движении второй половины XIX века является Эммелин Пэнхёрст (Emmeline Pankhurst) - она стала одной из основательниц движения за право женщин голосовать на выборах (т. н. «суфражизм» от англ. suffrage , "право голоса"). Одной из её целей было развенчание сексизма , укоренившегося на всех уровнях в британском обществе. В 1868 году Пэнхерст сформировала Организацию в защиту общественных и политических прав женщин (Women’s Social and Political Union, WSPU), которая в течение года объединила 5 тысяч членов.

После того как члены этой организации стали постоянно подвергаться арестам и тюремному заключению за тривиальные проявления поддержки движению, многие из них решились на выражение своего протеста голодовкой. Результатом голодовки стало то, что серьёзно подорвавшие себе здоровье участники голодовки привлекли внимание к неоправданной жестокости законодательной системы того времени, и, таким образом, к идеям феминизма. Под давлением WSPU английский парламент принял ряд законов, направленных на улучшение положения женщин, и дал женщинам право голоса на местных выборах ().

Феминистская активистка и публицист Кэрол Ханиш придумала лозунг «Личное - это политическое» («The Personal is Political»), который стал ассоциироваться со «второй волной» . Феминистки «второй волны» понимали, что различные формы культурного и политического неравенства женщин неразрывно связаны между собой. Они призывали женщин осознать, что отдельные аспекты их личной жизни глубоко политизированы и являются отражением сексистских властных структур.

«Освобождение женщин» в США

Фраза «освобождение женщин» (Women’s Liberation) впервые была использована в Соединенных Штатах в 1964 году , а в печати впервые появилась в 1966 году . К 1968 году её начинают использовать применительно ко всему женскому движению. Одним из самых активных критиков женского освободительного движения стала афроамериканская феминистка и интеллектуал Глория Джейн Уоткинс (писавшая под псевдонимом «bell hooks»), автор книги «Феминисткая теория от окраины к центру» («Feminist theory from margin to center»), вышедшей в 1984 году .

«Загадка женственности»

Книги Б. Фридан «Загадка женственности»

Фридан считала, что роль домашней хозяйки и воспитательницы детей была навязана женщине посредством создания т. н. «загадки женственности». Она отмечала, что псевдонаучные теории, женские журналы и рекламная индустрия «научили, что женщинам, обладающим истинной женственностью, не нужна карьера, им не нужно высшее образование и политические права - одним словом, им не нужны независимость и возможности, за которые когда-то боролись феминистки. Всё, что от них требуется, - это с раннего девичества посвятить себя поискам мужа и рождению детей».

«Вторая волна» во Франции

Важное развитие феминистская теория в период «второй волны» получила во Франции. По сравнению с разработками в США и Великобритании французский феминизм отличается более философским и литературным подходом. В работах этого направления можно отметить экспрессивность и метафоричность. Французский феминизм мало внимания уделяет политическим идеологиям и сосредотачивается на теориях «тела». К нему относятся не только французские писатели, но и те, кто работал в основном во Франции и в рамках французской традиции, например, Юлия Кристева и Браха Эттингер.

Французский автор и философ Симона де Бовуар в настоящее время наиболее известна своими метафизическими романами «Гостья» (L’Invitée , ) и «Мандарины» (Les Mandarins , ), а также написанным в 1949 году трактатом «Второй пол», в котором она даёт детальный анализ угнетения женщин и который является ключевой работой современного феминизма. Эта работу можно отнести к феминистскому экзистенциализму. Являясь экзистенциалисткой, Бовуар принимает тезис Сартра о том, что «существование предшествует сущности», из чего следует, что «женщиной не рождаются, ею становятся». В её анализе основное внимание уделяется «Женщине» (социальному конструкту) как «Другому» - именно это Бовуар определяет в качестве основы женского угнетения. Она утверждает, что женщина исторически считается девиантной и ненормальной, что даже Мэри Уолстонкрафт считала мужчин идеалом, к которому женщины должны стремиться. По мнению Бовуар, чтобы феминизм мог двигаться вперёд, такие представления должны уйти в прошлое.

«Третья волна» феминизма

Основная статья : Третья волна феминизма

Разновидности и идеологии феминизма

Краткое описание

Термин «феминизм» не подразумевает единую идеологию и внутри этого движения существует множество течений и групп. Это связано с различными историческими прецедентами, различиями в положении и общественном статусе женщин в разных странах, а также с другими факторами. Ниже приводится список некоторых течений феминизма. Многие течения дублируют друг друга и феминистки и феминисты могут являться последователями нескольких течений.

  • Вуманизм (от англ. woman - женщина)
  • Духовный феминизм
  • Культуро-феминизм
  • Лесбийский феминизм
  • Либеральный феминизм
  • Индивидуалистский феминизм
  • Мужской феминизм
  • Материальный феминизм
  • Многокультурный феминизм
  • Поп-феминизм
  • Постколониальный феминизм
  • Постмодернистский феминизм (включающий в себя queer theory)
  • Психоаналитический феминизм
  • «Пушистый» феминизм («легкомысленный феминизм»)
  • Радикальный феминизм
  • Ролевой феминизм
  • Сексуально-либеральный феминизм (секс-позитивный феминизм, про-секс феминизм)
  • Сепаратистский феминизм
  • Социалистический феминизм
  • Социально-обусловленный феминизм
  • Трансфеминизм
  • Феминизм амазонок
  • Феминизм стран третьего мира
  • Французский феминизм
  • Экофеминизм
  • Экзистенциальный феминизм
  • Некоторые течения, подходы и люди также могут быть описаны как прото-феминисты или пост-феминисты

Социалистический и марксистский феминизм

Социалистический феминизм объединяет угнетение женщин с марксистскими идеями об эксплуатации, угнетении и труде. Социалистический феминизм рассматривает женщин как подвергающихся угнетению в связи с их неравным положением на рабочем месте и в быту. Проституция, работа на дому, уход за детьми и брак рассматриваются сторонниками этого течения как способы эксплуатации женщин патриархальной системой. Социалистический феминизм сосредотачивает своё внимание на широких изменениях, затрагивающих общество в целом. Сторонники социалистического феминизма видят необходимость совместной работы не только с мужчинами, но и со всеми другими группами, которые, как и женщины, подвергаются эксплуатации в рамках капиталистической системы.

Некоторые социалистические феминисты считают наивной точку зрения, согласно которой гендерное угнетение является подчинённым по отношению к классовому угнетению, поэтому значительная часть усилий сторонников социалистического феминизма направлена на отделение гендерных феноменов от классовых феноменов. Существующие уже долгое время в Соединенных Штатах социалистические феминистские организации «Радикальные женщины» (Radical Women ) и Свободная социалистическая партия (Freedom Socialist Party ) подчёркивают, что в классических марксистских работах Фридриха Энгельса («Происхождение семьи…») и Августа Бебеля («Женщина и социализм») убедительно показана взаимосвязь гендерного угнетения и классовой эксплуатации.

Исследователь Валери Брайсон пишет: «Марксизм, несомненно, комплексная теория, хотя, открывая для феминизма возможности новых открытий, он не является чем-то типа „клада“, из которого по желанию могут быть извлечены готовые ответы. Разработанные Марксом идеи в отношении классов и экономических процессов могут быть применены для анализа отношений полов, но их невозможно переносить автоматически». При этом в качестве «минуса» он отмечает, что «марксизм исключает возможность внеэкономического угнетения, что означает, что любые возможности конфликта интересов между полами без экономической подоплеки исключаются, равно как и вероятность существования патриархата в бесклассовом обществе».

Радикальный феминизм

Основная статья : Радикальный феминизм

Радикальный феминизм рассматривает в качестве определяющего фактора угнетения женщин контролируемую мужчиной капиталистическую иерархию, которая описывается как сексистская. Сторонники этого течения считают, что женщины смогут освободиться только тогда, когда избавятся от патриархальной системы, которую они считают изначально угнетательской и доминантной. Радикальные феминистки полагают, что в обществе существует основанная на мужском начале структура власти и подчинения, и эта структура является причиной угнетения и неравенства, и пока вся эта система и ее ценности продолжают существовать, никакие значительные реформы общества невозможны. Некоторые радикальные феминистки не видят другой альтернативы, кроме полной ломки и реконструкции общества для достижения своих целей.

С течением времени стали возникать различные направления в радикальном феминизме, такие как культурный феминизм, сепаратистский феминизм и антипорнографический феминизм. Культурный феминизм - это идеология «женской природы» или «женской сущности», пытающаяся вернуть ценность тем отличительным чертам женщины, которые кажутся недооценёнными . Он подчеркивает различие между мужчинами и женщинами, но считает, что эта разница является психологической и культурно сконструированной, а не биологически врожденной. Критики этого направления утверждают, что, поскольку его концепция основана на учёте сущностных различий между мужчинами и женщинами и выступает за культурную и институциональную независимость женщин, культурный феминизм уводит феминисток от политики к некоему «стилю жизни». Одна из таких критиков, историк феминизма и культурный теоретик Элис Эхолс приписывает члену «Редстокингс» Брук Уильямс введение термина «культурный феминизм» в 1975 году для описания деполитизации радикального феминизма .

Сепаратистский феминизм - это форма радикального феминизма, которая не поддерживает гетеросексуальные отношения. Сторонники этого течения утверждают, что сексуальные различия между мужчинами и женщинами является неразрешимыми. Сепаратистские феминистки, как правило, считают, что мужчины не могут вносить позитивный вклад в феминистское движение, и что даже руководимые благими намерениями мужчины воспроизводят патриархальную динамику . Автор Мэрилин Фрай описывает сепаратистский феминизм как «разные виды отделения от мужчин и от учреждений, отношений, ролей и действий, определяемых и доминируемых мужчинами, а также работающих в интересах мужчин и с целью сохранения мужских привилегий, причём это отделение по собственному желанию инициируется или поддерживается женщинами».

Либеральный феминизм

Основная статья : Либеральный феминизм

Либеральный феминизм провозглашает равенство мужчин и женщин через политические и правовые реформы. Это индивидуалистическое направление в феминизме, которое фокусируется на способности женщин добиваться равных прав с мужчинами на основе собственных действий и решений. Либеральный феминизм использует личное взаимодействие между мужчинами и женщинами, как отправную точку, от которой идет преобразование общества. По мнению либеральных феминисток, все женщины способны самостоятельно утверждать свое право быть равными с мужчинами .

Во многом, такая позиция исходит из классической концепции Просвещения о построении общества на принципах разума и равенстве возможностей. Применение этих принципов к женщинам положило основу либерального феминизма, развивавшегося в XIX веке такими теоретиками, как Джон Стюарт Милль , Элизабет Кэйди Стэнтон и другими. Поэтому особенно важным для них был вопрос о праве собственности для женщины как одном из основных прав, гарантирующих независимости женщины от мужчины.

Исходя из этого, изменения положения женщин могут осуществляться без радикального изменения общественных структур, как это предполагают другие направления феминизма. Для либеральных феминистов важны такие вопросы, как право на аборт, вопрос о сексуальных домогательствах, возможность равноправного голосования, равенство в образовании, «равная оплата за равный труд» (лозунг «Equal pay for equal work!»), доступность ухода за детьми, доступность медицинского обслуживания, привлечение внимания к проблеме сексуального и бытового насилия в отношении женщин.

«Чёрный» феминизм

Основные статьи : «Чёрный» феминизм , Вуманизм

«Чёрный» феминизм утверждает, что сексизм, классовое угнетение и расизм неразрывно связаны между собой . Формы феминизма, которые стремятся к преодолению сексизма и классового угнетения, но игнорируют расизм, могут быть дискриминационными по отношению ко многим людям, включая женщин, через расовые предубеждения. В Заявлении «чёрных» феминистов, разработанном «черной» феминистской лесбийской организацией «Коллектив реки Комби» (The Combahee River Collective ) в 1974 году , говорится, что освобождение чернокожих женщин влечет за собой свободу для всех людей, поскольку это предполагает конец расизма, сексизма и классового угнетения.

Одной из теорий, зародившихся в рамках этого движения, стал вуманизм Элис Уокер . Он возник как критика феминистского движения, в котором доминируют белые женщины среднего класса и которое в целом игнорирует угнетение по расовому и классовому признакам. Элис Уокер и сторонницы вуманизма отмечали, что чернокожие женщины испытывают угнетение в других и более интенсивных формах, чем белые женщины.

Постоколониальный феминизм возник из гендерной теории колониализма: колониальные державы часто навязывают колонизируемым регионам западные нормы. По словам Чиллы Бальбек, в настоящее время постоколониальный феминизм борется за уничтожение гендерного угнетения в рамках собственных культурных моделей общества, а не через те модели, которые навязывались западными колонизаторами. Постколониальный феминизм относится критически к западным формам феминизма, в частности, к радикальному и либеральному феминизму и их универсализации женского опыта. Это направление в целом может быть охарактеризовано как реакция на универсалистские тенденции в западной феминистской мысли и на недостаток внимания к гендерным вопросам в основном потоке постколониальной мысли.

Феминизм «третьего мира» - условное название для группы теорий, разработанных феминистами, сформировавшими свои взгляды и участвовавшими в феминистской деятельности в так называемых странах «третьего мира ». Феминисты из стран «третьего мира», такие как Чандра Талпад Моханти (Chandra Talpade Mohanty ) и Сароджини Саху (Sarojini Sahoo ), критикуют западный феминизм на том основании, что он этноцентричен и не принимает во внимание уникальный опыт женщин из стран «третьего мира». По словам Чандры Талпад Моханти, женщины в странах «третьего мира» считают, что западный феминизм основывает своё понимание женщины на «внутреннем расизме, классизме и гомофобии».

Отношения с другими общественно-политическими движениями

Многие феминисты занимают позицию целостного подхода к политике, веря в то, что однажды сказал Мартин Лютер Кинг-младший : «Угроза справедливости в одном месте есть угроза справедливости повсеместно». В соответствии с этим убеждением, некоторые феминисты поддерживают и другие движения, такие как движение за гражданские права, движение за права гомосексуалистов и лесбиянок, и с некоторого времени - движение за права отцов.

Феминизм в искусстве

Начиная с 1970 годов, одно из самых значительных преобразований в изобразительном искусстве было связано с пересмотром проблем пола. В начале 70-х годов кризис доверия к культуре модернизма , в котором доминировали мужчины, нашёл наиболее полное выражение в среде художниц-феминисток.

Нью-Йорк. «Женщины бунтуют»

Женские группы активно проявили себя в Нью-Йорке, где Коалиция работников искусства среди своих «13 требований», выдвинутых перед музеями, назвала необходимость «преодолеть несправедливость, веками проявляемую по отношению к художницам, установив при организации выставок, приобретении новых экспонатов и формировании отборочных комитетов, равную представительную квоту для художников обоих полов». Вскоре возникла «группа влияния» под названием «Художницы бунтуют» (Women Artists in Revolution, сокращенно WAR), протестующая против дискриминации женщин на ежегодных экспозициях в Музее Уитни. Члены группы ратовали за то, чтобы процент участниц был повышен с 7 до 50 процентов. В дальнейшем они предприняли шаги по организации собственных выставок и галерей.

В этой атмосфере дебатов о женском творчестве было сформулировано несколько ключевых идей, самые заметные из которых были изложены в эссе Линды Нохлин «Почему нет великих художников-женщин?», опубликованном в 1971 году в «Арт ньюз» и в каталоге к выставке «25 современных художниц». Предметом рассмотрения Нохлин стал вопрос, есть ли в женском творчестве какая-то особая женская суть. Нет, не имеется, доказывала она. Причины отсутствия среди женщин художников ранга Микеланджело Нохлин усматривала в системе общественных институтов, включая образование. Она настаивала на силе обстоятельств, проявляющих ум и талант в целом.

Художница Линда Бенглис сделала пресловутый демонстративный жест, бросив в 1974 вызов мужскому сообществу. Она сделала ряд фотографий, где, позируя как модель, пародировала типично мужской взгляд на женщин. В заключительной фотографии цикла она снялась обнаженной с фаллоимитатором в руке.

Влияние на Западное общество

Феминистское движение повлекло за собой различные изменения в западном обществе, в том числе предоставление женщинам права голоса в выборах; право подавать заявление на развод ; прав на владение имуществом; право женщин на контроль над собственным телом и право решать, какое медицинское вмешательство для них допустимо, в том числе выбор противозачаточных средств и аборты и другое .

Гражданские права

С 1960-х годов женское освободительное движение вело кампанию за следующие женские права, включающие равную с мужчинами оплату, равные законодательные права и свободу в планировании своей семьи. Их попытки привели к неоднозначным результатам .

Интеграция в общество

Некоторые из исключительно радикально-феминистических взглядов теперь приняты повсеместно как само собой разумеющаяся, традиционная часть политической мысли. Подавляющее большинство населения западных стран не видит ничего противоестественного в праве женщин голосовать, самостоятельно выбирать супруга (или не выбирать никого), владеть землёй - всего того, что показалось бы невероятным ещё сто лет назад.

Влияние на язык

В языках западного мира (в частности, в английском языке) феминистки зачастую являются сторонниками использования не-сексистского языка, например, используя обращение Ms. (Miss) по отношению к женщинам, независимо от того, состоят ли они в браке. Феминистки также выступают за выбор слов, которые не исключают один из полов, если речь идёт о явлении/понятии/предмете, свойственном и мужчинам, и женщинам, как например «супружество» вместо «замужества».

Английский язык предоставляет более глобальные примеры: слова humanity и mankind используются для обозначения всего человечества, но второе слово - mankind - восходит к слову man ‘мужчина’, и потому использование слова humanity предпочтительнее, так как оно восходит к нейтральному слову ‘человек’.

Во многих других языках (в том числе и русском) принято использовать грамматическое ‘он’, если пол человека, о котором идёт речь в предложении, неизвестен; более политкорректным с точки зрения феминиста будет использование в таких случаях ‘он или она’, ‘он/она’, ‘его/её’, ‘его или её’ и т. д. В большинстве случаев такое отношение к языку для феминистов означает уважительное отношение к обоим полам, а также имеет определённую политическую и смысловую окраску передаваемой таким образом информации.

Данные перемены в языковых требованиях также объясняются стремлением исправить элементы сексизма в языке, так как феминистки считают, что язык напрямую влияет на наше восприятие мира и понимание своего места в нём (см. гипотезу Сапир-Уорф - Sapir-Whorf Hypothesis). Однако, вполне возможно, что данный лингвистический вопрос не столь актуален для всех языков мира, хотя нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что английский язык стал одним из самых распространённых языков международного общения.

Влияние на мораль в образовании

Оппоненты феминизма заявляют, что женская борьба за внешнюю власть - как противоположность «внутренней власти», которая помогает оказывать влияние на формирование и поддержание таких ценностей, как этика и мораль - оставила вакуум, так как раннее роль морального воспитателя традиционно отводилась женщине. Некоторые феминистки отвечают на этот упрёк тем, что сфера образования никогда не была и не должна была быть исключительно «женской». Как парадокс, система домашнего образования (англ. homeschooling ) есть результат женского движения.

Аргументы и дискуссии подобного рода далее усугубляются в более крупных разногласиях, например, в войне культур, а также внутри феминистских (и анти-феминистских) рассуждений о том, кто ответственен за хранение общественной морали и такого качества, как милосердие .

Влияние на гетеросексуальные отношения

Феминистское движение, несомненно, повлияло на гетеросексуальные отношения как в западном обществе, так и в других странах, подвергшихся влиянию феминизма. В то время как в общем и целом это влияние оценивается как позитивное, отмечаются и некоторые негативные последствия.

В некоторых отношениях произошла перемена полюсов власти. В таких случаях и мужчинам, и женщинам приходится адаптироваться к сравнительно новым ситуациям, что иногда вызывает замешательство и смятение в привыкании к нетрадиционным для каждого пола ролям.

Женщины теперь более свободны в выборе открывающихся для них возможностей, но некоторые ощущают значительный дискомфорт от необходимости исполнять роль «суперженщины», то есть удержания балансирования между карьерой и заботой о домашнем очаге. В ответ на то, что в новом обществе женщине труднее быть «хорошей матерью», многие сторонники социалистического феминизма отмечают отсутствие достаточного количества учреждений дошкольного воспитания. В то же время, вместо перекладывания ответственности за воспитание и уход за детьми исключительно на матерей, многие отцы стали активнее включаться в этот процесс, признавая, что это и их ответственность тоже.

Начиная со «второй волны» феминизма имеют место и перемены в отношении сексуального поведения и морали. Свободный выбор средств предохранения от незапланированного зачатия способствует тому, что женщины чувствуют себя более уверенно в сексуальных отношениях. Не последнее место в этом играет и изменение общественного мнения по отношению к женской сексуальности. Сексуальная революция позволила женщинам раскрепоститься, а обоим полам - получать большее удовольствие от интимной близости, так как оба партнёра чувствуют себя теперь свободными и равными.

Несмотря на это мнение, некоторые феминистки считают, что результаты сексуальной революции благоприятны только для мужчин. Дискуссия на тему «является ли супружество институтом притеснения женщин» продолжает быть актуальной. Те, кто рассматривает брак как инструмент угнетения, делает выбор в пользу сожительства (то есть так называемого фактического брака).

Влияние на религию

Феминизм также оказал влияние на многие аспекты религии .

В либеральных ответвлениях протестантского христианства женщины могут быть членами духовенства . В реформизме и реконструктивизме женщины могут стать «священниками » и певчими. Внутри этих групп христианского реформизма женщины постепенно стали более или менее равны мужчинам посредством доступа к высокопоставленным постам; их перспектива теперь - в исследовании и новом истолковании соответствующих верований.

Эти тенденции, однако, не поддерживаются в исламе и католичестве . Набирающие силу деноминации ислама запрещают мусульманкам быть в составе духовенства в каком бы то ни было качестве, включая занятия теологией . Либеральные движения внутри ислама всё же не оставляют попыток провести некоторые реформы феминистского характера в мусульманском обществе. Католическая церковь традиционно не допускает женщин в ряды духовенства любого ранга, за исключением принятия монашества .

Мужчины и феминизм

Хотя основную массу последователей феминистского движения составляют женщины, мужчины тоже могут быть феминистами.

Некоторые феминистки всё же считают, что мужчины не должны занимать лидерские позиции в феминистском движении в силу их природного напористого стремления к власти и доминированию в любой иерархии, что приведет в конечном итоге к примению этой тактики к феминистским организациям.

Другие считают, что женщины, предназначенные природой подчиняться мужчине, не смогут полностью раскрыть и выразить свои собственные лидерские качества, работая в слишком тесном сотрудничестве с мужчинами. Такая точка зрения является проявлением сексизма .

Несмотря на это, многие феминистки принимают и одобряют поддержку движения со стороны мужчин. Сравните про-феминист, гуманизм , маскулизм .

Перспектива: Природа современного движения

Многие феминисты считают, что дискриминация по отношению к женщинам всё ещё существует как в странах Европы и Северной Америки, так и во всех остальных странах мира. Среди феминистов существует много разных мнений касательно глубины и широты существующих проблем, их идентификации и способов борьбы с ними. Экстремальные группы включают таких радикальных феминистов, как Мэри Дейли (Mary Daly), которая придерживается мнения, что мир был бы намного лучше, если бы в нём было намного меньше мужчин. Есть и диссиденты, среди которых Кристина Хофф Соммерс (Christina Hoff Sommers) и Камилла Паглиа (Camille Paglia) - феминистки, которые обвиняют феминистское движение в пропаганде антимаскулинных предрассудков. Многие феминистки ставят под вопрос их право называть себя феминистками.

Многие феминистки, однако, также ставят под вопрос применение термина «феминист» к тем, кто поддерживает любые формы насилия по отношению к любому полу, или к тем, кто не признаёт фундаментального принципа равенства полов. Некоторые феминистки, такие как Кейта Поллитт (Katha Pollitt) - автор работы «Разумные создания» (Reasonable Creatures) и Надин Строссен (Nadine Strossen) - автор «Защищая порнографию» (Defending Pornography), трактата на тему свободы слова, считают, что в основе феминизма лежит утверждение «Прежде всего, женщины - люди», а любые утверждения, целью которых становится разъединять людей по половому признаку вместо того, чтобы их объединять, должны называться сексистскими, а не феминистскими, что позволяет признать их слова ближе к эгалитаризму , чем к классическому феминизму.

Проходят дебаты и между феминистами-дифферециалистами (difference feminists), такими как Кэрол Гиллиган (Carol Gilligan) с одной стороны, которые придерживаются мнения о том, что существуют важные различия между полами (врождённые или приобретённые, но которые нельзя не учитывать), и феминистами, считающими, что различий между полами нет, а есть лишь только роли, которые общество навязывает людям в зависимости от их пола. Учёные современности расходятся во мнениях в вопросе о том, существуют ли более глубокие врождённые различия между полами, чем анатомические, хромосомные и гормональные. Вне зависимости от того, сколько и какие различия существуют между полами, феминистки соглашаются с тем, что эти различия не могут быть основой для дискриминации одного из них.

Критика феминизма

Основные статьи : Антифеминизм , Мужское движение

Феминизм привлекает к себе внимание тем, что он привнёс существенные перемены в западное общество. Хотя в целом многие принципы феминизма общеприняты, некоторые из них продолжают подвергаться критике.

Некоторые из критиков (как мужчины, так и женщины) считают, что феминистки сеют вражду между полами и пропагандируют идеи мужской неполноценности. Американский анархист, сюрреалист и исследователь теории заговора Роберт Антон Уилсон в своей работе «Андрофобия» отмечает, что если в некоторых феминистских сочинениях заменить слова «мужчина» и «женщина» на соответственно «чернокожие» и «светлокожие», то в результате эти произведения будут звучать как пропаганда расизма. В то время как некоторые феминистки не соглашаются с тем, что мужчины в равной степени с женщинами не выигрывают от патриархального уклада жизни, другие феминистки, особенно феминистки т. н. «третьей волны» придерживаются противоположного мнения и считают, что равенство полов подразумевает отсутствие угнетения любого пола .

Американский исследователь НЛО Роберт Шифер считает, что говоря о равноправии полов, феминистки современности тем не менее пропагандируют идеологию, в центре которой стоит женщина. Он пишет об этимологии и символике современного феминизма, утверждая, что феминистки неизменно уделяют повышенное внимание только к тем вопросам, которые относятся к женщинам. По мнению Фишера, такая подача материала заставляет последователей этой идеологии видеть мир лишь через призму женских проблем, тем самым искажая восприятие мира и вырабатывая стойкие предрассудки. Эта группа критиков говорит о необходимости введения и перехода к новому термину, характеризующему такое нейтральное по отношению к полу движение, как «эгалитаризм» . Этот термин мог бы прийти на смену термину «феминизм», когда подразумевается течение мысли, которое стало уже почти универсальным в западных странах - убеждение в том, что и у мужчин, и у женщин есть равные права и возможности .

Критики феминизма утверждают, что в странах Запада теперь из-за феминистского движения фактически мужчины подвергаются дискриминации. Роберт Уилсон в своей статье приводит цифру, согласно которой уровень суицида у мужчин в США в четыре раза выше, чем у женщин; что эти данные существенно увеличились в период с 1980-х по 1990-е годы; что 72 % всех самоубийств совершены белыми мужчинами; что чуть более половины всех самоубийц - взрослые мужчины в возрасте 25-65 лет. По мнению Уилсона, США становится страной, где мужчины, в особенности светлокожие, становятся жертвами серьёзной дискриминации, ссылаясь при этом на данные «мировой статистики» .

По мнению некоторых критиков феминизма, примером дискриминации мужчин не только в России, но и во многих других странах, является служба в армии по призыву. Хотя Конституция РФ распространяет воинскую повинность на всех граждан, фактически призыву подлежат лишь мужчины, что критики считают прямой дискриминацией по половому признаку, при этом необходимо отметить, что этот факт является результатом государственной политики, а не деятельности феминисток. Они обращают внимание на тот факт, что в Израиле воинская повинность распространяется на всех граждан, вне зависимости от пола.

«Осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, кроме осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста.»

«По достижении ребенком четырнадцатилетнего возраста суд освобождает осужденную от отбывания наказания или оставшейся части наказания либо заменяет оставшуюся часть наказания более мягким видом наказания».

По мнению критиков феминизма, женщины пользуются более мягкими условиями заключения, к ним не могут применяться наказания в виде лишения свободы в колониях строгого и особого режимов в соответствии со ст. 74 Уголовно-исполнительного кодекса . Обращается также внимание, что в законодательстве ряда стран применение смертной казни допускается только для мужчин, что входит в явное противоречие с концепцией о равенстве полов. Ряд критиков феминизма считает, что данная ситуация, тем не менее, не привлекает внимания феминисток.

По мнению критиков, в частности, консервативного социолога Кристины Соммерс, для современного феминизма характерен однобокий, односторонний взгляд на вещи, когда не замечаются очевидные факты, неудобные феминизму, а малозначительные факты, идущие ему на руку, раздуваются до огромных размеров

Многие противники феминизма настроены против феминистского движения потому, что считают его причиной разрушения традиционного уклада жизни и уничтожения привычных ролей, традиционно предписанных мужчинам и женщинам в зависимости от их пола. В частности, американский адвокат, специализирующийся на защите мужских прав, отмечает, что между мужчинами и женщинами существует целый ряд естественных различий, и что всё общество только выигрывает от их признания .

Противники феминизма также считают, что дети развиваются гармоничнее, если они воспитываются в семье, где есть мужественный отец и женственная мать. Об этом также пишет Ричард Дойл в своем «Мужском манифесте». Он считает, что разводы , неполные семьи или семьи с гомосексуальными партнёрами рассматриваются как более существенная угроза развитию ребёнка, нежели проживание в полной семье с частыми конфликтами между родителями, или в таких, где оба родителя являются слабыми образцами для подражания. Обязательное стремление к такой модели семьи иногда подвергается критике как нечто ненужное и идеализированное .

Раздаются голоса критиков, утверждающих, что социальные перемены и законодательные реформы зашли слишком далеко, и что теперь они оказывают негативное влияние на семейных мужчин, у которых есть дети. Например, американский писатель и автор мужских бестселлеров 1970-х годов Уоррен Фаррелл утверждает в статье «Женское тело - женское дело», что в судебных слушаниях об опекунстве права отцов явно ущемляются, так как предпочтение на опекунство детей чаще всего отдаётся матерям, а не отцам. В связи с этим стали образовываться организации, целью которых стала борьба за права отцов .

Некоторые мужчины - противники феминизма также выражают беспокойство по поводу того, что широко распространённая вера в существующий т. н. «стеклянный потолок» в карьере для женщин приводит к тому, что женщин часто продвигают по службе с целью создания хорошего имиджа для компании, а не основываясь на объективной оценке их талантов и способностей. Такое явление можно сравнить с т. н. «защищающим актом» (affirmative action), целью которого было (и есть) в США защитить права национальных меньшинств (в частности, афро-американцев) при приёме на работу.

Существует также группа так называемых палео-консерваторов, в числе которых Джордж Гилдер (George Gilder) и Пэт Бьюканан (Pat Buchanan); они считают, что феминизм породил общество, которое фундаментально порочно, не имеет будущего и в конце концов погубит само себя. Эта группа противников феминизма утверждает, что в тех странах, где феминизм продвинулся дальше всего, показатели уровня рождаемости неуклонно снижаются, а уровень иммиграции (зачастую из тех стран, где отношение к феминизму крайне негативное) - самый высокий. В США т. н. «либеральные» религиозные группы, относящиеся к феминизму благосклонно, отмечают снижение уровня роста церковного прихода как со стороны новообращённых, так и тех, кто вырос в этой религиозной среде. В настоящее время в США ислам - стремительно увеличивает число своих сторонников, в то время как это вероисповедание относится к феминизму с ярко выраженным неприятием.

Хотя усилия, направленные на поддержание контроля над сексуальными домогательствами на рабочих местах, поддерживаются почти повсеместно, есть и те, кто считает практику разрешения конфликтов такого рода косвенной дискриминацией против мужчин, так как в большинстве случаев правосудие склонно вставать на сторону женщины, а случаи, где в качестве истца предстаёт мужчина, редко воспринимаются всерьёз. Начиная с 1990-х годов, Верховный суд США усложнил процедуру рассмотрения случаев заявленного сексуального домогательства .

Представители пост-колониального феминизма критикуют западные формы феминизма, в особенности радикальный феминизм, и их основу - стремление представить жизнь женщины в обобщённом, универсальном свете. Феминистки этого типа считают, что этот принцип основан из расчёта того, какие ущемления в правах испытывают женщины-представительницы среднего класса со светлой кожей, и не учитывает трудностей, с которыми приходится сталкиваться тем женщинам, кто подвергается расовой или классовой дискриминации.

Феминизм - это явление, которое можно рассматривать как минимум с двух сторон. Во-первых, это политическое движение, связанное с борьбой женщин за равноправие. Именно этот аспект часто ассоциируется с классическим феминизмом, в частности с движением суфражисток, которые требовали предоставить женщинам право голоса на выборах. Нам кажется, что подобные проблемы остались в далеком прошлом, но на начало XX века женщины не имели избирательных прав практически нигде в мире. В результате побед ранних феминисток мы счастливо об этом забыли.

Во-вторых, феминизм - это интеллектуальное движение, по сути, течение в философии, которое по своему содержанию и аргументации гораздо более разнообразно, чем классический политический феминизм.

Происхождение понятия

Термин «феминизм» возникает в начале XIX века. Под ним в публицистике этой эпохи понимается совокупность качеств, присущих женщине. Так же как есть специфические мужские черты - мужественность, есть и феминность, или «феминизм».

К концу XIX столетия в контексте суфражистского движения появляется слово «феминистка», изначально французское, которым называют активисток женского движения. Таким образом, к началу XX века значение термина постепенно меняется. Последние 100 лет под феминистками мы уже определенно понимаем женщин, которые борются за свои права. Причем права эти могут пониматься по-разному, и борьба не всегда сводится к требованиям формального политического равенства.

Истоки феминизма

Идеи, близкие феминизму, циркулируют в западной культуре со времен Античности. В пятой книге «Государства» Платона, например, сообщается, что нет никаких препятствий для того, чтобы женщина была правителем. Если женщина достаточно разумна и талантлива, то она должна обладать теми же правами, что и наиболее разумные и талантливые мужчины. Элементы феминизма можно находить и в Средние века, и в эпоху Возрождения.

Первой феминисткой обычно называют англичанку Мэри Уолстонкрафт, жившую в конце XVIII столетия. В трактате «Защита прав женщины» она ставит вопросы, связанные с судьбой женщины: насколько женщина отлична от мужчины, насколько справедливы обвинения женщины в недостатке у нее разума, как на роль женщины влияет материнство и домашний труд. Главный лозунг Уолстонкрафт, вызвавший скандал, состоит в том, что женщина может самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Несколько в тени Уолстонкрафт остается ее соотечественница Мэри Эстел, опиравшаяся на рационалистическую философию Декарта, не делавшего разницы между мужчинами и женщинами. Уолстонкрафт аналогично находится под влиянием Руссо и полемизирует с ним. Когда мы читаем эти ранние тексты, карикатурный образ феминисток рассыпается: они предлагают разностороннюю, часто ироническую и подчас неожиданную аргументацию. Например, Эстел в качестве возможной альтернативы замужества и перехода женщины «в собственность мужчины» обсуждала создание женских «светских монастырей».

В числе первых феминистов был по крайней мере один мужчина, классик либеральной философии Джон Стюарт Милль, который в 1869 году опубликовал трактат «Подчиненность женщины» в защиту женских прав. Большинство мужчин, однако, были настроены резко против феминизма. Отчасти они просто не могли понять, чего хотят эти женщины. Один автор-мужчина даже заявил в ответ на публикацию трактата Уолстонкрафт, что требование защиты прав женщин столь же нелепо, как требование защиты прав домашних животных. В ответ на движение суфражисток было сформулировано и «классическое опровержение»: феминистками якобы становятся только очень некрасивые женщины, которые не могут рассчитывать на то, чтобы найти себе достойного мужа.

Первая и вторая волна феминизма

Первую волну феминизма определить проще всего. Это борьба женщин за политическое равноправие и за возможность избирать и быть избранными на выборах. Первые феминистки апеллировали к либеральным лозунгам: люди обладают равными правами вне зависимости от пола.

Суфражистки были очень мощным движением публичной политики в Великобритании и США: женщины объединились и добились желаемого. В 1920 году в США была принята 19-я поправка к Конституции, согласно которой пол не может быть препятствием для ограничения на участие в политической жизни и, в частности, на участие в выборах. После этого многим казалось, что феминизм закончился, потому что своей основной цели женщины достигли, а другие проблемы могут быть решены политиками, избранными женщинами на выборах.


// Official_program_-_Woman_suffrage_procession_March_3,_1913

Вторая волна феминизма возникает в 60-е годы XX века и представляет собой уже гораздо более сложное явление. Угнетение здесь уже не сводится к запрету женщинам участвовать в политической жизни. Оказалось, что политическое равенство не исключает угнетения в семье, угнетения на рабочем месте. Ключевой текст этой эпохи - это «Второй пол» Симоны де Бовуар. Феминистки второй волны критикуют представление о том, что основным предназначением женщины является материнство, понятое как затворничество и отказ от карьеры, забота о доме. Они оспорили тезис о том, что женщины не должны стремиться к тому, чтобы проявлять себя за пределами этого «женского мира». О том, что якобы мужчина - природный экстраверт, женщина - природный интроверт, и это социальное разделение труда предопределено навсегда некими естественными правилами.

Список тем, которые ассоциируются с феминизмом, в этот момент сильно расширяется: теперь это насилие (реальное, домашнее, символическое - например, мальчикам говорят «не будь как девчонка», как будто быть девчонкой - это нечто оскорбительное), критика навязанных гендерных ролей, вопрос об , неоплачиваемый домашний труд осознаются как социальная проблема. В целом речь идет о проблематизации фигуры женщины в культуре.

Вторая волна не добилась реализации своих целей в полном объеме, проблемы, о которых писали феминистки 60-х годов, сохранились и в сегодняшнем мире. Но в период второй волны происходит настоящая социальная революция: женщины на Западе массово выходят на рынок труда, что приводит и к резкому росту богатства общества, и к совершенно новому представлению о реальной гендерной политике.

Третья волна феминизма

Третья волна феминизма, начало которой связывают с 90-ми годами XX века, представляет собой попытку применить к гендерным исследованиям актуальные философские идеи, в первую очередь идеи постструктурализма, а также постколониальную теорию. Дискуссия здесь строится в основном вокруг понятия идентичности. В целом на этом этапе уже довольно трудно говорить о некотором теоретическом единстве идей феминизма.

Ключевая тема для феминисток третьей волны - осознание, что на самом деле вопрос не сводится к тому, что есть женщины, а есть мужчины. Вопрос сводится к попытке понять, как именно эти гендерные роли, мужская и женская, конструируются, как мы становимся мужчинами и женщинами. Что заставляет нас быть мужчиной или женщиной? Здесь же возникает вопрос о том, что могут существовать и другие гендерные роли. Исследованием множества гендерных идентичностей занимается квир-теория.

В третьей волне особенно выделяется движение Riot Grrrl , выстроенное вокруг эстетики не только освобожденной, но и наделенной властью (empowered) женщины, которая способна быть самодостаточной, талантливой, лидирующей в социальном мире - и в этом смысле превосходящей мужчин. Riot Grrrl заявили, что push-up bra не противоречит наличию brains , и вернули в обиход агрессивный макияж и высокие каблуки, которые еще недавно считались классическим символом угнетения со стороны мужчины.

Таким образом, феминизм третьей волны стремится к свободе в том числе от тех ограничений, которые были навязаны старым феминизмом.

Либеральный, марксистский и радикальный феминизм

Хронологию волн феминизма имеет смысл дополнить представлением об идеологической структуре движения.

Либеральный феминизм предполагает, что феминизм - это в первую очередь история о равенстве прав мужчин и женщин. Как только мы гарантируем формальное и содержательное равенство прав, мы можем считать, что, так же как мы когда-то решили вопрос с расизмом, мы решили вопрос и с гендерным неравенством.

Либеральный феминизм - это мейнстрим, и в западном мире большие политические партии ориентированы именно на него. Западная политкорректность в отношении женщин - это также в первую очередь продукт либерализма.

Вторая разновидность - это марксистский феминизм. Марксистский феминизм предполагает, что угнетение женщин - это частный случай капиталистического и классового угнетения. Иными словами, в экономике существует эксплуатация наемных работников, и женщины - это один из видов людей, которых эксплуатируют. Так же как в XIX столетии и позже эксплуатировали рабочих, так и женщин заставляют работать на мужчин. Марксистский феминизм интересен тем, что в качестве своей центральной темы вводит проблему неоплачиваемого, бесплатного домашнего труда. Есть ученые-марксисты, которые утверждают, что основа мировой экономики - это труд домохозяек, который никак не оценивается, но при этом вносит ключевой вклад в наше благосостояние.

В марксистский феминизм внесла большой вклад Россия, и об этом не стоит забывать. Правительство большевиков в начале 1920-х годов стало с точки зрения гендерного равенства: было гарантировано формальное политическое равенство, формальное избирательное равенство, женщин учили грамоте, пытались освободить от «кухонного рабства» через открытие централизованных пролетарских столовых. Были сделаны и те ходы, которые для Западной Европы на тот момент были неприемлемыми. В частности, был декриминализован аборт. Самая известная защитница прав женщин среди большевиков - Александра Коллонтай. После первых годов советской власти отношение к женщинам становится постепенно более консервативным. Но до товарища Сталина мы были передовой феминистической державой.


Радикальный феминизм, третий тип феминистических теорий, предполагает, что всего этого недостаточно, потому что мужчины в любом случае заинтересованы в сохранении режима патриархата. Патриархат в данном случае - это специальный термин, указывающий на принцип культурного, политического и экономического доминирования мужчин. В патриархате мужчина - добытчик, мужчина - это тот, кто делает, а женщина - та, кто ждет, женщина - бесплатная бытовая и сексуальная прислуга.

В случае с радикальным феминизмом мы имеем теорию, которая предполагает, что на самом деле все старые термины политической философии были придуманы мужчинами, они не схватывают самого главного. Что проблема не в эксплуатации, не в наличии классов, не в буржуазии, не в государстве, проблема в том, что существует режим патриархального правления и частным случаем угнетения является угнетение одних мужчин другими, в то время как фундаментальным институтом угнетения является именно гендерное.

Сила и одновременно слабость радикального феминизма заключается в том, что в каком-то смысле слова феминистки выступают против не только различных отсталых форм социального устройства, но и против нынешней либеральной демократии западного типа. Из многочисленных идей радикального феминизма стоит упомянуть «лесбийский сепаратизм». Она состоит в том, что женщины вообще не должны вступать в сексуальные отношения с мужчинами, потому что любая форма сексуальных отношений с мужчиной так или иначе становится продолжением многовековой традиции угнетения. Ритуалы романтической влюбленности, например, не более чем форма покупки женского тела и контроля над женскими эмоциями.

Литература

Литература по феминизму чрезвычайно обширна. В качестве введения в тему я бы рекомендовал публицистическую, но очень яркую книгу Наоми Вульф «Миф о красоте», которая позволяет иначе взглянуть на всем знакомые социальные практики, такие как глянцевые журналы, диеты или работа женщин в офисе. Очень емким теоретическим и историческим введением является работа Валери Брайсон «Политическая теория феминизма». Хорошее представление о современном радикальном феминизме дает работа Кейт Миллет «Политика пола». Тем, кто сомневается, что феминистки способны на утонченную и нетривиальную философскую аргументацию, рекомендую заглянуть в тексты Джудит Батлер.

Вся история человечества представляет собой череду практически непрерывной борьбы между народами, отдельными людьми, социальными группами и даже между мужчинами и женщинами.

Параллельно история человечества, является историей угнетения слабых более сильными. И поскольку женщина в физическом отношении относительно слабее мужчины, на протяжении веков и тысячелетий наблюдалось ограничение женщин в правах и даже насилие над ними.

В 18-ом веке активизировалась борьба женщин за свои права и прекращение насилия со стороны сильного пола.

Об этом сегодня у нас и пойдет речь.

История зарождения феминизма

Как говорят историки, термин «феминизм» был изобретен одним из основоположников утопического социализма Оуэном. В утопиях описывалось идеальное общество, в котором все люди равны независимо от возраста и пола. Каждый может трудиться на любой работе, занимать любые должности и не подвергаться насилию со стороны других.

  • Слово «феминизм» происходит от латинского femina – женщина.

Более углубленно теоретические основы феминизма разработал основоположник коммунистической теории Фридрих Энгельс.

Феминизм, как идеология и социальное движение зародился в 18-ом веке, как раз на момент бурного развития капитализма и индустриализации человеческого общества.

Это дало возможность богатым женщинам принять активное участие в жизни общества.

  • Первоначально дамы высшего света пожелали принимать участие в политической деятельности и управления страной.
  • Далее естественным образом возникла необходимость выравнивания прав женщин и мужчин. Поскольку как женщина может участвовать в политике, в не обладая правами?

Однако здесь проблему создавало относительно низкое образование слабого пола.

Будучи замкнутой в семейной жизни, женщине не требовалось широкого образования в различных сферах знаний. Достаточно было обладать навыками ведения домашнего хозяйства и воспитания детей.

На этом этапе возникает конспирологическая теория , но почему, именно в эпоху раннего капитализма возникла необходимость начать активную борьбу за права женщин?

Некоторые политологи высказывают мнение, что причиной эмансипации была вовсе не забота о правах слабого пола, а возросшая потребность в рабочей силе.

Капитализм не может существовать без постоянного расширения. А для расширения производства требуются все новые и новые рабочие руки.

Как известно из истории, индустриализация и капитализм в первую очередь начали развиваться в Англии. Так вот, когда капиталистам понадобилось больше рабочих рук для расширения производства, крестьян просто согнали со своей земли и превратили в бродяг.

Несчастным не оставалось ничего иного, кроме как наниматься на фабрики трудиться по 18 часов в сутки без выходных за жалкие гроши.

Но капитализм все расширялся и расширялся, рабочих рук требовалось все больше и больше.

В то время еще не придумали приглашать мигрантов из развивающихся стран. Поэтому британские капиталисты обратили внимание на единственный еще незадействованный ресурс – женщин.

  • Женщины в то время не работали, а занимались исключительно домашним хозяйством.
  • Но нельзя же просто так взять, и забрать женщину, хозяйку, мать нескольких детей из семьи на фабрику?
  • Чтобы освободить женщин и дать им возможность работать на фабриках, необходимо было сначала разрушить семью.

Казалось бы спорный вопрос, но статистика доказывает, что именно это и произошло. По достоверным данным в результате активизации феминизма в Западной Европе рождаемость сократилась в два раза. Сегодня возобновление населения даже не способно обеспечить физическое выживание государств. Чтобы пополнить народонаселение, правительства западных стран вынуждены приглашать мигрантов.

Весьма любопытно, что на момент зарождения и активизации феминизма в Англии - это движение получило мощную поддержку в средствах массовой информации. Любые попытки высказаться против, жестко пресекались, а авторы публикаций с критикой феминизма подвергались остракизму.

На первоначальном этапе массы женщин были воодушевлены перспективами получения равных прав и освобождением от насилия. Однако, когда ориентированные на семью дамы увидели, что феминизм привел в реальности к свободе от семьи и материнства – миллионы женщин отвернулись от феминистской идеи.

Получить одиночество, не иметь возможности рожать и воспитывать детей, а взамен получить право по 18 часов батрачить на капиталиста, такие перспективы слабо воодушевляли.

Вторая волна феминизма произошла в шестидесятые годы двадцатого века, во времена расцвета экзотических культов и сексуальной революции.

На этот раз молодых женщин попытались соблазнить сексуальной свободой и развлечениями.

Кстати, аналогичная стратегия для добровольно-принудительного освобождения женщин применялась в первые годы после революции 1917-го в Советской России.

Одна из первых российских феминисток Александра Коллонтай предложила теорию «стакана воды» в сексуальном поведении женщин.

Западные СМИ обычно представляют Советский Союз, как тоталитарное государство, в котором граждане не имели никаких прав.

Однако в реальности, именно в Советском Союзе, концепция и основные идеи феминизма были воплощены в реальность намного раньше, чем в Западной Европе.

Когда в Европе женщины еще только боролись за свои права, в Советском Союзе уже были введены квоты на представительство женщин в администрации и правительственных органах. Все права и свободы для женщин, заявленные феминизмом, были реализованы в СССР еще в двадцатые-тридцатые годы прошлого века.

Тогда как в Западной Европе права женщины получили только к 70-м годам.

И какие же права получили женщины? Право на аборт. Право одной воспитывать ребенка. Безотцовщина как следствие освобождения женщин от мужского «пьянства и избиений», как выразился герой детективов Эрла Гарднера, адвокат Мэйсон.

Женское одиночество и безотцовщина были частично компенсированы практикой алиментов для бывших мужей.

Однако далеко не всех женщин удовлетворила такая эмансипация и полученные права.

В восьмидесятые годы XX века популярность феминизма резко упала.

Для возобновления интереса к феминизму в начале XXI века теневые кукловоды начали привлекать к развитию движения представителей ЛГБТ сообщества.

В современную эпоху все ведущие мировые феминистки – активные и открытые лесбиянки. Такого рода освободители уже не просто требуют равных прав, а полного разрушения семьи и устранения мужчины из жизни женщины.

Популяризируется идея «женского мира» вообще без мужчин.

Понятно, что феминизм, как борьба за права женщин принес множество положительных моментов.

Но факт есть факт, семья, как базовый институт и основа человеческого общества, к настоящему моменту серьезно подорвана.

Стали ли от этого женщины более счастливы, вопрос спорный.

Как это обычно бывает, освободители никогда не спрашивают освобождаемых, хотят ли они освобождаться на самом деле и от чего.

Современный феминизм в западных странах породил такое своеобразное явление, как харассмент или сексуальное домогательство.

Просто за попытку познакомиться с девушкой мужчину могут привлечь к суду и в лучшем случае оштрафовать на большие деньги.

У всех на слуху случаи, когда знаменитых людей в США и Западной Европе за случаи харассмента лишали всех титулов и фактически выбрасывали из жизни.

Такая ситуация привела к возникновению у мужчин страха перед женщинами.

Мужчины не только не хотят жениться и создавать семьи, а просто боятся подходить к дамам.

Руководители предприятий в США сидят в кабинетах со стеклянными стенами. Это для того, чтобы снаружи свидетели видели и могли подтвердить, что босс не пытался приставать к пришедшей на прием сотруднице.

В результате активных действий феминизма мужчина в семье полностью потерял всякие права. Сегодня мужчина в европейской семье больше не является главой. Современный мужчина в семье более бесправен, нежели женщина в самые мрачные и дикие времена прошлого.

По этой причине количество мужчин, желающих жениться и построить семью, резко сократилось. а количество разводов выросло до немыслимых цифр.

Такие результаты феминизма не удовлетворяют нормальных женщин, поэтому сегодня очень слабо и медленно, но начинает зарождаться женское движение за права мужчин.

Почему женщины хотят быть главнее мужчин

Вопрос представляется чисто риторическим. Любое живое существо пытается занять лидирующие позиции в сообществе. Лидер всегда обладает большими возможностями для самореализации. Грубо говоря, получает лучшие куски пищи.

Позиция лидера позволяет использовать энергетические и интеллектуальные ресурсы подчиненных для усиления собственного жизненного процесса.

Так что нельзя утверждать, что именно женщины хотят быть главнее. Даже у животных мы видим совершенно аналогичную борьбу за лидерство. Таковы законы Природы.

Кто такая феминистка

Говоря простыми словами, феминистка – это женщина, которая борется за свои права. Более точно – за свои права, которые отнимаются у мужчин.

В подтверждение своей аргументации феминистки приводят ужасающие статистические цифры о количестве изнасилований, о домашнем насилии, более низкой зарплате женщин за равный труд, о слабом представительстве женщин в государственном управлении, о сексизме как разновидности дискриминации на гендерном основании.

Можно сказать, что феминистка – это женщина, не только убежденная необходимости борьбы за отнятие прав у мужчин, но и активно пропагандирующие свои убеждения.

Мифы и заблуждения о женском движении

Основной миф о феминизме – это то, что речь идет о равных правах для женщин, как у мужчин.

Однако в реальности речь не идет о равных правах для всех, а о получении дополнительных прав именно для женщин, вне зависимости от того, ущемляет ли это права мужчин или нет.

Возвращаясь к истории феминизма, можно заметить, что, кроме многочисленных заявлений о гендерной дискриминации, о сексизме со стороны мужчин и насилии, кроме редких публичных акций, никакой борьбы за права женщин на самом деле не было.

Как только женщины начинали активно заявлять о каких-либо правах, эти права были немедленно и без вопросов предоставлены.

И в этом смысле уместно еще раз вспомнить про конспирологию. Такая вот странная борьба без борьбы наводит на мысль о четкой синхронизации действий властей и феминистких движений.

Как будто бы для введения новых прав для женщин бывало достаточно всего лишь небольшого запроса, а власти уже сами давно хотели подтвердить эти права.

  • Как бы женщины сами захотели освободиться от «семейного рабства», чтобы быстренько устроиться на фабрику.
  • Как будто бы женщины сами попросили разводов, одиночества и абортов вместо семейного счастья.
  • И только злобные эгоисты мужчины препятствовали вовлечению прекрасных дам в трудовую, общественную и политическую жизнь.

Еще раз уточним, что это всего лишь конспирологическая теория , а не собственные мысли и убеждения автора.

Еще один распространяемый феминистками миф – это то, что женщины до сих пор бесправны и находятся в угнетенном положении.

В реальности прекрасные дамы не только сохранили все привилегии темного прошлого, но и приобрели массу новых прав, по факту отняв ряд существенных прав у мужской половины человечества.

Третий распространенный миф, что феминизм – это свободное волеизъявление женщин и независимое общественное движение.

В реальности достоверно подтверждены факты спонсирования феминистского движения такого рода благотворительными организациями, как фонд Джорджа Сороса и фонд Карнеги.

А последнее фонды известны, в частности, мощным финансированием цветных революций, пропагандой абортов и интерпретации семьи как архаического, бесполезного социального института.

Во время перестройки в Российской Федерации, фондами Сороса и Карнеги были организованы и финансировались бесплатные медицинские клиники, в которых забеременевших женщин буквально уговаривали и убеждали к прерыванию беременности.

Такая практика в итоге привела к сокращению населения на несколько миллионов человек.

Какие цели на самом деле преследует феминистское движение? На самом ли деле обретенные права сделали жизнь женщин более свободной, справедливость, безопасной и счастливой?

Все эти вопросы все еще требуют серьезных научных исследований.

Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

Российский феминизм существует больше 150 лет - чуть меньше, чем брюки клёш, и намного больше, чем мобильная связь. Это слово знают все, но что оно означает, понимают немногие. Возможно, поэтому феминистка ассоциируется у коллективного разума с недовольной девочкой, которая, как и родительский комитет, жаждет запретить всё, что неудобно упирается в ее картину мира.

В Международный женский день, когда принято не только дарить цветы и конфеты, но и напоминать о том, что у женщин есть права, мы решили разобраться в феномене российского феминизма. Нам помогают в этом психолог, социолог и феминистка.

Для начала немного истории (пропустите ее, если и так в курсе).

Откуда они взялись?

В нашей стране феминизм появился еще в середине позапрошлого века, когда женщины организовались и потребовали доступное образование, оплачиваемую работу и право голоса. Последнее слабому полу даровали в 1917 году. Первое время большевики и участницы фемдвижения двигались в одном направлении - сказалась дружба феминисток и радикальной интеллигенции на закате царской России, однако со становлением советской власти теплые отношения кончились. Аборты сначала разрешили, потом запретили. При Сталине усложнили процедуру развода, упразднили женотделы и страна вернулась к традиционной гендерной иерархии.

Следующие полвека феминистки практически провели в подполье. Изредка им удавалось участвовать в делах государства, но эти подвижки сложно назвать успешными: например, в 1960-х годах снова появились женсоветы, но повестку на них устанавливали не участницы организаций, а члены партии. Первые женские журналы («Женщина и Россия», «Мария») тоже были подпольными, а за феминистками следили агенты КГБ.

Открытым фемдвижение стало после перестройки. Оно поделилось на десятки течений, участницы которых выступают и за равноправие, и за радикальную смену образов, есть даже культурный и экофеминизм. Российское законодательство, на первый взгляд, тоже подстроилось под активных женщин: аборты разрешены, развестись - просто, да и возглавить отдел или целое предприятие сегодня можно.

Что другие знают о феминистках?

Видео: Сергей Федосеев / 59.RU

За что и против кого они борются?

То, что женская борьба в России не прекращалась никогда, отмечает психолог Игорь Лях , он же подчеркивает, что эта борьба сменила вектор: теперь женщин на протест толкают не явный недостаток прав и свобод, а другие женщины. Например, спор внутри гендера: одни - сторонницы естественной красоты, а другие выступают за депиляцию. В итоге спор из-за бритых подмышек перерастает в настоящий конфликт.

Фото: Татьяна Фатеева / NGS.RU

Унизительно ли то, что женщина снимает себя красивую и размещает на аватарку в социальных сетях? Одни феминистки скажут, что она позорит женский род, зазывая своим телом мужчин, другие - что она так себя видит, а потому имеет право. Внутри сообщества исчезает однородность, - рассуждает Лях. - Человек - сам по себе существо агрессивное, и там, где есть возможность проявить агрессию, он будет это делать независимо от пола. А то, что русские женщины агрессивны, отмечал еще Некрасов: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет…»

По другую сторону забора - та самая женская солидарность. Порой она доводит до того, что феминистку внутри себя растит замужняя женщина, ведь в этом деле главное - вовремя заручиться поддержкой. А в социальных сетях сегодня её предостаточно.

По данным Ляха, сегодня открыты феминистскому движению 10% россиянок, еще 60% поддерживают направление скрыто. Можно представить, что скоро феминистками станут все женщины, но нет. Хотя бы из-за того, что феминизм не ставит перед собой задачу кому-то что-то навязывать. Это история о том, что у людей должны быть равные права независимо от того, мужчина ты или женщина, говорит феминистка Арина Танцырева .

Бытует мнение, что феминизм - это удел некрасивых женщин с неудавшейся личной жизнью, баб со стальными яйцами, а также идеи про конкуренцию и ненависть к мужчинам. На деле же феминизм - про равные права людей вне зависимости от формы гениталий. Про то, что женщины не обязаны носить розовое, варить борщи, стремиться замуж и плевать на свою карьеру. Могут, но не обязаны. Про то, что мужчины не должны быть кому-то каменной стеной, зарабатывать миллиарды, выглядеть чуть лучше примата и никогда не поддаваться эмоциям. Могут, но снова не обязаны, - говорит Арина. - Равенство между полами наступает тогда, когда дискуссия о том, кто лучше, прекращается и приходит к выводу, что люди по сути своей разные. Это нужно уважать и принимать.

Фото: предоставлено героиней публикации

Почему они не любят женщин?

Напороться на «баб со стальными яйцами» вполне себе легко даже в самом безобидном паблике - такая история произошла с нашей читательницей Александрой , которая после развода сёрфила группы в «ВКонтакте», чтобы посмотреть, что вообще происходит в жизни других женщин.

В группе «Щастьебытьженщиной» пользователи делились историями из жизни, и в основном это было нытье и обвинения в адрес мужчин - их называли абьюзами, - вспоминает Александра. - Одна авторка написала пост о том, что у нее классный муж, но одна беда - он не моет посуду, поэтому она должна всё это терпеть. Я предположила, что такую ситуацию паре стоит обсуждать вдвоем, может, муж вообще не в курсе того, что проблема существует. За это меня обвинили в том, что я защищаю абьюза, и забанили за нарушение правила сообщества «Не защищать мужчин и не осуждать женщин».

Почему они бесят мужчин?

Подсчитать направления феминизма так же сложно, как и составить средний портрет участниц этих сообществ: в России можно найти последователей либерального феминизма (наследство от суфражисток, главная цель - обеспечить женщин и мужчин равными правами), постмодернистского феминизма (размывает гендерные границы, выступает против бинарной системы «мужчина/женщина»), радикального и сепаратистского феминизма (кратко: мужчины подавляют женщин, отношения с ними не нужны). Есть даже интерсекциональный феминизм - в нем борьба за права женщин неотделима от борьбы за права сексуальных меньшинств.

Фактически феминистами могут быть и мужчины, если они разделяют идею «что хочет женщина, то хочет и бог». Для них даже придумали особый термин - «профеминист ». В реальной многослойной России профеминист - существо краснокнижное, гораздо легче найти среди мужчин тех, кто не понимает феминисток и ведет себя агрессивно. Это естественная реакция, объясняет сексолог Ирина Бочарова : они начинают бояться, когда женщина играет на их поле.

Эмансипированная (свободная) женщина и феминистка - это два разных понятия. Но когда женщина начинает проявлять себя, выполнять наравне с мужчинами социальные функции, так же работать, столько же получать - это пугает мужчин. Соревнование с мужчиной - уже повод, чтобы назвать ее феминисткой, хотя таковой она может и не быть, - говорит сексолог. - Эти соревнования влияют и на отношения отдельных людей, и на общество в целом, ведь патриархальная система в России сохраняется. Как бы ни росло число семей, где мужчина сидит в декрете, а женщина делает бизнес просто потому, что у нее это выходит лучше, у нас по-прежнему к этому относятся плохо.

Фото: Ирина Бочарова/Facebook.com

Наше общество зачастую озабочено не рефлексией, а добычей денег. Просто денег, чтобы жить. Ты знаешь, что отечество кинет тебя и твою семью, не задумываясь. Социальных гарантий нет, а, учитывая тот факт, что даже работодатель считает себя вправе определять, кто в твоей семье должен зарабатывать больше («Мы поднимем Василию зарплату, ему семью кормить надо, а тебе муж помогает» - знакомая фраза?), получается ситуация искусственно нагнетаемого конфликта между полами, - рассуждает феминистка Арина Танцырева. - Вместо того, чтобы сесть и разработать вместе с партнером план совместной жизни, мы сталкиваемся со стереотипами, предписывающими нам строго определенные роли. А проблема-то в том, что все люди разные и одни и те же схемы могут нам не подходить.

Для большинства в России феминизм - это неприятно и больно, а быть феминисткой - всё равно что быть героиней анекдота про мышей и кактус: «плачут, колются, но продолжают есть». Удар по поясу наносят двойные стандарты: например, в Трудовом кодексе написано, что гендерной дискриминации в России нет , однако страна в лидерах по числу ограничений для трудовой деятельности женщин. Им запрещено заниматься 456 видами работ, в том числе водить сельхозтехнику или управлять поездами.

Доказывать и рассказывать о себе - дело хоть и приятное, но не всегда благодарное. Вовремя уйти из таких диалогов - оптимальное решение, отмечают сами феминистки.

Я с удовольствием рассказываю о фемценностях людям, которым интересно послушать и подискутировать на эти темы. Иногда бываю услышана, иногда мы договариваемся, что каждый остается в своем дискурсе, и тогда наши дорожки расходятся, - говорит Арина Танцырева. - Это нормально. Но я не готова идти на баррикады и заставлять слушать тех, кто этого не хочет. Там их жизнь, здесь моя жизнь, и было бы славно не трепать друг другу нервы.