Что такое вербное воскресенье в кратце. Вербное воскресенье: праздник и его история. Современные традиции в России

Праздник Вербное воскресенье является переходящим (в зависимости от даты Пасхи) - и в этом году дата его празднования выпадает на 8 апреля. Праздник вербное воскресенье отмечается за 6 дней до распятия Христа и за неделю до наступления Пасхи.

В чем же смысл праздника Вербное воскресенье, и какова его история?

История праздника Вербное воскресенье

Праздник Вербное воскресенье связан со знаменитым входом Христа в Иерусалим верхом на осле, с чего и начали его крестные страдания. Рассказы об этом событии можно найти в Евангелиях от всех четырех евангелистов - Марка, Матфея, Луки и Иоанна.

Праздник Вербное воскресенье имеет такое важное значение для всех верующих потому, что вход Иисуса в Иерусалим символизировал начало его добровольных страданий ради людей. А въезд его в город на осле был связан с тем, что во времена Христа все земные цари и победители въезжали в Иерусалим на ослах или лошадях, а народ встречал их с криками и взмахами пальмовых веток. Но Христос въезжал не как победитель или земной царь, а как царь Небесного царства и Победитель греха и смерти. И он знал, что его ждет, осознанно идя на смерть ради всех живущих.

На Руси этот праздник получил название Вербное воскресенье, потому что его символом являются первые распустившиеся ветки - ветки вербы, ивы или ветлы (ивовых растений). Какие же обычаи, связанные с праздником Вербное воскресенье, были на Руси?

Праздник Вербное воскресенье: обычаи

Ветки ивовых растений (как правило, вербы) в праздник Вербное воскресенье символизируют те ветви, которыми евреи встречали Христа во время его входа Иерусалим.

В праздник Вербное воскресенье ивовые ветки освящают в церкви и ставят дома рядом с иконами до следующего Вербного воскресенья. На Руси считалось, что освещенные веточки вербы обладают мистической силой и помогают отгонять злых духов от дома, его жителей и скота. Веточка вербы была верным средством против сглаза, порчи, нападения хищных зверей и различных других неприятностей жизни.

С вербой и праздником Вербное воскресенье вообще было связано очень много примет и обычаев. Например, считалось полезным такое «развлечение»: после утренней службы освященной вербой слегка ударяли детей, знакомых и родственников со словами: «Верба хлыст, бей до слёз. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров, как верба». Скоту перед первым выгоном на пастбище давали съесть несколько веточек вербы, а еще несколько веточек вербы клали в хлев. Считалось, что такие ритуалы приносят крепкое здоровье и отгоняют нечистую силу. А незамужних девушек или тех, кто только-только вышел замуж, ударяли освященной вербой для того, чтобы у них родилось много здоровых детей. Кстати, верба для этого выбиралась не случайно - на Руси считалось, что верба была одним из самых живучих и сильных деревьев. Существовало даже поверье, что в какую бы землю и как бы не воткнуть ветку вербы - она все равно примется и будет расти. Поэтому что, как не верба, могло дать здоровье и благополучие?

Верба в праздник Вербное воскресенье также помогала решать важные задачи и дела. Для этого достаточно было съесть 3 почки вербы, освещенной в церкви в Вербное воскресенье, и запить «трапезу» святой водой с мыслями о деле, в котором необходима удача. Правда, часто прибегать к помощи вербы не рекомендовалось - лишний раз беспокоить высшие силы не следовало во избежание проблем.

Верба в праздник Вербное воскресенье могла даже помочь любовных делах. Считалось, что если с самого утра в Вербное воскресенье девушка начинала думать о любимом человеке, который, к сожалению, в свою очередь, не обращал на нее внимания - то вечером он придет к ней в дом и позовет ее погулять. Возможно, исполнение желания в праздник Вербное воскресенье как-то и связано с силой вербы, но, возможно, это очередное проявление тезиса, что мысль материальна. Но, так или иначе, в Вербное воскресенье желания исполняются быстрее!

Верба продавалась на Руси на вербных базарах, которые очень любили дети. Ведь помимо ивовых веточек, на вербных базарах в Вербное воскресенье можно было купить интересные игрушки, книжки или вкусности. А к пучку вербы обязательно привязывали фигурку ангелочка - вербного херувима.

В праздник Вербное воскресенье, несмотря на пост, разрешалось есть рыбу. Кроме того, в Вербное воскресенье варили кашу, добавляя туда вербные сережки.

Приметы на Вербное воскресенье

С вербой и Вербным воскресеньем было связано и много различных примет. Например:

«Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Юрья) вербой с Вербного воскресенья» ,

«Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут» ,

«На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут» ,

«Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд» .

А если вдруг в какой-нибудь день после Вербного воскресенья начиналась гроза - люди брали освещенную веточку вербы, стоящую возле икон, и ставили ее на подоконник. Считалось, что таким образом можно уберечь дом от попадания в него молнии.

Праздник Вербное воскресенье имеет интересную историю и богат на обычаи и приметы. А его значимость в череде православных праздников не подвергается сомнению. Кстати, праздник вербное воскресенье - это лишний повод сходить всей семьей в лес за вербными веточками или просто погулять в парке и подышать свежим воздухом!

Нет, никогда, ни в кои веки, ни в кои дни не оставлял Господь Русскую землю, никогда не говорил нам: Се, оставляется вам дом ваш пуст. Нет, не оставлял нас Господь! Наказывая, любил. Разве не посылалось нам солнце на Благовещение, на Пасху, разве не гремели грозы на Илию пророка, не шел легкий снег на Покров, разве не горела высокая луна среди звезд на Рождество, не трещал лед на реке в крещенские морозы?..

Боже мой, а Пасха! Ее сияние, ее стряпня, радостная для голодных животишек. А обязательная чистая белая рубашка. И пасхальные крашеные яйца!.. Матери боялись за нас, да и за себя: как же это так - праздновать Пасху опасно. Но неужели смогли бы мы сдержать эту ликующую радость появления на улице в новехонькой рубашке, разве могли б стерпеть и не воскликнуть: «Христос Воскресе!»? А Вербное воскресенье! Мы шли за вербой. Ее называли по-разному: верба, тальник, краснотал, ракита - прямо плыли к ней в снегу по грудь. Возвращались все мокрехоньки. В другие дни матери ругали бы нас, а тут - нет. Брали ветки ласковыми руками, проводили по ладошке, по щеке, будто гладили себя пушистыми крохотными серыми зайчиками. Лишенные Церкви, мы не знали символического значения вербы - устилать земной путь Спасителя, но что-то же входило в наши души!

Вербное воскресенье - последнее перед Пасхой. Иначе оно называется Вход Господень в Иерусалим. Именно тогда Спаситель въехал в город, как самый скромный из скромных, на осле, в простой одежде. Но встречали Его как Царя. Постилали одежды и пальмовые ветви на Его пути, и непрестанно слышался крик: «Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!.. Осанна Сыну Давидову!»

А Спаситель… глядя на город, заплакал. Не о Себе - о городе: О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.

Фарисеи запрещают людям относиться к Христу как к Царю, но люди не слушают, ликуют. Запрети им, - требуют фарисеи от Христа. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.

Спаситель почти всегда уклонялся от прямого столкновения с фарисеями, чтобы не увеличивать их злобу, - их же жалея. Но теперь надлежало пройти через все испытания, которые приготовили Ему фарисеи: именно в эти дни заседает Синедрион, приговоривший Христа к смерти. Тогда же положили убить и Лазаря, чтобы не умножать славу Иисусову как воскрешающего из мертвых.

О судьбе Иерусалима заплакал Спаситель. Даже на Кресте, оставленный Богом, Он не заплачет! А еще перед тем уронил слезы, когда в Вифании, в доме Лазаря, которого Он любил, кинулись к Нему сестры Лазаря Марфа и Мария и сказали, что Лазарь уже четыре дня как во гробе. Именно в Вифании, недалеко от Иерусалима, Он явно показал Свою Божественность - при всех было совершено чудо - спеленутый в погребальные покровы мертвец вышел из гроба по Слову Его! Но злоба усилилась…

Первосвященники, книжники и фарисеи, закосневшие в гордыне превозношения и исполненные зависти, возненавидели Христа окончательно: они ждали своего мессию, но не Христа. Они считали: он придет и даст им окончательную власть над миром, а этот пророк отрицает их образ жизни, ни во что не ставит богатство, почет; две лепты вдовицы для Него больше толстого кошелька; Он делит трапезы с нищими и мытарями, не признает субботы… Фарисеи нутром чуяли, что их богоизбранничество заканчивается: отныне, от Воскресения Христова, богоизбранным будет любой человек, только воцерковленный и просвещенный новозаветным учением.

(Для незнающих добавим, что Лазарь, воскрешенный Христом, еще долго жил, долго служил Господу и умер в глубокой старости, будучи епископом на Кипре.)

Именно в доме Лазаря провел Спаситель последние часы перед входом в Иерусалим. Именно здесь сестра Лазаря Мария, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Именно тогда Иуда Симонов Искариот пожалел миро, замаскировав свою жадность заботой о нищих. Уже в доме Лазаря можно было понять, кто именно предаст Учителя, но никто из учеников не верит, что с их Наставником что-то может случиться. Он исцеляет хромых и прокаженных, немые отверзают уста, слепые прозревают, Он спасает и милует, Он повелевает стихиями, Он всемогущ, Он всесилен! Тем более три ученика Его, три будущих апостола - Петр, Иаков и Иоанн - были свидетелями, как Иисус беседовал с ветхозаветными пророками Моисеем и Илией, а с неба раздался голос Божий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение… разве может что-то случиться с Сыном Божиим?

Да, может, отвечает нам Писание. Но только по воле Самого Господа. А воля Его связана с любовью к нам. Ну вот как нас спасти, как?! Нас, принимающих за благо только радости материальной жизни. Накормленные пятью хлебами пять тысяч - не все обратились, многие из них из-за дарового питания готовы были следовать за Христом, лишь бы их кормили, разве не так? Больше того, разве не те же люди, которые в Вербное воскресенье кричали «Осанна!», разве не они же закричат вскоре: «Распни Его!»? Они.

Тут вопрос жизни и смерти. Кто считает жизнью только жизнь земную, тот мертв для жизни вечной…

Иисус ответил Иуде (не для него - для нас): «Нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда».

«Осанна Сыну Давидову!» И как не кричать - Царь пришел, Царь, из ничего хлебы созидающий, Царь, воскрешающий мертвых, - как не славить Его! Люди ослеплены земной радостью, забыта душа, ликует плоть.

Но не уйти от неизбежности предначертанного. Оно начинает сбываться. Сын Божий идет на крестные муки. Сам - послушный воле Отца! Еще впереди моление о Чаше, впереди страшная Среда - день Иудина предательства, впереди страшная Пятница Распятия…

Позади Неделя Крестопоклонная, Неделя Марии Египетской, пост. Осознание тяжести грехов и одновременно радость торжества духа над плотью. Завтра начинается Страстная седмица. А ныне, сегодня, сейчас - Господь вступает в Иерусалим!

И почему, почему так радостен, так светел, так ожидаем этот день - Вербное воскресенье? Мы - не те жители Иерусалима, Вифании, Назарета, мы в отличие от них знаем, что ждет Спасителя. И что ждет нас. Знаем: скоро, скоро пройдет эта черная предательская седмица, и засияют православные храмы, и с небес придет благодатный огонь, и мы воспоем единой грудью, единой душой:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» - и снова, и снова - всю Пасхальную Светлую Седмицу и до Вознесения, до дня Святой Троицы, до схождения огненных языков на апостолов, до их крестных путей на запад и восток, на юг и на север…

Вербное воскресенье окончательно разделило всех на учеников Христа и на Его врагов. Уже готов предатель, уже готовы тридцать сребреников для него, выросла уже и осина, на которой он повесится. Уже пробует голос тот петух, который обличит предательство Петра в страшную ночь издевательств над Христом. Уже давно готово древо для Креста - на дне Овчей купели. Уже ад содрогается, и первый человек, погубивший себя грехом, - Адам - скоро уйдет из него со многими другими. Скоро, скоро засияют наши православные храмы, скоро мы единой грудью, сердцем и душой воспоем: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»

Но еще седмица до этого, седмица молений и покаяний, еще черные завесы на царских вратах…

Только не оставлены мы! Утром в понедельник Православная Церковь приступает к мироварению. Вливается в котел освященная вода, елей и благовония, епископ зажигает огонь под ним, и три дня варится миро под непрерывное чтение Евангелия. Это - именно то священное миро, которым Мария в доме воскрешенного Лазаря помазала ноги Христу и помазанием которого сообщаются нам один раз в жизни дары Духа Святого - при Святом Миропомазании.

…Вербочки лежали у нас на божнице, перед бабушкиной иконой. При болезнях вербочки заваривали с чаем. Одну веточку брали, когда в мае выгоняли в поле первый раз коров, чтобы хлестнуть ею каждую. Веточку не возвращали домой, а втыкали у берега. Вербочки обязательно приживались. И сейчас мальчишки тоже ходят за нею. А девочки обвязывают пучки вербы красными ленточками. В церкви батюшка освящает вербу. Будь благословенно Вербное воскресенье, цветоносное, как еще называют его, Вход Господень в Иерусалим!

Последнее воскресенье перед Пасхой – Вербное. В 2017 году это 9 апреля. Великий праздник символизирует вход Иисуса в Иерусалим – столицу Древней Иудеи.

Точнее, это был въезд. Христос въехал в город на ослике, что в те времена было знаком мирных намерений путника. Перед этим он творил чудеса рядом с Иерусалимом: воскресил Лазаря, исцелял тяжелых больных, возвращал зрение слепым.

За такие невероятные чудеса люди называли странника Мессией и славили его как своего Учителя. В народе поселилась надежда на светлое будущее, радостное ожидание счастья и освобождения от власти римлян. Еще в десятом веке христиане стали отмечать день славы и признания Спасителя.

В один из дней Учитель въехал в столицу Иудеи. Это было триумфальное событие: простые люди радовались от души, бросали к ногам Мессии пальмовые листья и свою одежду, чтобы устелить ею его путь. Это символизировало самое сильное уважение и самую преданную любовь к творящему чудеса Сыну Божьему.

Смысл названия “Вербное воскресенье”

Из-за пальмовых ветвей, которые держали в руках дети и взрослые и приветственно махали ими в знак сильного уважения, любви, этот день назвали Пальмовым воскресеньем.

Сам Бог-Отец через своего сына посетил город в тот далекий воскресный день. Люди почитали Иисуса как спасителя, который пришел, чтобы принести любовь и добро в жестокий мир насилия.

В России, как известно, пальмы не растут, поэтому вместо экзотического растения была выбрана верба как знак жизненной силы. Возможно, избрание вербы для освящения в Вербное воскресенье связано и с ее популярностью в языческом прошлом славян.

Языческий Вербохлест

В языческие времена на Руси отмечали древний праздник оплодотворения Вербохлест. В этот день парни должны были доганять убегающих девушек и хлестать их по ногам.

Такие веселые энергичные действия символизировали оплодотворение. Верба – самое живучее дерево, которое может расти в любых условиях. Весной она одна из первых зацветает.

Рано утром в последнее воскресенье пред Пасхой на улицах городов и деревень можно встретить православных верующих с пучками вербы в руках.

Сила вербных веточек. Суеверия


Приметы:

  • Заморозки на Вербное воскресенье предвещали богатый урожай.
  • Солнечный день в праздничное воскресенье предвещал много фруктов и овощей.

Что приготовить на Вербное воскресенье?

К Вербному воскресенью пекли маленькие булочки, в одну прятали монетку. Наши предки верили, что счастливчик, которому достанется монетка, будет весь год здоров, успешен и благополучен. Незамужняя девушка должна была по этой примете выйти замуж по любви.

Также готовили маленькие колобки с почками вербы в тесте. Ими угощали родных и знакомых, желая долгой жизни и счастья. Бесплодные женщины, съев такой колобок с вербой, могли успешно забеременеть. Так как издревле верба считалась символом плодовитости и плодородия.

Дни Великого поста предполагают отказ от скоромной пищи, но в честь великого праздника верующим разрешено выпить немного красного вина, есть рыбу и постное масло.

Поэтому праздничное меню может быть вполне разнообразным. Можно приготовить различные каши, запечь, пожарить, потушить с овощами или отварить любимый сорт рыбы.

Разнообразны рецепты рыбных пирогов и запеканок с рыбой. Многочисленны и рецепты салатов с рыбными консервами и овощами, заправленные растительным маслом.

Приближается Вербное (Пальмовое) воскресенье (церковное название — Вход Господень в Иерусалим) — христианский праздник, отмечаемый в воскресный день за неделю до .

Сейчас мы расскажем вам об истории Вербного Воскресенья, перечислим основные приметы праздника, традиции и обычаи этого христианского торжества.

Какого числа Вербное воскресенье

Христианский праздник Вход Господень в Иерусалим (традиционное русское название — Вербное воскресенье) отмечается ровно за неделю до великой Пасхи, Пасхального Воскресенья.

Вербное воскресенье — заключительный седьмой день Вербной недели — шестой недели Великого поста, после которого наступает Страстная неделя.

Дата Вербного воскресенья уникальна для каждого года и зависит от Пасхи.

Вербное воскресенье: история праздника

В основе христианского праздника — евангельское сказание о въезде Иисуса Христа в Иерусалим на ослике и торжественная встреча, которую организовал народ.

Согласно обычаю евреев, цари и победители входили в Иерусалим верхом на конях или ослах, а народ выстраивался вдоль пути с пальмовыми ветвями на руках и, восторженно приветствуя въезжающего, бросал ветки пальм под ноги, выстилая ими весь путь.

Также торжественно въезжал в Иерусалим и Иисус — показывая всем, что желает мира, он прибыл на молодом ослике.

Причиной тому было то, что на Востоке въехать в город на осле считалось символом мира, вход же верхом на коне значил символ войны.

Христос прибыл в Иерусалим в целях исполнить обетование о Спасителе мира, обещанное Богом первым людям в раю. Еврейский народ ждал Иисуса на протяжении многих тысячелетий, и вот Он явился.

Служение Иисуса Христа на Земле близилось к стадии завершения, недалек был час Его великих страданий и смерти, которую Он позже примет ради спасения людей, всего человечества.

Когда Иисус въезжал на осле в Иерусалим, народ вышел навстречу с восторженными криками «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне!».

Люди стелили одежды на дороге, бросали под ноги ослика пальмовые ветви и пели хвалебную оду.

С тех пор в день Входа Господня в Иерусалим молящиеся как бы приветствуют Господа, встречают его, держа в руках пальмовые ветви (в славянских странах они заменены на веточки вербы), цветы и зажженные свечи.

Не зря этот христианский праздник на Ближнем Востоке называют Пальмовым воскресеньем, ну а в северных странах (в том числе и в России) именуют Вербным, потому что ветки пальмы за неимением таковых заменены на вербовые ветки.

Возникает вопрос, а почему такая высокая честь удостоена именно вербе?

В основном это связано с тем, что верба первая цветет и распускает почки весной, её цветение совпадает с временем, когда празднуют Вход Господень в Иерусалим.

Вербу издавна любили за красоту и нежность, она всегда была символом воскресения, олицетворяла пробуждение к жизни.

Люди издревле приписывают вербе магическую силу во многом. Считается, что она наделяет крепким здоровьем и предохраняет людей от болезней, она же, согласно поверьям, способна отгонять нечистую силу, приносить в дом свет и радость.

А ещё вербе приписывают способность улучшать плодородие земли и увеличивать будущий урожай.

Традиции и обычаи Вербного воскресенья в России

Основные народные обряды Вербной недели и воскресенья связаны с вербой.

В день входа Господня в Иерусалим православные христиане встают с первыми лучами солнца и идут в храм с ветками вербы в руках, чтобы освятить их.

По традиции освящение верб проходит на Всенощном бдении — после чтения Евангелия священник читает особую молитву благословляющую «вайи» (ветки финиковых пальм, а в славянских странах — ветки вербы), затем окропляет ветви святой водой.

Считается, что обряд освящения вербы наделяет ветки целебными и защитными свойствами.

В России существует поверье, что освященные в Вербное воскресенье вербовые ветви защищают обитателей дома от сглаза, напастей и бед, приносят добро и благодать, поэтому, следуя обычаю, их хранят в доме до следующего года, украшая ими иконы.

В течение всего года вербные ветки являются оберегом для дома и семьи. Простоявшими целый год сухими ветками вербы обметают углы дома, пороги и окна, после чего им выражают благодарность за службу и сжигают.

Кстати, для сведения: нельзя выбрасывать прошлогоднюю веточку вербы в мусор, желательно отнести ветку в церковь или сжечь.

В некоторых местностях есть обычай класть освященные вербовые ветки в руки умерших, надеясь на то, что будучи по вере в Иисуса Христа, умершие победят смерть и, воскреснув, встретят Спасителя с вербой в руках.

В России широко распространён обычай в Вербное воскресенье слегка бить друг друга веточками вербы.

Возвратившиеся после заутрени из церкви домой родители начинают будить спящих в постели детей, не сильно прихлёстывая их вербой и приговаривая: «Верба хлыст, бей до слёз. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров, как верба».

Именно так своеобразно любящие родители желают своим детям здоровья и долголетия в Вербный праздник.

Освященным вербам многие крестьяне на Руси придавали сильную очистительную силу, веруя в спасение домашнего скота от хищных животных, а имущества — от сглаза и порчи.

И сейчас верующие в России считают, что ветки вербы исцеляют от болезней, прогоняют злых духов, не подпускают злых людей, имеющих недобрые намерения.

Любимым занятием людей (как взрослых, так и детей) во время празднования Вербной недели было посещение так называемых «вербных базаров», где был представлен большой выбор всего, что нужно в хозяйстве, детских игрушек, сластей.

В этих же рынках можно было купить связанную пучками вербу, к которому обычно привязывали в виде украшения бумажного ангелочка. Его называли «вербный херувим».

Издавна верили, что будучи посажена во дворе, освященная ветка вербы примется и, разрастаясь, с каждым годом будет приумножать благополучие в доме. Следуя этому обычаю, многие сажают во дворе дома вербу.

Считается, что если хоть одну вербную почку проглотить в Вербное воскресенье, это окажет оздоровляющий эффект, защитит от болезней и иных напастей. Почки освященной вербы рекомендуется съесть больным и немощным людям.

Особо упоминаются женщины, которые не могут зачать ребенка — много убеждений в том, что девушка или женщина, съевшая почку, скоро забеременеет.

Что можно и что нельзя делать в праздник Вербного воскресенья?

Что нужно знать, чтоб правильно отметить святой день?

Одним из главных запретов в этот христианский праздник является запрет на работу — в день Вербного воскресенья нельзя работать.

Также в этот праздник нельзя рукодельничать.

По традиции в старину женщинам запрещалось расчесывать волосы в Вербное Воскресенье, также, как и на Благовещение.

Ни в коем случае нельзя в этот день использовать искусственные веточки вербы. Их не приносят в церковь и не окропляют святой водой.

Стол должен быть очень умеренным: помимо кушаний, дозволенных Постом, можно есть рыбу, по традиции — рыбные пироги, и пить вино.

Разрешается горячая постная пища с растительным маслом. Но праздник не подразумевает обильного застолья.

Вербное воскресенье является выходным днем, который необходимо проводить в тихой и спокойной атмосфере.

Лучше начать этот день с посещения церкви, а затем провести его в окружении близких и родных людей.



Изначально, с момента распространения христианской веры, Вход Господень в Иерусалим отнесен по канонам религии к числу самых торжественных двунадесятых праздников (12 наиболее важных дат) и отмечается за неделю перед Пасхой. Как и у Пасхи, у него нет определенной даты, и Вербное воскресенье празднуется всеми верующими христианами. Это шестое воскресенье Великого Поста, который соблюдают истинно верующие люди. Это прекрасный, светлый и весенний праздник, наполненный весной и традициями, верой в чудо и прекрасную жизнь после смерти.

  • Правила, традиции и обычаи

Чем знаменателен светлый Праздник

Это последнее воскресенье перед тем, как Иисус Христос принес себя в жертву во имя всего человечества, и первый выходной день, когда в него окончательно поверили, как в Великого Мессию, который принес свои символы мира, добра, любви и извечного воскрешения. Он дал надежду миллионам людей, которые обрели веру, душевные силы и умиротворение.

Важно!
В Иерусалим Христос въехал на ослице, которую специально привели из Вифлеема – являющегося одним из самых почитаемых в истории христианства мест. Это было очень символическим жестом, потому что въехал он в Иерусалим, уже зная о том, что его ожидает. Но въехал он не как воин, а как Спаситель всего человечества.




При въезде в город его приветствовали толпы людей, которые устилали ему дорогу еще одним символическим атрибутом – пальмовыми ветвями. Поскольку в умеренных широтах пальмы практически не растут, их заменили веточками вербы, которые сияют в этот день практически в каждом доме серебристыми почками. Не все верующие, а уж тем более, неверующие, просто соблюдающие красивую традицию, знают, почему именно ветви пальмы бросали под ноги Иисусу Христу. А это очень многозначный и знаменательный символ, с которым нужно обязательно соотносить происходящее в то время.

Пальмовая ветвь одновременно была:

Символом мученичества, и ее изображали на иконах страстотерпцев, страдавших за свою веру;
материальным знаком у древних греков для пожелания здоровья и долголетия (она вручалась вместе с ветвью оливы и означала победу на Олимпийских играх);
оповещением присутствующих от осужденного, выходившего из суда в Древнем Риме, с ветвью пальмы в руке, о торжестве своей веры в правоту и неизбежную победу, и о том, что суд признал его невиновным;
древние греки посылали с этой веткой гонца, который извещал свой народ о победе в проведенном сражении;
символом веры в вечность и перевеса жизни над смертью, торжества весны и предначертанной справедливости в христианской религии.

Обратите внимание! Для людей, которые уверовали во Христа после его мученической смерти на кресте и последующего Вознесения, пальмовая ветвь, или заменившие ее ветки вербы, означали символ победы Христа над смертью. Это роковое событие состоялось на Пасху, и убедило приверженцев в правоте и справедливости принимаемой веры, несущей добро и справедливость.




Многозначность символа, замененного в Православии на ветки вербы, до сих пор не претерпела никаких изменений, хотя с того времени прошел не один десяток столетий. Этот символ остался знаком, с которым изображали ангелов и мучеников, но одновременно ветвь вербы является символом победы и мира.

Это и есть глубокая подоплека, которую принимает в руки и ставит в своем доме каждый человек, который празднует Вербное Воскресенье. Но даже если он не знает богословских тонкостей, он все равно обращается к Богу с просьбой дать ему силы и волю для того, чтобы пройти сквозь земные испытания, одержать победу над смертью, и прожить жизнь в мире и благоденствии.

Совет!
Верующему человеку в этот день нужно непременно освятить срезанные веточки вербы, которые в Православии считаются священным и многозначным символом, трансформированным по церковному указу. Их нужно сразу после освящения поставить возле иконы. Такой скромный букетик должен стоять весь год. Он охраняет жилище человека от пожара и несчастий, а его самого – от болезней и слабостей духа.

Почему ветки вербы и что еще связано с этим праздником

Православие – это христианская религия, которая трансформировалась под влиянием менталитета, поверий принявшего ее народа и климатических особенностей. При замене пальмовой ветви на веточку вербы, учитывались ранние верования и приметы славян:




Дерево с пушистыми почками сажали у источников воды и колодцев, чтобы вода очищалась естественным образом, потому что у славян считалось, что оно обладает чудодейственными свойствами;
прутики высаживались возле дома, где жила девушка на выданье, они одновременно оповещали об этом и служили приметой скорого замужества, если быстро принимались и росли;
почки считались обезболивающим средством при болезнях горла;
верба была хранительницей домашней скотины и ее непременно сажали возле мест содержания;
ветками вербы, освященной в церкви, обмахивали после церковной службы пчельники, коровник и другие помещения, тушили пожар, и разжигали огонь на пасху, отгоняли сильную грозу и даже клали веточку в гроб покойнику.

Факт!
Предки били детей вербой в Вербное воскресенье, потому что считали, что это принесет им мир, здоровье, счастье и способствует быстрому росту. Считалось, что ветки, принесенные после освящения в церкви, помогают забеременеть бесплодным женщинам, защищаться от темных сил и природных бедствий.

К веточкам, освященным в церкви, относится множество поверий и обычаев. Тем, кто отмечает этот праздник походом с ветками в руке в церковь, следует немного знать о существующих правилах.




Правила, традиции и обычаи

Освященную вербу ни в коем случае нельзя выбрасывать, даже если на подходе новое Вербное воскресенье. Ее непременно нужно сжечь, чтобы убрать весь негатив, который приносили в дом недобрые люди или печальные события. На Руси сухие ветки, взятые от иконы, использовались для разжигания печи, в которой пеклась пасхальная выпечка. Их можно спускать по реке или относить обратно в церковь – и не более того.


Интересно!
У западных славян и у белорусов такие букетики через год относили на могилы предков. Там их оставляли в качестве оберега и просьбы о дополнительной защите. Но у всех славян считалось, что выбросить сухой освященный пучок вербы – значит, навлечь на себя смертельные болезни.

В Вербное воскресенье, по христианским канонам, следует сходить в церковь. Иногда люди в этот день идут на кладбище, убирают могилы, подкрашивают кресты и оградки. После возвращения с кладбища следует непременно сесть за стол со всей семьей в обеденное время.





Для справки!
Пост в этот день соблюдается с некоторыми послаблениями, например, можно выпить немного красного вина и поесть рыбы – отварной, или приготовленной на пару.