Чтение слов с й. Тема урока: Чтение слов с буквой «й. IV. Подготовка к восприятию нового материала

Звук и буква «й» в середине слова

(интегрированный урок чтения и развития

сенсорных и психомоторных процессов

учитель высшей квалификационной категории

педагог-психолог высшей квалификационной категории

Пояснение к уроку.

Интегрированная система коррекционно-развивающих занятий в нашем образовательном учреждении построена на технологии комплексного подхода в обучении детей с выраженными комплексными нарушениями, которая направлена на глубокую дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса, что способствует решению комплекса педагогических, психологических, дидактических, логопедических , воспитательных задач. Речевое развитие детей рассматривается здесь как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития – мышления, воображения, памяти, эмоций, навыков общения детей. Преемственность в коррекции нарушений у детей предполагает поэтапное усложнение поставленных задач в соответствии с развитием их практического опыта, обязательного личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей, что позволяет добиваться позитивных изменений в развитии и формировании учебных навыков. Данный урок взят из системы уроков по формированию навыков чтения и развитию сенсомоторных навыков у детей с выраженными комплексными нарушениями в развитии.

Метод круга применяется на каждом уроке и является продуктивной формой обучения детей с ОВЗ, который направлен на стимуляцию сенсорного восприятия, тактильного взаимодействия; активизацию зрительного и слухового внимания; развитие эмоционально-волевой деятельности и подражания. Основная цель круга – формирование произвольной регуляции деятельности и развития речи, навыков общения. Для расторможенных детей – это опора для организации своего поведения; с низкой активностью - стимулирование к участию в общем действии; с нарушением общения – осознание себя как школьника.

Цели урока:

Формирование навыка чтения буквы й в середине слова.

Задачи:

Образовательные

- закрепить произношение звука й

Формировать умение определять место звука в слове

Отработка чтения слов с Й в середине, предложений с этими словами

Коррекционно - развивающие

Развивать зрительно-пространственную ориентацию

ИКТ – средства: иллюстративный материал.

Технологии:

Личностно-диференцированная

Здоровьесберегающая

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Педагог - психолог. Психологическая готовность к уроку (проводится в круге)

Создание положительного эмоционального настроя

Развитие умения согласовывать свои движения

Умение слушать инструкцию

Развитие произвольности

Развитие тактильных ощущений

1 . Упражнение – приветствие «Здравствуй!» (Дети закрывают глаза руками и далее действия выполняются соответственно тексту.)

Здравствуй, Катя… (психолог приветствует каждого ребёнка с помощью прикосновения ладошкой к ладошке). Все здесь!

2. Упражнение на мышечное расслабление.

1,2,3,4,5 начинаем мы играть.

Вы смотрите, не зевайте,

и за мною повторяйте.

Плечи вверх мы поднимаем,

а затем их опускаем.

А теперь посмотрим вниз,

мышцы шеи напряглись.

А я вам сейчас скажу

и при этом, покажу:

Руки вперёд, в кулачок,

разожмём и на бочок.

Возвращаемся обратно – расслабление приятно.

Ну, ребята, не зевайте,

живую пирамиду

из ладошек составляйте

(упражнение «Живая пирамида»).

3 . Гимнастика для пальчиков «Дом на лужайке».

Стимулирование речевых областей

Стабилизация внимания

Развитие мелкой моторики

Координации мелких движений.

На лужайке дом стоит

На замочек дом закрыт.

Мы замочек отопрём

Дружно в домик тот войдём.

– все у домика опять.

(Дети подходят к доске, где расположен наглядный дидактический материал «Домик гласных».)

4. Дыхательная гимнастика .

Задание: поднести цветок к носу и вдохнуть аромат цветка, а на выдохе произнести гласные звуки с опорой на «Домик гласных». (Выполняется стоя у доски с индивидуальным макетом «цветок - одуванчик» в руках.)

Формирование концентрации внимания

Предупреждение утомления

Способствование улучшению самочувствия ребёнка.

III. Опрос – повторение.

Учитель :

1. - Какие пели звуки?

Какой звук последний? (И)

IV. Подготовка к восприятию нового материала.

1 . Упражнение на внимание и восприятие.

Послушайте двустишие и подумайте, как И превратилась в букву Й:

Чтобы Й не спутать с И,

Сверху галочку пиши.

(всем раздаётся галочка – элемент буквы из магнитной азбуки).

Послушайте, как произносится Й. Какой это звук? В каком домике живёт, в красном или синем? (Внимание на дидактический материал.)

2. Словарная работа по материалу прошлого урока.

0 " style="border-collapse:collapse;border:none">

Зайка под кустом сидит

И ушами шевелит.

Зайке скучно стоять

Надо зайке поскакать.

Зайке скучно сидеть

Надо лапки согреть.

Кто – то зайку напугал,

Зайка, прыг и убежал.

2. Дидактическая игра «У куста»(с персонажами рассказа «Зайка и лайка»).

Подготовка к восприятию рассказа

Формирование пространственных представлений с помощью предлогов в, на, под, у, около;.

Отработка навыков по употреблению и дифференциации предлогов на практическом материале по инструкциям:

Встаньте вместе за кустом;

Посмотрите на куст;

Кто спрятался в кусту?

Встаньте у куста;

Скажите по-другому: мы стоим у куста (около, рядом);

Посадите зайца у куста, собаку – за кустом и т. д.

VII. Работа по букварю..

1. Чтение у чителем рассказа «Зайка и лайка»

У кус-та зай -ка. За кус-том со-ба-ка лай -ка

- Зай -ка, у-хо-ди, а то лай -ка у-ви-дит!

Зай -ка в кус-ты. А лай -ка на кус-ты: гав! гав!

- Про кого рассказ?

2. Речевая разминка (чтение с доски)

и - й ку – кус то – том ди – дит

3. Хоровое чтение рассказа по абзацам с комментариями.

Что делает зайка? Лайка?

4. Отработка чтения по цепочке. (Читающим детям выдаются пронумерованные, напечатанные предложения из рассказа с учетом их индивидуального темпа чтения. Нечитающие дети выполняют индивидуальные задания: печатание й в тетрадке, обводка буквы й в тексте. Отметить хорошее чтение рассказа детьми)

5. Беседа по содержанию текста с опорой на детские игрушки, находящиеся у куста.

Про кого предложение? Где зайка?

Про кого предложение? Где лайка?

Куда прыгнул зайка?

На что лаяла лайка?

Как вы думаете: зайка был у куста, а оказался в кустах, почему? (Спрятался от лайки).

6. Закрепление. Упражнение на внимание «Буква заболела».

Прочитайте слова: ЗАИКА ЛАИКА МАИКА.

Что изменилось? Какая буква «заболела»?

Попросим Айболита или сами вылечим букву? Давайте вместе с Айболитом вылечим букву! (Дети должны подставить птичку над буквой И.)

Дети, в имени Айболит есть звук й? Вот ещё одно слово со звуком й в середине слова. Запомните его: Айболит! Молодцы!

VIII. Итог урока(в круге, около куста).

Айболит хвалит Вову, Катю….

За что он хвалит Вову, Катю..?

Что делали Вова, Катя … на уроке?

За хорошую работу он прописал вам витамины. Где они? (Дети ищут витамины под кустом.)

Спасибо детям за работу, спасибо доктору Айболиту за вкусные витамины!










Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: рассмотреть слова, которые не переносятся, правила переноса слов с буквой Й в середине.

  • Образовательные задачи: ознакомить с особенностями слов, которые переносить нельзя и с правилами переноса слов с буквой Й в середине.
  • Развивающие задачи: умение воспринимать учебную информацию, запоминать увиденное, умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
  • Воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе, к Родине.

Ход урока

I. Психологический настрой учащихся.

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем. (Слайд 1)

II. Актуализация знаний учащихся.

  1. Запишите число, классная работа. Поставьте ударение. Назовите встретившиеся орфограммы.
  2. Чтобы узнать, какую букву будем писать на минутке чистописания, отгадайте загадку:

Клейкие почки,
Зеленые листочки,
С белой корой
Стоит под горой. (Береза) (Слайд 2)

– Что вы знаете о березе? (Является символом Родины.)

Действительно, березу издавна считают символом Родины. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.

Без березы не мыслю России –
Так светла, по-славянски она.
Что, быть может, в столетья иные
От березы вся Русь рождена.

– Недаром о березе в старину говорили: “Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – свет от тьмы да тепло от стужи, третье – дряхлым – пеленанье, а четвертое – жаждущим родник”.

Многовековой опыт народной медицины, исследования ученых подтверждают, что береза – одно из редчайших деревьев, древесина, кора, сок и листья которой содержат ценные лекарственные вещества. И чтобы не ощущать недостатка в лекарствах, бумаге, древесине, что нужно делать? (Беречь и охранять природу). Любить свой край, родной город – свою малую Родину.

– Назовите звуки, которые вы слышите в слове береза? Дайте характеристику первому звуку. Какой буквой на письме обозначается этот звук? (Буквой б).

Посмотрите на образец и скажите из скольки элементов состоит заглавная буква Б? Строчная буква б?

3. Минута чистописания.

Б Бб Ббб Бббб Ббббб

– Какую закономерность вы заметили?

4. Диктант “Кто самый зоркий?”

Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать,
В игре проверить можешь сам
Свое внимание к словам.

– Я называю один раз тройку слов, после однократного прослушивания вы записываете эти три слова, ставите ударение.

Булка, береза, болото. Проверка по образцу. (Слайд 3)

– Какое слово лишнее? (Булка) . По какому признаку? (2 слога)

Брат, бак, бумага. (Проверка по образцу). (Слайд 3)

– Какое слово лишнее? (Бумага). По какому признаку?

– Как определить, сколько слогов в слове?

Сколько в слове гласных.
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.

III. Постановка проблемного вопроса.

– Послушайте стихотворение А. Шибаева “Как я перенес слова”. (Слайд 4)

– Как вы думаете, мальчик прав? Почему?

Запишите слово опять в тетради, разделите на слоги. Можно ли это слово разделить для переноса? Почему?

– Кто догадался, о каких словах будем говорить? Высказывания детей.

IV. Знакомство с новым материалом.

1. Чтение правила. (Слайд 5)

Нельзя переносить слова из одного слога: шум, стол, дом .

Нельзя переносить слог из одной буквы: Зоя, фея, Аня

2. А теперь проверим, как вы запомнили правило. Игра “Самый внимательный”. Я называю слова, если они переносятся, то вы хлопаете в ладоши, если не переносятся – топаете.

Мост, сказка, слон, задание, дым, нос, земля.

3. Кто знает, как переносятся слова с буквой Й в середине? Высказывания детей.

Чтение правила. (Слайд 6)

Буква Й при переносе не отделяется от гласной: строй – ка май – ка.

4. Отгадайте загадки. Отгадки запишите, разделяя для переноса.

В животе баня,
В носу решето.
На голове пуговица,
Одна рука и та на спине. (Чайник.)

Только бег его спасает.
От врагов он убегает
Прыгает, как мячик
Быстроногий …(зайчик).

Физкультминутка.

Тик-так, тик-так.–
Так ходики стучат.
Туки-так, туки-так, –
Так колеса стучат,
Токи-ток, токи-ток, –
Так стучит молоток.
Туки-ток, туки-ток, –
Так стучит каблучок.

V. Закрепление пройденного материала.

1. Коллективная работа. Работа по учебнику.

Упражнение 114.

2. Самостоятельная разноуровневая работа.

1-й вариант – учащиеся с сильными учебными возможностями.

Работа по карточкам.

Выписать сначала слова, которые нельзя переносить. Потом все остальные, разделяя черточками для переноса. Мороз, язык, уроки, пою, заяц. Олег, урок, улица.

2-й вариант – учащиеся со средними учебными возможностями.

Работа по карточкам. Исправить ошибки.

О – вцы, ут – ки, е – жик, ло – б.

Мал – ь – чик, паль –чик, мед – ве – дь.

Ча – йка, чи – та – йте, д – вой – ка.

Где ошибка? Вот вопрос?

Кто исправит перенос?

3-й вариант – с пониженными учебными возможностями.

Выполняют работу под руководством учителя. Один ученик у доски.

Разделить слова для переноса: петух, листья, майка, стол, окна, игрушки.

VI. Творческая работа (устно). (Слайд 7)

Расположите предложения так, чтобы получился рассказ. Дайте название рассказу.

Их встретил молодой рабочий.

Эти машины выпускает завод.

Ученики пришли на завод.

Он показал ребятам тракторы и комбайны. Проверка. (Слайд 8)

– Найдите в первом и во втором предложении главные члены.

– Найдите в тексте словарные слова. Назовите.

Разделите слово машина для переноса.

VII. Рефлексия.

1. Почему некоторые слова нельзя перенести? Выбери правильный ответ. (Слайд 9).

Они состоят из одного слога.

В них много согласных.

В словах может быть два слога, один из которых состоит из одной гласной.

2. Выбери слова, которые нельзя перенести поэт, мост, воин, марш, олень, арка.

(Слайд 10).

3. Какие “тайны” переноса слов с буквой Й в середине мы раскрыли?

– А теперь попробуйте сами оценить свою работу.

Если вы считаете, что усвоили тему “на отлично”, покажите улыбающегося человечка.

Если где-то, в чем-то не уверены, то покажите задумчивого человека.

VIII. Домашнее задание. Упражнение 116.

Урок обучения чтению в 1 классе.

Тема: чтение слов и предложений с буквой «й»

Цель: формировать навык чтения слов и предложений с буквой «й»

Задачи:

образовательные:

Повторить гласные и согласные звуки, закрепить парные согласные;

Закрепить умение выделять звук[i] на слух и при чтении;

коррекционно-развивающие:

Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас детей;

Развивать и корригировать речь путем полных ответов на вопросы учителя, построения грамматически правильно оформленных предложений;

Развивать мышление на основе работы с предложением и текстом;

Корригировать внимание, память на основе игровых упражнений со словами;

Совершенствовать точность зрительного и фонематического восприятия;

воспитательные:

- формировать коммуникативные умения (умение внимательно слушать учителя и друг друга) через организацию беседы и игровых ситуаций.

Оборудование: книга «Букварь» под ред. В.В.Воронковой компьютер, проектор, буквы с картинками.

Ход

I.Организационный момент. Психологический настрой:

Ребята сегодня у нас необычный урок, потому что на урок к нам пришли гости.

Как нужно встречать гостей? (с улыбкой, хорошим настроением)

Давайте сегодня на уроке покажем все,что умеем, чтобы оставить у наших гостей хорошее впечатление.

II. Повторение.

1)назвать буквы. (Ученики по очереди называют слова, один ученик у доски, показывает букву с которой начинается названное слово.)

2) Слайд 2

Ребята, к нам пришло письмо.Оно от королевы Грамоты. Она приглашает посетить Страну Грамоты.

Слайд 3 Посмотрите, ворота в Страну Грамоты на замке! Конечно попасть в эту страну может только тот, кто много знает. Ворота откроются, если правильно ответите на вопросы.

3) Слайд 4

Что мы слышим звуки или буквы?(звуки) П о щелчку мыши появляется правильный ответ.

Слайд5

Назовите гласные в слове «утка» (у, а) После ответов детей

Слайд 6

Назовите лишнее слово «кошка», «зима», «собака», «корова» (зима)

Почему это слово лишнее? Посмотрите правильный ответ. По щелчку мыши появляется правильный ответ.

Слайд7

Назовите согласные звуки в слове «зима» (з,м) Верно. По щелчку мыши появляется правильный ответ.

Слайд8

Парные согласные потеряли свою пару, помогите им найти друг друга. Дети называют пары согласных, затем учитель показывают как буквы «нашли друг друга» По щелчку мыши появляется каждая пара.

Слайд 9

Слово рассыпалось, соберите его. (лайка) Если дети затрудняются сразу ответить, учитель нажимает мышь,появляется изображение собаки затем,по щелчку, одна из букв становится на место и т.д. Дети убеждаются в правильности ответа, прочитав получившееся слово.

Слайд10

Слово рассыпалось, соберите его. (зайка) Если дети затрудняются сразу ответить, учитель нажимает мышь,появляется изображение зайца,затем,по щелчку, одна из букв становится на место и т.д. Дети убеждаются в правильности ответа, прочитав получившееся слово.

III.Проверка домашнего задания.

Где вам встречались эти слова? (В тексте домашнего задания)

Слайд 12

- Как называется текст домашнего задания? Откройте изображенную страничку, прочитайте текст.

Двое учеников читают текст по очереди, остальные ученики читают хором слова прямой речи.

IV.Физминутка.

А сейчас я задам вам вопросы, ответы на них вы мне не скажите, а покажите.

Как живете?

Как идете?

Как бежите?

Как спите?

Как берете?

Как даёте?

Как молчите?

Как грозите?

Как сидите?

Слайд 13

Как отвечали? по щелчку появляется ответ «отлично»

V. Страна Грамоты слайд 14 Мы на все вопросы ответили, посмотрите перед нами открываются ворота в Страну Грамоты. П о щелчку открываются ворота,ещё по щелчку появляется слайд15

Посмотрите в стране грамоты тоже есть города. Это Город Звуков и букв, Город слов, Город предложений и Город текстов.

VI.Работа со звуками и буквами.

- Как вы думаете кто живет в Городе букв и звуков?(звуки и буквы)

- Давайте проверим Учитель щелкает мышью по изображению города, открывается слайд

Слайд16

Расставьте предметы на полочки, так чтобы они соответствовали букве, с которой начинаются. Учитель выслушивает ответы детей, затем по щелчку предметы встают на нужные полочки, начиная с буквы «а»Один щелчок -одна картинка.

-«А» арбуз, аквариум

«М»-микрофон, малина, мороженое

«С»-слон, самолет, сумка.

Учитель нажимает на зеленую стрелку, чтобы перейти к слайду 17

Слайд 17

На первую полку поставьте предметы, которые начинаются на «й», на вторую-«й» в середине слова, на третью «Й» в конце слова.

1-йод, йогурт

2-гайка, лейка

3-муравей, клей.

Учитель выслушивает ответы детей, затем по щелчку предметы встают на нужные полочки, начиная с нижней полки. Один щелчок -одна картинка.

VII.Работа со словами. « Город слов»

Ребята, как вы думаете, кто живет в этом городе? (слова)

Учитель щелкает мышью по изображению города, открывается слайд18

Слайд 18 чтение слов по схемам. П ереход к слайду19 - щелчок

Слайд19 чтение столбиков слов

зимой сарай

домой попугай

сухой давай

Хоровое чтение;

Чтение по порядку;

Чтение вразброс;

Выборочное чтение:

1.прочитайте слово, которое обозначает строение; (сарай)

2.прочитайте слово, обозначающее название птицы; (попугай)

3.слово противоположное слову «мокрый»(сухой)

Игра «день-ночь» (когда учитель говорит «ночь», дети закрывают глаза, одно слово исчезает, «день» - дети открывают глаза и говорят, что изменилось.) Слова появляются и исчезают по щелчку.

Учитель нажимает на зеленую стрелку, чтобы вернуться к слайду 15

VIII Физминутка.

В стране Грамоты не только учатся, но и умеют отдыхать и веселиться. Давайте тоже отдохнем и выполним физминутку. У читель щелкает по танцующим детям на слайде. Открывается слайд 2 0

Учитель показывает движения, а дети повторяют за ним под песню «Учат в школе»

Учитель нажимает на зеленую стрелку, чтобы вернуться к слайду 15

IX Работа с предложениями.

- А теперь посмотрим кто жители города предложений?

«Город предложений» Учитель щелкает мышью по изображению города, открывается слайд21

Слайд 21-22 составить предложения из слов.

Маша пошла домой.

Саша поймал Мишу. Учитель выслушивает ответы детей, затем по щелчку слова встают в нужном порядке. Один щелчок –одно слово,одна картинка.

Учитель нажимает на зеленую стрелку, чтобы вернуться к слайду 15

X.Работа с текстом.

- Остался последний город. Это город текстов . Давайте узнаем, какие тексты в нем живут. Учитель щелкает мышью по изображению города, открывается слайд23

слайд 23

Чтение текста Тай.:

1)Работа с иллюстрацией.

Как вы думаете, кто такой Тай?

2)чтение по цепочке;

3)вопросы по содержанию:

Как зовут хозяина Тая?

Кого хотел поймать Тай?

Кого поймал?

Почему так получилось?

4)чтение по эстафете.

5)-Как относится хозяин к своей собачке?

Почему?

XI Гимнастика для глаз.

Очень долго мы читали

Глазки у ребят устали

Посмотрите все в окно

Ах как солнце высоко

Мы глаза сейчас закроем,

В небе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

жмурься сильно, но держись.

XII Самостоятельное чтение текста. Переход по зеленой стрелке.

Слайд 24

1) подготовка к чтению:

Ребята, вы знаете, что домашние любимцы бывают не только собаки, такие как Тай, но и птицы. Какую птицу люди чаще всего держат в квартире? Э та птица даже может научиться говорить.(попугай)

Попугаи- одни из самых красивых птиц на планете. Оперение у них очень красочное. Попугаи подражают речи человека и голосам других птиц. Эти птицы водятся в жарких странах. Многих из них люди приручили, и теперь они - любимые домашние питомцы городских жителей, особенно волнистые попугайчики.

2)самостоятельное чтение.

Прочитайте рассказ «Хороший попугай» и узнайте как звали попугая и что он умел делать.

3) повторное чтение по цепочке.

Учитель нажимает на зеленую стрелку, чтобы вернуться к слайду 15

XIII Итог урока.

1)Что мы сегодня на уроке делали? В какой стране побывали? Какие города посетили?

2) Переход по зеленой стрелке. Слайд 25

Посмотрите нам пришло еще одно письмо!

Оценивание учащихся.

3) Переход по щелчку. Слайд 24 Найдите эту страницу в учебнике.

Домашнее задание.

4) Слайд25 Спасибо за внимание.


Урок обучения грамоте

Тема урока

Чтение слов с буквой й. Правила движения.

Цель

Закрепить знания о мягком согласном [й ׳ ], учить читать слова с данной буквой, тексты.

Задачи

Совершенствовать умения моделировать звуковые схемы слов, сравнивать слова и предложенные схемы, практически пользоваться при чтении изученными буквами.

Развивать творческое мышление, воображение. Совершенствовать умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, отстаивать свою точку зрения в диалоге.

Содействовать пониманию учащимися роли, значения и необходимости знания языка, умений грамотно правильно выражать свои мысли, привитию интереса к предмету.

Тип урока

Комбинированный урок

Формы работы

Работа в парах, в группе, фронтальная работа

Основные понятия темы

Мягкий согласный звук [й ׳ ]

Планируемый

результат

Предметные умения: у пражнять в чтении слов, текстов с буквой [й ׳ ]; закреплять умения проводить звуковой анализ слов; развивать речь, внимание, мышление, память, фонетический слух; расширить представление учащихся об окружающем мире, обогатить словарный запас; воспитывать интерес к чтению

УУД Личностные: самоопределение; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; общеучебные – умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные : целеполагание; контроль, коррекция, оценка; выделение и осознание того, что уже освоено; быть внимательными, опираться на имеющиеся знания; оценивать правильность выполнения действия

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Используемые образовательные технологии

информационные (презентация), здоровьесберегающие, технология деятельностного метода

Ход урока

Этап урока/цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I .Организационный момент

Цель: актуализация внимания учащихся на урок

Чтение учителем стихотворения

С неба смотрит солнце
Миллионы лет.
Льет на землю солнце
И тепло и свет. / /слайд

Ребята, пусть сегодня, как и всегда, в нашем классе будет тепло, солнечно, уютно

II . Мотивация учебной деятельности

Цель: мотивировать учащихся на закрепление темы

Слайд с изображением сказочных героев Знайки и Незнайки // слайд

Кто это?

Из какого произведения?

Чтение пословицы :

- Как вы понимаете эту народную мудрость?

- Давайте сегодня на уроке обучения грамоте мы постараемся быть любознательными и получить как можно больше знаний

умный человек стремится узнать новое, а ленивый ничего не хочет изучать

III . Актуализация опорных знаний

Цель: постановка учебной задачи

1)Чтение слов/показ рисунков/ / слайд

буйвол

улей

каравай

воробей

айва

Прочитайте слово по первым буквам/ буква

Что такое буква?/обозначение звука на письме

Какая буква во всех словах?/буква Й

/ слайд

Что вы узнали об этой букве на прошлом уроке?

2)Постановка учебной задачи -сформулируйте, чем будем заниматься на уроке?

обозначает согласный, звонкий непарный, всегда мягкий звук

ФИЗМИНУТКА

Игра «Услышь звук»// слайд-заставка

Лиса, лайка, игрок, лицо, соловей, пой, автомобиль, змей, имя, чай, дайте

Дети хлопают в ладоши, если в слове есть звук й; топают ногами, если звука нет.

IV .Закрепление материала

Цель: закрепить знания о звуке й, учить находить его в словах, учить читать тексты

1)работа в парах – из предложенных слогов на карточках составить односложное, двусложное, трехсложное слова // приложение 1

Где находится звук й? /в конце слова, в середине слова

2) Подбор звуковых схем составленным словам

Дифференцированное задание: три ученика выполняют эту работу на магнитной доске /с индивидуальным набором карточек

(первый ученик -односложные слова, второй - двусложные, третий - трехсложные)

Проверка: мой (май) умный (зайка) рисуйте (воздушный)

Сравнение слов

Слова похожи тем, что обозначают названия птиц

Лишнее слово чайка, потому что это слово двусложное, остальные -трехсложные; и в этом слове буква й в середине слова

Это названия транспортных средств

Троллейбус, т.к. в нем три слога или трамвай, т.к. в нем буква й стоит в середине слова или лайнер, т.к. это название морского или воздушного транспортного средства для перевозки пассажиров

Цвет

Ответы детей

Светофор

Учащиеся называют правила поведения на дороге

Дети прикрепляют соответствующий круг к словам

На определенный цвет ученики выполняют соответствующие действия

Чтение текста

Ответы детей

3) Работа над словами/на доске

Ребята, у поэта Вадима Шефнера есть красивое стихотворение «Слова», в котором поэт говорит: Словом можно убить,

Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести - И, действительно, словом можно обидеть, удивить, рассмешить, обрадовать. Одно и то же слово можно произнести по-разному.

Чтение слов с разной интонацией на доске по цепочке индивидуально и хором

Ай! чайка трамвай

Ой! соловей лайнер

Эй! попугай троллейбус

Слова первого столбика прочитаем с восклицательной интонацией хором . Когда мы так можем воскликнуть?

Слова второго столбика прочитаем по цепочке с вопросительной интонацией.

Чем похожи эти слова?

Какое слово лишнее?

Слова третьего столбика прочитаем спокойно.

Чем похожи слова?

Какое слово лишнее?

4) Составление предложений со словами третьего столбика.

Какие еще средства передвижения вам известны?

5)Чтение слов на кругах- красный, желтый, зеленый/ круги на доске

Что обозначают эти слова?

Где встречаются сразу эти три названия цвета?

Переворачиваю круги цветной стороной

6)Беседа о правилах дорожного поведения

Игровое упражнение «Какой цвет?»

- спокойно иди!

-подожди!

-стой!

ФИЗМИНУТКА «Светофор» /с использование цветных кругов

Красный круг- стоять

Желтый – хлопок в ладоши

Зеленый – ходьба на месте

7)Работа с текстом/текст на слайде

Гонял Андрей шайбу около трамвайной остановки.

-Уйди с мостовой!- сказал ему Сергей.

- Пойдем на каток,- ответил Андрейка.

Почему нельзя играть на мостовой?

Найдите слова с буквой й

V . Контроль и самопроверка знаний

Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения.

1)Работа в группах // приложение 2

Учащимся предлагается два задания на выбор/карточка

Обсудите в группе, какое задание будет вам по силам и выполните его

1)изменить слово так, чтобы в середине слова появился звук [й]

2)найти в строке букв слова с буквой й

героймайкаравайогуртвойнайдумай

ПРОВЕРКА

3) Работа по «Азбуке», стр.35-работа с таблицей

Проверка: на доске открывается правильный вариант

лить/лейка, заяц/зайка

герой, рой, май, майка, каравай, йогурт, твой, война, найду, думай

Учащиеся находят и подчеркивают выделенные слова

VI .Подведение итогов. Рефлексия.

Цель: проверить умение проводить рефлексию своей деятельности

Вернемся к началу нашего урока. Мы читали пословицу: Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит. Кем, по-вашему, были вы сегодня на уроке: знайками или незнайками?

Узнал

Я запомнил

Научился

Удивился

Благодарю за урок!

Вручение раскраски Знайки // приложение 3

На этом уроке мы узнаем, что звук [й] - согласный и слога не образует, где в словах русского языка может стоять буква Й, выполним много интересных заданий, поговорим о том, как правильно переносить слова с буквой Й.

Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.

Трамвай (Й в конце слова)

Над морской волной летает,
Рыбку клювиком хватает.
Крик поднимет жуткий стайка
Называют птицу …

Чайка (Й в середине слова)

Вот лекарство. Ты не бойся:
Для здоровья и красы
Детям мажут им коленки,
Локти, щёки и носы.

Йод (Й в начале слова)

В русском языке некоторые слова можно изменить так, что в них появляется И-краткое. Например: лить - лейка, строить - стройка.

Попробуйте самостоятельно подобрать такие слова к тем, что даны.

Мыть - ….. (мойка)

Стая - ……(стайка)

Аллея - …..(аллейка)

Скамья - …..(скамейка)

Семья - …..(семейка)

Шея - ……(шейка)

По написанию И-краткое очень похоже на букву И. Отличаются они верхним элементом.

Сравним звуки[и] и [й]

Сравним звуки [и] и [й]. Звук [и] - гласный, [й] - согласный. Мы уже знаем, что гласный звук образует слог: ли-си-ца.

Согласный звук слога не образует.

Запомните: звук [й] согласный и слога не образует. Закрепим полученные знания, выполнив задание.

Разделите пары слов на слоги.

Бои - бой,

мои - мой,

свои - свой,

герои - герой,

сараи - сарай,

музеи - музей.

Проверим, что получилось.

Бои-2 слога, бой-1.

Мои-2 слога, мой-1.

Свои-2 слога, свой-1.

Герои-3 слога, герой-2.

Сараи-3 слога, сарай-2.

Музеи-3 слога, музей-2.

Нетрудно заметить, что во второй паре слов на 1 слог меньше. Потому что согласный звук [й] слога не образует.

Как переносить слова с буквой Й?

Поговорим о том, как переносить слова с буквой Й.

Вы уже знаете, что слова переносятся по слогам. Звук [й] - согласный, значит, его нельзя отрывать от слога.

Рассмотрим варианты переноса слов.

В словах май, дай, пой, лай 1 гласная, 1 слог, значит, переносить нельзя.

Слова майка, чайка, лайка, стройка имеют 2 гласные, 2 слога. Переносим так:
май-ка, чай-ка, лай-ка, строй-ка.

Прочитайте поговорки и найдите в них слова с буквой Й, разделите эти слова для переноса.

Не желай другому того, чего себе не желаешь.

Глупый осудит, а умный рассудит.

Делай добро и никого не бойся.

Знайка по дороге бежит, а незнайка на печи лежит.

Не плюй в колодец - пригодится водицы напиться.

Проверим, что получилось: же-лай, глу-пый, ум-ный, бой-ся, знай-ка, не-знай-ка, слово плюй переносить нельзя - 1 слог.

На следующем уроке мы узнаем, что буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один звук и указывать на мягкость согласного звука, а также эти буквы могут обозначать два звука, если стоят в начале слова, после гласной, твердого или мягкого знаков.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.