Албания: религия. Особенности албанского вероисповедания. Албания Какая религия в албании

Ликвидировать собственную безграмотность мне пришлось сразу. Когда первое, чем встречают тебя эти загадочные албанцы, это крашенка и « Krishti u ngjall !», то есть «Христос воскресе!», согласитесь, начинаешь задумываться: а так ли правы те, кто утверждает, что Албания – страна, где живут исключительно безбожники, либо радикалы, которые спят и видят, как бы задушить Православие? Видимо, дела обстоят иначе, и это здорово радует. Собор Воскресения Христова в центре Тираны. Рядом – памятник национальному герою Георгу Скандербегу. Площадь перед собором залита воском: так и не смогли еще отчистить после ночного пасхального богослужения, на которое, по словам моих собеседников, собрались десятки тысяч человек…

С собеседниками довольно интересно получилось. В соборе проходит уборка. Занятая и уставшая девушка смотрит строго: «Вы бы отошли в сторону, пожалуйста!» Поворачиваясь к пожилому монаху, скромно стоящему у иконы, произносит не менее сурово: «Да и вы бы, владыка, отошли! У меня дел невпроворот. Идите себе на клирос – там и беседуйте, ладно?» Потом подобрела и улыбнулась: «Простите, я просто жутко устала. Возьмите яйцо пасхальное, пожалуйста». Так я получил первый подарок – ту саму крашенку, познакомился с митрополитом Амантийским Нафанаилом и священником Григорием Пелуши, которые отвели меня на клирос и с удовольствием согласились побеседовать для портала «Православие.ру».

– Владыка, в отношении албанцев, боюсь, существует много предрассудков: с кем бы ни встречался в России перед поездкой сюда, все мне испуганно говорили, что я собираюсь в опасную страну, которая управляется чуть ли не по законам исламских террористов. Что Православия здесь нет и никогда не было, что церкви здесь не найти. В общем, Албания, благодаря предрассудкам, представала передо мной чем-то средним между халифатом и коммунистическим концлагерем. Тем больше было мое удивление, когда первое, что сделали со мной албанцы, с которыми вступил в разговор, это – вот: подарили крашенку и поздравили с Пасхой.

– О да, с этой точкой зрения нам приходится сталкиваться. Только зрения тут нет никакого: неправда всё это. Когда мы были с владыкой в Москве, нам долго и настойчиво приходилось развеивать накопившиеся предрассудки, мы доказывали, что – страна с древнейшей христианской историей и традициями, что Православие здесь не только не умерло, а, слава Богу, растет и множится.

Тогда скажите, пожалуйста, на чем же основываются предрассудки? Ведь сами по себе они бы не возникли.

– Вопрос интересный. Думаю, возникновению неверного мнения в отношении нашей страны во многом способствовали страшные годы коммунистического правления. Но, согласитесь, с точно таким же мнением в отношении себя столкнулась и Россия в совсем еще недалеком прошлом: трудно было найти человека, который бы считал, что корни России – в христианстве, когда со всех трибун громогласно говорилось о «государственном атеизме». То же было и в Албании, только, наверное, с местными особенностями, о которых расскажет чуть позже отец Григорий.

Здесь мирно живут как мусульмане, так и христиане

Что же касается мнения об Албании как о сугубо мусульманской стране, то оно в корне неверно: здесь мирно живут как мусульмане, так и христиане. Шииты и сунниты, православные и католики – вот, пожалуй, основные группы верующих здесь.

А уж если говорить об истории, то давайте вспомним, что еще в I веке сюда, в Иллирию, пришел апостол Павел с проповедью Христа и эта проповедь не была бесплодной. Помните, в Послании к Римлянам он говорит: Благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестностей до Иллирика (Рим. 15: 19)? Так что христианство сюда принесено самими апостолами, давайте это помнить. В Дурресе (Диррахии), древнем городе на побережье Адриатики, около 70 года по Р.Х. уже было около ста христианских семей. Первый албанский святой – это священномученик Астий, руководивший этой общиной, пострадавший от язычников в 98 году. А поставил его в епископы апостол от 70-ти Кесарь.

Когда при гонения на христиан прекратились, в Иллирике было уже много храмов, и христианская община к тому времени была уже многочисленной. В конце IV века, при императоре Феодосии Великом, уже подавляющее большинство населения было христианским. Конечно, албанских святых много – нужно просто внимательнее всмотреться в историю Церкви.

Топонимика в Албании по преимуществу христианская – даже названия мусульманских поселений восходят к христианским временам

Во время Великой схизмы 1054 года половина населения осталась православной, половина подчинилась Риму, но, так или иначе, до XV века Албания была полностью христианской страной. Об этом говорят и древние храмы и часовни страны – взгляните на часовню св. Астия в Дурресе (V в.) или храм VI века в Бутринте, сохранились и другие храмы. И сейчас, когда археологи ведут раскопки на местах древних поселений, они постоянно находят церкви, мозаики, относящиеся к первым векам христианства. Топонимика в Албании по преимуществу христианская – даже названия мусульманских поселений восходят к христианским временам. Деревни, села названы в честь святого Георгия, Пресвятой Богородицы и т.д.

Но долгое время Албания находилась под османским игом. Я прав, отец Григорий?

– После падения Константинополя в 1453 году османы пришли на эту землю, и большинство христианского населения вынуждено было бежать из Албании, потому что албанцы не хотели принимать ислам. Часть христиан оказывала сопротивление, и можно сказать, что после падения Царьграда Албания стала одним из форпостов борьбы с захватчиками в Европе. И, кстати, всем известная Косовская битва проходила при активнейшем участии албанских войск на стороне христианских государей, это необходимо знать, на мой взгляд. Позднее албанские князья и их войска у крепости Лежа предотвратили проход османской армии через свою страну – турки стремились в Италию, в Рим. К этому печальному, но героическому времени и относится история нашего национального героя Георга Скандербега. Будучи сыном албанского великого князя, он был взят в заложники османами и воспитывался при турецком дворе вместе с тремя своими братьями. Став видным военачальником, Скандербег, по замыслу османов, должен был руководить их войском в битве против христиан-венгров под сербским Нишем. Тогда, не желая сражаться против единоверцев, он вместе с 300 воинами покинул турецкую армию и вернулся в Албанию, в г. Крую, откуда и начал сопротивление захватчикам. Борьба за христианство продолжалась почти четверть века. Подчеркну: борьба именно за христианство, а не за национальность, потому что в то время не национальность считалась решающей, а вера человека, это было естественным для Византийской империи.

Значит, если я не ошибаюсь, борьба шла, скажем так, не за албанскую национальную республику, или империю, или княжество…

Папа договорился с османами о том, что они оставляют Запад в покое, а взамен получают Балканы, а заодно и Константинополь

– …а за Православие! Только после смерти Скандербега османам удалось подавить сопротивление и Албания была захвачена. Влияние и мощь Скандербега были так велики, что папа Римский даже хотел, чтобы он возглавил освободительный крестовый поход, призванный очистить Европу от иноверных и имевший своей целью Царьград. Но уже не только имеющийся, а увеличивающийся антагонизм внутри самой Европы, разделение Церквей на Православную и Католическую не позволили осуществиться этим намерениям, что вполне логично: Если царство разделится в самом себе, не может устоять царство то (Мк. 3: 24), чему мы и были свидетелями много раз. На смену папе-инициатору предполагаемого освободительного крестового похода пришел другой, который договорился с османами о том, что они оставляют Запад в покое, а взамен получают Балканы, а заодно и Константинополь.

Если бы христиане были едины, то Византия бы не пала – были силы, способные отбросить оккупантов

Напомню, что Царьград пал в 1453 году, а Скандербег, борясь с оттоманами 25 лет, умер в 1468-м. Т.е. теоретически можно было бы предположить, что если бы христиане были едины, то Византия бы не пала – были силы, способные отбросить оккупантов. Но этого, как мы знаем, не произошло, и Балканы, в том числе и Албания, на долгое время подпали под их власть. Для того чтобы получить представление, каким было это время, мне кажется, достаточно познакомиться с многочисленными новостями, рассказывающими об ИГИЛ, – методы, агрессия практически одинаковые.

Как изменилась жизнь христиан в то время?

– Христиане, чтобы спастись от исламского меча, бежали в горы, где жили в относительной безопасности: они были вынуждены платить дань мусульманам, но те не отваживались на активные агрессивные действия в горах. Так получилось, что Православие долгое время сохранялось, прежде всего, в горных районах страны. Так продолжалось до XVIII столетия, когда Россия начала значительно усиливать свое влияние на Балканах, следствием чего стало улучшение положения православных в этом регионе. Было разрешено даже строить церкви, соборы в городах, о чем долгое время не могло быть и речи. Например, в центре Тираны был выстроен величественный собор. Но он был разрушен в коммунистические времена, а сейчас на этом месте находится отель «International». Зрелище дорогое, но удручающее. Новый, Воскресенский собор построен недавно. Но прежний собор был невелик, а этот вмещает тысячи молящихся.

В 30-е годы ХХ века Албания была оккупирована итальянцами. Согласно опросу, проведенному очередными завоевателями, здесь насчитывалось 69% мусульман, около 21% православных христиан и 10% католиков. В 1940-х годах, после войны, согласно коммунистическому опросу, православных было уже около 26%. У нас рассказывают о таком случае: когда Энвер Ходжа, коммунистический руководитель Албании, отправился после войны к Сталину, своему почитаемому учителю, тот спросил: «Сколько православных сейчас в Албании?» Ходжа ответил: «Примерно 28% населения». Но потом, как мы знаем, начались кровавые гонения за веру, и государственной религией Албании, если можно так выразиться, стало безбожие.

По нашим самым скромным подсчетам, православных в Албании не меньше четверти населения

В 2011 году при поддержке Европейского Союза был проведен еще один опрос. Согласно данным этого опроса, которые не поддержала почти ни одна религиозная группа страны, православных оказалось в разы меньше, чем заявлявших о себе как о православных. В Албанскую Православную Церковь входят люди разных национальностей – разумеется, албанцы, а кроме того греки, сербы, румыны. И опрос был проведен так хитро, что люди разных национальностей должны были разделить национальность и вероисповедание – вот почему получилось гораздо меньшее количество православных, чем есть на самом деле. Это как сейчас на Украине: «настоящий православный – только украинский православный», если он русский, то не считается – очень по-иезуитски. Православная Церковь Албании не признает результаты такого опроса, конечно. В самом деле, не может быть такого, чтобы православных в нашей стране вдруг оказалось всего 6,9% от всего населения! Десятки, сотни тысяч людей собираются в храмах страны – вы бы видели ночное пасхальное богослужение, например! Города буквально сверкают от света свечей. По нашим самым скромным подсчетам, православных в Албании не меньше четверти населения.

Сейчас в Албанской Православной Церкви 7 митрополитов и 1 епископ, они составляют Священный Синод. Служат около 150 священников, 4 диакона. Мы ждем смены – очень хорошо и активно работает духовная семинария в Тиране.

Сколько вам лет, отец Григорий?

– Значит, вы застали коммунистические времена, которые, судя по вашим словам, были в Албании ничуть не легче, чем в России. Я – ваш ровесник, но страшных гонений не помню, только слышал о них от своих родителей и бабушек и дедушек. Вам же, похоже, довелось хватить их всерьез. Что это были за времена?

Если ты осмеливался перекреститься, тебе отрубали правую руку в наказание

– Жизнь без Бога непредставима. А когда целая страна вдруг заявляет о себе как о стране, чьей единственной идеологией является не просто отрицание Бога, но еще и борьба с Христом, то становится просто страшно. Действительно, Албания была единственной в мире страной, чьей идеологией, даже религией, был , – у вас в России все-таки под конец эпохи коммунизма было полегче. Здесь был тотальный страх. Тебя не просто могли, а действительно заключали в тюрьму, если ты осмеливался перекреститься. Отрубали правую руку в наказание – это не страшилки из Средних веков, это рассказы тех, кто был свидетелем гонений на христианство.

В то время в Албании был священник, который тайно крестил мужественных людей и их семьи, как потом оказалось – более тысячи человек. Все проходило при соблюдении строжайшей конспирации, действительно, в катакомбах. Там служили Литургию. Но потом «сигури», тогдашняя служба безопасности, его вычислила, он сидел в тюрьме. Но это случилось уже на самом закате коммунизма, и его выпустили с приходом новой власти. Священник стал потом епископом – это епископ Косма Апполонийский, он уже скончался, а его сын служит священником. И знакомство с такими людьми, которые пережили гонения совсем еще недавно, я думаю, подвигло многих бывших официальных атеистов стать христианами. Когда живое свидетельство о Христе у тебя перед глазами, то сложно не стать христианином. Сейчас-то, конечно, легко – никто тебя преследовать не собирается. И, может быть, некоторыми молодыми людьми Православие воспринимается без мыслей о необходимости жертвы, но это уже веяния новых времен. Сейчас у нас другие трудности.

Да? И что это за трудности?

– , мало что общего имеющий с обычным исламом. Многие арабские страны вкладывают огромные деньги в Албанию для распространения именно радикализма. До финансового кризиса, когда экономика православной Греции была крепкой, этой экспансии успешно противостояла Элладская Православная Церковь, помогая нам. А сейчас, при слабости греческой экономики, когда помощь Албанской Православной Церкви уже не так велика, официально открылись шлюзы, через которые валом валят деньги из, скажем, Турции, Саудовской Аравии и других стран, чье отношение к христианству и Православной Церкви не нуждается в комментариях. Так Албания подпадает под влияние исламских радикалов.

– Но вы же говорили о национальной гордости, о Скандербеге. Герой, которым албанцы гордятся по праву, который, презрев временные трудности, сражался за христианство. Разве не может его пример помочь албанцам и сегодня? Я говорю о духовном сопротивлении. Что сильнее: национальная гордость или нефтедоллар?

– Чтобы национальная гордость пересилила все эти доллары, реалы, лиры и прочее, нужно, чтобы над гордостью была вера. Если христианство будет определяющим в жизни человека, тогда можно смело смотреть в лицо всяким опасностям и даже иногда посмеиваться: с Христом ведь ничего не страшно. Под национальность подмять можно всё что угодно. Сказать, например, что «настоящий албанец – радикальный мусульманский экстремист» или что-нибудь в таком роде. Так что Христос нужен, это прежде всего. С этим национализмом вообще беда. Если ты говоришь, что ты – православный, то люди, заболевшие им, начинают обвинять тебя в том, что ты «продался России, Греции, Сербии» и т.д., короче, ты, мол, национальный изменник. А какой христианин изменник, если Албанская Православная Церковь во время страшных событий в Косово приютила здесь и обеспечила питанием, жильем более 30 тысяч беженцев-мусульман?! К слову, беженцы-мусульмане находили приют и в сербской Грачанице… И мать нашего Скандербега была сербской принцессой… Ох, все эти заигрывания на низменных чувствах и политические игры на дешевых эмоциях – что общего они имеют с христианством?! Подтверждается веками проверенное правило: никогда мир Христа не любил, никогда Его ученики спокойно не жили, и это касается христиан всех национальностей.

Без монастырей жизнь Церкви представить невозможно, мне кажется. Есть ли такие в Албании?

– Конечно, слава Богу! В Эльбасане, в Арденице, в Дурресе, других местах – строятся новые, восстанавливаются древние. Только монахов пока, увы, маловато. Но мы не отчаиваемся. Ведь главное не количество, а качество. Помнится, однажды несколько рыбаков просветили целый мир светом Евангелия. Вот нам бы такое качество, правда?

Что пожелаете читателям нашего портала?

– Того самого – апостольского – качества. А еще – узнавайте Албанию, устраняйте предрассудки! В общем, приезжайте.

(Продолжение следует.)

Так уж получилось, что со времен печально известного конфликта в Косове, который сопровождался этническими чистками, у многих из нас в сознании сложился стереотип о том, что все албанцы — мусульмане. Однако на самом деле с шиптарами все обстоит далеко не так однозначно и гораздо интереснее, чем можно себе представить. Наверняка информация, изложенная ниже, заставит Вас изменить свое представление о религиозной принадлежности албанцев. И степени их религиозности, кстати, тоже.

Безусловно, в Албании львиная доля верующих исповедуют ислам. Но, в то же время, в этой стране существуют достаточно мощные православные и католические общины. Очень противоречивы и статистические данные. По одним сведениям, массовая доля мусульман в Албании превышает 80%, по другим — составляет 70%, по третьим — около 60%. А есть данные, согласно которым в Албании среди верующих мусульман и вовсе не больше 38%, а христиан — более 60%! Так или иначе, мусульманское население в этой стране сосредоточено в основном в центре и на северо-востоке, на севере Албании (оособенно в районе Шкодера) сосредоточено много католиков, а юг страны — в основном православный (особенно город Корча, который известен своим футбольным клубом «Скендербеу»). Помимо этого, стоит отметить, что в Албании очень много неверующих.

Все-таки годы правления Энвера Ходжи, который активно насаждал атеизм, и сейчас дают о себе знать. А вот в Косове ситуация более-менее понятна: там албанцы составляют более 90% населения и примерно такую же массовую долю среди верующих составляют мусульмане (незначительная часть албанцев Косова — католики). Среди шиптаров, живущих в Македонии, тоже преобладают адепты ислама, но есть и крупная католическая община, яркой представительницей которой является всем известная Мать Тереза (в миру — Агнес Гонджа Бояджиу), основательница Католического Ордена Милосердия. Отдельно стоит выделить еще две крупные этнографические группы албанцев: арберешей, живущих в Италии и исповедующих католицизм, и арнаутов, которые живут в Греции и являются преимущественно православными. Об арнаутах стоит сказать особо. Да-да, именно эта этнографическая группа албанцев в свое время дала Элладе национальных героев в борьбе за независимость. Но это так, лирическое отступление. Но в общем, суть всего изложенного выше, предельно ясна: далеко не все албанцы — мусульмане.

Что касается албанцев, исповедующих ислам, то нужно сказать, что степень их религиозности крайне низок. Подавляющее большинство албанских женщин (мусульманок, естественно!) не носит хиджабов и уж тем более паранджи (в отличие, к примеру, от боснийских мусульманок), а некоторые девушки так и вовсе щеголяют в коротких юбках и одеваются как самые настоящие европейки! А что уже говорить о соблюдении мусульманских обычаев. Также шиптары любят шутить о том, что, к примеру, если ты считаешь себя мусульманином, то не сильно удивляйся, если узнаешь о том, что твои недалекие предки были христианами! Вообще, для албанцев религиозная принадлежность никогда не играла решающей роли. Даже больше: существует мнение о том, что религия албанцев — это … албанизм! То есть, совершенно не имеет значения, кто ты по вероисповеданию. Если ты албанец, значит, ты свой. Вот и все.

В свое время известный албанский писатель по имени Пашко Васа сказал, что религия Албании – это ни что не иное, как именно «албанизм». Считается, что официальная религия Албании – ислам, и по сей день эту веру исповедует подавляющее большинство населения. С другой стороны, национально-языковая принадлежность всегда ценилась жителями этой страны выше, нежели принадлежность к определенной конфессии. Что говорить, даже на сегодняшний день здесь в некоторых районах можно увидеть не только смешанные семьи, но и албанцев, которые носят христианскую фамилию и мусульманское имя….

Современная религиозная ситуация

На самом деле, религиозная ситуация в Албании весьма неоднозначна. Бытует мнение, что население этого государства исповедует исключительно ислам. Однако, это, мягко говоря, не соответствует действительности. Да, больше половины населения являются мусульманами. В то же время есть и достаточное количество жителей, придерживающихся канонов православия и католицизма.

Кроме того, присутствуют представители и других конфессий. В принципе, это немудрено: влияние ислама в стране ослабевает из-за развития интеграции страны в общеевропейское пространство.

Зарождение и история верования

Если же вспомнить историю, то ислам, как религия Албании, начал проникать сюда еще во времена средневековья. Между прочим, тогда в народе уже было распространено христианство. Правда, другая часть населения придерживалась иллирийских языческих верований. Когда же в шестнадцатом веке была оккупирована Османской империей, перманентный процесс исламизации завершился. Честно говоря, в условиях турецкого господства переход в ислам рассматривался жителями прежде всего как средство продвижения по карьерной лестнице, а также сохранения былых привилегий. То есть албанцы, которые приняли мусульманство, стали реальной опорой власти Османской империи на территории всех Балкан.

Но, как бы то ни было, даже во времена турецкого владычества население страны продолжало тайно исповедовать свои конфессии, в том числе и христианство… Мало того, ряд христиан-албанцев внешне принимали мусульманские обряды и имена, а в семейной жизни упорно продолжали следовать православным или католическим традициям. Так что религия Албании и в те времена была неординарной.

После обретения независимости государства влияние ислама начало сильно ослабевать. Скажем, отменили многожёнство, а намаз, традиционный обряд мусульман, стал читаться по-албански, причем, стоя и без разных поклонов.

А что уж говорить про почти полувековое правление коммунистической партии, когда страна была объявлена «государством без религии»? Такое понятие, как «религия Албании» в те времена считалось противоправным, а любое следование религиозным обычаям и традициям вообще было объявлено вне закона.


С крушением коммунистического режима в начале 90-х начались реформы. Новое правительство смягчило политику в отношении религии. Тем более процесс евроинтеграции уже ничто не могло остановить. И правда, Италия, говорят, считается безусловным кумиром у албанцев, Эта страна несёт свою культуру и в быту, и в моде, и в пище. Ориентируясь на Европу, на албанских улицах появилось много молодых девушек в мини-юбках, открытых декольте, парней в шортах. Или скажем праздник курбан-байрам, как всегда, является выходным днём, однако публичных жертв животных здесь никогда не увидишь. Одним словом, основными ценностями албанского народа можно считать не только религиозную терпимость, но и гармонию в этом плане.

Таким образом, и поныне статистический расклад среди албанцев по критерию вероисповедания остался тем же, что и в прежние годы.

Правда, бывший президент государства православный Альфред Моисиу, который занимал этот пост в 2002-2007 гг., в свое время назвал Албанию и вовсе христианской страной. Он не оговорился тогда. Но при этом одна из мусульманских организаций сразу же выступила с протестом на эти слова. Что ж, в результате президенту потом пришлось и вовсе дезавуировать своё необдуманное заявление, согласившись с тем, что государство, равно как и сама религия Албании, остается по-прежнему светским, хотя официально и исламским.

Получайте еще больше информации о различных странах, подписавшись на рассылку, а также участвуйте в обсуждении статьи в комментариях.

Andriy

Религиозная ситуация в Албании, также как и многие особенности этой страны и аспекты жизни в ней, окружена множеством стереотипов.

Существует устойчивое мнение о том, что исповедует исключительно ислам, что не соответствует действительности. Около 60% населения страны и правда является мусульманами, однако в Албании немало жителей придерживаются православия и католицизма, а также существуют представители и других конфессий.

Православие в Албании - одна из трех крупнейших конфессий в стране, согласно разным источникам, его исповедует до 30 процентов населения страны. Третья по распространенности религия в Албании – это католицизм, которого придерживается около 10 процентов жителей Албании.

Также большое количество албанцев, исповедующих католичество, проживают за пределами страны – в Италии, Черногории, Косово и т.п.

Пришло около 100 года н.э., в эпоху господства Римской империи. Под влиянием Византийской империи и славянских племен, живущих на ее территории, и исповедующих православие, в Албании преобладал византийский обряд, особенно в южной части страны.

С падением Константинополя, Албания попадает под влияние католической Италии, что приводит к распространению в стране католицизма. И по сей день католическое население проживает в первую очередь в северо-западных областях Албании, которые еще с давних времен имели тесные торговые связи с католической Италией.

Наиболее распространенная , и вместе с тем, самая молодая – это ислам. Около 60 процентов населения в той или иной степени исповедуют ислам, и в течение долгого времени Албания считалась единственной европейской страной, абсолютное большинство жителей которой являлись мусульманами.

Ислам начал проникать в Албанию с XIV века, к этому времени среди населения уже было распространено христианство, а часть населения продолжала придерживаться иллирийских языческих верований. В XVI веке, после того, как Албания была захвачена Османской империей, завершился процесс исламизации.

Стоит отметить, что в условиях турецкого господства, переход в ислам рассматривался албанцами в первую очередь как средство сохранения былых привилегий и продвижения по карьерной лестнице – албанцы, принявшие мусульманство, стали опорой турецкой власти на Балканах.

Тем не менее, на протяжении всего периода османского владычества, албанское население продолжает тайно исповедовать христианство. Более того – некоторые христиане, внешне принимая мусульманские обряды и имена, в семейной жизни продолжали следовать православным или католическим традициям.

В то же время, Албанию, какой мы ее видим сейчас, нельзя назвать типичной мусульманской страной, и по мере того, как она сливается с общеевропейским пространством.

Одной из основных ценностей албанского народа является религиозная терпимость и гармония.

Благодаря тому, что Албания в разное время подвергалась множеству завоеваний и нашествий самых разных народов – с собственными языками и религиями, восприятие албанцами своей религиозной принадлежности своеобразно.

Ярким примером религиозной терпимости является значительное количество смешанных браков. Нередко внутри одного рода или одной семьи могли мирно сосуществовать самые разные религиозные верования – мусульманство, православие, католицизм.

Один брат мог быть католиком, а другой мусульманином, члены одной и той же семьи носили и христианские, и мусульманские имена.

Религиозное взаимоуважение, добрососедство и толерантность албанской нации уходят корнями глубоко в историю этой страны.

Учитывая постоянную угрозу со стороны возможных захватчиков, албанский народ стремился к сплоченности и объединению, не допуская расколов на религиозной почве.

Как провозгласил албанский писатель Пашко Васа, «религия албанцев – это албанизм».

И вправду, национально-языковая принадлежность всегда ценилась албанцами выше, чем принадлежность к той или иной религиозной конфессии.

Даже сегодня в некоторых районах Албании можно обнаружить не только смешанные семьи, но и албанцев, носящих мусульманское имя и христианскую фамилию или наоборот.

Оригинал взят у acer120 в post

Религия в Албании. Итоги Переписи населения 2011 года в разрезе областей.

188 992 человека или 6,75% населения Албании - именно столько православных насчитали доблестные албанские переписчики в ходе переписи. Албанская Православная Церковь, что вполне очевидно, результат не признала. Желающие могут найти на главной странице сайта АПЦ ссылку на официальную декларацию с заголовком "The results of the 2011 Census regarding the Orthodox Christians in Albania are totally incorrect and unacceptable."

При этом, численность католиков получилась ожидаемая, 10%, а мусульман насчитали и вовсе меньше 60%. Зато в Албании обнаружились массы атеистов, агностиков и людей, предпочитающих помалкивать о своей религиозной принадлежности. Я сразу предположил, что чудесным образом, все эти товарищи окажутся в основном жителями Южной Албании. Так оно и получилось. Местами круче даже, чем результаты Единой России в Дагестане:
Агностики: северный Шкодер - 0.31%, южная Влёра - 10.97% или в 35 раз больше.
Атеисты: северная Лежа - 0.13%, южная Гирокастра - 6.3% или в 48 раз больше.
Не ответили: северный Шкодер - 4.94%, южный Фиери - 20.93% или в 4 раза больше. Спасибо, что не в 40, ага.

В общем, сделал я карты, наслаждайтесь!

1. Четыре основные религии:

Тут все достаточно очевидно, кроме крайне низкого числа православных.

2. А вот и ответ на вопрос, почему православных не досчитались:

Корреляция просто удивительная.

3. Еще раз все вместе в разрезе трех характерных для конфессиональной географии Албании регионов:

По оформлению карт - да, интервалы такие рваные выбраны для информативности, перепады значений сильные, областей-то всего 12.

И да, это мой первый пост в ЖЖ, поэтому так криво все оформлено, не придирайтесь.